О чем стоит подумать, если вы покупаете логотип в «Студии Артемия Лебедева»
Студия в числе иных услуг предлагает заказать логотипы, которые создает искусственный интеллект Николай Иронов. Изучила оферту и информацию на сайте — готова поделиться своими наблюдениями. Кротко: есть критичные риски в части интеллектуальной собственности.
Что в статье:
Специфика сервиса и как работает Николай Иронов
Николай Иронов — это программное обеспечение Студии Артемия Лебедев. Подробная информация указана на сайте Студии.
В начале вам предложат ввести словесную часть логотипа и указать тематику. На основании этих данных Николай предложит огромное количество вариантов, из которых вы сможете выбрать лучший.
Еще предоставляется возможность немного поправить вариант, который вы выберете - поиграть со шрифтами, цветом, расположением. Пока выглядит захватывающе.
Дальше долистываем до юридических моментов и видим ограничения:
- На вопрос “кому будут принадлежать права на логотип” на сайте прямо не отвечают. Точно не заказчику. У заказчика будет исключительная лицензия на весь срок охраны права.
- Передавать права на логотипы другим лицам нельзя.
- Заказать логотип можно только как физическое лицо, от компании нельзя
Что написано в оферте
Оферта - это договор, который вы заключаете со Студией. Моментом заключения договора является первая оплата за услуги Николая Иронова.
Самый большой интерес представляет раздел “ответственность”.
Если коротко, там написано следующее:
- Студия не гарантирует, что при использовании логотипа не нарушены интеллектуальные права третьих лиц (п. 4);
- Ваш логотип может содержать элементы логотипа, который Иронов сгенерирует для другого лица (п. 5);
- Студия не гарантирует возможность использования логотипа в качестве средства индивидуализации (товарного знака) (п. 6);
- Студия не возмещает ущерб и убытки (п. 7).
Окей, заказчик логотипа не получает никаких гарантий и интеллектуальных прав. А что же тогда получает?
Об этом идет в разделе “интеллектуальная собственность”. Пользователь получает исключительную лицензию на весь срок охраны исключительного права на территории всего мира. А кто останется правообладателем исключительных прав? Разбираемся дальше.
Кому вообще принадлежат исключительные права на логотип
Давайте вспомним пару моментов:
- Логотип состоит из словесной части и изобразительной. Откуда берется изобразительная часть - из информации на сайте не понятно;
- Логотип можно создать полностью без вашего участия - выбрать предложенное обозначение. А можно довольно существенно поучаствовать в его создании, выбрав композицию, шрифт и цвет.
Изобразительная часть логотипа
Сначала разберемся с изобразительной частью. Потенциально возможны три варианта:
- Изображения разрабатывал человек и он не передавал права Студии (возможно Студия даже не знает, кто делал каждый изобразительный элемент - если брала их из каких-либо сторонних источников),
- Изображения разрабатывал человек и он передавал права Студии,
- Изображения полностью созданы с нуля искусственным интеллектом.
Точной информации об этом я не нашла на сайте Студии или в оферте. Дальше по этому вопросу исключительно мои предположения и рассуждения. Откуда точно изобразительные элементы логотипов - не понятно.
Второй вариант маловероятен организационно. Для его реализации Студии пришлось бы посадить сотни дизайнеров разрабатывать графические элементы, на это бы ушло невероятно много времени и сил.
Третий вариант маловероятен технически - как бы ни был крут Николай Иронов, кажется, он немного не так работает.
Если вспомнить оговорку в оферте о том, что Студия не несет ответственности за нарушения прав третьих лиц в разработанных логотипах, то первый вариант исключить нельзя. А это означает, что вы можете купить логотип-троянского коня с неочищенными правами неизвестных вам и Студии авторов.
Исключительные права Студии
Наше законодательство еще не готово к созданию объектов авторских прав искусственным интеллектом. По-старинке в гражданском кодексе указано, что автором является гражданин, творческим трудом которого создано произведение. Как вы понимаете, Николай Иронов - не совсем гражданин и труд его не совсем творческий.
На само программное обеспечение Николай Иронов у Студии, безусловно, права есть. А вот возникают ли исключительные права на создаваемые логотипы у Николая Иронова или Студии - большой вопрос. Вероятно, на него следует ответить отрицательно.
Исключительные права заказчика
К созданию логотипа может приложить руку еще один автор - заказчик.
Заказчик может влиять на расположение элементов, шрифт и цвет элементов. В этом определенно есть творческий вклад. Чтобы дорабатывать и перерабатывать произведение нужно получить разрешение у автора. Как мы выяснили, с этим проблемы.
Итого, с исключительными правами на логотип ситуация следующая
- Нет информации, кто создавал изобразительную часть и что с правами;
- Права Николая Иронова под вопросом, поскольку он не является автором по гражданскому законодательству;
- Возможно, заказчик дорабатывает логотип без разрешения автора.
В общем, с точки зрения интеллектуальной собственности логотип Николая Иронова вызывает много вопросов.
Выводы, риски и советы юриста
Николай Иронов - это отличный проект, если воспринимать его как развлечение. Например, вам просто интересно, как мог бы выглядеть ваш логотип.
Сервис можно использовать и с практическими целями. Например, оплатить создание логотипа для вашего дизайнера. Иронов нагенерит десятки отличных идей, которые дизайнер потом отрисует самостоятельно с поправкой на свое видение и ваше техническое задание. Если он будет только вдохновляться предложенными вариантами, с исключительными правами все будет ок.
Но вот беда в том, что обычно логотипы все-таки заказывают для целей индивидуализации товаров и услуг. Часть логотипов будет зарегистрировано как товарный знак. И для этих целей сервис просто не подходит, несмотря на уверения Николая в обратном.
Риски заказа логотипа у Николая Иронова
Если бы мой клиент заказал логотип у Николая Иронова, я бы обозначила ему следующие риски:
- Нет информации, откуда взялась изобразительная часть логотипа. Возможно, при использовании логотипа в целом вы будете нарушать исключительное право дизайнера, который разработал изо;
- Ваш логотип и логотип другой компании может содержать очень похожее или одинаковое изо. Нет гарантий, что это не ваш конкурент. Сделать с этим правовыми методами вы ничего не сможете.
- Если вы зарегистрируете такой логотип как товарный знак, останется весомый риск его оспаривания;
- Вы не сможете выдать лицензию, заключить договор франшизы или иным способом предоставить право использования логотипа другому лицу. Договор отчуждения тоже не заключите.
Советы юриста при заказе логотипа у любого дизайнера
Логотип можно заказать у дизайнера или у студии.
Если вы заказываете логотип у дизайнера, то перед началом работы заключите договор авторского заказа. Он должен предусматривать передачу вам исключительных прав с момента оплаты или передачи логотипов.
Если логотип уже заказали и заключили другой договор, то можно заключить договор отчуждения произведения. Цель такого договора - передать права от автора.
Если вы заказываете логотип в студии (любой), то нужно обратить внимание на следующее:
- Есть ли формулировка об отчуждении исключительного права в договоре,
- Уточните, как права перешли от автора к студии. Запросите документы. Это может быть договор авторского заказа, договор отчуждения или служебное задание дизайнеру, который работает по трудовому договору.
- Если студия не готова предоставить указанные документы, предусмотрите в договоре гарантии ваших прав и возмещение возможных убытков.
Все документы важно сохранить: договор, приложение с вариантами разработанных логотипов, акт, подтверждение оплаты, переписку сторон. А еще не забудьте проверить, получится ли зарегистрировать ваш логотип как товарный знак.
Про иные аспекты защиты интеллектуальных прав я пишу моем телеграм канале.
Если остались вопросы, я буду рада ответить на них в комментариях. Расскажите, заказывали ли лого у дизайнера? Оформляли ли документы для передачи прав?
"Стоит подумать, если вы покупаете логотип в Студии Артемия Лебедева"
Стоит подумать, все ли в порядке с головой, если вы покупаете логотип в Студии Артемия Лебедева
пункты "думать" и "заказать что-то у Лебедева" взаимоисключающие
да там особо никто и не думает.
Смотрят на размер отката. Если устроил, то берут.
Никто в здравом уме по другим причинам это не заказывает.
Стоит послушать "самые честные новости"
Стоит подумать, а дизайнер ли он вообще
Стоит протрезветь для начала
Я не знаю, как это работает, но для разных названий и для различных видов деятельности генерируются одинаковые логотипы, меняются только цвета... Это точно генератор логотипов или он просто берет готовые из базы?
Ого!! Спасибо за информацию. К сожалению, это как раз подтверждает мои опасения
Здесь скорее дело в том, что эти узоры являются тестовыми, то есть для теста берутся одни и те же картинки во избежание обмана сервиса.
Спасибо за такой подробный разбор 🔥
Спасибо большое вам, что дочитали )
Ну и шрифт на сайте, как будто запустил GTA 3 в 2001 году
Что-то у меня огромные сомнения, что нейросеть может создать более или менее хороший дизайн. По крайней мере, на данном уровне развития технологий ИИ точно.
В качестве референсы на текущий уровень развития ИИ - посмотрите на Dalle2.
Я прям совсем не спец в дизайне, но похоже вы правы. ИИ можно использовать для генерации идей и потом человеку дорабатывать результат.
Вот тут есть интересные мнения на этот счет - https://vc.ru/design/160065-studiya-artemiya-lebedeva-zapustila-podpisku-na-uslugi-neyroseti-nikolay-ironov
Не моя статья, но изучала перед написанием этой - там примерно также эксперты говорят.
Недели 2 назад показывали 4 свадьбы по каналу пятница вроде или что-то такое, жена такую тему смотрит и всегда подьебывает, мол кто бы её замуж взял ещё раз, я ей всегда отвечаю, успокойся, кольцо есть? Есть, все в порядке - хочешь приключений, девичья фамилия и вперёд и с песней - дверь на выход знаешь где. Ну и смеёмся над этой хренью.
В общем занимался своими делами по работе, а тут жена смотрит эту муть и восклицает: воооо этот пииииидр как его, волосы у него - я смотрю и понимаю что самого Артёма показывают.
В общем посмотрел минут 15 серию и понаблюдал за ним. Каждую минуту с кем-то пездит по телефону, вечно куда-то подрывается и прочее.
Потом надоело, занялся своими делами и пошёл на кухню готовить.
Надо наверно пост запилить у себя на сайте, сюда закинуть обзор, где реальная история одного друга, который работал у Артёма, затем его нахер послал и переехал в Америку жить. История реально интересная, рассказывающая про то какой Артём пидар на самом деле и как он пользуется дизайнерами не обучая их ремеслу, а просто пиздит идеи.
Как время будет может запилю тему. Со всеми фактами, фотка и и реальными событиями произошедшими с 2017 по 2020 года.
Это и так все знают.
В смысле «обучает»? Они к нему на работу пришли или на обучение за деньги а он их идеи украл?
@Редакция vc.ru тупите
Комментарий недоступен
какой отвратительный логотип... нечто непонятное оранжевое с плохо читающейся надписью, да еще и волнистыми буковками... это точно дизайн?
Артёмий, перелогинся.
Джон Фёдор выжил и мутировал
На бизнес линче вас бы обосрали
Даже любопытно, как много людей понимают, что на лого флаг Боливии?
Горизонт завален.
:)
Вообще то если задуматься, то клиент покупает не логотип, и не картинку... Клиент покупает инструмент продажи. И если проданный ему инструмент это источник неприятности и лишнего гемороя даже при его правильном применении - то это плохой инструмент и от него надо держаться подальше.
Таких сервисов вагон и маленькая тележка, этот хоть как-то выделяется креативом. Далее нужно задать вопрос, а для чего в таких сервисах вообще заказывают логотип? Скорее это или для MVP, или для проектов в которых поднятые вопросы инт. собственности волнуют в последнюю очередь, а креатива охота.
Ни в коем случае не оцениваю сервис или дизайн - я в этом не специалист )
Я хотела подсветить правовые моменты и дать универсальные рекомендации. Они актуальны для любых студий и для любых проектов
Да не стесняйтесь вы так...
А нам вот отличный лого сделала. Но есть пара нюансов ) Во-первых, это был 997 вариант (!), а во-вторых, процессом управляли (настройки и все такое), ну и в третьих, Иронов подал идею, которую мы уже привели в текущий наш лого (extyl.ru).
То есть тема рабочая, но если верные ожидания (мы вообще ничего не ждали, игрушка и игрушка, а вот идею оказывается подала нам система).
Спасибо за ваш опыт! Я предполагала, что примерно так можно использовать инструмент )
Лого на сайте симпатичный. Надеюсь, с дизайнером все оформили правильно ))
Лучше в нормальной студии заказать) Лебедев это же хайп за дорого. И шрифт дикий
Эээ
С десяток лет назад писал статью про генераторы логотипов. Их уже тогда на таком уровне было минимум десятков пять разной степени сложности.
Но никто не называл это нейросетью, и позиционировалось оно как "Если у вас кривые руки и нет денег на дизика..."
Кстати, наличие дизайнера не гарантирует уникальности. Был проект, где дизайнер нарисовал несколько логотипов. Проверила картинки - все дублировали существующие лого, но в заокеанской стране. Дизайнер не смутился. Типа, это другие сферы деятельности и вообще.
Екатерина, спасибо за статьи по интеллектуальной собственности, пишите еще!
Спасибо большое!!
Стоит купить мозги, если вы покупаете что-то в студии......
Когда нечего написать по сути поста, многие комментаторы докапываются до самого лбдва, хотя он сам лично нипричем🤷♂️
Покупать логотип у Артемия Татьяныча?
Для начала - нужно пройти медкомиссию, на которой врачи расскажут много интересного. И увлекательного.
У Артема Лебедева можно рискнуть купить лишь дизайн писсуаров, и то, если в казармы
Перед заказом логотипа у Студии Лебедева, стоит заранее хотя бы накидать тезисы для последующей статьи на vc
Слешай, а лихо Темыч придумал, заказчики даже сначала не поняли.
Сначала в тайне от заказчиков продавал продавал логотипы Н.Иронова по программе "логотипа за 100К" под видом логотипов отрисованных людьми. Натестировал на реальных заказчиках свою нейросеть, по сути их налюбив (ведь люди заказывали лого у дизайнеров, а не у нейросети).
Когда тайное стало явью, Темыч оформил все официально и дешевле, но если что, это логотип не твой, права все у студии, копировать нельзя, продавать нельзя и проблем ты нам сделать не сможешь. А если проблемы будут у тебя самого из-за авторских прав - тут мы тоже ХЗ, сам лох, что ты хотел за эти деньги)
Какой бы он не был говнюк, не признать что он гений делать деньги на лохах - и при этом не нарушать ни одного закона невозможно.
Спасибо 🙏
Касательно «рисков», они характерны не только для нейросети но и при работе с любым агенством или живым дизайнером — разницы особой нет.
С нейросетью все-таки есть некоторая специфика, но в целом вы правы!
Я пыталась отразить общие рекомендации, актуальные для работы с любым агентством или дизайнером
Комментарий недоступен
Комментарий недоступен
Екатерина, такой вопрос возник сразу после дизлайки на мой ответ.
Вот вы топите про товарный знак и прочее. А подскажите, если вы подкованная в этом плане.
Вопрос в следующим:
Заполучив товарный знак, как можно убрать конкурентов из рекламы Яндекса которые по названию компании рекламируются, создавая некую нездороую градацию. В Яндекс отсылая все документы, говорит ОК. А на деле и воз там. Как крутились конкуренты по названию, так и крутятся (Яндексу плевать по сути - кто платит бабки тот и прав) . Идти в суд и доказывать?
Проконсультируйте пжл, или влепите опять дизлайк. Заранее спасибо.
Дизлайк за мат ) Простите, если задело
По вашему вопросу, возможно, вам будет интересно почитать эту статью - https://vc.ru/legal/89124-tovarnyy-znak-v-klyuchevyh-slovah-mnenie-antimonopolnyh-organov-i-suda
Так какие варианты он выдал по запросу IP/IT_lover?
Простите, сам логотип не заказывала, не смогу показать )
Разбирала только правовые аспекты
Возможно, вам будет интересна эта статья https://vc.ru/u/34154-denis-shiryaev/160244-kak-rabotaet-bezumnaya-neyronka-dizayner-nikolay-ironov
Не моя. Там много картинок и примеров работы системы
Так, а студия эта исками по авторскому праву баловалась, как вариант схема : будут иски рассылать покупателям логотипов года так через 3-5 ) создадут ооо у которой права художников будут консолидированны на составные части логотипов и будут притензии слать за схожесть, похожие конторки есть, шлют исковые за!!! фото!!! Городских Памятников .
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Стоит обратиться к психиатру.
Новый логотип Рязани, похоже, делала бета-версия Артемия Лебедева... Пардон, Николая Иронова
по пункту где берут, опытным путём установлено копитырят из открытых источников
Комментарий удален модератором