Они «запатентовали» на себя обычное слово, а потом потребовали с нас пять миллионов рублей. Вот что было дальше
Слышали про диваны «Честер»? Эти диваны продает почти каждый мебельный. Но одна компания зарегистрировала на себя слово «Честер» как товарный знак в Роспатенте и начала требовать миллионы со своих конкурентов. Попасть в такую ситуацию рискует предприниматель в любой отрасли, поэтому расскажу, как нам удалось с этим справиться.
Я юрист по интеллектуальным правам, патентный поверенный РФ №2151. На примере этого дела я покажу, что можно сделать, если вам предъявили претензию за нарушение чужого товарного знака и потребовали миллионную компенсацию.
Получаем претензию и решаем, что с ней делать
Ситуация: мебельному магазину из Москвы пришла претензия. Какой-то предприниматель обвинял их в незаконном использовании товарного знака «CHESTER-DIVAN» и требовал заплатить 5 000 000 рублей за «нарушение».
Я удивился. Первая мысль — «да как такое вообще можно было зарегистрировать».
Для справки
Вообще-то Роспатент при регистрации знака проверяет, есть у слова различительная способность или нет — п. 1. ст. 1483 ГК РФ.
Товарные знаки — это же регистрация не самого по себе названия, а регистрация бренда каких-то конкретных товаров и услуг. И помимо прочего Роспатент проверяет, может такое название выделить продукт на рынке или нет.
Грубо говоря, Роспатент не зарегистрирует названия «Сапоги», «Дешевые сапоги» и даже «Шлёпки» на товар «обувь». Просто потому, что такое название не выделит бренд на рынке — это же просто характеристика товара, а не бренд.
Так и здесь: «честер» — это невысокие диваны с подлокотниками, которые продает чуть ли не каждый мебельный. Каретная стяжка и пуговицы — такие диваны много лет выпускают все, кому не лень, и странно было бы предположить, что такое расхожее название вида товара может принадлежать кому-то одному.
Дальше у нас было три варианта.
1) Проигнорировать претензию и надеяться, что отправитель забудет о ней
Так себе вариант — обычно отправители все прекрасно помнят. А если не ответить на претензию, то суд может оценить это как фактор грубого нарушения. С «молчуна» могут взыскать компенсацию больше, чем если бы ответ был.
2) Сразу отправиться в Роспатент с требованием аннулировать знак
Если мы не согласны с регистрацией знака, ее можно оспорить в Роспатенте. Но идти туда сразу после получения претензии не стоит — вдруг у нас получится разойтись миром и до судов с Роспатентом дело не дойдет.
3) Написать обстоятельный ответ, чтобы отбить желание судиться
Это оптимальный вариант: большинство споров по интеллектуальным правам не доходит до суда. Правда, в случае с «честером» ни о каком встречном предложении с нашей стороны не шло.
В ответе на претензию объясняем спорщику, что его товарный знак был зарегистрирован по ошибке — законы, практика, все дела. Грозим обращением в Палату по патентным спорам: если нам это удастся, то спорщик останется и без денег, и без знака.
Обычно когда компания получает большой и подробный ответ с опорой на законы и практику, ее воинственный дух угасает. Спорщикам проще отстать и найти кого-то другого, чем рисковать.
Получаем иск и готовимся к суду
Наш отправитель не угомонился — спустя месяц мы получаем судебный иск. Только аппетиты теперь поменьше: вместо 5 000 000 просят 800 000 рублей.
Запускаем план «Б»: обратиться в Палату по патентным спорам, чтобы знак аннулировали.
А теперь важный нюанс, о котором вам точно стоит знать:
Спор по взысканию компенсации за товарный знак и спор по аннулированию этого знака — по нашим законам это два разных спора
В ответ на иск о компенсации нельзя заявить встречный иск, мол, знак зарегистрирован незаконно. Причитать в суде о незаконности регистрации знака нет вообще никакого смысла, суду всё равно.
Пока товарный знак зарегистрирован — он действует. Это значит, что суды обязаны его защищать.
Если мы считаем, что знак зарегистрирован незаконно, то идем в Палату по патентным спорам — это специальное подразделение Роспатента, которое рассматривает такие возражения. Именно поэтому в спорах по товарным знакам часто идут два дела параллельно — одно в суде, другое в Палате.
Так получилось и у нас.
Мы подготовили для Роспатента кипу документов на несколько сотен страниц: возражение и гору приложений. В дело пошли энциклопедии, справочники, научные статьи, публикации дизайнеров, выписки из патентных баз и скриншоты интернет-магазинов. Словом, всё, что было нужно, чтобы доказать Роспатенту, что «честер» — это вид дивана, а не чей-то бренд.
Дело в суде закончилось раньше, чем в Роспатенте и результат был ожидаемым: иск удовлетворили.
Однако, нам удалось снизить размер компенсации на полмиллиона: вместо 800 000 рублей суд взыскал всего 300 000.
По меркам таких споров это уже было хорошим результатом. Но мы хотели большего: аннулировать знак и оставить спорщиков ни с чем.
Палата по патентным спорам: отказать… хотя нет, постойте
Тем временем в Роспатенте рассматривали возражение. Несколько заседаний коллегия изучало каждое наше доказательство. И вот, в последнем заседании коллегия встает, чтобы озвучить решение…
Отказать. Оставить правовую охрану товарного знака в силе.
Как? Как после такой кипы доказательств можно было по-прежнему спорить с тем, что слово «честер» на рынке мебели использует весь рынок? Мы полыхали не на шутку.
Дальнейший путь в таких случаях обычно такой: месяц ждать письменного решения Роспатента, потом еще три месяца оспаривать его в суде. Но мы буквально за день пишем обращение на имя руководителя Роспатента.
Мало кто знает эту внутреннюю кухню Роспатента, но там все устроено так: сначала на заседании коллегия Палаты озвучивает решение, потом готовит письменный проект решения, который передается на утверждение руководителю Роспатента. Если все нормально — руководитель утверждает.
«Если» — это хорошее слово.
Редко-редко бывает так, что руководитель не утверждает решение Палаты, если поступит серьезное мотивированное обращение. Иногда такое обращение выстреливает.
Спустя несколько дней нам приходит уведомление Роспатента «о переносе даты заседания» — наше обращение сработало.
В новом заседании эксперты из коллегии сказали, что дополнительно ознакомились с нашими материалами. Нам задали еще ряд вопросов, после чего вынесли новое решение:
Вот это уже долгожданная победа. Но еще не конец.
Пересмотр: суд отменяет решение о взыскании компенсации
Помните про взысканные судом 300 000 рублей? Решение Роспатента — повод для пересмотра того дела.
У нас появились новые обстоятельства — знак-то всё, не охраняется, значит и взыскивать было нечего. Само решение о регистрации знака отменили, то есть знак аннулирован, словно его никогда и не было.
Мы отправляемся в суд с заявлением о пересмотре дела.
Тем временем наш бывший «правообладатель» идет в другой суд — оспаривать решение Роспатента. Он хочет, чтобы Суд по интеллектуальным правам отменил решение Роспатента и вернул охрану его товарному знаку.
Снова два параллельных дела:
- В одном мы отменяем компенсацию
- В другом бывший правообладатель пытается вернуть охрану своему знаку
Первым состоялся наш суд о пересмотре. Суд отказал нам со ссылкой на то, что «заявление подано преждевременно». Мол, у вас там решение Роспатента еще могут оспорить, чего вы сюда пришли.
Только вот в законе черным по белому написано: решение Роспатента вступает в силу со дня принятия. Кто там куда пошел оспаривать нас уже не интересует — пусть хоть обуспарываются.
Мы идем жаловаться в апелляцию и просим, чтобы суд заставили пересмотреть дело и не затягивать. Апелляция соглашается с нами и принудительно отправляет дело на пересмотр.
Тем временем в Суде по интеллектуальным правам мы защищаем решение Роспатента и суд отказывает «правообладателю». Суд согласен с нами: он говорит, что Роспатент правильно сделал, что аннулировал знак.
Из апелляции дело приходит в первый суд и, наконец-то, суд отменяет решение о взыскании компенсации.
Настало время для «а я же говорил»: спорщик остался и без денег, и без знака.
Как это дело пригодится другим предпринимателям
Сегодня в России зарегистрировано больше 800 000 товарных знаков, а каждый год российские суды рассматривают несколько десятков тысяч споров. Это значит, что попасть в подобную ситуацию может каждый предприниматель.
Последняя точка в деле «Честера» будет поставлена в декабре — когда суд пересмотрит дело с учетом новых обстоятельств и откажет в иске.
А вот выводы, которые могут пригодиться вам уже сейчас, если доведется попасть в похожую ситуацию:
1. Роспатент не регистрирует в качестве товарных знаков названия, которые характеризуют качества товара, его вид или свойства
2. Если все-таки зарегистрировал, то такое решение можно оспорить в Палате по патентным спорам
3. Если Палата удовлетворяет возражение, то знак аннулируют, словно его никогда и не было
4. Суд по взысканию компенсации и спор по аннулированию знака — это два разных спора, которые идут в разных госорганах
5. Если суд взыскал компенсацию, а потом товарный знак аннулировали, то компенсация сама по себе не отвалится — нужно обратиться в суд за пересмотром дела
6. Будьте аккуратны при выборе названий для своих компаний и товаров — риск попасть на чужое и давно кем-то занятое достаточно большой
7. Иногда ошибается даже Роспатент. Но к счастью, закон и эксперты дают возможность доказать ошибку и всё исправить. А без ошибок тут и быть не может — все-таки по 100 000 заявок каждый год рассматривают
Если история про суд была интересной и полезной — поставьте «вверх», буду писать еще о таких делах, благо их за годы работы набралось немало. Есть еще про домены, про патенты, про нечестных конкурентов и чего только не. Если что-то из этого вам особенно интересно — напишите в комментариях.
Если хотите раз в неделю получать полезные прикладные советы по этой теме — загляните в наш «Клуб правообладателей» в Телеграме. Рекламы нет, канал маленький, зато уютный — заходите, если интересно.
Если хотите в целом разобраться, как грамотно пользоваться своими интеллектуальными правами — присмотритесь к книге «Своровали? Накажи! Книга о защите интеллектуальных прав».
Это книга для предпринимателей и авторов, над которой мы работали последние два года вместе с Максимом Ильяховым. Недавно рассказывали на VC, что это за книга и чем она пригодится каждому, кто что-то создает и зарабатывает своим умом.
Как всегда — общие вопросы пишите в комментарии. Если нужна помощь тет-а-тет по конкретной ситуации (проверка и регистрация товарных знаков; работа с претензиями, судами, блокировками; патентование) оставьте заявку на моем сайте — обсудим детали и посмотрим, что можно сделать.
а теперь попробуйте вернуться к статье и прочитать ее голосом Леонида Каневского))
а если серьезно — молодцы, что дошли до конца и не пошли на компромисс. и кейс получился интересный, спасибо.
Каневский это кто?
еще интересно сколько средств было потрачено на судебные разбирательства, жаль в статье об этом ни слова
вот это интересный интерактивчик )
У меня собаку зовут Честер. куда платить деньги?
Напрашивается какая-нибудь шутка про «Linkin Park» :-)
А он любит Cheetos?
В Philip Morris, вестимо.
Вы чуть-чуть опоздали. Последний граф Честерфилд умер в 1967 году.
Так уж и быть, кидай мне.
Скинул номер карточки в личку!
В фонд мира
Пойду запатентую слово "РосПатент" и стряхну несколько миллионов с государства тогда
Этот парень был из тех, кто просто любит жизнь (с)
Как бы потом не пришлось извиняться на камеру, дон.
Кажется, нельзя с Рос или Россией чёто просто так регистрировать
Спасибо большое за интересный материал!))
Ну и дела.
Недавно пришлось закрыть сайт из-за такой идиотской писульки.
Кому: «Кому: «laktostaz.spb.ru»
Юридический адрес: Санкт-Петербург, Парашютная улица, 38
Почтовый адрес: [email protected]
От: Индивидуального предпринимателя
Комаровой Евгении Юрьевны
Почтовый адрес:
140105 г. Раменское, ул. Цветная д. 11
Телефон:
+7 909 67 99 077
Электронная почта:
[email protected]
ПРЕТЕНЗИЯ
(в порядке досудебного урегулирования спора)
ИП Комарова Евгения Юрьевна (далее – Правообладатель, Заявитель) является правообладателем объекта интеллектуальной собственности – товарного знака № 890406 «LaktostazaNet» (далее – Товарный знак), что подтверждается из сведений Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Вы используете Товарный знак без каких-либо согласований с Правообладателем. Данные действия являются нарушением действующего законодательства, а так же прав и законных интересов Заявителя. Данный факт подтверждается использованием вами схожего названия сайта как: «laktostaz.spb.ru»
В соответствии со ст. 1477 ГК РФ, правила настоящего Кодекса о товарных знаках соответственно применяются к знакам обслуживания, то есть к обозначениям, служащим для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг.
В соответствии с п. 1 ст. 1484 ГК РФ, лицу, на имя которого зарегистрирован товарный знак (Правообладателю), принадлежит исключительное право использования товарного знака. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на товарный знак.
- при выполнении работ, оказании услуг;
- в сети "Интернет", в том числе в доменном имени и при других способах адресации.
В соответствии с п. 3 ст. 1484 ГК РФ Никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения.
В соответствии со ст. 1515 ГК РФ, лицо, нарушившее исключительное право на товарный знак при выполнении работ или оказании услуг, обязано удалить товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение с материалов, которыми сопровождается выполнение таких работ или оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок.
Правообладатель вправе требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:
- в размере от десяти тысяч до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;
- в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак, или в двукратном размере стоимости права использования товарного знака, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование товарного знака.
Из указанного следует, что «laktostaz.spb.ru» неправомерно, без заключения лицензионного договора и иных правовых оснований , используют Товарный знак. В ...
Лактостаз - это термин. laktostazanet - это товарный знак. Не вижу нарушений с вашей стороны. Это такая же ебанутая претензия которую в свое время авто ру кидал региональным авто порталам и был послан нахер. И там если не ошибаюсь как раз сыграло то что они зарегистрировали домен раньше чем авто ру товарный знак или что-то такое
@Алексей Башук интерсно ваше мнение
А автору этого коммента я бы пожеал удачи и регистрации товарного знака
Тоже бред какой-то. 👉Причем тут сайт и товарный знак?
И уж тем более похожего. Если я зарегила сайт sony. на каком то домене второго уровня, то я чего-то нарушила? Это их проблемы и пусть договариваются со мной - так всегда было и в суды мало кто обращался. Вообще такое направление 👉называется киберсквотинг и в нем нет ничего страшного. Тем более, что я могла иметь в виду совсем другое, например, просто сони - люди, которые любят поспать.
А у вас вообще другая ситуация и вас просто взяли на понт. Вы также могли сочинить нечто подобное и подать в суд за угрозы. И так не пойми чего твориться в сране, а тут писульки пишут.
Ну хотя бы лактостаза теперь точно НЕТ )))
И пробуйте если у вас был доход взыскать компенсацию если такое возможно. Мне кажется вас просто обманули, был ли у вас суд?
Закрывать не нужно, можно последовать двумя вариантами:
- измерить домен и по всем правилам сделать переадресацию, чтобы переиндексировался сайт и страницы переклеили поисковики. Если все грамотно сделать, то потери в посетителях будут меньше.
- пойти по стопам автора данной статьи и оспорить.
Комментарий недоступен
ну доменное имя не товарный знак а все таки адрес маршрутизации в интернете и на него патентные права не распространяются, можно смело послать в даль и спокойно выйграть в суде
Плюс только за то, что начали сражаться. Ну и за удивительную победу. Обычно здесь правило - 👉Оставь надежду, всяк сюда входящий.
Спасибо! Да, тут еще отдельное спасибо нашему доверителю — предпринимателю, который получил эту претензию.
На самом деле далеко не у всех хватает решимости не мириться с такими вещами и идти до конца. Часто люди идут на поводу у отправителей претензии, особенно если она написана серьезно и выглядит обоснованно. Кого-то и снижение компенсации устраивает — мол, снизили в два-три раза и бог с ним. А тут мы прошли от и до.
Я боюсь представить, во сколько обошлись ваши услуги клиенту, учитывая объем работы. Надеюсь, что меньше 800к.
Да, объем работы там был гигантский, конечно. Это около года работы: первая инстанция, апелляция, дело в Палате по патентным спорам, пересмотр, апелляция пересмотра, новый пересмотр, плюс в Суде по интеллектуальным правам. Но честно скажу, что про 800к там речи совсем не шло. В сумме еще не считали, посчитаем как до судрасходов дойдем, но меньше этой суммы раза в три точно.
Ну начиналось всё с пяти миллионов.
Все было бы хорошо, если бы владелец магазина за юридические услуги заплатил меньше, чем требовалось по иску. А суд, как я понимаю, в компенсацию не зачтет работы по оспариванию в Роспатенте
Это вы точно подметили: действительно, расходы на ведение дела в суде суды взыскивают, с этим вопросов нет. А вот с аннулированием чужого знака сложнее — суды как правило не относят дело в Палате по патентным спорам к судебным расходам, и взыскать эти деньги с бывшего правообладателя достаточно сложно.
Тут две мысли:
1. Если используете для своего бизнеса название оригинальнее, чем, условно, «Сапоги» для сапогов, то лучше зарегистрировать свой товарный знак заранее. Это проще, чем потом оспаривать чужую регистрацию, если кто-то опередит. Тогда вероятность попасть в такой спор сильно меньше. Подробнее про это писал вот в этой статье на VC: https://vc.ru/legal/362638-chto-budet-s-vashim-biznesom-esli-ne-zaregistrirovat-tovarnyy-znak
2. Риски со спорами по товарным знакам — это один из рисков предпринимательства. К нему стоит относиться также, как и к любым другим рискам — рискам вложений в рекламу, рискам по дебиторской задолженности и так далее. Исключить их абсолютно достаточно сложно, но можно существенно уменьшить их вероятность, если грамотно подходить к этим вопросам.
Сколько проблем и затрат предпринимателям создают бездарные чинуши в Роспатенте и других подобных гос-шарашкиных конторах.
При этом нет никакой ответственности ни у чиновников, ни у хитрожопых «предпринимателей».
Да, понимаю, про что вы. Хотя тут, конечно, стоит отдать должное и Роспатенту — у нас каждый год поступает около 100-110 тысяч заявок. Все эти заявки приходятся на ручную экспертизу отдела, в котором работает около ста экспертов. У них очень серьезная загрузка и планы высокие, работа крайне непростая. И при всем при этом случаи вот таких ошибок при регистрации — это меньше процента, а то как бы и не меньше десятой доли процента.
Точную цифру сейчас не вспомню, но порядок примерно такой: регистрируют в год около 60 тысяч знаков, а аннулируют буквально 200-300. Более точные цифры есть в годовых отчетах Роспатента.
В этом плане у нас картина сильно лучше, чем в том же ЕС (есть опыт работы там). Там, для сравнения, патентное ведомство вообще не проводит экспертизу, ее по сути перекладывают на самих предпринимателей. Там заявки публикуют просто в открытых реестрах, а дальше кто хочет, тот присылает протесты против регистрации. Протест не прислали — знак регистрируют. В итоге предприниматели и компании тратят деньги на то, чтобы их юристы постоянно отслеживали, не появляется ли в реестре какого-то опасного для них знака. А наши эксперты по сути берут эту работу на себя.
Мощный лайк
Знаю об одном случае, когда одна барышня решила посудиться с соседями из-за границы участка. Соседи вызвали специалистов БТИ и им пришлось оплачивать 30.000 руб за экспертизу и подтверждение границ. И суд встал на сторону ответчика.
Но на этом ответчики не остановились и подали встречный иск на возмещение этих издержек, а также юридические услуги, которые стоили около 80.000 руб. И этот иск удовлетворили.
Вот так эта барышня решила повыёбываться и доказать свою правоту, но карма не заставила себя долго ждать.
Здравствуйте. Я Юлия Сапсан, эти имя и фамилия у меня в паспорте. Я хочу развивать свой блог, который назову «Блог Сапсан» и около того, а ещё все будущие проекты будут содержать мою фамилию.
Может ли РЖД подать на меня в суд? У них есть поезд «Сапсан». Имеет ли мне смысл регистрировать торговую марку на блог?
Добрый день!
Все зависит от того, что будет за блог и проекты. Если речь про некоммерческие проекты, то есть, например, это личный блог, то тогда вы в принципе не ступаете на территорию товарных знаков (даже если кто-то будет убеждать вас в обратном), поэтому там товарный знак точно не нужен.
Если речь идет про коммерческие проекты, то, скорее всего, лучше зарегистрировать товарный знак. Тогда будет проще защищать свои интересы, если кто-то будет использовать такое же или похожее обозначение в конкурентных проектах. Имена и фамилии часто регистрируют как товарные знаки.
Но если вопрос касается только возможного спора с РЖД, то думаю тут и без знака все разрешится: если вы зарегистрированы как ИП, то вы имеете полное право вести коммерческую деятельность под своим именем и едва ли кто-то может вам это запретить.
Имена собственные не регистрируются. Самое интересное, что цифры и числа тоже нельзя зарегистрировать. Поэтому Петр-1 и Екатерина-2 может быть сколько угодно компаний и продуктов. Точно так же и вы не сможете предъявить РЖД никаких претензий, т.к. сапсан - это в переводе с английского означает название птички "сокол".
Как юрист вы должны знать разницу между регистрацией товарного знака и патентом?
Конечно должен. Скажу больше — я патентный поверенный РФ, аттестованный Роспатентом по четырем специализациям, в том числе по специализациям «товарные знаки и знаки обслуживания» и «изобретения и полезные модели». Поэтому да, в чем разница между товарным знаком и патентом знаю непонаслышке, спасибо :-)
Теперь хоть фильм снимай)
Да, хорошо написано, тоже с удовольствием прочёл 🤗
Я человек простой, вижу материал Алексея, ставлю апвойт (плюс, класс, лайк) иногда все сразу )))
спасибо! :-)
ЗамсАп забыл
На самом деле, таких троллей с товарными знаками довольно много и иногда не понятно, на что они расчитывают 🙈
Например, у правительства Москвы есть система прохода в школу и оплаты питания под названием «Москвенок». Часть идентификаторов закупает сама Москва и раздаёт ученикам, а альтернативные картам версии типа браслетов и брелоков, можно купить у лицензированных поставщиков. Так вот, года 2 назад, один из них зарегистрировал тм Москвенок на классы соответствующие идентификаторам и начал выпиливать конкурентов тк ДИТ, внезапно, защитой интеллектуалки не озадачился 🙈 Год назад, ещё один участник зарегал moskvenok и по сути, все остальные участники рынка опять под угрозой 👽 И это госуха, это департамент информационных технологий Москвы с отдельным сайтом на .mos.ru , где обычное гугление при регистрации ТМ уже должно было заставить Роспатент задуматься 🤷🏻♂️🥲
Я разок скопировал сайт на домене обанкротившегося конкурента, без смены лого и тд. Их юрист угрожал миллионами, в итоге получил 50 тысяч рублей, также суд запретил использование товарного знака.
Правда дело было в 15 году
В 15 году вам дешевле было создать новый. Тогда как я помню цены на сайты были смешными.
Ну и это копирование конечно не делает вам чести, но думаю выводы сделали.
Интересно.
Что-то не понятно. Ответчик продавал диваны до того как истец зарегистрировал торговый знак, так? Он не нарушал закон.
Вопрос.
Перестал ли он использовать торговый знак при получении досудебной претензии, т.е после того как узнал что возможно нарушает чье-то право?
Если не перестал то виноват. Путем снятия с продажи диванов.
Была ли претензия к ответчику что товарный знак использовался на продукции до его оф.регистрации?
Будет ли встречный иск о защите деловой репутации и компенсации возможной упущенной выгоды на основе среднестатистической суммы продаж за период равный периоду невозможности осуществлять предпринимательскую деятельность с использованием требуемой торговой марки?
Спасибо.
Так вроде там написано, что не охрана снимается с товарного знака, а что охрана изначально была предоставлена неправомерно
Интересный вопрос. Сразу скажу, что прямого ответа на него в законе нет, но расскажу вам то, что видел в Постановлениях Президиума Суда по интеллектуальным правам.
В общих чертах логика такая: если Роспатент зарегистрировал товарный знак предпринимателю, а потом этот знак аннулировали, то в большинстве случаев к этому предпринимателю не может быть претензий за то, как он пользовался этим знаком за время с момента регистрации до момента аннулирования.
Суд рассуждает так: госорган зарегистрировал предпринимателю товарный знак, значит у предпринимателя были основания обоснованно полагаться на эту регистрацию и пользоваться правами, которые это регистрация дает.
Конкретно в этом деле продавать товары не переставали, и встречный иск такого рода не планируется. Но если такой случай рано или поздно встанет перед судебной практикой — будет крайне интересно посмотреть на реакцию суда, особенно Суда по интеллектуальным правам.
Только что вы прочитали очерк из случайно временно активированной реальности с работающими судами и чиновниками признающими ошибки.
Спасибо! Основу - про родовые понятия, которые не могут быть зарегистрированы как бренд - знал. Но все равно прочитал с интересом
А судья не спрашивал истца ведет ли он экономическую деятельность с использованием товарного знака? По идее отсутствие доказанной экономич. деятельности с применением знака у этого тролля могло бы убедить судью в его недобросовестных намерениях.
молодцы что отстояли и в итоге победили
Вот это хорошо, грамотно. Поздравляю. А теперь, раз вы такие грамотные, воспользуюсь моментом:
"Есть еще про домены, про патенты, про нечестных конкурентов и чего только не. Если что-то из этого вам особенно интересно — напишите в комментариях"
У меня вопрос про домен и ограничения, которые, как мне кажется, меня ущемляют. Я уже писал пост в "Право", но ни одного камента от тусующихся здесь юристов не получил. Надеюсь, может ты мне всё распедалишь: https://vc.ru/legal/521740-yavlyayutsya-li-dannye-ogranicheniya-narusheniem-zozpp
А если серьезно, то в такой ситуации скорее стоит обратиться к доменному регистратору и попробовать от него получить деньги назад. Потому что ситуация выглядит, грубо говоря, как продажа машины с запретом на регистрационные действия — деньги отдали, а пользоваться не можете. Хостер там точно не при делах, это к регистратору вопросы, как в пул его доменов попал заблокированный домен и почему он его с продажи не снял.
Извините за мой матерный. Но какого хуя вообще какой-то пидарас может пойти что-то зарегистрировать что уже существует, продается и начать требовать деньги сразу? По уму он не должен сначала направлять претензию и если на его претензию забили хуй, тогда уже что-то там требовать. Кто пишет эти ебанутые законы и правила? Каким говном они руководсвуются? Почему люди нормальные должны еще и бегать?
А в этом деле они претензию направляли заранее, и положенный месяц до обращения в суд ждали таки. Тут дело скорее в том, что этот знак изначально вообще не должен был быть зарегистрирован.
нет, но он может требовать деньги сразу со дня даты регистрации. Без претензии его могут в суде развернуть, а может и ответчик сказать что не было досудебки и может быть суд встанет на их сторону.
мммм Да вы еще не знаете что такое Мадридская система :))
У нас так. Увидели, находим кто это - К нотариусу, отдали 25к за скорость - я звоню, говорю что они редиски и чем это грозит - все соглашаются :) С вас 50к. Ждем дзинь с деньгами. 2 раза так делали
Радует что с тролями могут таки разобраться.
Вопрос в сроках — сколько заняли разбирательства.
Сколько эти разбирательства стоят, с учетом работы юристов? Реально ли с данного индивидуума стрясти эти деньги, чтобы было не повадно?
По срокам — это около года работы: первая инстанция, апелляция, дело в Палате по патентным спорам, пересмотр, апелляция пересмотра, новый пересмотр, плюс в Суде по интеллектуальным правам.
По стоимости разбирательств — да тут по разному у всех получается. Выше у комментариях писали, что у кого-то в похожем деле ушло около 800 тысяч. Наверное, там речь шла про ставки московских юристов. В этом деле мы еще все в сумме не считали, но примерно раза в три меньше.
Судрасходы взыскать можно. А вот с аннулированием чужого знака сложнее — суды как правило не относят дело в Палате по патентным спорам к судебным расходам, и взыскать эти деньги с бывшего правообладателя достаточно сложно.
Да уж, не суды - а цирк сплошной. Судьи сами законов не знают, видимо.
1. Судьям законы знать не надо, это дело сторон спора.
2. Судьи должны принимать решение не по закону, а по "внутреннему убеждению". Это так в законе и написано.
А внутренние убеждения судей сформированы сериалами РЕН-ТВ.
Чопопалы регистраторские
Интересно, а то что торговый знак был зарегистрирован после того, как на рынке уже во всю выпускается и продается продукция под этим названием Роспатент вообще не волнует? Или это просто их косяк?
так в том то и дело, что сначала нужно подать на регистрацию, получить приоритетное письмо и потом запускать в продажу. Даже если роспатент не зарегистрирует, т.к можно вносить правки и тд
Думаю этот граф бы перевернулся в гробу.... От такой наглости
Государственная Дума рассмотрит законопроект о запрете некириллического алфавита в наружной рекламе. Также запрет (в случае принятия закона), затронет вопрос товарных знаков проходящих через государственную регистрацию.
Копипаст из телеги
В некоторых регионах уже лет пять, а то и больше, запрещают вешать вывески на английском языке, если только обозначение на вывеске не является товарным знаком. Ну точнее как, положение в законе есть для всех, просто в некоторых регионах за его соблюдением следят, а в некоторых не очень.
Ой, там этих проектов тысячи..
Скажите, а чем была суть претензий к магазину? В меню был пункт "Диваны Честер" и этого достаточно для иска? Каким образом демонстировался товарный знак? Спасибо.
А у них в доменах использовалось слово «честер», плюс сами диваны так назывались, да.
Спасибо за статью, очень интересно. Ещё интереснее - что вы в итоге получили кроме «а я же говорил»? Просто такое ощущение, что потратили кучу времени в никуда из-за какого-то ИП
1. Люди же не за "спасибо" работали )
2. Хороший кейс как доказательство экспертности.
Как детектив.
обуспарываются замени наверное на обоспариваются
Круто что справились. А патентное право это конечно очень большая современная проблема
Подали в суд на этого хитрожопого ипэшника с взысканием потраченных денег, времени, сил?
А нет какой-то статьи для тех, кто регистрирует разные знаки чтобы вот так судиться и разводить других на деньги?
Вы в начале написали, что некоторые умеривают пыл и ищут кого попроще, кто испугается и заплатит. Чем вот такие вот ИП с патентами не родня "службам безопасности" банков и прочих разводил..?
На кол бы всех таких
Есть такая статья про франшизы (статья-шутка, не воспринимать как руководство к действию):
https://vc.ru/legal/112281-kak-zapoluchit-dengi-doverchivyh-franchayzi-i-ne-zagremet-v-sud-poshagovoe-posobie
Браво!) У вас как всегда, читать интересно!👍😎
молодцы!
Комментарий удален модератором
Хмм... а почем нынче киллеры? :-)
А какие то пидаразы Киберпанк запатентовали и Яблоко.
Прям какой-то сюжет Паланика
А вообще конечно интересно. Как простым смертным микро предпринимателям не попасть на такой вот прилипон? Что посоветуете?
Я бы предложил начать с вопроса о товарных знаках — название компании, названия товаров, логотипы, слоганы и т.д. Для начала можно глянуть в эту статью: https://vc.ru/legal/362638-chto-budet-s-vashim-biznesom-esli-ne-zaregistrirovat-tovarnyy-znak
Если смотреть шире, и приводить в целом в порядок интеллектуальные права (то есть еще решить вопросы с произведениями, патентами и т.д.), могу предложить прочитать книгу, там есть все подробные ответы и свежие прикладные инструкции: https://alpinabook.ru/catalog/book-svorovali-nakazhi/
Спасибо за статью, прочитал с удовольствием
Это грустная и поучительная история, как зарабатывать патентному юристу. Видимо, таковы тенденции
Никогда не думал, что буду читать статью о суде по патенту как детектив. Круто, спасибо
Алексей, респект и уважуха за вашу работу 👍
ТС лукаво умалчивает что работа юриста обошлась дороже чем суд присудил патентному тролю. Я ведь прав? Это беда всех таких спосов.
Какой захватывающий сюжет. Спасибо за статью. Открытием было, что закон все еще работает.
Очень напоминает историю, которая происходила на полиграфическом рынке в прошлом году. Только там не слово было запатентовано, а конструкция хенгера — картонки, что вешается на дверную ручку.
www.printdaily.ru/traditsionnyj-ofset/v-rossii-tipografii-poluchayut-zapros-na-raschet-hengera-posle-chego-ih-obvinyayut-v-narushenii-patentnyh-prav
Интересна судьба "юриста" из диванной компании, который захотел легко срубить денежек
Комментарий недоступен
Не проще было приостановить производству по делу о взыскании на основании рассматриваемого спора Роспатентом ?
А тут дело в том, что рассмотрение возражения в Роспатенте не является основанием для приостановления производства по делу в суде. Поэтому тут уже как пойдет — иногда дело в Роспатенте рассматривают раньше, чем суд закончится, а иногда наоборот.
Это связано с тем, что нет никаких ограничений на подачу возражений в Роспатент. Поэтому если бы суд был бы обязан приостанавливать производство, то любое производство в суде можно было бы бесконечно затягивать путем последовательной подачи возражений в Роспатент.
Крутая и полезная статья, спасибо
Интересно, а будь у меня компания ООО «ЧЕСТЕР», можно ли не беспокоиться о товарном знаке, если обладаешь действующим фирменным наименованием?
И да, и нет — зависит от обстоятельств. Штука в том, что налоговая при регистрации компании не проверяет ее название на предмет сходства с уже зарегистрированными знаками. Получается, бывают случаи, когда компания только открылась, а уже нарушает чужие права.
С другой стороны, бывает и наоборот: Роспатент не обязан сопоставлять обозначения, заявляемые на регистрацию, с существующими фирменными наименованиями. Поэтому бывает так, что регистрируют товарный знак, а потом аннулируют его со ссылкой на ранее существующее фирменное наименование.
Поэтому тут ответ зависит от трех факторов как минимум: даты появления знака и фирменного наименования, а также однородности товаров/услуг, плюс вопросы реального использования обозначений в коммерции.
Вот это бизнес модель придумали..🤔
Что думаете насчет этого кейса? Нужно всем теперь теги регистрировать, чтобы сайт продвигать? :)
https://partnerkin.com/blog/kejsy/sud-za-zagolovki
Ух, шикарнейшее дело! Оно интересно сразу по нескольким критериям:
1) Защита прав на базу данных — это не просто редкий объект, а редчайший для судебной практики
2) Существенная компенсация
3) Дело дошло до ВС РФ
Спасибо, что показали, прям очень интересный случай.
А про регистрацию тегов — нет конечно, регистрировать теги не нужно)
Чтобы продвигать сайт достаточно просто не тырить чужие теги — там смысл дела как раз в том, что одни ребята собрали базу тегов на полмиллиона записей, а другие у них половину этой базы скопировали, причем вместе со всеми ошибками, по которым их и вычислили.
"Хитромудрый" понесет наказание? Ответчик выставит иск на взыскание расходов на юриста?
Получается что товарный знак «птичье молоко» так же можно аннулировать, т.к это известное во всех странах суфле?
Я так понимаю, можно зарегить даже название "зонтик", например, но по кодами классификации связанных с охранной деятельностью, а вот магазин зонтов думаю не прокатит. Или нет?
«Птичье молоко» с более чем 50 летней историей от Приморского Кондитера, и рецепт которого был утвержден министерством пищевой промышленности СССР В 1967 году, юристы не спасли. Рот Фронт наглым образом закрепил название за собой.
честер любит читос
Жаль, нет статьи, по которой можно взыскать за умышленный патентный терроризм. (Или есть?)
А то разведется умников. Ведь явно это было сделано умышленно и с пониманием, что этих честеров везде полно и кто-то да заплатит
Пиздец. Сколько времени потеряно, которое никто не вернет.
сколько стоило отбиться?
сейчас бывший правообладатель товарного знака огребет по полной, придется все выплачивать обратно, бизнес окончен.
сейчас бывшему владельцу товарного знака, придется возвращать деньги не только по данному кейсу, но и по всем остальным, бизнес закончился.
Комментарий недоступен
Обращение в Палату по патентным спорам - платное?
Судя по тактике этого ИП, возможно есть определённая связь с сотрудниками Роспатента несколько выше среднего, но не верхнего уровня.
"Грубо говоря, Роспатент не зарегистрирует названия «Сапоги», «Дешевые сапоги» и даже «Шлёпки» на товар «обувь». Просто потому, что такое название не выделит бренд на рынке — это же просто характеристика товара, а не бренд."
Еще как регистрирует.
Примеров много.
№ 853106 "Здоровье" - в классе "помощь медицинская"
№ 225756 "Carglass" - в классе "ветровые стекла, окна, люки и зеркала заднего вида для транспортных средств"
№ 692823 "Auto.ru" - в классе "аксессуары для автомобиля"
Кстати последний ТЗ заработал на судебных спорах немало денег и забрал десятки доменов информационных автопорталов.
В первом случае название «Здоровье» не характеризует товар или услугу. «Сапоги» — это название конкретного вида товара, а «здоровье» — это не вид товара.
«Carglass» — это фантазийное обозначение, которое для российского потребителя обладает различительной способностью. То, что отдельные люди, хорошо знающие английский язык, могут разглядеть два слова «car» и «glass» и перевести их вместе как «автомобильное стекло» еще не означает, что большинство потребителей в России воспринимают это название точно также. Для большинства это скорее будет просто оригинальное название, которое вполне себе индивидуализирует конкретный товар.
А «auto.ru» вложил миллионы в развитие своего бренда и действительно добился того, что у этого обозначения появилась различительная способность в отношении ряда позиций. Аналогичная история и с товарным знаком «Многомебели», кстати.
В общем, если разобраться в деталях, то видно, что у каждого товарного знака могут быть десятки своих нюансов, которые следует учитывать при экспертизе. И Роспатент их учитывает, и патентные поверенные учитывают — в этом и смысл профессии экспертов и поверенных, что нужно разбираться во всех этих деталях и понимать, как они работают.
А даже если в каких-то отдельных случаях что-то пошло не так и эксперт чего-то не учел, то всегда есть возможность оспорить решение экспертизы.
В статье не указаны сроки.
Отменить решение о компенсации в 300000 в течение какого срока было бы возможно в связи с новыми открывшимися обстоятельствами? Даже если товарный знак через 10 лет отменят, или как?
на роспатент подадите? я б подал....
Интересно. Спасибо.
Молодцы ребята, уважаю, а те кто говорит обойти стороной лохи не иначе. Один раз покажешь что лох, сядут и другие на шею. А дело стоит довести до конца, пересчитать все затраты, услуги юриста и встречный иск, быдлу нужен урок.
Здравствуйте, Алексей!
Возможно ИП со своим "Честером" уже успел взыскать что-то с других мебельщиков. Я считаю, что нужно посмотреть практику по этому ИП с честером и всех, кто ему проиграл суды, уведомить об аннулировании ТЗ. Мебельщики смогут вернуть деньги обратно.
В Италии их тоже честерами называют, это уже как нарицательное название дивана, как например слово "раскладушка"
Сходите к юристу и попрбуйте зарегистрировать свой знак и сможете дальше пользоваться сайтом если он у вас был популярен