Заказать логотип и не нарушить закон: что нужно учитывать при сотрудничестве с дизайнерами?

Логотип есть почти у любого бизнеса. И у гиганта рынка “Chanel”, и у продуктового магазина “Авокадо”. Это то, что повышает узнаваемость и запоминается потребителям.
Обычно за разработкой логотипа предприниматель обращается к дизайнеру. Но кому в таком случае принадлежат права на изображение: автору или заказчику? И как создать такой логотип, чтобы случайно не нарушить закон?

Елена Лучинина
Исполнительный директор патентного бюро "Железно"

Небольшая история из практики. Михаил К. - владелец производства газированных напитков из Подмосковья. В 2021 году он решил обновить логотип и обратился за помощью к дизайнеру. Как только изображение было готово, его сразу подали на регистрацию в Роспатент.

Спустя месяц Михаил обратил внимание на оформление стены в кофейне. На ней были львы. Точь-в-точь такие же, как на его логотипе. Выяснилось, что дизайнер решил не отрисовывать сложные элементы и скачал картинку с бесплатного стока. Как и еще сотня дизайнеров по всему миру.

Логотип не был уникален. Скорее всего, он не прошел бы экспертизу в Роспатенте, и Михаил получил бы отказ в регистрации товарного знака. Но он не успел к тому моменту оплатить гос.пошлину за регистрацию и решил просто поменять логотип.

Подобные ситуации - не редкость в работе с частными дизайнерами и агентствами. Чтобы логотип действительно был оригинален и защищал бизнес, нужно сделать две вещи:

1.Убедиться, что логотип подходит для регистрации

Каждое обозначение, отрисованное дизайнером, нужно проверять на возможность регистрации в качестве товарного знака.
К логотипу, как и к любому товарному знаку, Роспатент предъявляет требования. Он должен:

  • быть уникален - не повторять другие логотипы и их составляющие;
  • обладать различительной способностью - давать узнаваемость бизнесу;
  • не вводить в заблуждение потребителей - например, не "врать" про место производства или состав продукта;
  • соответствовать законам РФ.

Задача дизайнера - создать изображение по техническому заданию. Ваша задача - донести, что это изображение должно быть единственным в своем роде.
Буквально: для регистрации в Роспатенте в вашей категории товаров или услуг не должно быть даже похожего товарного знака.

Проверить логотип на патентопригодность можно тремя способами:

  • при помощи онлайн-ресурсов;
  • в открытых реестрах ФИПС;
  • обратившись к специалистам в сфере интеллектуальной собственности.

Онлайн-ресурс проверяет знак достаточно поверхностно и не дает гарантии регистрации, как и самостоятельная проверка в реестрах. Вы получите перечень схожих товарных знаков, но без "расшифровки", описания рисков и рекомендаций по доработке.

Обратиться к специалистам - наиболее надежный способ. Некоторые патентные бюро проводят анализ обозначений бесплатно. Например, наше. Это может занять несколько дней, зато вы получите экспертное заключение.

2. Правильно передать права на логотип

По закону в момент создания логотип принадлежит автору или компании, в которой он работает. (ст. 1257 и ст. 1259 ГК РФ).
Дизайнер так и останется автором логотипа - это право неотчуждаемо. А исключительные права должны перейти заказчику. Это даст возможность законно использовать изображение.

Автором логотипа московского метро является Артемий Лебедев. Но право пользования - у ДепТранса.
Автором логотипа московского метро является Артемий Лебедев. Но право пользования - у ДепТранса.

Как правильно передать права?

  • По договору авторского заказа или подряда

Такой вариант подойдет, если дизайнер будет создавать изображение с нуля под ваши требования. Договор авторского заказа заключается только с физическими лицами - автором или группой соисполнителей. Договор подряда - с агентством.

  • По договору передачи (отчуждения) исключительных прав

Заключается при передаче готового изображения. Вы покупаете логотип у дизайнера или агентства. С этого момента больше никто не может использовать его в коммерческих целях без вашего разрешения.

ВАЖНО! В документе обязательно должно быть:

  • изображение, на которое передаются права. Его можно поместить в приложение;
  • указание, что дизайнер создал логотип самостоятельно без использования элементов чужого творчества.

Проследите, чтобы исключительное право передавалось вам в полном объеме и не по лицензии. У лицензии есть срок, и одна из сторон может ее отозвать.

Когда процесс завершен, подпишите акт приема-передачи. Он подтвердит факт перехода исключительного права к вам.

4040
30 комментариев

Лебедев монополистом стал на гос. заказах

3
Ответить

Лебедев монополистом стал на гос. заказах

Если мне не изменяет память, он и начинал с них. С появления интернета в России, он уже с самых первых дней получал заказы от верхов.

1
Ответить

Дизайн слишком обширный рынок, чтобы стать там монополистом. Ещё куча студий делают проекты на государство

Ответить

Никто не мешает это сделать и вам

Ответить

А в чем опасность была, если у Михаила газвода, а там кофейня? Разные же сферы деятельности?

2
Ответить

Любой товарный знак регистрируется в определенных классах МКТУ. Это своего рода перечень видов деятельности, в которых можно будет работать под знаком. Михаил планировал зарегистрировать товарный знак в том числе для кафе и ресторанов. У него была стратегия развития в этом направлении. То есть сферы все-таки совпадали.

Роспатент с большой вероятностью отказал бы такому товарному знаку. Он не оригинален. А оригинальность - одно из важнейших условий регистрации.

2
Ответить

Комментарий недоступен

2
Ответить