{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Ответы на вопросы с вебинара Buyportfolio

Привет! Меня зовут Елена Паламарчук, я CEO рекламного и брендингового агентства Jekyll&Hyde.
В июне этого года мы выяснили, что многие наши работы украли другие студии. И чтобы поднять тему охраны авторского права в нашей стране, мы выставили портфолио агентства на продажу. А затем провели вебинар вместе с юристом, специализирующимся на авторском праве, и расспросили его о том, как оно вообще работает и как себя защитить.
В этой статье я делюсь ответами на вопросы от слушателей с вебинара: фиксация права, лицензирование произведений, авторское право дизайнера в студии и т.д. Если вы сталкивались с тем, что ваши работы воровали или попирали ваше право на авторство, - вероятно, этот материал будет вам полезен.

О чем проект Buyportfolio

Многие креативные агентства сталкиваются с проблемой воровства кейсов. Например, портфолио нашей команды украли 34 раза (может, и больше). Причем мы находили свои работы не только у наших коллег из России, но и у китайских студий. Сегодня проблема нарушения авторских прав решается долго и сложно, да и отмониторить мошенников бывает непросто.

Авторское право работает так, что вы не можете запатентовать идеи. Это невозможно. Иначе пришлось бы платить каждый раз, когда вы используете таблицу умножения или еще что-то. Если сводить до совсем примитивного примера, то вы не можете запатентовать идею колбасы. Однако если вы украдете колбасу из магазина - вас посадят. Потому что это продукт с обозначенной ценностью, выставленный на продажу.

Если вернуться ближе к теме творчества, то абсолютно также это работает с shutterstock. Вы не можете просто так взять от туда картинку, - потому что под ней есть конкретная цена. И главная проблема в том, что, если украсть фотографию из вашего портфолио, то это будет суд по авторскому праву. Где надо доказать ваше авторство, определить был ли доход с вашей фотографии, стоит ли ваше фото вообще что-то или же нет - словом, очень много туманных, сложных и не всегда объективных вопросов.

А вот если украсть фотографию с shutterstock - это уже не авторское право. Это уже хозяйственный спор. И тут не важно, получили вы с этого доход или нет. Важен сам факт незаконного использования. И вам придется оплатить и само фото (по указанной на сайте цене), и штраф.

Именно это мы и сделали после того, как нам надоело находить наши работы в портфолио других агентств и студий. Мы выставили на продажу лицензию на свои работы. И теперь, по идее, если мы встретим свою работу у другой студии, то можем выставить конкретный счет (+штраф). И если его не оплатят, то подать в суд на тех же основаниях, как если бы у нас угнали автомобиль. Это уже не будет спор об авторском праве. Это будет обычный хозяйственный спор.

Кстати, сейчас вы все еще можете купить лицензию на использование работ Jekyll&Hyde по цене подписки от $9,99 в месяц. В продажу выставлены кейсы-победители фестивалей Cannes Lions, Epica Awards, «Белый квадрат», Red Apple, ADCR и другие.

Ссылка:

И тем не менее, нам все равно было интересно разобраться, как работает и работает ли вообще авторское право у нас в стране. ПОэтому мы пригласили юриста Арину Волкову из Runetlex и провели вебинар у нас в ТГ канале Jekyll&Hyde.

О чем был вебинар

Мы обсуждали:

  • Чем является портфолио с точки зрения авторского права
  • Когда возникают права на портфолио
  • Пошаговый план действий в случаях, когда обнаружили свою работу в портфолио другого агентств
  • Что делать, если концепт/идею/креатив/дизайн присвоил клиент? Например, после подачи концепта на неоплачиваемый тендер.
  • Есть ли вообще в России авторское право? Как оно защищается? Как регулируется?
  • Есть ли успешная судебная практика? Стоит ли вообще бороться за свои права?

И по итогам вебинара, мы получили вопросы от слушателей вебинара (в комментариях), на которые подготовили ответы:

Вопрос №1:

Говорят, что авторское право неотчуждаемо и появляется у автора в момент создания произведения. Также говорят, что авторское право лучше всё-таки как-то зафиксировать и получить официальные документы об этом.

Требуется пояснительная бригада: как это сделать, как правильно называется этот процесс, что нужно сделать для подтверждения своих авторских прав, сколько это стоит? Если можно, на примере логотипа.

Рассказываем на примере логотипа (как просили). Тут нужно понимать, что логотип с точки зрения права может быть одновременно несколькими охраняемыми объектами. Остановимся на двух основных:

  • произведение (объект авторского права) – например, картинка, компоновка картинки и слов и т.п.
  • товарный знак (средство индивидуализации) – та же картинка или компоновка картинки и слов, но с другим правовым режимом (расскажем дальше).

Про объект авторского права

Для того чтобы ваш логотип охранялся как объект авторского права, достаточно этот логотип создать. С момента создания он уже охраняется, а у автора есть имущественные и личные неимущественные права на соответсвующее произведение.

Подвергать произведение дополнительным регистрациям не обязательно, но вы можете это сделать. Эта процедура называется депонирование, она позволяет зафиксировать факт существования произведения в определенный момент времени, а также данные об авторе. Такая регистрация дает презумпцию авторства, но эта презумпция оспорима и фактически не дает вам особых преимуществ.

Депонированием изображений занимаются различные коммерческие организации, Роспатент депонирует только программы и базы данных.

Про товарный знак

Для того чтобы логотип охранялся как товарный знак, его регистрация обязательна. Регистрация товарного знака дает правообладателю дополнительные инструменты и упрощает защиту логотипа при нарушении прав на него другими лицами.

Обычно товарные знаки регистрируют при использовании какого-то обозначения для индивидуализации своего бизнеса, товаров или услуг.

Вопрос №2:

Интересует информация о лицензировании своих произведений и дальнейшая продажа этих лицензий.

Какие есть виды лицензий?
Как правильно включить лицензирование в договор?
Как вообще у автора появляется лицензия на его собственную работу?
Распространяются ли международные лицензии на российский рынок и наоборот?

Например, при загрузке графики на шаттерсток, сайт получает лицензионные права на распространение моих иллюстраций, после того как я ставлю галочку согласия с Условиями. Как составить такой или подобный договор, который покупатель мог бы подписать виртуально на сайте?

Смотрите, когда вы автор произведения, вам принадлежит исключительное (т.е. только ваше) право использовать это произведение. Если кто-то другой хочет использовать ваше произведение, ему нужно ваше разрешение, это разрешение и есть лицензия.

Лицензия – это тот документ (не важно, бумажный или электронный), в котором правообладатель обозначает условия и ограничения использования его произведения третьими лицами. Лицензионные условия могут быть в отдельном документе или включаться в состав другого договора. Например, в состав пользовательского соглашение таких сервисов как Shutterstock.

Есть разные виды лицензий, классифицируемых по разным признакам. Некоторые примеры:

  • в зависимости от того, может ли лицензия предоставляться нескольким лицам: неисключительные и исключительные лицензии;
  • open source лицензии для программных продуктов: MIT, BSD, GPL, Apache и др.;
  • creative commons лицензии для произведений: Creative Commons Attribution, Creative Commons Attribution-ShareAlike, Creative Commons Attribution-NoDerivs и др.

В списке есть лицензии, зародившиеся за рубежом, но они работают и в РФ. Работают они потому что лицензия – это набор правил, установленных правообладателем и обязательных для тех, кто хочет использовать его произведение. Не важно, где находится правообладатель, а где пользователь, лицензия есть лицензия.

📌 Что касается разработки собственной лицензии, тут один совет – это нужно делать с юристом и под конкретную ситуацию.

Вопрос №3:

Каким образом осуществляется контроль над использованием лицензии сторонним покупателем?

Например, если согласно лицензионному соглашению, покупатель может использовать купленные иллюстрации в течение 3-х лет и в определенном тираже – каким образом происходит отслеживание поступления регулярных отчислений (куда они отчисляются, кстати?). Каким образом происходит отслеживание превышения тиража и что происходит, если клиент использует разработку дольше срока, разрешенного в лицензии.

Контроль за выполнением условий лицензии лежит на лицензиаре (лице, выдавшем лицензию). В зависимости от типа произведения, передаваемого по лицензии, правообладатель может прибегать к техническим решениям, позволяющим следить за использованием произведения:

  • ограничивать количество возможных копий;
  • следить за количеством подключенных пользователей;
  • встраивать программные защиты в код произведения;
  • проставлять водяные знаки и т.п.

Также в этом (как и в получении платежей за использование) могут помочь общественные организации, управляющие авторскими правами – например, РАО.

В случае, если вы видите, что условия лицензии нарушаются, то нарушается и ваше исключительное право на произведение. В таком случае, вы можете проходить через тот путь, что мы обсуждали на вебинаре – направлять претензию, требовать устранения нарушения и выплаты компенсации через суд.

Подробнее сможем ответить только при более глубоком погружении в вашу ситуацию.

Вопрос №4:

Многие студии считают своей собственностью весь материал, который дизайнер генерит за время работы в студии.

Как (в какой формулировке) включить в договор со студией пункты о лицензировании своей работы или ограничить студию во времени использования этих материалов.

Например, не более 3-х лет с момента расторжения договора.
Насколько это эффективно вообще?

Наверное, мы вас обрадуем – с большой вероятностью права на все ваши работы принадлежат вам, а студия и так не имеет права их использовать :)

Если вы работник студии, для того чтобы права на ваши работы переходили студии, в компании должен быть введен режим служебных произведений. Если кратко – должен быть набор правильно сделанных документов и выстроенных процессов внутри компании. Погрузиться в эту тему в рамках ответов на вопросы мы не сможем, но скажем, что далеко не все компании знаю об этом и делают все правильно.

Если такого режима нет – все работы сотрудников принадлежат самим сотрудникам. И это частая проблема студий, которые в последствии передают эти работы заказчикам.

Если режим служебных произведений действует – тогда права на работы переходят студии. Единственный вариант согласовать иное – обсудить это с руководством студии и зафиксировать ваши договоренности в договоре.

📌 Общая рекомендация, которая работает всегда – отразите все договоренности в соглашении сторон.

Контакты Рунетлекс

Арина Волкова IP/IT
юрист компании Runetlex
[email protected]

Контакты Jekyll&Hyde

Паламарчук Елена
CEO Jekyll&Hyde
[email protected]

Подписывайтесь на канал Jekyll&Hyde, его ведет команда агентства и пишет о менеджменте, стратегии, брендинге, креативе и дизайне.

0
3 комментария
Tamburin

спасибо за статью!

Ответить
Развернуть ветку
Ульяна Громова, GROMPR.RU

Полезный материал!

Ответить
Развернуть ветку
Макс Вещает. Про Агентство

Как много вопросов и мало ответов

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда