Что препятствует развитию навыков soft skills? Основная причина

В этой публикации на примерах разберём, что препятствует развитию софтскиллов.

Скрины из фильма «Парни со стволами» режиссёра Тодда Филлипса
Скрины из фильма «Парни со стволами» режиссёра Тодда Филлипса

Содержание

Привет читателю, меня зовут Альберт Зайнеев, психолог, копирайтер, и прежде чем ответить на поставленный вопрос, посмотрим, какие существуют виды софтскиллов:

  • Критическое мышление
  • Креативность
  • Управление командой
  • Эмоциональный интеллект
  • Коммуникативные навыки
  • Ведение переговоров
  • Гибкость мышления
  • Стрессоустойчивость.
К последнему пункту мы ещё вернёмся в "Заключительных комментариях"
К последнему пункту мы ещё вернёмся в "Заключительных комментариях"

Это важные навыки, но вы, возможно, знаете, что Давосский форум в 2023 году выделил 10 навыков. Вот этот список:

  • Аналитическое мышление
  • Творческое мышление
  • Устойчивость и гибкость
  • Мотивация
  • Любознательность и обучение на протяжении всей жизни
  • Технологическая грамотность
  • Надёжность и внимание к деталям
  • Эмпатия и активное слушание
  • Лидерство и социальное влияние
  • Контроль качества.

Какая разница между этими двумя списками? Когда на них смотрю, то не могу не заметить, что первый список включает в себя второй (к слову, оба они были представлены на Давосском форуме с разницей в несколько лет). А глядя на второй список, мне вспоминается мнение, которое попалось в комментариях на просторах Рунета, мол, гибкие навыки – это надуманные вещи, сводимые к тому, чтобы одни люди приносили другим больше денег. Не смею утверждать обратное, но, не разобравшись с самим феноменом, не научившись видеть его проявления в жизни, делать однозначные выводы я бы не торопился…

Что такое soft skills простыми словами

Р. Гандапас выделяет 12 одних только управленческих навыков
Р. Гандапас выделяет 12 одних только управленческих навыков

Если мы посмотрим на гибкие навыки как на феномен, то заметим, что многие из них обрамляют хардскиллс. Например, человек управляет командой, выступает в роли руководителя – "рукой водящего", задающего направление. Его хардскилл управленца выражается посредством мягких навыков. Можно упростить: есть качества руководителя, включающие в себя умения, способности и навыки (hard skills) и средства (soft skills), посредством чего он выражает себя в деятельности. Если хардскилл не обрамлён гибкими навыками из списка выше, то такой руководитель триггерит своих сотрудников с помощью страха, потому что по-другому не умеет. Почему?

В поисках недостающих софтскиллов можно ткнуть пальцем в небо и заявить, что такой руководитель не умеет делегировать, потому что делегирование означает начать прислушиваться к тем, кто работает "в полях". Однажды компания, производящая зубную пасту (возможно, Colgate, точно не скажу), провела опрос среди своих сотрудников. Целью опроса было найти идеи для увеличения объёма продаж их зубной пасты. И работающий на конвейере выдал мысль, мол, давайте расширим в тюбике отверстие, откуда вытекает зубная паста. Так она будет быстрее заканчиваться, и люди будут её чаще покупать. Смешно же, правда? Но они так и сделали. И это простецкое решение с низов привело к росту объёма продаж на 30%. Да, делегирование относится к гибким навыкам.

Вывод: назначение софтскиллов — выражать экспертизу человека, его профессионализм, как его раньше называли, или, как сейчас, – жёсткие навыки. Но посредством чего человек выражает свой хард?

Личность как способ самовыражения софт скиллс

Зрелая личность — это та база, на которой развиваются софтскиллс
Зрелая личность — это та база, на которой развиваются софтскиллс

Выразить себя человек способен через личность, на формирование которой оказывают влияние другие люди. Если родитель всё время говорит ребёнку: "Ты – дурак, ты не то сделал, откуда у тебя руки растут", всячески его унижает, пытаясь "подстроить" под себя, то можно не надеяться, что, повзрослев, человек окажется способным раскрыть себя на полную катушку. Как люди к тебе относятся, такой и будет твоя личность; то, как они к тебе относятся, определяет, как ты будешь себя выражать в процессе общения.

В связи с тем, что с детства личность подавляется ("нельзя", "не лезь", "мал ещё", "хорошие дети так себя не ведут"), большинство людей остаются личностно незрелыми. И не только родители тому виной, но и детский сад, школа, токсичное окружение — всё это деформирует личность. Вот почему те, у кого есть деньги, отдают своих детей в платную школу? Потому что там к их деткам относятся как к людям, и многие из них, повзрослев, успешны по умолчанию, по одной простой причине, что их личность сформировалась должным образом, не была "искривлена", и у человека сохранилась возможность свободно выражать себя.

Именно по причине личностной деформации многие взрослые люди в сущности не взрослые. Внутри они как дети. Таких людей называют инфантильными. На инфантила нельзя положиться, за ним, как за ребёнком, нужно приглядывать, заботиться, говорить, что делать (ребёнок сам за себя не отвечает и ничего не решает), хвалить, помогать (он же маленький и поэтому не самостоятелен) и так далее. У личностно не зрелого человека не прослеживается индивидуальность, которая лежит в основе формирования личности (для сравнения приведу примеры личностно зрелых людей: Игорь Тальков, Джон Леннон, Владимир Высоцкий и, приходится признать, Конор МакГрегор).

Личность можно "распрямить" только в процессе общения, поскольку в процессе общения она и деформируется!
Личность раскрепощается в общении, а обстановка иногда этому способствует
Личность раскрепощается в общении, а обстановка иногда этому способствует

Самому этого не сделать. Да, внутренне можно измениться. Но выразить себя "прокачавшегося" можно только через личность, а личность формируется в процессе общения и "расправляется" от деформаций она тоже в процессе общения с людьми, которые этому способствуют. Но можно ли это сделать в процессе общения с человеком, который ехидничает, насмехается, презирает, злится на тебя, раздражается, проявляет недовольство твоим поведением? Конечно же нет. В этом контексте навыки эмоционального интеллекта помогают справляться как со своими эмоциями, так и позволяют видеть подлинное состояние человека, чтобы не вестись на его состояние.

Нам сложно оставаться самими собой в общении с другими людьми. Вы можете это заметить по себе: отследите, как меняется ваша манера общения с разными людьми, как с родителями вы один, с начальством – другой, а с друзьями – третий. А ещё мы одеваем маски и можем притворяться, скрывая своё подлинное состояние. А навыки эмоционального интеллекта позволяют видеть подлинное состояние как своё собственное, так и другого человека. Чем полезен навык понимания эмоций собеседника? Много чем. Например, без навыка эмоционального интеллекта мы проецируем на человека своё состояние, ставшее результатом оценки несоответствия своего шаблона-убеждения, где "хорошие" люди имеют определенные признаки, а "плохие" таковых не имеют. По итогам такой оценки и происходит ранжирование поведения человека в ту или иную категорию. Не укладывается человек в категорию "хороших" людей, значит – "плохой", укладывается – "хороший". Так мы можем на человека навесить ярлыки злого, стеснительного, агрессивного, "плохого" человека, чухана (это не опечатка, я представитель иксов, в то время слова "чушпан" и в помине не было), хотя это всего лишь видение через свои собственные проекции.

Ну и как было упомянуто выше, все мы одеваем маски и играем роли. Некоторые поднаторели в этом настолько, что способны сыграть великолепно, погрузив слушающих в свои иллюзии, чему остаётся только аплодировать стоя. А без навыков эмоционального интеллекта увидеть, что скрывается под маской и каковы подлинные намерения человека, не представляется возможным.

В качестве промежуточного итога приведу факторы, препятствующие развитию гибких навыков:

  • деформированная личность;
  • инфантилизм как следствие личностной деформации.

Жизненные примеры, где софтскиллы могут оказаться полезными

Контекст ситуации: На человека упал большой объём работы и частично не своей. Доплаты нет, приходится работать в выходные, и это начинает напрягать. Похвала больше не мотивирует, и он начинает злиться, выговаривая вслух или в выписывая в чатиках своё недовольство сослуживцам.

Эмоция: например, злость (далее повествую от первого лица для большей наглядности). Злость - это когда мне делают больно, не буквально, а фигурально. Кто причиняет мне боль? Кто источник боли? Тот, кто взвалил на меня этот объём работ (хотя это ошибочное утверждение).

Решение (что я делаю для того, чтобы перейти из состояния злости в своё нормальное состояние): Чтобы избавиться от злости, нужно попытаться изменить ситуацию. Это можно сделать, если пойти на переговоры к руководителю. Нужно постараться объяснить ситуацию (он может быть не в курсе), привести аргументы – факты сложившейся ситуации и высказать свою позицию по этому вопросу, которая сводится, например, к снижению нагрузки.

Преграды или что мешает пойти на разговор?

Во-1, эмоция злости. Под злостью лежит гнев, агрессия. Агрессия в обществе порицается, агрессивным показаться не хочется, и до кучи гнев мешает увидеть разные варианты решения и развития ситуации.

Во-2, страх того, что не будешь услышан, что решение твоего вопроса не произойдет в желаемую для тебя сторону. Обе эти эмоции, как правило, сопровождаются целым спектром инфантильных состояний, и всё это тормозит выход из сложившейся ситуации. Причина тому всё тот же инфантилизм.

Поясню. У инфантила сильна в сознании роль родителя, который волен наказывать, говорить, что делать, и управлять поведением. Поэтому возникающий страх «защищает» от развития ситуации в сторону, где можно словить неодобрение, порицание и тому подобное.

Со страхом получить отказ дело обстоит довольно просто. Поскольку я же ребёнок, я не ровня родителю, я ничего не решаю, оттого и боюсь, что мне откажут.

Это простой пример того, как человек сам себя погружает в контекст ситуации. И это мы ещё не рассматриваем вопрос: а почему человек взвалил на себя непосильный объём работы? Что его мотивировало? На что он надеялся? Каким он хотел показаться? Хотел ли произвести положительное впечатление о себе? Может, хотел кому-то угодить? Может, на протекцию надеялся? Навыки эмоционального интеллекта позволяют увидеть подлинные намерения, снять внутренний конфликт и начать совершать действия по поиску выхода из данной ситуации.

Следующий пример.

Контекст ситуации: копирайтер сдаёт работу редактору. Если редактор адекватный, то есть по факту указывает на недочёты, то всё ок — они принимаются должным образом, как само собой разумеющееся. А если редактора в детстве унижали, а тут он взобрался «наверх» и начинает свысока недовольным тоном высказывать недочёты, постулируя своё превосходство, компенсирующее чувство собственной ущербности, то недочёты копирайтером будут восприняты в штыки. У копирайтера возникнет чувство, что его обесценивают, несмотря на то, что речь идёт не о нём самом, а о правках, которые следует внести.

Умение уместно выразить свои чувства тоже иногда бывает полезно
Умение уместно выразить свои чувства тоже иногда бывает полезно

Усугубляет положение дел общепринятое обращение в командной работе на «ты». Когда недочёты вываливаются недовольным тоном на «вы», то это не принимается близко к сердцу. Обращение же на «ты» может затрагивать личностно, подтягивая психические защиты. Но тут инфантила подлавливает очередная ошибка восприятия: отождествление собственных действий, точнее, их последствий с самим собой. У зрелого человека — я отдельно от моих действий. Я могу совершать ошибки, имею на них полное право. Ошибки меня никак не характеризуют: ни как хорошего, ни как плохого (подстройки под оценки меня как хорошего или плохого — это инфантилизм по принципу «угождать»). У инфантила глубоко сидит привычка отождествлять себя и действие: сделал в детстве что-то не так и получил нагоняй с очередной порцией унижения.

Кстати, манипуляторы стремятся ронять людей на инфантильный уровень, потому что напуганным внутренним ребёнком проще манипулировать. Разбор контекста ситуаций и возникающих в связи с этим эмоций отвечает на вопрос: как прокачать эмоциональный интеллект.

Заключительные комментарии к развитию мягких навыков

Прокачке софтскиллов мешает инфантилизм — скатывание или регресс в детское состояние в стрессовых, а иногда и не очень ситуациях. Регресс блокирует личностное самовыражение, препятствуя расширению коммуникативных навыков.

Софтскиллы прокачиваются в деятельности. Если вы проводите презентации, то рано или поздно навык презентации освоите. Если выступаете публично — навык публичных выступлений освоите тоже. Но если этим не заниматься, не внедрять полученную информацию в жизнь, то, очевидно, что навык не разовьётся. Навык можно развить только в деятельности.

При наработке софтскиллов совершение ошибок — дело обыденное. Принято считать, что навык только начинает формироваться после 21 повтора какого-то одного действия. При наработке навыков важно стараться не повторять ошибки. Пожалуй, это самое главное.

Ещё важно выработать верное отношение к ошибкам. Ну, промазал, бывает. И вместо того, чтобы ругать себя («я же мог поступить по-другому»), искать жилетку лучше понять, какие действия привели к последствиям в виде той или иной ошибки.

Теперь кратко прокомментирую некоторые soft skills Давосского форума:

Критическое мышление

Способность различать информацию по самым разным критериям тоже лишним не будет
Способность различать информацию по самым разным критериям тоже лишним не будет

Это способность различать входящую информацию — не вестись на информацию, которая приятно щекочет слух или будоражит ум. Есть два типа информации: бесполезная и полезная. Первый тип информации постулирует очевидные вещи или пытается создать важность ненужных вещей. Основной критерий этой информации — неприменимость. Опираясь на эту информацию, не произвести изменений в рабочих процессах. Поэтому она бесполезная, хотя может звучать убедительно.

Второй тип информации — это ценная информация, внедрение которой сказывается на процессах в лучшую сторону, помогая решению тех или иных задач и достижению результатов. Все мы периодически оказываемся в ситуации поиска информации, которую можно было бы внедрить в жизнь! Внедрение полезной информации приводит к результату, внедрение бесполезной — нет. А как отличить одно от другого? Если при прочтении, прослушивании информации задаёшься вопросом, можно ли её применить на деле, то разделение на полезную и бесполезную особого труда составить не должно.

Креативность

Креативность — процесс творческий. Креативность не взять с референсов и удачных решений конкурентов. Креативные решения, конечно, не исключают опору на референсы и конкурентов, но особенность их в том, что они:

а) возникают в моменте,

б) максимально приближены к процессам, к задачам, к вашему контексту.

Креативные решения не выводятся логически, а приходят в форме целостного знания. Творчество — это создание чего-то нового, пусть и из подручного материала. Как мелодия создаётся из 7 нот с альтерациями.

Эмоциональный интеллект

Это тема отдельной публикации. Если тема интересна, то можете заглянуть в статью по ссылке ниже. Там я показываю пару примеров, как можно понимать свои эмоции, раскладывая их на компоненты. Научившись понимать свои эмоции, можно начать понимать эмоции окружающих.

Гибкость мышления

Гибкость мышления — это отсутствие так называемой ригидности, другими словами, жёсткой системы убеждений, обычно состоящей из навязанных ценностей, предвзятости и стереотипов. Это способность менять свои убеждения, взятые на веру, если аргументация доказывает обратное. Ригидность тоже проявление инфантилизма. В детстве родитель для ребёнка — царь и божество. То, что исходит от родителя, принимается на веру, минуя критику. С возрастом эта привычка у многих остаётся.

Стрессоустойчивость

Это способность правильно вести себя в стрессе. Например, не погружаться глубоко в стресс, запуск которого мы можем отследить по превалированию эмоций страха, гнева, раздражения, злости, ненависти, отчаяния, уныния и тому подобным. Это умение найти часто ошибочные оценки ситуации, которые как раз и порождают несогласие с тем, что происходит. Уметь вспомнить контекст ситуации таким, каким он был на самом деле, а не таким, каким рисует его воображение. Вспомнить как есть, минуя оценки и заведомо не аргументированные интерпретации.

Если было интересно смотрите также:

Начать дискуссию