Из продакта в предприниматели: 7 выводов за 7 месяцев

К чему готовиться продакту, уходящему в свой стартап? Я — автор телеграм канала «Нормально делай, нормально будет», предприниматель и продакт менеджер Александра Клименко.

Расскажу, чем опыт запуска собственного продукта отличается от опыта создания и развития продуктов в качестве продакт-менеджера: какие навыки понадобились, а какие мешают, какие ожидания у меня были, что оправдалось, а что нет.

Из продакта в предприниматели: 7 выводов за 7 месяцев

Менеджера продукта часто называют мини-сео продукта (спойлер: зря). Это то, чем меня (и многих других) привлекла такая специальность: возможность получить собственную зону отвественности и принимать внутри нее решения звучит крайне заманчиво.

Реальность, конечно, далека от этого. Только в одном из продуктов, где я работала, я и правда отвечала за многое в продукте: PnL, найм и мотивация команды, определение вектора развития продукта.

Тем не менее, эта профессия дает замечательное ощущение ответственности за свои действия, быстрый цикл обратной связи от рынка и — иногда —чувство, что ты тонешь в море неопределенности. В условиях работы в компании это, пожалуй, самое близкое к предпринимательству.

В этом году, прямо перед наступлением самоизоляции, я уволилась с предыдущего места работы (компания Росштрафы) и попробовала себя в роли предпринимателя. О нашем продукте, онлайн-тренажере коммуникационных навыков руководителя «Симулятор жизненных ситуаций» я уже рассказывала тут, о процессе запуска с применением продуктового подхода — вот тут. Сейчас же хочу поделиться несколькими выводами, которые сформулировала после перехода из продакт-менеджмента в свой бизнес. Поехали!

1. Исследования необходимы предпринимателю

Из продакта в предприниматели: 7 выводов за 7 месяцев

Исследования — большая часть моей деятельности и как продакта в компании, и как основателя продукта. Я провожу интервью с теми, кто тратит время и силы на развитие своих навыков коммуникации (целевая аудитория нашего Симулятора); ищу отличия между теми, кто купил Симулятор и теми, кто отказался от покупки; делаю юзабилити-тестирование интерфейса с пользователями; ищу и анализирую конкурентов.

Благодаря этой работе мы лучше понимаем, как рассказывать про свой продукт, как доносить ценность, на чем сосредоточить усилия. Например, одна из механик нашего продукта — p2p проверка пользователями чужих ответов по чек-листу. Не всем она нравилась, но оказалась, что именно купивших пользователей привлекает возможность проанализировать чужие ответы и получить комментарий на свои.

Единственное отличие, которое я вижу здесь в новой роли — это повышенное чувство ответственности за продукт. Еще срочнее хочется исправить проблемы, о которых говорят пользователи, и еще больше радуешься, когда они рассказывают про изменения, которые происходят из-за Симулятора в их жизни :)

2. Понятие «команды» нужно откорректировать

Наверное, самое непростое переключение произошло в этой области. Раньше моя команда всегда меня вдохновляла и мотивировала, а развитие ребят, ежедневный контакт с ними всегда было важной и приятной частью моей работы. Была и возможность нанимать крутых, с горящими глазами, подходящих по духу, пусть и в рамках бюджета.

Но сейчас мы существуем в формате «стартап в гараже», и правила изменились.

Мы по-прежнему работаем с крутышами (кстати, почти всех их мы нашли среди наших же учеников клубов, а позднее и среди первых фанатов Симулятора). Но для всех, кроме меня и мужа, Симулятор — учебный или дополнительный проект.

Во-первых это значит, что ресурсов мало, а сроки растянуты. Многое мы делаем самостоятельно: рассылки, продажи, дизайн, тестирование и решение проблем пользователей ежедневно падает на нас, и эта мелкая рутина высасывает много сил.

Во-вторых, в отсутствие фуллтайм команды, которая с тобой каждый день думает исключительно о росте продукта, в работе стало меньше каждодневной поддержки и больше... одиночества, что ли?

3. Проверка гипотез — навык победителя

Спасибо профессии продакта, которая научила проверять гипотезы дешево и еще дешевле. Так, прежде, чем создавать продукт в течение 4-х месяцев, мы проверили спрос с помощью телеграм-бота. Продажи Симулятора, состоящего из 10 глав, мы начали после написания 1-й главы — так мы сразу получали обратную связь.

Можно сказать, проверка гипотез «прижилась» в новой роли предпринимателя. Однако тестировать гипотезы на свои деньги гораздо тяжелее. Мысль, что срабатывает в среднем 1 из 10 гипотез, раньше поддерживала — жаль, это не сработало, но есть еще масса идей, там точно будет что-то. А сейчас такая неэффективность ужасает, хочется предугадать результат — эту гипотезу пускать? Нет, может, вот эту? Замучаешься сомнениями, прежде чем выделить хотя бы 10 000 на тестовую закупку рекламы.

4. До аналитики надо дорасти

Из продакта в предприниматели: 7 выводов за 7 месяцев

Я люблю покопаться в данных продукта. Многие мои идеи рождаются именно из цифр. При первом запуске Симулятора мы даже попытались подключить внешнюю систему аналитики для проекта, но это оказалась одна из тех задач, которые съели много времени, а потом приоритеты заставили вообще на время отказаться от этой затеи.

В итоге раз в несколько дней я делаю выгрузку xls из базы Симулятора и просматриваю, сколько человек зарегистрировалось, сколько прошло бесплатную ознакомительную главу, и как далеко продвинулись клиенты в прохождении курса. С оглядкой на эти цифры мы переписали несколько частей Симулятора: упростили онбординг, в ознакомительную бесплатную главу добавили больше информации о том, что будет на курсе. Вопросов вида «Я не понимаю, что меня ждет» стало меньше, и даже немного повысилась конверсия в покупку — хотя в Симуляторе, как в начинающем стартапе, далеко не так много данных, чтобы можно было делать уверенный вывод.

5. От коммуникаций не сбежать

Из продакта в предприниматели: 7 выводов за 7 месяцев

На работе они меня окружали. Помимо команды, нужно выстраивать процессы со смежными направлениями (маркетинг, саппорт, продажи), синхронизироваться с руководством и коллегами по продукту. Ушло ли все это, когда два человека — считай, вся компания?

Сейчас мы зависим не от такого количества людей, чтобы приходилось постоянно обсуждать задачи. Зато стало больше коммуникаций внешних: постановка задач на фриланс, которым мы иногда пользуемся, договоренности с партнерами по продвижению и пиару, общение с клиентами из b2b и b2c. Это означает умение быстро найти общий язык (не всегда есть время притереться), четко обозначить свои цели и задачи, убедиться, что вас верно поняли.

В общем, объем коммуникаций действительно значительно сократился, но сильно проще от этого не стало :)

6. Дзен вместо гонки на всех парах

Я ожидала, что у нас будет постоянно спешка и пожар — так традиционно описываются стартапы. На самом деле, пока мы делали продукт и пока мы его обкатываем на сравнительно небольшой аудитории, гонки не чувствуется. Наоборот, ушло внешнее давление, ушло множество срочных, но не так уж нужных задач, которые всегда возникают в компании и в команде, и я смогла сосредоточиться на главном.

А еще оказалось, надо много и терпеливо ждать — результатов первого вебинара, первой обратной связи, того же выполнения задач. Целей и направлений развития все равно больше чем рук, но мы стараемся избежать ненужной суеты и больше времени оставить на самое важное. Главное — научиться себя организовывать при минимуме внешних триггеров, не прокрастинировать, не оставлять задачи на потом.

7. Мироощущение меняется

Работая продакт-менеджером, я в чем-то ощущала себя спокойнее — в своих компетенциях, в будущем, в успехе продукта. Тревога и самокопание навещали конечно, но не вселялись в соседнюю комнату, как сейчас. Было здорово пользоваться ресурсами компании для работы над ростом продукта.

Зато сейчас я чувствую себя свободной от многих ограничений и принимаю решения, руководствуясь только собственным видением. Ответственность за принятие решений тоже целиком на мне (что несколько пугает), поэтому не всегда легко решить, на чем фокусироваться.

Из продакта в предприниматели: 7 выводов за 7 месяцев

А еще — и это стало для меня удивительным открытием — я наслаждаюсь отсутствием давления. У меня нет ожиданий, что именно это продукт станет невероятно успешным, или что я в принципе буду успешна как предприниматель. Это еще один кейс в копилку продакта и управленца, увлекательный и ценный опыт, который уже мне много дал и еще многому точно научит.

P.S. Если вы хотите больше читать про запуск продуктов, подписывайтесь на канал «Нормально делай, нормально будет».

P.P.S. А у вас был опыт предпринимательства? Чему важному он вас научил?

1414
7 комментариев

Я, считаю, что именно предпринимательство помогает стать хорошим продактом. При этом не важно, какой продукт делать, главное делать это самостоятельно. Мне лично такой подход позволил получить разноширокий опыт.

Всегда держу свой продукт, как дополнительный источник дохода, даже когда работаю по найму. Оказывается это вполне можно совмещать. 

2
Ответить

Денис, здорово! Да, очень развивается самостоятельность, самоходность, это важно для продакта. Главное уметь соблюдать баланс, классно, когда это получается 👍

Ответить

Почти все озвученные особенности - от того, что стартап получился недоинвнстировпнным, у вас просто не хватает ресурсов.

Если ресурсов в рамках стартапа не ограничено - почти все будет не так.

1
Ответить

Денис, спасибо за комментарий. Мы намеренно не привлекаем инвестиции и понимаем, что это влияет на рост. Ну и да, в ситуации, где инвестиции присутствуют, будет и больше активности во всех областях, это понятно.

1
Ответить

Интересная статья. Я по своему опыту работы в найме так или иначе выполнял работу продакта сам того не понимая а в этом году решил пойти на обучение чтобы прокачать Hard и отточить Soft скилы.

1
Ответить

Алексей, здорово. Я на самом деле считаю, что набор навыков продакта помогает в любой роли, как некоторый цельный подход к задачам) а уж как оно называется — дело третье!)

1
Ответить