Почему 99,9% стартапов в России обречены

В эпоху всеобщего воодушевления стартапами в Китае, Европе и США, когда миллиарды долларов падают на владельца через 2-3 года после старта и IPO, воодушевляют десятки тысяч Россиян искать легкие пути обогащения, далекие от древних привычек отцов и дедов 5 дней в неделю ходить на средне оплачиваемую работу, без перспективы экспоненциального роста дохода, желательно через пару недель и, конечно, сидя на диване:

- просматривать сотни видео на Youtube от Бизнес гениев-гуру-мастеров Франшиз и разного рода "Элитных парикмахерских" и "Бургерных";

- пытаться стать SMM маркетологом или, хуже того, блогером девайсов;

- рассматривать стратегии обогащения на бирже, криптовалюте и других, сулящих быстрые и высокие доходы площадки...многое - многое другое.

Находясь более 20 лет в оперативной работе в нескольких сегментах бизнеса я просто не могу спокойно на это смотреть, поэтому постараюсь кратко и ясно объяснить почему у Вас на 99,9% ничего не получится, в России, в сегменте товаров массового потребления точно.

1. Открытие

Сложность, высокая стоимость открытия даже ИП и отчетность в ФНС, ПФР,ФСС, так как и ИП и ООО одинаково строго судятся и штрафуются. Самое главное - это будущий процесс закрытия, круги адреналина и месяц из жизни тоже, это если повезет. Бюджет от 60 000 руб.

2. Учет

Вы даже не представляете себе весь объем отчетов и транзакций, которые необходимо проводить даже палатке мороженого в далеких Люберцах или Урюпинске, с 1 продавцом, это как минимум Ноутбук, 1С предприятие и бухгалтер. Бюджет 70 000 руб.

3. Налоги

С учетом наличия очень ограниченного набора товаров, которые необходимы среднестатистическому Россиянину (кроме одежды и еды), наличия Маркетплейсов и различных онлайн площадок, где клиент может найти самую низкую цену на все что угодно - Ваша наценка даже на самый уникальный продукт в самой узкой нише "Ватных ушных палочек для кошек и собак" будет около 20-30 процентов, с учетом того, что у Вас, как у стартапа (скорее всего) ограниченное количество заемных средств "на раскрутку" и себестоимость первой мелкой партии из Китая "пощупать спрос" будет высокой, ограниченной....самое страшное, Вы будете "прощупывать" рынок минимальной партией, уже имея кредит и товар с 20-30% наценки, то есть копейки....у Вас уже проблемы и Вы уже в минусе.

Следующая статья проблем - это касса и учет выручки, необходимо купить кассу, подключиться к Провайдеру ФНС, бюджет около 30 000 руб.

Итак, произошло чудо и Вы, сам себе юрист, бухгалтер и курьер, вложив минимум 170 000 рублей в старт и заняв в банке еще 300 000, накатавшись, потеряв кучу нервов и сил, круглосуточно работая и отчитываясь, продали товар с себестоимостью 300 000 рублей (с НДС для простоты расчета) за 450 000 рублей, весь! Вы сказочный и счастливый персонаж, теперь у Вас 150 000 дохода.

Так как это заняло 3 месяца, Вы должны себе заплатить МРОТ в размере 40 000 рублей, ПФР и ФСС еще 17 000 рублей, на открытие и раскрутку сайта с нуля еще 20 000 тысяч, остается 73 000 рублей. С учетом комиссий и отправок в регионы, 20 литров валерьянки после общения с клиентами, у Вас остенется чистых 50 000 дохода за 3 месяца, то есть около 16 000 в месяц, причем это доход компании. Если Вы закупите еще 200 литров валерьянки и "масштабируете" свой бизнес в течение года до дохода 50 000 в месяц, то Вы сможете выплатить себе дивиденды в конце года, минимальные, чтобы просто отбить первоначальные расходы на открытие.

Цель данной статьи объяснить начинающим и активным стартаперам, показать на пальцах, что в России очень конкурентный рынок во всех сегментах рынка, низкий платежеспособный спрос, жесткая конкурентная ценовая война. Выживают огромные компании "из 90-х" или "с ресурсом кое кого кое где"с уже готовыми системами Дистрибуции, а маркетплейсы закрыли остальные ниши - не залезайте в долги на фоне воодушевления Вашей "уникальной и гениальной" идеей, поверьте, точно такая же еще у 100 человек только в Вашем городе.

Ну а что остается?

К сожалению, остаются лишь узкие ниши с средних сегментах, которые просто не интересны крупным компаниям, это услуги, мелкое производство и ИТ.

Причем данные виды деятельности должны быть (в начале) для души, с 5-10 новыми клиентами или единомышленниками, которые готовы купить у Вас это, рассказать друзьям и знакомым.

То есть от спроса и дефицита должен начинаться процесс инвестиций, хоть и в узких нишах! Пришло время профи узкого профиля)

Глобализация разворачивает прогресс в обратную сторону, рынку мелких и средних производителей и ремесленников, которые производят уникальную нишевую продукцию для узкого круга ценителей и географических соседей, которые устали от низкого качества продукции и пластиковой еды в гипермаркетах, это ярко видно в Европе, Китае и США, а в России все с этим пока сложнее...

11
5 комментариев

Такое впечатление, что вы про какую-то другую страну пишите. Все не так, готов зарубиться по пунктам и с каждым годом барьеров все меньше и меньше.

1
Ответить

С первым, вторым и третьим отлично помогут современные банки типа @Точка или @Тинькофф 

1
Ответить

Неее, я на позитиве, это просто результат наблюдений) а вдруг спасу кого-нибудь...

Ответить

Не мешай, не советуй, не лезь — это и есть спасение. И для тебя самого, и для всех остальных 🙂

1
Ответить

Сашка, ты всё так мрачно обрисовал, словно тебе самому в сентябре крылья обломали, и ты только что в себя пришёл, пропив остатки от FFF-инвестиций.

Рассказывай, что случилось, откуда столько пессимизма 🙂

Ответить