Как мы сделали мобильное приложение для управления серверами по клику

Всем привет! Меня зовут Женя Успенский, в Yandex.Cloud мы с командой разрабатываем мобильное приложение, которое позволяет нашим пользователям «наблюдать за серверами не у компа». Расскажу, зачем мы сделали мобильную версию рабочей консоли для разработчиков и как это повлияло на юзабилити и общение с саппортом.

Как мы сделали мобильное приложение для управления серверами по клику

Наши клиенты используют в облаке самые разные сервисы: для хранения и обработки данных, ML-разработки и речевой аналитики, для разработки приложений. Ежедневно они разворачивают в облаке критическую инфраструктуру для своих проектов. Для стабильной и прогнозируемой работы им важно вовремя отслеживать статус своих виртуальных машин и кластеров баз данных, графики мониторинга, получать алерты, а также знать, сколько облачных ресурсов они потратили в конкретный момент времени. В общем — облако должно быть всегда под рукой. Для этого мы сделали мобильное приложение Yandex Cloud.

Делали ли мобильные приложения другие провайдеры?

Мировые облачные платформы делают ставку не только на повышении надежности инфраструктуры, но и на новой функциональности для повышения удобства использования. Перед подготовкой MVP мы изучили опыт зарубежных облачных провайдеров в разработке подобных мобильных приложений. Два главных примера — приложения Google Cloud Console и AWS Console. В России на тот момент таких проектов не было.

Скрины из приложений Google Cloud Console и AWS Console
Скрины из приложений Google Cloud Console и AWS Console

В подготовке MVP мы вдохновлялись примерами, но все-таки в первую очередь шли от потребностей наших пользователей. Нашей главной задачей было создать понятный инструмент для эффективного использования сервисов. Мы адаптировали некоторые возможности нашей консоли (главный инструмент работы в облаке) для мобильной версии.

Добавили самое важное для пользователя

Разработкой приложения занимается команда фронтенда. Мы старались по максимуму переиспользовать то, что уже было в других интерфейсах: визуальные компоненты и API, поэтому было принято решение использовать WebView с тонкой нативной обвязкой.

В начале добавили самое важное:

Детализация по ресурсам

На главном экране видны все важные показатели облака — текущее состояние счёта, статус сервисов, уведомления о переписке с поддержкой. А на страницах ресурсов доступны детали — информация о работе ресурсов, графики мониторинга, сведения об операциях.

Как мы сделали мобильное приложение для управления серверами по клику

Биллинг

С помощью приложения можно посмотреть остаток денег на счете, пополнить баланс и изучить детализацию расходов прямо в приложении.

Как мы сделали мобильное приложение для управления серверами по клику

Общение с техподдержкой

Если возник вопрос или нужна помощь, можно написать поддержке и получить оперативный ответ прямо в приложении. Теперь 10% всего общения с саппортом происходит через приложение.

Новостной канал

Новостной канал позволяет читать все новости платформы в одном месте: как посты в блоге, так и новые предложения от наших пользователей.

Перенесли визуальный стиль с десктопа

Чтобы сделать интерфейс приложения интуитивно узнаваемым, мы сохранили визуальные элементы консоли: темную тему, формы карточек, подложки, контролы.

При этом целились в то, чтобы не оказаться противоестественными относительно нативных приложений: принятые решения не противоречат официальным гайдам (навигация, структура приложения, размеры контролов, и т.д.).

Как мы сделали мобильное приложение для управления серверами по клику

Также мы использовали блочный подход — с расширением и добавлением новых блоков мы можем развивать приложение и добавлять новую функциональность.

Улучшаем приложение за счет фидбэка пользователей

Сразу после запуска мы вошли в топ-3 инструментов разработчиков в App Store. Улучшать наше приложение помогают сами пользователи. Для сбора обратной связи у нас есть специальный раздел сообщества. Например, клиенты очень хотели, чтобы можно было заходить в приложение не через личный аккаунт, а через корпоративный. Это вопрос безопасности и удобства. Компании обычно уже имеют настроенную систему управления пользователями и доступом в своей сети, например при помощи Active Directory. У них могут быть тысячи сотрудников и администраторам очень неудобно заводить аккаунт на Яндексе для каждого человека, а затем вовремя удалять его, когда он уволился. Поэтому мы добавили авторизации через федерацию удостоверений. Теперь наши клиенты смогут использовать свои корпоративные аккаунты для работы в мобильном приложении Yandex.Cloud.

Затем мобильное приложение было опубликовано во всех странах юридического присутствия Yandex Cloud, а мы начали добавлять сервисы и возможности.

  • Добавили push-уведомления о самом важном. Приложение пришлет пуш, если пользователь получили новое сообщение от поддержки или важную информацию об изменении статуса платежного аккаунта.
  • Добавили поддержку Yandex Object Storage (облачное хранилище) — возможность смотреть свои файлы в объектном хранилище.
  • Добавили Мониторинг — возможность подробно узнать статус всех своих ресурсов, их доступность и получать оповещения об изменении ключевых метрик. Например, вы можете настроить уведомление об изменении состояния ресурса вашего облака и вовремя среагировать на проблему.

За первые полгода аудитория выросла в 4 раза, и сейчас каждый 10 пользователь взаимодействует с Yandex.Cloud через мобильное приложение. Мы видим стабильный рост использования, поэтому будем продолжать развивать приложение, добавлять поддержку других сервисов и дополнительные возможности.

При разработке приложений для бизнеса важно:

  • Отталкиваться от текущего поведения пользователей;
  • Двигаться небольшими шагами;
  • Быть естественным консистентным продолжением всей платформы;
  • Слушать своих пользователей.

Подписывайтесь на блог Yandex.Cloud, чтобы узнавать еще больше новостей и историй об IT и бизнесе.

Другие истории, которые активно читают наши подписчики:

1010
1 комментарий

Расскажите, на чём писали приложение?

Ответить