Пять методик продуктивности, о которых вы, возможно, ещё не слышали

GTD на минималках, таймблоки, ещё один agile и другие.

Пять методик продуктивности, о которых вы, возможно, ещё не слышали

Существует много методов привести дела в порядок, организовать свою работу и повысить продуктивность: как столетней давности, так и от современных гуру продуктивности — выбирай любой. Если вы ещё не нашли идеальный способ самоорганизации, возможно, вам пригодится эта подборка.

Меня зовут Алексей, я редактор в Pyrus. Это сервис для общения между коллегами, организации бизнес-процессов и ведения задач. Поэтому нам интересно всё, что связано с продуктивностью: сервисы, приложения и методы.

Эта статья — о пяти интересных методах продуктивности, которые не так известны, как GTD или техника помодоро. Уверен, хоть про один метод из этого списка, но вы не слышали. Надеюсь, эта подборка поможет кому-нибудь найти «свой» метод.

Правило 90/30

Суть метода «Правило 90/30» — начинать свой день с самой главной задачи и работать над ней 90 минут, не отвлекаясь. После этого отдохнуть полчаса и повторить цикл столько раз, сколько получится.

Этим методом пользуется писатель и блогер Тони Шварц. Он говорит, что закрывает все окна на компьютере и выключает телефон, чтобы полностью сосредоточиться на задаче.

Почему 90 минут? Исследователь из Йеля Перетз Лафи выяснил, что именно столько обычный человек может удерживать внимание на одной задаче. А 30 минут вполне достаточно, чтобы восстановить силы после интенсивной полуторачасовой работы. Такие циклы называются ультрадианными ритмами.

Аналог. «Правило 90/30» очень похоже на технику помодоро. В этом методе отрезки времени покороче — 25 минут, а отдых между ними — 5 минут. После каждых 3-4 «помидорок» рекомендуется сделать длительный перерыв, минут на 15-30. Три таких блока с перерывами — и как раз получается 90 минут.

ZTD

ZTD расшифровывается как Zen To Done, что можно перевести как «Продуктивность в стиле дзен». Этот метод придумал Лео Бабаута, автора блога Zen Habits.

Лео представляет ZTD как упрощённую альтернативу методике GTD Дэвида Аллена. Он считает, что пять этапов системы Аллена слишком громоздкие и требуют много времени. Вместо этого Бабаута предлагает список из 10 привычек, которые стоит внедрить в свою жизнь:

  • Собирать все задачи, информацию, идеи в одном месте.
  • Обрабатывать все записи как можно скорее, не откладывая их.
  • Планировать цели на каждый день и неделю.
  • Фокусироваться только на одном деле.
  • Создавать короткие списки дел и проверять их каждый день.
  • Держать все свои вещи и записи на своих местах.
  • Пересматривать свои задачи и цели каждую неделю.
  • Упрощать список своих задач и целей.
  • Следовать ежедневным ритуалам.
  • Заниматься тем, что вам интересно.

Аналог. Лео сам сравнивает свой ZTD с Getting Things Done, но принципиально его техника ничем особо не отличается от метода Дэвида Аллена. Всё те же входящие, списки, контексты. Только планированию уделено больше времени: Бабаута советует определять главные дела на неделю и день, а у Аллена такого нет.

Я тоже собираю свои рабочие задачи в списки
Я тоже собираю свои рабочие задачи в списки

Agile Result

Agile Result — это целая система для личной продуктивности. Её автор — программист Джей Ди Мейер.

Главный принцип метода — это «три победы», то есть три главные задачи. Мейер советует ставить перед собой три победы на каждый день, неделю, месяц и год. Три «победы» дня должны приближать вас к трём «победам» недели, недели — к «победам» месяца, и так далее.

Еще два принципа этого метода — это «План в понедельник, Результаты Дня, Пятничный Обзор» и «Горячие точки». Смысл первого простой:

  • каждый понедельник планируем свою неделю;
  • фокусируемся на трёх главных задачах на день;
  • в пятницу подводим итоги недели.
Из списка своих дел на день я выделяю самые важные
Из списка своих дел на день я выделяю самые важные

А «горячие точки» — это важные области твоей жизни, которым надо отдавать приоритет, например, здоровье, семья или карьера.

Аналог. «Горячие точки» в Agile Result очень похожи на «сферы внимания» в GTD, но в системе Мейера больше общего с методом Стивена Кови. Тот рекомендовал планировать две-три задачи на неделю, важные для каждой сферы своей жизни.

1-3-5

1-3-5 — это простой метод составления списка дел на день. Суть в том, чтобы из всех своих задач выделить одну — самую главную, три средних и пять мелких. Выполнять их надо именно в этом порядке: сначала самое главное, а потом уже всякую мелочь.

Аналог. Авторы книги «Найди время» Джейка Кнаппа и Джона Зерацки тоже советуют выбирать одно, самое главное дело на день и сосредоточиться на его выполнении. А Джон кроме одной главной задачи выделяет ещё три средних.

Джон Зерацки выделяет на каждую задачу определённое время в зависимости от важности
Джон Зерацки выделяет на каждую задачу определённое время в зависимости от важности

Таймбоксинг

Таймбоксинг — это список дел в календаре. Смысл метода в том, чтобы застолбить в своём расписании время на выполнение каждой задачи, выделить временной слот.

Каждое дело — позвонить клиенту, написать отчёт или заказать билеты на самолёт — занимает сколько-то времени. В календаре наглядно видно, сколько времени могут занять все задачи, и напихать их в свой список сверх меры не получится.

Я <a href="https://fedorovpishet.ru/calendarblocking/" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">активно пользуюсь методом таймбоксинга</a> — вот как выглядит мой календарь в конце недели
Я активно пользуюсь методом таймбоксинга — вот как выглядит мой календарь в конце недели

Аналог. Подобным методом пользовались даже тогда, когда электронных календарей не существовало. В моё время это называлось распорядком дня. Когда я учился в школе, у меня на стене висел листок, где я расписывал свои дела на день по минутам: подъём, утренняя зарядка, уроки в школе, домашнее задание и так далее.

Барон Мюнхаузен тоже использовал технику таймбоксинга: «с 8 до 10 утра — подвиг»
Барон Мюнхаузен тоже использовал технику таймбоксинга: «с 8 до 10 утра — подвиг»

Для организации своих дел я использую GTD, таймбоксинг и технику помодоро. Поделитесь в комментариях, какими методами пользуетесь вы. Особенно интересно будет почитать впечатления тех, кто практикует методы из статьи.

3333
30 комментариев

Комментарий недоступен

24
Ответить

Совершенно верно. Ни один метод не заменит внутреннего стрежня и готовности действовать. Это основа, а методы — это лишь инструменты. 

Каким бы ни был крутым молоток, если ты не готов забивать гвозди, он будет бесполезным)

9
Ответить

Эффективность - это не про хочу и не хочу, а как сделать максимум нужных задач за отведённое время

Ключевые слова максимум и нужных

Нормальные методики эффективности помогают определить эту нужность, правильно сгруппировать задачи для повышения продуктивности

2
Ответить

Ну хз, мне один метод помогает с разбором тяжелых нежеланных задач: всегда можно найти дело, которое делать хочется еще меньше, чем это. Именно так: нужно искать не то, что сделать проще, чем важное дело - а найти еще более сложное. Таким образом, в порыве прокрастинации от более сложной задачи психологически проще войти в режим выполнения "менее сложной". Так же в какой-то момент произойдет и с той "более сложной" задачей, от которой отказался сегодня - всегда найдется что-то еще более "нежеланное".

2
Ответить

Мне ближе всего метод "90/30". Все остальные сжирают время продуктивности на расписывание задач.

5
Ответить

Согласен. Пробовал всякие сложные системы планирования - так вот, чтобы всё распланировать, выделить цели, задачи и подзадачи, распределить по степени важности и т п., уходит столько времени, что потом выполнять это уже некогда, так как уже образовались новые дела))

2
Ответить

По схожей причине я не занимаюсь планированием на неделю и месяц. Пустая трата времени.

1
Ответить