Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте
Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.
Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт
Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.
А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯
Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь
Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.
На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.
Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.
Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок
Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.
Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.
Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов
Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.
Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.
Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.
А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:
Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.
Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.
Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.
Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.
Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.
Найс у вас самовнушение работает, продолжай быть наивным.
Я тоже таким же был, лет 6 назад, да каких, даже 8 назад.
Такое же самовнушение и самоуспокоение: "вот сейчас что-то сделаю такое, что не смогут сделать конкуренты при бабле". Угадай итог?
Такие же стадии проходил отрицания, самовнушения, "я могу лучше, не стоит боятся", и так далее. По итогу различные штуки которые я создавал для своих пользователей тупо украдены нагло конкурентами у кого больше бабла. И самое обидное лично для меня, это то, что на рынке где я работаю мои расширяющие функционал продукта фичи стали де-факто стандартом без которого не обходится не один продукт, но авторство МОЕГО продукта присвоил конкурент у кого больше денег и выше аудитория. И каждый раз когда я слышу: "ой, вы сделали как на проекте ХХХ? Ну не плохо, не плохо", меня это вводит в жесткий агр. Потому что не я сделал как на ХХХ проекте, а проект ХХХ сделал как у меня и под чистую слизал всё, а я остался в небытие и неизвестности без каких-либо ништяков за разработанный функционал который был моим конкурентным преимуществом, и был отличительной чертой моего проекта.
Вы думаете украли одну фичу? Нет, украли тупо все под копирку.
Причем бессонные ночи, страдания, вынашивание идеи очень затратный, болезненный процесс, и когда ты "рожаешь" идею, приходит какой-то хрен нанимает на фрилансе за чашку риса разраба, и повторяет все твои фичи на раз два, ведь идея то понятна и проста, но сам конкурент до нее не додумался.
И я не знаю если честно как с этим быть.
Это прям массовый дефолт среди русскоязычной аудитории.
Я работаю на международном рынке, аудитория и конкуренция международная, но подлянки делаюит только "наши" соотечественники.
Причем ты ничего не сможешь сделать. Вот вообще. Просто осознаешь, что ты ничего не можешь сделать с этим. Другие конкуренты не воруют, пытаются самостоятельно как-то сделать, где-то даже многие вещи делают лучше чем я, но у них какой- то есть негласный "кодекс" "не воруй чужое, сделай свое".
Наши же:
"слушай, мне вот понравился функционал в продукте ХХХ, продай за 30 баксов" (а этот продукт один из ключевых компонентов почему пользователи выбирают мой продукт, и это приносит от клиента около 10-20 долларов (от одного клиента платежеспособного)).
Если отказываешься - начинаются различные атаки на приложение.
Если соглашаешься - то не так обидно, когда "воруют", но все же понимаешь, что продал товар по заниженной цене.
Вся ваша статья и боль - мне очень знакома.
Но увы, делать ставку на то, что "я креатор, накреативлю лучше и больше" - не работает. Бабло побеждает любое зло. Если у тебя есть за спиной куча бабок которые ты можешь инвестировать в грязную продуманную конкурентную борьбу за клиента - ты на коне. Если не можешь - на дне.
По поводу зарубежного опыта, и зарубежных разрабов и владельцев различных проектов с которыми я общался по этому поводу.
Они говорят что секрет успеха в:
- открытости доброжелательности
- прозрачности перед клиентом
- и в куче бабла и циферках в которых измеряется аудитория.
Если какого-то компонента нет, то конкурентую борьбу с скопированным твоим функционалом конкурентами, тебе не получится выиграть.
хм... ну а на что тогда еще делать ставку то?
проблему вы прекрасно описали, только вывод то какой?