{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Нет смысла тягаться с крупным конкурентом, «вдохновившимся» вашим стартапом? Это не так — рассказываю на личном опыте

Привет, меня зовут Роман Рабочий. Три месяца назад я опубликовал здесь статью про свой стартап — секретаря Машу. А спустя два месяца после запуска Маши вышла копия от одного крупного банка. И вчера эстафету перенял известный сотовый оператор. Рассказываю обо всем по порядку.

Xmell

Сначала меня пытались купить, а потом просто скопировали продукт

Через три дня после публичного запуска Маши мне написали сотрудники банка, который вы все хорошо знаете. Сначала они предложили работу мне — я отказался. Потом предложили трудоустроить всю мою команду — мы не согласились. После этого пришли еще одни товарищи, предложили полностью оплатить мне затраты на создание Маши. Взамен я должен был отойти и не мешаться под ногами. Делать я этого, конечно, не стал.

А спустя два месяца на рынке появился еще один секретарь-бот в Телеграме, который похож на Машу: тоже работает с любыми операторами и управляется через Телеграм ¯\_(ツ)_/¯

Мы наблюдали, как с небольшой задержкой наш продукт копировали — в частности, постоянно изменяющийся онбординг новых пользователей. А однажды мы увидели, как они скопировали нашу ошибку в http-линке на личный кабинет одного оператора.

Ребята из команды «конкурента», небольшая подсказка: инструкция для МТС у вас сделана не очень. Мы ее обновили недавно, посмотрите — новый вариант работает лучше.

Если вас скопировал гигант — не переживайте, а гордитесь

Буквально вчера вышла еще одна копия Маши, на этот раз у крупного сотового оператора. Но меня это даже радует: это означает, что продукт хорош и востребован.

На самом деле все копируют у всех. Вот, например, кто первым придумал Stories? Snapchat. В итоге сейчас сториз есть вообще у всех соцсетей, даже у Твиттера, а про Snapchat никто и не вспоминает. И я очень сомневаюсь, что кто-то платил ему отступные.

Если вами НЕ «вдохновляются», стоит задуматься, актуальна ли вообще ваша идея и нужна ли она рынку.

Если вашу идею и технологии скопировал гигант рынка — не упустите шанс сотрудничества с другими крупными игроками. Мне кажется, нет смысла судиться и взывать к совести конкурентов. Лучше подождать: скорее всего, другие корпорации поймут, что продукт потенциально прибыльный, и с большой вероятностью предложат сотрудничество именно стартапу.

Что делать, если идею или технологию скопировали и выпустили на рынок

Не паниковать и не бросать дело. Да, кажется, что у крупного конкурента есть всё — деньги, штат лучших сотрудников, технические возможности. Но на самом деле у них нет главного — гибкости и возможности сотрудничать с другими гигантами рынка. Пока огромная корпорация будет заниматься согласованиями, вы уже протестируете несколько новых идей и сделаете продукт еще круче.

Кроме того, нужно все время стараться улучшить свой продукт: искать функции, которые оценит ваша целевая аудитория и которые будет сложно повторить гиганту.

Что мы делаем сейчас, чтобы не потерять деньги и клиентов

Мне нравится мысль Стива Джобса о том, что «между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы». Поэтому, вместо того чтобы огорчаться или жаловаться, что идею украли, я предпочитаю развивать ее дальше и лучше, используя свои преимущества.

Стив Джобс считал: многие заблуждаются, что гениальная идея — это 90% дела. Между великолепной идеей и великолепным продуктом — гигантское количество упорной работы. И работа эта состоит из компромиссов и поиска решений: не всего можно добиться от электроники, заводов или роботов. Разрабатывая продукт, каждый день вы удерживаете в голове тысячи разных нюансов и концепций и ищете способ связать их воедино. В этом процессе — вся магия…

Сейчас мы наладили сотрудничество с Райффайзенбанком. Запустили совместный пилотный проект, и за первый месяц клиенты банка проявили большой интерес к Маше.

Машу мы развиваем дальше — добавили интеграцию с личными контактами и автоматическое определение номеров компаний. Теперь даже без прослушивания звонков и расшифровок вы узнаете, какая клиника в сотый раз предлагает обследование и какой банк очень хочет выдать кредит.

А если номер звонящего есть в вашей адресной книге, в сообщении от Маши отобразится имя:

Мы не получаем доступ к номерам ваших контактов и не делимся ими с другими сервисами. Обмен номерами происходит между браузером вашего телефона и Google. Маша хранит только хеши ваших контактов. Как только мы высылаем вам звонок, все данные о звонке тут же удаляются с серверов — нам они не нужны =)

Еще Маша позволяет пользователям заработать. Вы приводите друга по своей реферальной ссылке и, если он пользуется Машей, получаете 10% от его подписки.

Кстати, теперь у Маши есть брат Миша — секретарь с мужским голосом, чтобы жены не ревновали. Правда, почему-то с Мишей не очень хотят разговаривать. Мы пока разбираемся, с чем это связано: то ли у Миши слишком брутальный голос, то ли у нас в стране больше привыкли к секретарям-девушкам.

Техподдержка тоже выросла. Раньше она была только в боте. Но во время наплыва пользователей после первой статьи мы поняли, что это так себе вариант: клиенты не всегда быстро получают ответ на свой вопрос. Поэтому добавили живых операторов: бот в поддержке — это зло, а мы любим своих пользователей.

Подумали, что будет классно добавить в секретаря встроенный сервис для планирования консультаций и встреч. Он интегрируется с Zoom, Google и Outlook Calendar — как думаете, полезное решение? Идея пока в разработке, и да, мы «вдохновляемся» зарубежным стартапом — Сalendly ¯\_(ツ)_/¯ Но это тема для следующей статьи.

Хочу сказать большое спасибо всем, кто после первой статьи доверился нам и стал пользоваться Машей. Благодаря вашей обратной связи мы знаем, в какую сторону нам развиваться, чтобы даже огромные корпорации с кучей денег не были нам помехой.

0
424 комментария
Написать комментарий...
Валентин Бодров

Найс у вас самовнушение работает, продолжай быть наивным.
Я тоже таким же был, лет 6 назад, да каких, даже 8 назад.
Такое же самовнушение и самоуспокоение: "вот сейчас что-то сделаю такое, что не смогут сделать конкуренты при бабле". Угадай итог?
Такие же стадии проходил отрицания, самовнушения, "я могу лучше, не стоит боятся", и так далее. По итогу различные штуки которые я создавал для своих пользователей тупо украдены нагло конкурентами у кого больше бабла. И самое обидное лично для меня, это то, что на рынке где я работаю мои расширяющие функционал продукта фичи стали де-факто стандартом без которого не обходится не один продукт, но авторство МОЕГО продукта присвоил конкурент у кого больше денег и выше аудитория. И каждый раз когда я слышу: "ой, вы сделали как на проекте ХХХ? Ну не плохо, не плохо", меня это вводит в жесткий агр. Потому что не я сделал как на ХХХ проекте, а проект ХХХ сделал как у меня и под чистую слизал всё, а я остался в небытие и неизвестности без каких-либо ништяков за разработанный функционал который был моим конкурентным преимуществом, и был отличительной чертой моего проекта.

Вы думаете украли одну фичу? Нет, украли тупо все под копирку.
Причем бессонные ночи, страдания, вынашивание идеи очень затратный, болезненный процесс, и когда ты "рожаешь" идею, приходит какой-то хрен нанимает на фрилансе за чашку риса разраба, и повторяет все твои фичи на раз два, ведь идея то понятна и проста, но сам конкурент до нее не додумался.

И я не знаю если честно как с этим быть.
Это прям массовый дефолт среди русскоязычной аудитории.
Я работаю на международном рынке, аудитория и конкуренция международная, но подлянки делаюит только "наши" соотечественники. 

Причем ты ничего не сможешь сделать. Вот вообще. Просто осознаешь, что ты ничего не можешь сделать с этим. Другие конкуренты не воруют, пытаются самостоятельно как-то сделать, где-то даже многие вещи делают лучше чем я, но у них какой- то есть негласный "кодекс" "не воруй чужое, сделай свое".

Наши же:
"слушай, мне вот понравился функционал в продукте ХХХ, продай за 30 баксов" (а этот продукт один из ключевых компонентов почему пользователи выбирают мой продукт, и это приносит от клиента около 10-20 долларов (от одного клиента платежеспособного)).

Если отказываешься - начинаются различные атаки на приложение.
Если соглашаешься - то не так обидно, когда "воруют", но все же понимаешь, что продал товар по заниженной цене.

Вся ваша статья и боль - мне очень знакома.
Но увы, делать ставку на то, что "я креатор, накреативлю лучше и больше" - не работает. Бабло побеждает любое зло. Если у тебя есть за спиной куча бабок которые ты можешь инвестировать в грязную продуманную конкурентную борьбу за клиента - ты на коне. Если не можешь - на дне.

По поводу зарубежного опыта, и зарубежных разрабов и владельцев различных проектов с которыми я общался по этому поводу.
Они говорят что секрет успеха в:
- открытости доброжелательности
- прозрачности перед клиентом
- и в куче бабла и циферках в которых измеряется аудитория.

Если какого-то компонента нет, то конкурентую борьбу с скопированным твоим функционалом конкурентами, тебе не получится выиграть.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Рабочий
Автор

хм... ну а на что тогда еще делать ставку то? 
проблему вы прекрасно описали, только вывод то какой?

Ответить
Развернуть ветку
421 комментарий
Раскрывать всегда