Кому точно не стоит делать сайты-агрегаторы

Я собрал свой опыт создания сайтов-агрегаторов за 3 года от первого лица. Надеюсь вам это будет полезно.

Привет, друзья-предприниматели.

Дисклеймер: В статье речь пойдёт исключительно про мой 3-летний опыт создания бизнеса в сфере сайтов-агрегаторов услуг. Никого ни к чему не призываю, а делюсь личным опытом. Надеюсь будет полезно.

Кто вы?=)
Я делал сайт-агрегатор
Я хочу сделать сайт-агрегатор
Мне просто интересно почитать про агрегаторы
Просто читаю разные статьи на vc на разные темы

Если у вас был свой практический опыт создания агрегатора, если вы просто размышляли о какой-то нише, буду очень благодарен вашим комментариям. Опишите, как было у вас. Так статья получится более разнообразной и информативной для других.

Так сложилось, что я погрузился в тему сайтов-агрегаторов около 3-х лет назад. Я просто услышал от кого-то, что есть такие сайты, и решил погрузится в тему и попробовать.

Прошло уже 3 года. За это время мне удалось, как я считаю, не на словах, а на деле с 0 понять, как функционирует эта бизнес модель, получить свои результаты. Понять, что безусловно у неё есть как плюшки, так и боли. Мне кажется, как и в любом бизнесе. Кому-то она подходит кому-то нет.

Я уже написал больше 10 статей про агрегаторы, старался раскрыть разные аспекты, такие как — юнит-экономика агрегатора, SEO продвижение сайта-агрегатора, как собрать команду, сделал пошаговую инструкцию, сделал подборку узких ниш для агрегаторов и так далее. Все эти статьи доступны по моему аккаунту на VC, если кому-то будет интересно можете найти их там. Мне кажется я исчерпывающе описал всё, что узнал сам на своём опыте и искренне надеюсь, что данный опыт будет кому-то полезен.

Данная статья последняя на тему агрегаторов, и в ней я решил поднять такой вопрос и высказать своё субъективное видение — кому Не стоит заниматься данным направлением.

Итак, почему мне кажется, я немного понимаю в этой теме и возможно данные умозаключения будут кому-то полезны:

За последнее время мне удалось пообщаться с достаточно большим количеством людей из этой ниши (больше 100 точно). Причём с очень разными группами людей, а именно:

1. Владельцами агрегаторов, делающими чистую прибыль выше 4 млн руб.

2. Владельцами агрегаторов со средними прибылями ( 200 000 — 500 000 рублей)

3. Владельцами агрегаторов, которые не смогли пробить потолок в 50 000 рублей.

4. Людьми, которые 4 года развивают потихоньку агрегатор, и он почти ничего не приносит.

5. Людьми, которые только планируют делать агрегатор и достаточно неплохо понимают, куда они идут.

6. Людьми, которые где-то услышали про агрегатор, и явно не понимают, как они будут его развивать.

Получил свой личный опыт и практические результаты:

1. Я запустил с 0 в разных нишах 6 агрегаторов.:

— 3 из них действующие (про действующие не раскрываю ниши, чтобы не создавать себе конкуренцию)

- 1 вывел в плюс (Чистая прибыль 250 000 рублей) и продал с мультипликаторов 15 ( писал про этот агрегатор статью)

- 1 продал на начальном этапе. Игроки из ниши решили выкупить продукт целиком, чтобы я не составлял им конкуренцию.

- 1 агрегатор вышел в минус. Потратил на него около 1 млн руб., продал за 350 000 рублей. Явно не соразмерял свои силы и нишу. ( кстати про это у меня тоже была статья

2. Прошёл все этапы технической разработки агрегатора.

Писали своей небольшой командой с 0. Несколько раз переписывали. Понимаю как технически устроен агрегатор изнутри. Что важно, что нет. Это отдельная тема, потому что возвращаясь к некоторым людям, которые хотят делать агрегатор, иногда возникает ощущение, что им кажется, что это сайт из 3-х страниц: главная, страница листинга(каталог, список объектов) и страница самого объекта. Как всё это между собой взаимодействует на уровне бэкенда, какой-то на самом деле нужен функционал и сколько его скрыто в этих 3х страницах знают не все. Наверное это нужно только пощупать, чтобы понять.

3. Выводил агрегатор englishchoice в Топ 1-3 по SEO трафику (Уточню, что я продал данный проект уже больше 1 года назад, поэтому за текущие позиции в поисковиках уже не отвечаю. Им занимаются другие люди)

4. Тестировал платный трафик для агрегатора

5. Заработал деньги на агрегаторе, имел проект в минус (смотреть пункт 1)

6. Развивал все проекты на свои деньги (без инвестиций)

Итак, добрались до главного. Информацию ниже (я очень на это надеюсь) поможет вам, немного глубже или может с другой стороны, посмотреть на тему агрегатора и принять окончательное решение — ваше это или нет. Заранее подчеркну — нет правильного и неправильного решения.

И я уж точно не отговариваю вас делать агрегатор. Я просто увидел на примере разных людей, что не все до конца понимают как всё устроено изнутри в теме агрегаторов. И так я думаю работает везде ( Я как-то думал, что придумал самую крутую игру, не зная ничего про рынок мобильных игр=), конечно игру я так и не запустил.

Есть только уровень вашей готовности, который повысит или понизит вероятность того, что у вас получится! При этом подчеркну, когда я делал агрегатор у меня тоже было опыта немного. Можно пробовать. Но знания — сила.

Если вы ответите на один из пунктов да, возможно, сайт-агрегатор вам не подойдёт, как бизнес-проект.

1. Вы не знаете откуда будете брать трафик.

Иронично, но я заметил, что многие делают акцент либо на сам сайт, либо на монетизацию, и забывают, что агрегатор без трафика — это 0. Он никому не нужен. Если вы планируете делать сайт-агрегатор, задайте себе следующие вопросы:

а. Откуда я буду получать трафик? ( Seo, контекстная реклама, таргетинговая реклама, соц сети или что-то ещё?)

б. Будет ли этот трафик окупаться? Скажу сразу, что во многих нишах окупаться он не будет. 80% агрегаторов живут на SEO трафике, и привет следующий пункт.

в. Вы являетесь экспертом в SEO? У вас в команде есть такой специалист? У вас есть какая-то исчерпывающая стратегия?

2. Вы не хотите погружаться в тему программирования от слова совсем.

Агрегатор — это не лендинг пейдж. Да его можно заказать в студии, но вероятность того, что вас там «обуют» кратно возрастает.

Есть готовые коробочные решения, но даже с ними вам так или иначе придётся немного погрузится в тему. Вам скорее всего придётся нанять программиста, который будет дописывать это готовое решение. Вам придётся ставить ему задачи, и вам важно понимать, хотя бы на уровне общения, как устроена архитектура агрегатора.

Подчеркну, вам не нужно быть программистом. Я сам не практикующий программист, но я точно знаю, как работают мои агрегаторы, я могу понятно поставить задачи разработчику, я могу понять, если что-то поломается, как всё это устроено. Для этого нужно просто не полениться и вникнуть немного в тему.

3. Вы думаете, что агрегатор можно создать в любой нише и ниша в целом не так важна.

Все ниши реально разные. У них есть свои особенности, например:

- уровень конкуренции. Интересно какие у меня шансы, без сторонних инвесторов развить агрегатор в нише отелей? Конкурировать с booking.com?

Я уверен, что минимальные.

- количество SEO трафика. Ещё раз повторюсь в большом количестве ниш не будет биться платный трафик, то есть рассчитывать нужно только на SEO. Значит нужно понять сколько этого SEO трафика. Хотя бы найдите конкурента в этой нише и посмотрите сколько он собирает SEO трафика.

- средний чек. Если вы агрегатор — вы посредник. Значит зарабатывать будете либо на огромном объёме трафика (а далеко не во всех нишах его много), либо на комиссии. Комиссия берётся со среднего чека. Значит как минимум хорошо бы про это подумать.

- развитая инфраструктура. Узнать заранее, до создания агрегатора, с вами вообще будут работать? Обзвонить игроков рынка, спросить размещаются ли они на агрегаторах

На самом деле критериев много, я перечислил лишь некоторые. Но наивно полагать, что вот есть ниша такая-то, создам там агрегатор — это опасно. Нужно постараться понять, как вы будете там зарабатывать.

4. Вы думаете, что агрегатор полетит сразу.

Агрегатор — это игра в долгую. Часто один SEO трафик можно взращивать 6-12 месяцев. Часто нужно расти в конкурентной среде долго. На это нужно иметь терпение, средства и стратегию. Опять же как я вижу, она далеко не всегда присутствует.

5. Вы думаете, что не нужно будет продавать.

В агрегаторах, как и на других сайтах, нужно продавать. Компании не полетят на вас сами, как мотыльки на свет. Вам придётся убедить их, что на вашем сайте есть какая-то полезность. Продажи - это не всегда просто. И тут они тоже есть.

6. Вы думаете, что агрегатор - это чисто пассивный проект.

На самом деле на каком-то этапе коэффициент пассивности в агрегаторе действительно достаточно большой. Но до этого этапа ещё нужно дорасти. И даже на этом этапе всегда будет ряд постоянных задач, которые придётся решать.

7. У вас нет бюджета на агрегатор.

Пару раз мне писали ребята, у которых допустим есть деньги условно на разработку агрегатора или на покупку готового решения. Но дальше они не думали. И это ошибка. Вам нужно как и в любом другом бизнесе написать хотя бы небольшой бизнес плана. Статьи расходов агрегатора это и контент, и затраты на SEO, и бюджет на платную рекламу и поддержание команды ( программист, вёрстка). И это я описал только основные минимальные статьи затрат для достаточно узкой ниши. В серьёзных нишах нужны будут в 10 раз большие затраты. Вроде это так очевидно, но иногда про это забывают. Если у вас есть деньги только на сам сайт, лучше даже и не начинать.

Я искренне надеюсь, что мой практический опыт и взгляд на данное направление будет кому-то полезен. Если у вас будут вопросы, помимо комментариев можете писать мне в телеграмм. Всегда стараюсь отвечать -

Всем удачи и успешных проектов!

2222
10 комментариев

Мои 5 копеек:
   Разберитесь с иллюзиями в плане того, что ваш сайт кому то нужен. 99% ниш уже заняты крупными старыми сайтами, которые отвечают практически на все основные запросы пользователей. Поэтому прежде чем начинать строить агрегатор, необходимо чётко понимать ваше уникальное преимущество, как в технической части, так и в части контента.
   Большинство среднечастотных ключевых слов в топе выдачи заняты крупными сайтами с высоким трастом, поэтому ориентируйтесь на конкуренцию по низкочастотным ключевикам, генерируя как можно больше страниц, полностью охватывая весь спектр запросов, и обязательным их индексированием в поисковой выдаче. Тут понадобится серьёзная аналитика семантики и сложности конкуренции, правильная внутренняя оптимизация от заголовка до контента, грамотная внутренняя перелинковка и разумеется хорошее внешнее ссылочное, особенно под Гугл. Ну и разумеется, контент как и всегда король.
   Не тратьте силы на фронтэнд на начальном этапе и прочие необязательные фишки, цените время. Пробуйте диверсификацию входа в нишу по крайней мере тремя черновыми вариантами, так как зачастую среди абсолютно идентичных сайтов поисковики отдают предпочтение рандомно без всяких на то причин. Резкие продвижения зачастую резко заканчиваются с очевидными результатами, поэтому нужно вести работу в этом направлении планомерно, растягивая свои возможности на долгосрочный период.
   Не лезьте в коммерческие ниши без опыта, большинство вебмастеров утопает в этом болоте так и не вкусив профита. Начинайте с простого, например с детских ниш, где без титанических усилий и затрат вы быстро поймёте, что ваш ресурс действительно полезен, а это главное; обучающие темы, игры, видео, изображения и так далее. И когда вы будете чувствовать пользу и необходимость в вашем сайте, мотивация не заставит долго ждать.

3
Ответить

Какое-то время рассматривал возможность создания агрегатора в сфере международной  логистики ( импорт / экспорт) Какое-то время присматривался , хотел использовать SEO трафик как элемент продвижения.
Но как не смотрел , получалось очень дорого, конверсия низкая , каждый запрос ( качественный) очень дорогой был.

Не рассматривали эту нишу?
Может есть какой-то практический опыт ?

1
Ответить

Лично не рассматривал, но обращались ребята, которые хотели делать агрегатор в этой нише. 
Вот один из примеров: https://agorafreight.com/
Отличие агрегаторов в этой нише является то, что вам как пользователю на сайте предлагается заполнить критерии перевозки, и под эти критерии уже подбираются компании. То есть небольшое отличие от классического агрегатора, где вы сразу видите все компании и просто фильтруете их.

Я думаю ниша достаточно сложная по совокупности факторов. Например первое что приходит в голову - специфика личных отношений в русском сегменте между логистическими компаниями и их партнёрами. То есть простым языком со "своими" работать надёжнее, чем искать новых.

Вообще нужно изучать нишу, но я вижу, что ниша точно непростая, кто сможет адаптироваться в ней, будет молодец)

Ответить

Отличная статья, автору респект

1
Ответить

Спасибо большое, очень приятно!

Ответить

Как узнать сколько SEO трафика собирает конкурент?

Ответить

Собрать ядро запросов по его категориям, товарам, артикулам, брендовые запросы самого сайта и компаний которые на нем размещаются. Собрать позиции с каждого запроса и остается пара не сложных расчетов на неделю по времени
Или
Если сайт популярный, залезть в SimilarWeb и посмотреть там

1
Ответить