{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Сотрудники просят не увольнять коллегу: что делать руководителю

В компании есть токсичный сотрудник, который не справляется с обязанностями и усложняет работу руководителя. И вот вы решили уволить его, причём сделали всё правильно: проанализировали результаты и поняли, что они вас не устраивают, а не основывались на личных ощущениях. Однако тут вступают в игру его сердобольные коллеги, которые просят не увольнять, ведь у сотрудника же трое детей, да и вообще он уже 5 лет работает в компании. В этом материале расскажу, как наконец расстаться с токсичным сотрудником и уладить его коллег-защитников.

Александр Высоцкий Visotsky Consulting

Кейс предпринимателя

У одного из моих коллег-предпринимателей есть сотрудник, который на первый взгляд нормально выполняет свои обязанности, но на деле является токсичным. Я посоветовал ему такого искусного интригана не ломать, ведь такие люди могут всё перекрутить и нанести ущерб компании. Лучший выход здесь — уволить, основываясь на результатах сотрудника.

Предприниматель дал ему чёткую зону ответственности — департамент улучшения, причём не требовалось закрывать все функции, только улаживать недовольных клиентов. Руководитель не был доволен работой этого сотрудника и потребовал написать объяснительную. На что тот написал заявление на увольнение и объявил об этом при всём коллективе, якобы руководитель требует от него невозможного.

И произошло следующее: продуктивные и лояльные сотрудники начали его защищать! Предприниматель пытался объяснить ситуацию, но не находил согласия среди сотрудников, настолько коллега-интриган их обработал. Ситуация усугубилась тем, что он сумел убедить самого ценного сотрудника компании. Тот, в свою очередь, теперь убеждает руководителя просто перевести провинившегося коллегу на другую должность.

Что делать: уволить, рискуя потерять костяк, или сместить на другую должность и снова наблюдать за результатами?

Разбор ситуации

Правильная стратегия — дать токсичному сотруднику зону ответственности и увидеть, справляется ли он. Если нет, то увольнять, причём исключительно за результаты или их отсутствие. Я тоже сталкивался с подобными ситуациями. Сотрудник начинает вести себя вызывающе, если понимает, что облажался.

Что касается коллег, вне зависимости от опыта и продуктивности, сотрудники могут эмоционально реагировать на уход коллеги из компании. Это просто сердобольность, таким людям больно, когда кто-то покидает коллектив. Ведь мы все разные: кто-то более толстокожий, кто-то стремится понять ситуацию, а кто-то — нет.

Как уладить сердобольных защитников

Так вот, сердобольные сотрудники начинают сыпать аргументами вроде «Он же работает тут уже 5 лет!» или «Да у него же семья, дети!» Но дело тут не в доброте душевной, а в высокой степени безответственности таких защитников, ведь предприниматель решил уволить сотрудника, основываясь на недостаточных результатах. К тому же это не входит в зону ответственности сотрудников, а лежит на плечах руководителя. И поэтому бросаться фразами про семью и десять лет работы легко. А руководитель отвечает за всю компанию и должен думать о её будущем.

Чтобы уладить сердобольных сотрудников, заставьте их принять на себя ответственность. Если это ведущий специалист, то задайте вопрос «А взял ли бы ты к себе в помощники сотрудника, который не справился? Сможешь ли ты добиться того, чтобы он дал хороший результат? Ты в него веришь?» Скажите, что готовы оставить сотрудника, если коллега возьмёт его к себе в подчинение и будет добиваться результатов. Признайтесь, что у вас не получилось управлять этим человеком. Так может, у вашего специалиста получится?

Мой опыт

Я сталкивался с точно такой же ситуацией в своём бизнесе, поэтому мои советы — это не голая теория, они основаны на практике. Тогда я обращался ко всем защитникам, которые говорили, что увольнять нельзя и нужно найти какое-то место сотруднику. Но когда я спрашивал напрямую, возьмут ли они коллегу на работу к себе в подразделение, то все отмалчивались.

Одно дело — пустые разговоры и какое-то «социальное сердоболие», а настоящая ответственность — совсем другое, она заставляет людей «наводить резкость» и объективно оценивать ситуацию.

Вывод: заставьте сотрудников взять ответственность

Если ваши сотрудники выступают против увольнения коллеги, переложите на них ответственность, раз они хотят принять решение, оставаться человеку в компании или нет! Если они уверены, что этот сотрудник так важен, пускай возьмут его в подчинение, на работу в своё подразделение и добьются результатов.

Возможно, у вас будет другой исход. Но когда эта ситуация время от времени возникала в моей компании, то я всегда слышал от защитников что-то вроде «Нет, не могу взять, сейчас не время». В итоге увольняли сотрудника, сохранив костяк, без сопротивления. Это улаживает сотрудников, они смотрят на ситуацию объективно и перестают быть чересчур сердобольными.

- Александр Высоцкий специально для biz360

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Isuzu Dzanarnoghno
Может руководителю стоит разобраться в причине токсичности работника? Может он токсичен по отношению к руководителю,

1. Если честно, не понимаю точно, что такое "токсичность". Неспособность выполнять свои обязанности по ДИ? Ну, так и надо тогда писать.
2. То есть, если руководитель "токсичен" он должен сам с собой разбираться? Но дело не в этом...
3. Статья - актуальна, хоть и поверхностна. Я с подобным сталкивался дважды. И сделал просто. Объявил отделу: "хотите так - лады. Показатели инвертируются. Если раньше премирование было 70/30 (70 - за личные показатели), то теперь будет наоборот".
И результаты резко отличались.
В первом случае - сотрудники выступили с коллективной докладной запиской типа "уберите ее нахрен". Во втором - поддержали престарелую весьма сотрудницу, помогли ей адаптироваться к новым системам и все начало идти хорошо. В обоих случаях я, разумеется, через пару месяцев вернул соотношение обратно.

Вот тут самое интересное другое. Когда... ммм... "токсичный" сотрудник брат/сват/племянница/друг детства/сокурсница и т.п. В данном случае я ничего сделать особо не смог. Синекура - да. Но это не системное решение.

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

В большинстве случаев люди обижаются на правду и в ответ обвиняют оппонента в токсичности. Обычно это означает, что они не способны анализировать какую-либо критику в свой адрес и использовать результаты анализа для личностного/профессионального роста. Если сотрудник не выполняет свои обязанности по ДИ, то сторона, обвиняющая его в токсичности, лишь укрепляет эту свою неспособность и компрометирует себя с профессиональной стороны.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Простите за тупость. Я трижды перечитал и ничего не понял :)
Люди часто обижаются на правду - Вы правы.
Но вот тут:

Если сотрудник не выполняет свои обязанности по ДИ, то сторона, обвиняющая его в токсичности, лишь укрепляет эту свою неспособность и компрометирует себя с профессиональной стороны.

не понял. Если подчиненный некомпетентен - он некомпетентен. И я БУДУ про это говорить и никак не скомпрометирую себя с профессиональной стороны.
С другой стороны, мы ведь ведем речь о странном понятии "токсичность". Поскольку я не в курсе точно, что это есть - дискутировать тяжело :)

Ответить
Развернуть ветку
Louis Cyphre

Я о том же :)

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Конечно, понимаю, что иногда звездюлей надо вставить, но все равно. По мне, лучше поговорить на чистоту— что, к чему и почему. А не просто с горячей головой ставить условия. Я не руководитель, но по своему опыту знаю, что такая позиция—" хотите так, лады" не всегда прокатывает и может сыграть против тебя же злую шутку. Сейчас такое время, что ещё чуть-чуть и мы вернёмся в каменный век в человеческих отношениях)

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Вы правы, но не до конца.

Причем тут "горячая голова"? Всегда есть задачи. И, кстати, ко мне всегда стремились работать, ибо я никогда никого не ставил в безвыходные условия. НО!
Работник - он же ведь не в вакууме работает. И текущие вопросы всегда можно решить. Но, если понятно, что они не решаются системно, то тогда Время Серьезного Разговора (ну, как Вы и сказали).
И тут варианта всего три.
1. Сотрудник способен, но ленив. Тогда целительные звездюли помогут.
2. Сотрудник неспособен. У меня таких не было, но вариант один - ПСЖ.
3. Сотрудник неспособен, но упрям. Ну, тогда только 81.3

(блин, всегда ненавидел эти беседы. Неприятно...)

Каменный век тут ни при чем. Коммерческая компания - не благотворительная организация. Хотя она вполне может таковой быть в части заслуженных сотрудников (что я обеими руками и даже ногами приветствую).

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Под горячей головой имел ввиду сразу выдвигать условия без переговоров. Но так-то да, правильно говорите о таких вещах. Но мне, цель компании не только получении прибыли, но улучшения качества жизни, как и работников, так и потребителей. А прибыль ради прибыли—это уже разгон инфляции (увеличивается эмиссии денег) и ухудшение качества жизни как и работников, так и потребителей.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Мы сильно отклонились от исходной темы...

Но мне, цель компании не только получении прибыли, но улучшения качества жизни, как и работников, так и потребителей.

О! Я на социалиста напоролся? :) Ничего страшного: я сам такой.
Да, Вы совершенно правы, к.м.к.
Но вот есть два типа организации. Первый - о котором Вы говорите и в которых я работал (а в других принципиально не работал, хоть и было иногда выгоднее). У них пониже уровень ЧП имеют, но они гораздо стабильнее.
А второй- БАБКИ, БАБКИ, БАБКИ! (я сейчас не говорю о гигантах типа газпрома, русала, норникеля и пр.) И сотрудники- мусор.
И ничего с этим не сделать. Реальность такая.

А прибыль ради прибыли—это уже разгон инфляции

Ну не, так линейно это не работает. Вы не учитываете распределение добавочной денежной массы.
В принципе, если захотите продолжить - давайте в приват. Не хочется форум за$%ать.

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Я прямь не социалист, но видя какая ситуация происходит с компаниями—сижу в диком ах*е и не знаю, что будет дальше.
Ещё под каменным веком я имел ввиду—какое отношение компаний происходит с потребителями и работниками. Ради $$ готовы пренебрегать законами и моралью.
И самый такой риторический вопрос—зачем столько денег, если по факту они никуда не инвестируются—не в увеличении зарплат и повышении покупательной способности людей, ни в улучшение качества продукции и создании чего-то нового? Такое чувство, что я просто отдаю деньги в какую-то финансовую пирамиду. Самое лучшее получают люди на ее старте, а самые последние остаются практически ни с чем. И к сожалению, мы попали в новую эпоху и если не предпринять меры—то получиться какой-то "Элизиум: Рай на земле".

Хочу спать, было приятно поболтать.) Завтра может и поговорим в личке. Спокойной ночи!

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

И Вам спок. :)
Выйдите в личку. У меня почему-то не получается отправить сообщение :( Есть о чем подискутировать.

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Может руководителю стоит разобраться в причине токсичности работника? Может он токсичен по отношению к руководителю, который с неплохой долей вероятности тот ещё жук, который и тянет компанию на дно и с пофигизмом относится к сотрудникам? Некоторые терпят, некоторые становятся токсичными по отношению к руководителю и к сожалению, все это переходит на других людей. А также понимая всю ситуацию, эти люди могут не иметь мотивацию, поэтому не справляются с работой. Статья не раскрыла некоторых аспектов ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Расскажите - таки, что значит "токсичный"?
Потому что, судя по тексту, речь идёт о некомпетентном сотруднике, а это вроде как разные слова.

Ответить
Развернуть ветку
Максим Лесник

Будь вместо руководителя, я бы подошёл к этому сотруднику и обговорил все проблемы и если он реально адекватный, то поймёт свои ошибки в целом и исправиться. Считаю, если он реально дорожит своей работой,то сделает всё,чтобы его не уволили.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
и если он реально адекватный

а если нет?

поймёт свои ошибки в целом и исправиться

этого "понимания" хватает обычно на пару дней. Никто никогда не исправляется насовсем, кроме совсем уж молодых стажёров. Если сотрудник косячит - он и будет косячить. Придется его либо поставить туда где это не критично, либо прощаться.

И да, работа в компании - это многостороннее взаимодействие. Бывает так что человек в одной компании тухнет и превращается в токсичного ублюдка а в другой - расцветает. Это не значит что одна компания плохая а вторая хорошая. Это значит что они несовместимы. Это как в отношениях. И так же как в отношениях - ничего не поможет кроме смены партнера - и это почти всегда хороший выход и для компании и для сотрудника.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Вы два слегка противоречивых тезиса выдвинули :) И с обоими я, лично, согласен.
1. Если руки из №пы растут - обычно, это непоправимо. И тогда - делать то, что Вы сказали.
2. Если коллектив (ну, даже, возьмем, уровень отдела) не соответствует психике человека - ничего хорошего не будет. И тогда - опять же, как Вы сказали.
Лучше, чем Вы - не смог бы сформулировать.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander
Лучше, чем Вы - не смог бы сформулировать.

Спасибо. Просто приходилось увольнять людей.

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno

Мне тоже. :( И всегда это было тяжело. Не люблю я этого...
Но иногда проще расстаться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александра Орлова

единственно верное решение, но оно не всегда работает, уволить человека всегда трудно и никакие "лайфхаки" не помогут правильно это сделать

Ответить
Развернуть ветку
Isuzu Dzanarnoghno
уволить человека всегда трудно и никакие "лайфхаки" не помогут правильно это сделать

Александра, скажу Вам по-секрету, что это всегда _легко_.
ДИ обычно пишутся крайне обтекаемо. Пара оформленных выговоров - и уже достаточно. Собственно, достаточно и одного, то тогда потенциально с ТИ бодаться придется.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Программист

И в чем выгода этому манипулятору?Если он пытается саботировать всю работу, пытается пойти против руководства, то какая выгода? Просто тратить себе нервы? Жажда денег? Руководитель должен не просто увольнять и все, он должен узнать в чем причина. Чтобы таких приколов не было. По факту, это лишь лечение симптомов, а не причины. Помню люди такие же, как вы, рассуждали про таких работников-токсиков, потом, оказывалось вместе с таким токсиком увольнялось больше половины работников, поскольку на самом деле—токсиком оказывался как раз руководитель—социопат, который пытается опустить на дно компанию из-за своих целей.
Не может человек, допустим, 5 лет работать и с бадуна(без причины) стать токсичным до невозможности. Или представим ситуацию, когда человека только взяли на работу, вопрос: почему рекрутер не смог распознать такого "предателя", как-то же он должен выдать свою токсичность и "позерство" в ходе беседы или не подтвердить свою компетентность( не возможность выполнять свои обязанности), как описывается в статье?
Знаю, что можно очень хорошо замаскировать и токсичность и позерство. Но если коллектив за него, то с другой стороны получается,что в самом коллективе он прижился хорошо.
Делаю ставки(могу ошибаться), что вы HR-менеджер, который готов на все ради сокращения издержек)
Сами же пишите про плохую практику управления результативностью в данной ситуации, но при этом сами же не пишите, что нужно банально поговорить с человеком и узнать всю причину этого сырбора, ведь банально этот разговор может выступить психологической стряской, которая может повысит эффективность человеческого капитала. Короче, люди это хорошо, но деньги лучше)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Программист

Может с "мартышками" перегнул. Но, если вы говорите и о культуре, и о практике управления результативностью, и о сокращении издержек. Это как минимум, говорит о вашей заинтересованности в hr- сегменте, если не о работе в этом сегменте.
И вы рассуждаете, что увольнение—это прямь волшебная таблетка от всех проблем. То почему вы не говорите про другие методы решения проблем? И конечно, же интересует ответы на выше сказанные вопросы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexander

Лайфхак классный, спасибо.

Но иногда нужно просто уволить, вопреки "мнению коллектива". Классная статья на тему:

https://torshina.me/pizdaboliya/kogo-vypizdit-v-krizis/

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Polozov

Статью написал автор книг. Автор 4х книг.

Ответить
Развернуть ветку
Элина Бисюк

Правильно: предложите лояльному коллективу взять на себя ответственность. Была в похожей ситуации: работник не справлялся со своими должностными обязанностями и было принято решение его уволить. Я, как кадровик и защитник всех и вся, побежала к директору уговаривать его оставить. На что мне было сказано: "Ты готова делать за него работу, если он с ней не будет справляться?" Мы с этим работником сидели в одном кабинете и я видела его реальное отношение и абсолютное нежелание работать. Всё желание его защищать тут же пропало.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Dx18gzn36

Как уже писалось ранее Токсичный это в первую очередь усреденно по отношению ко всем коллегам. То есть когда человек своими действиями эмоционально демотивирует коллег.
В данном случае человек просто не справляется с обязанностями. И раз другие его поддержали, возможно у него действительно много обязанностей. Мы же не выслушали другую сторону.
В зарубежной структуре компаний есть такое поняте - тим лид. Это как раз тот человек который особо не работает, но зато мотивирует других сотрудников на работу.
Возможно когда Вы уволите такого сотрудника то уволите не бездельника а мотиватора для команды, и тогда да. Через месяц и другие ценные кадры пойдут на рынок.
Предприниматель но то и предприниматель чтобы анализировать и рисковать. Попробуйте увольте - а там по фин показателям через квартал другой и видно будет Вы сильно давите или это сотрудник лажает.

Ответить
Развернуть ветку
Демьян Федулов

Уволить сотрудника, уволить коллег, закрыть фирму, уйти в монастырь... :-)))

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воловцев

Если бы у меня была такая ситуация, то собрал отдел на собрание, расписал четко обязоности сотрудника и решили коллективно о делегировании на служащих. Хотят оставить - пусть выполняют за него работу. Думаю, что через месяц сами попросили его уволить.

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда