Что не должен делать дизайнер

С вами Лена Нексман – дизайнер. Не верстальщик. Не копирайтер. Не маркетолог. Просто дизайнер с навыками UX. Почему я так заостряю на этом внимание? Сейчас поймете.

Сталкиваясь с некоторыми заказчиками и выгружая им макеты, я иногда слышу: «А вы не могли бы еще это на Битриксе разместить/рекламу подключить/жопу орла достать?» Нет, нет, дорогие, не могу. Потому что я не многорукий многоног, а просто Лена с двумя – спасибо, что прямыми – руками. Сейчас я ни в коем случае не ругаю клиентов – ведь кто-то может и не знает, что дизайнер может, а что нет.

Это как пресловутый тыжпрограммист – а почини компьютер, утюг и провод протяни. В смысле, не умеешь?

Что не должен делать дизайнер

Поэтому я решила провести небольшой ликбез и рассказать-таки, что дизайнеры могут, а с чем лучше прийти к другому специалисту. Итак, не просите у дизайнеров этого.

  • Определить общую концепцию и целевую аудиторию. Да, я могу сделать визуальную концепцию, но основываясь на уже имеющихся данных. А по вопросам ЦА и позиционирования – пожалуйста, к маркетологам, которые проведут анализ рынка, проверят несколько гипотез и дадут вам более профессиональный ответ, чем я.
  • Написать тексты для сайтов/баннеров. Часто мне говорят: «Ну, напиши на баннере что-нибудь типа “мы такие крутые, покупайте у нас…”». Нет, ребят, не напишу. Предоставить текст – это ваша задача. Или задача копирайтера. Если копирайтера нет – то внятно формулируем, от начальной до конечной буквы, что именно написать.
  • Запустить рекламу в поисковиках или соцсетях. Я могу сделать любые баннеры для рекламы, хоть статичные, хоть анимированные. Но запускать рекламу я не умею. Могу, в общем-то, но вам вряд ли понравится, что я солью весь ваш бюджет.
  • Натянуть сайт на Битрикс или любую другую CMS. У меня есть опыт с Тильдой, но если дело касается классических CMS, то мне придется позвать на помощь своих друзей. Естественно, не бесплатно.
  • Подобрать верстальщика/копирайтера/иллюстратора/второго дизайнера. У меня есть знакомые в этих сферах, с которыми я успешно сотрудничаю. Но если они вам не подойдут, и вы попросите меня поискать кого-то еще – это вряд ли. Есть отличные сайты HH и Behance – кто-нибудь оттуда вам обязательно приглянется!
  • Нарисовать что-нибудь. Да, я могу делать простые иллюстрации. Но если вам понадобится картина маслом на холсте метр на метр, то вряд ли вам помогу. Дизайнер хоть и обладает художественным вкусом, но он не художник.
  • Посоветовать, как сделать так, чтобы увеличить продажи. Я могу провести технический и визуальный аудит сайта, посоветовать исправить слабые места. выявленные по результатам Аналитики. Но, помимо этого, есть и другие причины того, почему ваш товар не продается – плохо настроенная реклама, некачественные тексты, ленивый отдел продаж… Да может, просто у вас плохой товар, в конце концов. Моя вотчина – это красота и юзабилити сайта, не больше.

    Разместить что-то в соцсетях или на сайте. В принципе, могу. Но – сорри, это не мои задачи.

    Сделать дизайн квартиры/платья/садика на даче. Да-да, и такое тоже просят. К сожалению, хоть я и дизайнер, но в душе не знаю, как делается ландшафтный или интерьерный дизайн, уж извините.


Сделать такую картину маслом не смогу. И так же схвачусь за голову, если попросите.
Сделать такую картину маслом не смогу. И так же схвачусь за голову, если попросите.

Резюмируя вышесказанное, я могу помочь вам только с:

  • Проработкой CJM и roadmap.
  • Созданием прототипов по принципам UX.
  • Созданием красивого и удобного дизайна в нескольких разрешениях.
  • Написанием ТЗ для верстальщика или самой версткой, если она несложная.
  • Аудитом вашего сайта и предложениями по редизайну.

Что касается других задач – я могу или выполнить их сама за дополнительную плату, или посоветовать других специалистов, если какие-то задачи мне не под силу. Почему за дополнительную плату? Потому что, так уж сложилось, что я ценю себя и свое время. Да, размещение публикации в инстаграмчике – это дело 5 минут. Поэтому я думаю, что вы сами найдете эти 5 минут, а я пока выпью кофе.

Вот такие мысли. Как обычно, жду ваших комментариев – особенно от коллег-дизайнеров. Поделитесь, с какими самыми необычными просьбами обращались к вам клиенты?

29
52 комментария

Я думал в прошлый раз был разовый крик души, а ты на постоянке людей лечишь ((

Во-первых, до адресатов не дойдёт. Это Дон-Кихотство.

Во-вторых, плакаться как все клиенты не правы, даже если они и правда неправы, и как ты не нанималась - выглядит, что ты поймала звезду, перегорела и немножко устала (заебалась).

Передохни, попей кофе ;)

24
Ответить

Психологи советуют не держать в себе эмоции)) высказался и все можно дальше спокойно относится ко всему.

10
Ответить

Все правы по-своему :)
Частенько встречаю дизайнеров, которые не обьяснили заказчику что они делают и винят заказчика в том, что на них вылился ушат негатива.

Пример: заказчик думал что сайт целиком делает дизайнер, или что тексты товаров входят в дизайн по умолчанию. Оказалось - дизайнер делает только дизайн. Виноват ли в этом заказчик?

И да, и нет. Скорее - дизайнеру нужно было обьяснить что именно он делает и за ручку провести заказчика по всем этапам. Это будет правильно и в следующий раз другой дизайнер не столкнется с негативом на эту тему с этим заказчиком.

Нет правых или неправых. Есть то, что ты можешь сделать, что займет у тебя дополнительно пол-часа-час времени и позволит избежать большинства негативных сценариев в сотрудничестве.

7
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

Про жопу орла очень хорошо!

8
Ответить

Все проблемы, описанные автором, от отсутствия диалога или отсутствия предоставления важной информации на этапе утверждения тз, отсутствие четкости в тз. Если тз нечеткое, то работа и обязанность дизайнера получить от клиента исчерпывающие ответы.

Бывает такое, что клиент сам не знает, что хочет, или не может выразить словами. Тогда помогают только референсы на работы.

А еще бывает, что дизайнеры используют брифы (по стилю лого, по палитре, шрифтам и т.д.). Но мне такое как клиенту не зашло, потому что надо переходить от общего к частному. От общей картины к деталям, а не наоборот.

Для меня наиболее эффективно заходит референс на bahace на визуал, который отражает полную композицию. Вот так и говорю: с этого вдохновляемся, а вот готовые прототипы, которые надо задизайнить.

3
Ответить

ТЗ это хорошо, но обычно они стоят таких денег, которые некрупный заказчик готов выделить на весь сайт )

Ответить