4 года развивали бизнес с партнером и разошлись. Как это сделать и не поубивать друг друга в процессе
Бухгалтерию я в итоге отдал на аутсорс, нанял нового крутого сейзла — и образовавшаяся «дыра» в процессах закрылась. Кого нанял бывший партнер, я уже не знаю, возможно он тоже напишет об этом статью =)
Еще у нас была большая база проверенных авторов и иллюстраторов, с которыми мы работали попроектно на подряде. Их не стали делить — они свободные люди и могут сотрудничать с двумя агентствами одновременно, не вижу в этом проблемы.
Передали страницы в соцсетях
Мы договорились так: сами страницы с подписчиками и постами переходят к партнеру. Но URL-адреса на эти страницы остаются у меня, как часть бренда. Было бы странно, если бы под ником @sdelaem_agency находилось другое агентство.
Чтобы это организовать, мы созвонились и в прямом эфире все передавали:
- Я подготовил новые сообщества и каналы
- Менял URL и название на старых страницах
- Тут же занимал его на новой, чтобы никто другой не успел меня опередить
- Передавал статус владельца партнеру
Вконтакте, Телеграм и Ютуб передались нормально, а Инста запретила занимать старый URL в течение 2 недель. Поэтому я поставил себе напоминалку в календаре и занял логин, как только он стал доступен.
В момент смены владельца и названия сообществ опубликовали посты, где объяснили подписчикам, что вообще за чертовщина происходит.
К слову, мы довольно быстро возвращаем потерянную аудиторию обратно. В старом Телеграм-канале было 4500 подписчиков, в новом — уже 1150.
Сохранили общие данные
Партнер скопировал все документы, файлы по рабочим проектам, базы клиентов в AmoCRM, внутренние руководства для сотрудников, историю движения денег по счетам в Adesk — и сохранил это у себя.
Я выгрузил из онлайн-кассы все данные по продажам курсов, которые уходят к партнеру.
Для общения внутри компании мы использовали свой сервер в Discord. Его решили не делить и не удалять оттуда половину команды, а использовать как архив. Все таки 4 года агентство было общее, и каждый должен иметь доступ к старой информации, если она потребуется.
Поэтому каждый создал себе новый сервер для общения, а старый оставили на память — чтобы можно было найти какую-то старую переписку по проекту, уточнить договоренности и так далее.
Посчитали деньги на счетах
Учли все:
- Суммы на счетах
- Сколько нам должны заплатить клиенты за выполненные работы
- Сколько мы должны заплатить команде и подрядчикам за декабрь 2022
- Сколько мы должны будем заплатить подрядчикам за проекты, по которым получили предоплату, но делать будем уже в 2023 году
- Налоги, взносы, комиссию Юкассы за продажу обучения
Снова свели все данные в таблицу и прикинули, как поделить деньги и обязательства, чтобы было поровну.
Поделили, пожелали друг другу удачи и разошлись. Фух, все.
На самом деле не все, потому что уже в январе мы нашли несколько ошибок в рассчетах и пару неучтенных обязательств. Пришлось все пересчитывать и делить по-новой. Вот теперь реально все.
Как оно вообще?
В процессе раздела мы не разругались, не послали друг друга нафиг и не запороли ни один текущий проект.
Конечно, были споры по оценке активов и разделению проектов, но мы довольно быстро приходили к соглашению.
Считаю, что разделение прошло удачно. Когда мы начали обсуждать этот процесс несколько месяцев назад, казалось, что нас ждет невообразимый хаос. Но нет, обошлось.
Подозреваю, что при делении бизнеса может всплыть значительно больше проблем, чем у нас: партнеры могут обманывать друг друга, бесконечно тянуть одеяло на себя и всячески саботировать процесс. Рад, что у нас получилось сделать это цивилизованно.
У нас не поломались никакие процессы, не просело качество услуг, не стало хуже с маркетингом и продажами. У нового агентства «Рыба» тоже все идет нормально, насколько я знаю.
Очевидно, первое время просядет прибыль — потому что раньше бэк-офис, маркетинг и продажи были общими и финансировались из общей выручки, а теперь будут у каждого свои. Зато появился повод улучшить и оптимизировать старые закостеневшие процессы.
Ну и новый сильный конкурент — отличный драйвер роста. Писать кейсы, публиковать статьи на VC и напоминать старым клиентам о себе я стал сильно активнее =)
Если вы тоже прошли через разделение бизнеса — расскажите о своем опыте в комментариях, будет очень интересно почитать.
А если вам понравилась статья, подписывайтесь на мой Телеграм-канал, где я рассказываю об управлении диджитал-агентством, контент-маркетинге и продажах → https://t.me/molyanov_blog
Купил на днях Pro-подписку, хочу посмотреть, как работает кнопка =)
Успехов!
О, приквел подвезли. Да, могло быть хуже, не без косяков, конечно, но все живы пока. Но повторять эти два месяца в конце года я бы не хотел точно, потому что делать работу и поднимать проект тот еще квест
В общем, если интересно, чем я еще занимался, кроме подсчета активов, переделывания договоров и вот этого всего, го читать, как запустить и наладить работу в агентстве за 2 месяца → https://vc.ru/marketing/587277-kak-zapustit-agentstvo-i-za-2-mesyaca-peredelat-del-na-4-goda-podrobnyy-spisok-zadach-i-sovetov
Имхо собственник должен быть один , а то рано или поздно начинается дележка бабла.