Как студент получил оффер вместо экзамена
Многие сетуют, что получить работу джуна (junior'а) довольно сложно. Кто-то даже говорит, что для того, чтобы получить работу junior'а нужно быть уже немножко мидлом (middle). Возможно это и так. Поэтому в рамках этой статьи я поделюсь некоторыми качествами, которые важны для роста в компании, как начинающим, так и сложившимся специалистам, а также личным опытом найма студента на работу разработчиком.
Короткое резюме
В уважаемых ИТ компаниях, помимо hard skills (умение разрабатывать, делать аналитику и т.п.) дополнительно проверяют soft skills. То, насколько вы командный игрок и умеете взаимодействовать с другими людьми может быть решающим в выборе вашей кандидатуры с точки зрения найма или роста внутри компании.
По опыту собеседования людей в Amazon AWS, я даже скажу, что hard skills определяют только 20% успеха, а soft skills - все 80%.
Полная история
Контекст:
- Весна 2019-го, до пандемии еще далеко;
- Мы, BigData Team, совместно с Яндекс, проводим эксперимент по интеграции МООК курсов в ВШЭ, пока это еще не стало mainstream'ом.
Вы можете этого не замечать или думать, что на собеседованиях вам иногда задают вопросы просто для поддержания разговора:
- расскажите чем вы увлекаетесь;
- расскажите о сложных проектах в прошлом;
- расскажите о конфликтной ситуации и как вы из нее вышли;
- и т.п.
Но это ровно те вопросы, в рамках которых пытаются выяснить ваши soft skills. Например, берете ли вы ответственность на себя или обвиняете в проблемах окружающих людей и систему? Ограничиваетесь своей зоной ответственности или готовы выйти за ее пределы, чтобы помочь другим?
Это все круто, скажете вы, но где я вам наберу такие кейсы из личной практики, обучаясь в университете? Как раз можете! На обучении тоже можно проявить эти качества.
Рассмотрим, например, Михаила (имя изменено). Дело было в рамках курса по обработке больших массивов информации (aka Big Data). На тот момент у нас была первая версия Grader'а. Grader - это инструмент, который в автоматическом режиме проверяет корректность и эффективность работы распределенных приложений (домашние задания) и дает по ним обратную связь. Поскольку версия была первая, то какие-то неудобства там конечно же были. Что можно сделать при столкновении с проблемой:
- а) включить режим токсичного тролля. Пожаловаться на проблему и начать разводить шумиху в учебных чатах, что "все плохо", верните мне мое время / баллы, возможно даже где-то перейти на оскорбления;
- б) включить режим дружелюбного коллеги. Обозначить, что столкнулись с какой-то проблемой, (идеально) описать как ее воспроизвести, спросить что делать (если это отражается на планировании и сроках сдачи заданий);
- в) включить режим ИТ-альтруиста (инициативность, проактивносить, профессионализм). Когда Михаил только столкнулся с проблемой, он ее изучил, провел эксперименты и сделал гипотезы с чем связана проблема и как ее можно исправить. Причем написал он это не в общем чате в формате флуда, а напрямую по каналу коммуникации с авторами курса и разработчиками платформы.
Благодаря тому, что Михаил выбрал режим ИТ-альтруиста, в рамках курса появилась возможность оперативно и дружелюбно решать сложившиеся проблемы. Сам Михаил, получил +10 в карму, опыт, networking и портфолио.
Как вы можете догадаться, к концу курса Михаил получил оффер на работу в компании и возможность поучаствовать в разработке второй версии Grader'а. Бонусом, он стал автором логотипа этой платформы, символизирующей модульность и гибкость архитектуры:
Отвечая на вопрос: почему оффер, вместо экзамена? Где такое возможно? Это возможно для практикоориентированных курсов. Сумма баллов за сдачу практических задач может составлять 90% от всех баллов курса, а 10% будет составлять теоретический экзамен. Поэтому появление на экзамене можно было считать для Михала формальностью.
ЧБД (Что было дальше)
По опыту дальнейшей работы, если бы я сказал, что у нас никогда не было конфликтов на работе - я бы сильно слукавил. Конечно были, но я надеюсь, что они послужили хорошими уроками для обоих (для меня - как для руководителя и наставника). На будущих собеседованиях или интервью будет что рассказать и будет возможность поделиться сделанными выводами.
Спустя пару лет по окончании работы в BigData Team (среднестатистическое время жизни миллениала в одной ИТ-компании 1-2 года), мы встретились уже в Амстердаме, друзьями, где Михаил сейчас живет и работает, а я приезжал выступать на конференцию World Data Summit.
В аэропорту Амстердама мы отведали свежих булочек из Германии, обсудили жизнь. Мне рассказали про правила пользования транспортной системой, про выгодные тарифы связи и обучили парочке локальных фраз. Беданкт!
Это ровно та самая первая встреча и булочки, про которые я писал в личном блоге. До остальных тоже скоро доберемся.
Если интересно почитать про жизнь в разных странах, работу, книги и интересные наблюдения - смело заглядывайте в личный блог: