{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Как студент получил оффер вместо экзамена

Многие сетуют, что получить работу джуна (junior'а) довольно сложно. Кто-то даже говорит, что для того, чтобы получить работу junior'а нужно быть уже немножко мидлом (middle). Возможно это и так. Поэтому в рамках этой статьи я поделюсь некоторыми качествами, которые важны для роста в компании, как начинающим, так и сложившимся специалистам, а также личным опытом найма студента на работу разработчиком.

Поскольку виновник статьи строго следит за своими персональными данными, то картинка для привлечения внимания получена от нейронки по запросу "happy male junior software developer". Насколько он получился "happy" - решать вам.

Короткое резюме

В уважаемых ИТ компаниях, помимо hard skills (умение разрабатывать, делать аналитику и т.п.) дополнительно проверяют soft skills. То, насколько вы командный игрок и умеете взаимодействовать с другими людьми может быть решающим в выборе вашей кандидатуры с точки зрения найма или роста внутри компании.

По опыту собеседования людей в Amazon AWS, я даже скажу, что hard skills определяют только 20% успеха, а soft skills - все 80%.

Полная история

Контекст:

  • Весна 2019-го, до пандемии еще далеко;
  • Мы, BigData Team, совместно с Яндекс, проводим эксперимент по интеграции МООК курсов в ВШЭ, пока это еще не стало mainstream'ом.

Вы можете этого не замечать или думать, что на собеседованиях вам иногда задают вопросы просто для поддержания разговора:

  • расскажите чем вы увлекаетесь;
  • расскажите о сложных проектах в прошлом;
  • расскажите о конфликтной ситуации и как вы из нее вышли;
  • и т.п.

Но это ровно те вопросы, в рамках которых пытаются выяснить ваши soft skills. Например, берете ли вы ответственность на себя или обвиняете в проблемах окружающих людей и систему? Ограничиваетесь своей зоной ответственности или готовы выйти за ее пределы, чтобы помочь другим?

Это все круто, скажете вы, но где я вам наберу такие кейсы из личной практики, обучаясь в университете? Как раз можете! На обучении тоже можно проявить эти качества.

Рассмотрим, например, Михаила (имя изменено). Дело было в рамках курса по обработке больших массивов информации (aka Big Data). На тот момент у нас была первая версия Grader'а. Grader - это инструмент, который в автоматическом режиме проверяет корректность и эффективность работы распределенных приложений (домашние задания) и дает по ним обратную связь. Поскольку версия была первая, то какие-то неудобства там конечно же были. Что можно сделать при столкновении с проблемой:

  • а) включить режим токсичного тролля. Пожаловаться на проблему и начать разводить шумиху в учебных чатах, что "все плохо", верните мне мое время / баллы, возможно даже где-то перейти на оскорбления;
  • б) включить режим дружелюбного коллеги. Обозначить, что столкнулись с какой-то проблемой, (идеально) описать как ее воспроизвести, спросить что делать (если это отражается на планировании и сроках сдачи заданий);
  • в) включить режим ИТ-альтруиста (инициативность, проактивносить, профессионализм). Когда Михаил только столкнулся с проблемой, он ее изучил, провел эксперименты и сделал гипотезы с чем связана проблема и как ее можно исправить. Причем написал он это не в общем чате в формате флуда, а напрямую по каналу коммуникации с авторами курса и разработчиками платформы.

Благодаря тому, что Михаил выбрал режим ИТ-альтруиста, в рамках курса появилась возможность оперативно и дружелюбно решать сложившиеся проблемы. Сам Михаил, получил +10 в карму, опыт, networking и портфолио.

Как вы можете догадаться, к концу курса Михаил получил оффер на работу в компании и возможность поучаствовать в разработке второй версии Grader'а. Бонусом, он стал автором логотипа этой платформы, символизирующей модульность и гибкость архитектуры:

Мелочь, а приятно оставить памятный след в артефактах компании.

Отвечая на вопрос: почему оффер, вместо экзамена? Где такое возможно? Это возможно для практикоориентированных курсов. Сумма баллов за сдачу практических задач может составлять 90% от всех баллов курса, а 10% будет составлять теоретический экзамен. Поэтому появление на экзамене можно было считать для Михала формальностью.

ЧБД (Что было дальше)

По опыту дальнейшей работы, если бы я сказал, что у нас никогда не было конфликтов на работе - я бы сильно слукавил. Конечно были, но я надеюсь, что они послужили хорошими уроками для обоих (для меня - как для руководителя и наставника). На будущих собеседованиях или интервью будет что рассказать и будет возможность поделиться сделанными выводами.

Спустя пару лет по окончании работы в BigData Team (среднестатистическое время жизни миллениала в одной ИТ-компании 1-2 года), мы встретились уже в Амстердаме, друзьями, где Михаил сейчас живет и работает, а я приезжал выступать на конференцию World Data Summit.

Поскольку Михаил строго следит за своим цифровым следом, то ловите селфи с ретушью от нейронки.

В аэропорту Амстердама мы отведали свежих булочек из Германии, обсудили жизнь. Мне рассказали про правила пользования транспортной системой, про выгодные тарифы связи и обучили парочке локальных фраз. Беданкт!

Это ровно та самая первая встреча и булочки, про которые я писал в личном блоге. До остальных тоже скоро доберемся.

Если интересно почитать про жизнь в разных странах, работу, книги и интересные наблюдения - смело заглядывайте в личный блог:

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда