Как мы делали приложение «полностью иностранному» заказчику и какие выводы для себя сделали

Знали бы раньше – многое бы сделали иначе с самого начала. Расскажу, на чём мы в QTIM «обожглись» при работе с «полностью иностранным» заказчиком, а также как сберечь нервы и заработать больше денег.

Как мы делали приложение «полностью иностранному» заказчику и какие выводы для себя сделали

Это был холодный зимний день… Хотя нет, давайте сразу перейдем поближе к сути. Наш друг-дизайнер, который живет за границей, подогнал нам иностранного клиента. Вот прям на 100% иностранного: русского не знает, с русскими ни разу не работал. Наше контактное лицо звали Стефан, по происхождению он швейцарец, а жил и работал в США.

Заказ был хорош: по сути, мы делали новую социальную сеть – Conata – и приложения для нее. Понятно, что это стартап, может взлететь, может не взлететь. Но деньги у заказчика были, к тому же был шанс, если они раскрутятся, потом всем говорить: а это мы у истоков стояли. Договорились о деньгах, побили работы на 5 спринтов и поехали.

Но рассказать в этот раз хотим не о самом приложении или ходе работы. Ниже – те инсайты, о которых мы узнали по итогу сотрудничества. Если планируете выходить на зарубежных заказчиков – очень может быть, что они помогут вам не сделать наших ошибок и правильно сформировать ожидания свои и клиента.

Знать английский хоть на каком-то уровне – полезно, но не критично

Раньше мы общались с иностранными клиентами через переводчиков. Например, был клиент-итальянец, но его жена – русская. Мы создавали зум на троих, и она переводила в обе стороны. Подозреваю, заодно и фильтровала излишнюю эмоциональность, но как факт – общаться было достаточно удобно.

А тут – Стефан совершенно не знал русский, а я почти не знал английский. Для понимания: когда отдыхал за границей, общался с официантами на уровне «гив ми ван стакан плиз». В чате со Стефаном было еще так-сяк – выручал онлайн-переводчик. А вот когда он попросил созвониться – даже стыдно оказалось. Через 15 минут попыток общения в стиле «ван стакан» Стефан расшарил свой экран, вывел на него переводчик, то же самое сделал и я. В общем-то, могли бы и в чате с тем успехом переписываться.

Впрочем, для понимания друг друга этого хватало. И здесь как раз уместно упомянуть еще одну особенность ↓

Если выбирают подрядчика, за него держатся, хоть и отчаянно торгуются

В России и СНГ совершенно обычная практика – разойтись в середине проекта, а потом передать на доделку другой компании. Так, кстати, у нас часто и появляются клиенты – приходят с тем, что недоделано предыдущим подрядчиком.

На Западе отношение иное: пока ты делаешь то, о чем вы договорились, за тебя держатся, несмотря на заметные неудобства – в плане языкового барьера, например.

Да и во многих других вопросах понимание этого инсайта помогало. В частности, Стефан часто торговался.

Как мы делали приложение «полностью иностранному» заказчику и какие выводы для себя сделали

Или другой пример:

Как мы делали приложение «полностью иностранному» заказчику и какие выводы для себя сделали

Через 15 минут деньги поступают на счет.

Иногда деньги пропадают там, где этого вообще не ждешь

Мы договорились принимать оплату переводом с карты на карту. Причем мы предлагали оплату по счету, но Стефан отказался. Думаем – ну ок, на карту так на карту.

И, например, должна прийти оплата 5000. Бац – на счет приходят 4980.

Как мы делали приложение «полностью иностранному» заказчику и какие выводы для себя сделали

И в следующий раз – опять минус 20 долларов комиссии. Ай хоуп ю андерстенд.

Мы первый раз работали с заказчиком в «правильном» SCRUM

Клиент был максимально вовлечен в свой проект. Ни разу от него не было посыла «Ну сделайте что-нибудь, чтоб работало».

Работа была мегапродуктивной. Во многом благодаря тому, что Стефан в полной мере взял на себя роль продакт-оунера, без которого невозможно запустить полноценную SCRUM-разработку. Он реально много думал, как сделать продукт лучше, советовался с нами, предлагал фичи. Проводил – сам, по своей инициативе, не привлекая нас! – кастдев по прототипу. Иногда мы вообще на ходу все меняли концептуально – и были рады этому, потому что в обсуждениях рождались действительно классные решения.

Нам близок такой подход – вот так и должна быть организована разработка. Но, если обычно роль продакт-оунера отчасти или целиком приходилось на себя брать кому-то из нас, здесь этого просто не было нужно.

Инициативность Стефана, правда, имела и обратную сторону. Иногда он бросался тестировать прототип, когда работа еще велась и ему никто не говорил, что пора смотреть. Чат разрывался от сообщений, что нужно доделать и переделать – так мы ж еще не закончили, елки-палки! Ну, дождись ты, пока позовем смотреть, тогда и смотри. Но – нет.

Курс доллара может устроить знатную подставу

Историю было бы впору назвать «как российские пацаны пытались заработать на американском долларе». Когда мы только договаривались о старте работ, доллар был по 120. А когда закрывали спринты и получали оплату – упал до 70.

В минус мы не ушли, но с рядом влажных фантазий пришлось распрощаться. Знали бы раньше – попробовали бы договориться на частичную предоплату. Хотя бы на время, пока держался высокий курс.

Вся работа делается бесплатно, если на берегу не договорились об обратном

Мне искренне казалось, что язык денег – он универсальный для любой культуры. В смысле – если делается какая-то работа, за нее нужно будет заплатить. Как оказалось – не совсем.

У нас, в смысле в России, обычно принято так: если клиент попросил что-то сделать сверх заранее оговоренного объема работы, ты это оцениваешь, называешь клиенту сумму, он ее оплачивает. Не всегда, правда. Тем более – не всегда с первого раза, но у нас все же сложилось на рынке понимание: работа стоит денег. Если работы сделано больше, это стоит больше денег.

Часто бывает даже так: клиент о чем-то попросил, а работа заняла по факту 10–15 минут. Ну как-то неловко за 15 минут брать деньги, так клиенту и говоришь – мол, это бесплатно. И тебе либо искренне скажут спасибо, либо на кофе позовут, либо все равно сами настоят на оплате. Ну, вот принято так в нашем менталитете, и это приятно.

А на Западе думают, судя по всему, так: они и так работают с бешеной маржой, так что можно и нужно прогибать, чтобы что-то сделали подешевле, от них не убудет, все равно получат бешеную прибыль. А она не бешеная, она обычная. Особенно с учетом прыжков курса :(

За первые 2 спринта мы сделали «сверху» доработок примерно на 80 часов. По инициативе Стефана, естественно. И привычно, вообще не предвидя подвоха, ему говорим – с тебя вот столько тыщ денег сверх сметы. В ответ получаем искреннее недоумение: какие деньги, вы чего, мы так не договаривались.

У нас полыхнуло, честно говоря. 80 часов – это не мелочи. Говорим, ну тогда берем и откатываем все, что сверху сделали. У нас даже на сайте теперь висит моя бессмертная цитата:

Я сейчас всё откачу!

Антон Фокин — CEO QTIM

На что Стефан говорит, откатывайте, но имейте в виду: так не делается, вы меня не предупреждали, когда соглашались делать сверх плана. И, если так поступите, это критичный косяк, дальше с вами работать не сможем.

И формально – не придраться, правда ведь не предупреждали. Сделали зарубку на память и впредь сразу оценивали, сколько будет стоить работа, прежде чем говорить «ок».

На Западе думают, что мы… туповаты

Сила стереотипов велика как у нас, так и у них. Вообще, если зарубежная компания идет к российским разработчикам – скорее всего, они хотят сэкономить, а где-то и нагреть.

Об этом еще Гоголь писал – может, читали пьесу «Игроки» или смотрели фильм «Русская игра» по ней. Со времен Гоголя мало что изменилось, судя по всему. Там, если коротко, суть такова: иностранцы думают, что русские – народ недалекий, и их легко обмануть. Итальянский карточный шулер приезжает в Россию, чтобы нажиться на местных легковерных дурачках. Ближе к концу пьесы до него таки доходит, что дурачок тут он, потому что недооценил соперников: «Проклятая страна, зачем я сюда приехал».

За рубежом часто думают, что у нас тут хохлома, водка и медведи. И уже потом выясняют, что у нас тоже живут люди, которым палец в рот класть не рекомендуется – могут по локоть откусить, если вкус не понравится. Как только это проясняется для обеих сторон, манипуляций и торга на пустом месте становится несколько меньше, хотя они и не пропадают совсем.

Очень вежливое общение, иногда даже чересчур

Количество «thx» в чате от Стефана превышало все разумные пределы. Иной раз неловко даже было – мы ж ничего пока не сделали, за что thx-то?

Как мы делали приложение «полностью иностранному» заказчику и какие выводы для себя сделали

В плане обратной связи – тоже максимальная мягкость. С нашей стороны, по правде говоря, она порой выглядела как лицемерие, но вряд ли это так. Просто такая культура общения. Если к ней привыкнуть – даже прикольно. Грейт ворк бат… и дальше список того, что нужно переделать или доделать.

Работать с «совсем иностранным» заказчиком – это круто!

По нашей студии до сих пор веет дух «Ни хрена себе, мы с настоящим западным клиентом работаем!». Как ни крути, это прям ощутимый шаг вперед – значит, можем делать и такое. Не только на российском рынке наши компетенции котируются, но и за рубежом. Крууууууто!

Если работали с иностранными клиентами – пишите в комментариях, какие наши инсайты вами лично подтверждены, какие – вообще ни разу не так, а какие мы упустили. Все прочитаем, всем ответим :)

25
7 комментариев

Очень мне понравился ваш кейс, коллеги! Прямо спасибо. Кроме самой тематики, понравился стиль текста. Сама тоже к такому стремлюсь. Максимально легко и неформально! Так держать

2
Ответить

«Дай фром кринж».. надеюсь он хоть сэкономил, с вами нянчится, никто англ не знает..
особенно про недалеких русских доставило.., когда у рф репутация кидал, мошенников и воров в мире.
Есть бюджет при котором ему норм с вами нянчится, а больше выделять уже и нет смысла. Причем тут туповатые русские или американцы…

Ответить

Москва не сразу строилась. Первый контакт с западом ни у кого с Coca-cola или Amazon не начинается. Вот и мы попробовали и более-менее опыта в этом направлении появилось. А раз он довел проект до конца с нами, значит ему было удобно с нами нянчится )

1
Ответить

Нормальный опыт)) Полезный. Причем я бы добавил, что такие заказчики совсем не обязательно "коренные иностранцы", у нас своих таких, доморощенных хватает) Комментатор выше прав: из своего опыта и коллег известно, что условные американцы и европейцы приходят к нам за разработкой исключительно с целью реализовать проект (обычно речь про MVP-шки) за максимум половину имеющегося бюджета (или чуть выше четверти). Обычно прослойка зарабатывает остальные 50-70%)) и "оплата с карты на карту" и наличие у Стефана PO-компетенций это лишь ярко подтверждает.

Кажется у вас как раз такой случай. И культура тут не причем.
Вас просто поимели, простите за прямоту.

В целом кейс напоминает случившуюся не так давно у нас в стране волну переноса разработки в регионы из центра, когда столичные студии научились работать по контракту точно в бюджет, взяли зубастых юристов и стали отсеивать проходимцев от клиентов. И отсеенные пошли в регионы)

А вот региональные студии все еще позволяли практически любые извращения над собой. Не голодать же им (с) сами знаете кто.

Сейчас такая, скажем прямо - "проституция", мало где сохранилась в основном потому, что региональные разработчики быстро научились в контракт, часы и бюджет. И никаких там "с карты на карту"))

Ответить

Вряд ли нас поимели ) мы довольно хорошо заработали на проекте, а клиент в итоге остался доволен. Какая разница зачем иностранцы к нам приходят, за MVP или еще чем-то, если мы можем на этом заработать и довольно не плохо.

1
Ответить

мне как-то один разработчик сказал "обожаю твои техзадания", я сначала не понял, а потом как понял, что в основном на рынке заказчики говорят "сделай мне такую штуку, сам разберись что там где должно быть"

алё народ, заказчик=продакт, расписать все сценарии взаимодействия, пользовательский путь, экраны и так далее это работа заказчика

а по доработкам Стефан прав, сначала согласовываете доработки, потом называете цену, согласовываете цену, если цена не объявлена до начала работ, то значит решили сделать все бесплатно

или договариваетесь на берегу, что цена формируется после доработок, но я такое практикую только для априори мелких доработок, что бы не было неприятных сюрпризов

Ответить

Все было как раз оговорено заранее, что если есть доп работы, то мы их делаем и по факту выкатываем счет. Просто когда он понял, что дофига всего наговорил, то начал давать заднюю.
У нас много клиентов из РФ с кем так работаем и все ок.

1
Ответить