Пресекай сплетни и увольняй склочных

Сплетни надо пресекать

Сплетни надо пресекать. Жёстко. Вплоть до увольнения тех, кто позволяет себе подобные вещи. Сплетни создают негативную атмосферу в коллективе, в которой может начаться травля коллег, игнорирование руководителя и его выживание, попытки диктовать работодателю свою волю. Было у меня несколько случаев, когда сплетни зарождались и их приходилось подавлять, так как я не разобрался вовремя, да и опыта не хватало.

Ситуация 1. Повышение

Назначили меня руководителем подразделения. Я пришел на место начальника, получившего повышение, которые и предложил мою кандидатуру. Я не ходил и не просил эту должность, но и отказываться от неё не собирался, так как работа мне нравилась, а новое назначение открывало передо мной возможности изучить новые проекты, получить новые знания. К этому времени опыт управления у меня был, поэтому сам факт руководящей должности меня особо не стимулировал, но расширение списка обязанностей радовало (молод был, дерзок). Плюс повышение заработной платы играло весомую роль.

Начальник предложил мне повышение за пару-тройку дней до нового года. Мы обсудили ситуацию и решили, что официальное объявление будет после праздников. Понимая, что у меня есть пробелы в ряде вопросов, я все праздники изучал огромный пласт документации. До этого назначения я был специалистом конкретного направления, а мне теперь предстояло проявить экспертизу в ряде других. В общем и целом получился ускоренный курс по подготовке.

Наступили рабочие будни, как было оговорено, меня представили моим же коллегам, объявив, что я будут возглавлять службу. Были поздравления, конечно, даже похлопали, хотя лица многих говорили о том, что это назначение им пришлось не по душе. Ну и пофигу.

В работу я ворвался быстро. Работал очень много, так как одно дело заниматься задачами по направлению, и другое дело - управлять персоналом, контролировать их работу, плюс ещё и своё направление мне пришлось поддерживать. Сидел до ночи в офисе, чтобы всё успевать. С сотрудниками я общался на равных, старался быть справедливым. Но со временем заметил, что чуть что не по нраву, они бегают жаловаться к вышестоящему руководителю. Когда первый раз я выдал замечания по документу, специалист не пришёл обсудить мои замечания со мной, а побежал к моему начальнику. Когда это повторилось с другим, третьим работником, я задумался. Такое поведение позволяли себе не все, далеко не все, но оно имело место быть. Я задолбался ходить к своему руководителю и доказывать, что я был прав.

Спустя какое-то время я встретился с одним из бывших сотрудников, которого я нанял уже сам, и который с моей подачи получил повышение в другим отделе. Мы с ним разговорились и он мне поведал, что когда пришел на работу, ему по секрету шепнули, что меня можно не слушать, а можно сразу идти к вышестоящему шефу и жаловаться. Дескать, должность я получил лишь благодаря тому, что бегал к начальству и выпрашивал её.

"Он бегал к начальнику и выпрашивал должность" - эту "новость" я узнал случайно спустя время после назначения.

Эти слова меня поразили. Обсуждать сплетню с подчинёнными я не стал. Это не привело бы ни к чему. Я поговорил со своим начальником и обсудил ситуацию, договорился, что он будет отправлять сотрудников разбираться в спорных ситуациях со мной и не станет вмешиваться. С сотрудниками игра в “своего парня” сошла на нет. Я понял, что это ни к чему хорошему не приводит. Отношения должны быть строго деловыми. Тот факт, что не обсудил сплетню, вылился чуть позже мне боком, но я уже был готов и ошибки не повторил.

Ситуация 2. Зависть

Будучи начальником, я проводил набор персонала. На должность специалиста пришла молодая девочка, показавшая высокий уровень знаний, несмотря на возраст. За короткий промежуток времени она продемонстрировала весьма впечатляющие успехи в плане производительности, качества работы, ответственности. Всегда готова была выйти за рамки должностных инструкций, широко рассмотреть задачу и т.д. Естественно, специалиста я стал продвигать. Она получала более сложные задачи, с которыми справлялась, я ей выписывал премии, благодарности и не скрывал этого. Всё это привело к тому, что часть старожилов стала сплетничать за спиной, распуская слухи о том, что я с ней сплю, продвигаю через постель и так далее. Я вычислил источник сплетен довольно скоро. Им оказалась вредная дама, скандальная по своей натуре. Вызвал на разговор один на один.

– Марья Николаевна, это наш первый и последний разговор на данную тему. Если я еще раз узнаю, что вы распускание сплетни в отношении Светланы, я вас уволю.

– Какие сплетни?

– Вы прекрасно знаете, о чем идет речь.

– Так вести себя надо прилично! У тебя и у нее семьи!

– Марья Николаевна, о каком приличии вы говорите! - я с трудом сдерживался, чтоб не пришибить - У меня со Светланой нет ничего! Она хороший специалист, а вы позволяете себе домыслы выдавать за факты и еще распространять клевету! - я был красным от злости - В общем запомните мои слова, еще раз услышу подобное или до меня дойдут слухи, я вас уволю в тот же день!

"Он её продвигает, потому что спит с ней" - сплетня, которая расцвела в коллективе и которую пришлось жёстко подавлять.

После этого разговора слухи сошли на нет. Угроза возымела действие. Скорей всего “беседы за спиной” были, но, по крайней мере, не в таком масштабе. Марью Николаевну я уволил позже, за неоднократное нарушение трудовой дисциплины, но это уже другая история. А вот прощать подобное поведение я прекратил.

С тех пор принцип нулевой терпимости к сплетням я проповедую всегда в работе. Я не позволяю обсуждать людей за спиной, руководство, коллег. Если тебе не нравится что-то, иди и скажи в лицо.

Увольняй неуправляемых, даже если это классный специалист

Был у меня в подчинении специалист. Очень хороший. Квалификация высокая в своей области. Но управлять им было крайне сложно. Во-первых, часто был зачинщиком скандалов. Уже вроде и скандал закончился, а все равно сидит и кочегарит, подкидывая дрова в топку. Во-вторых, не слушал критику никогда. Ты поправляешь работу, говоришь, что надо вот так сделать, а он спорит и упирается. И ладно бы по делу, так ведь нет. В-третьих, мог отказаться делать задачу, если с ней не согласен. Я терпел довольно долго, обсуждал, доказывал, так как специалист, действительно, был хорошим. До одного момента.

Пришла как-то сверху указивка, надо описать процесс и разложить отдельные этапы более детально. То есть сам процесс рисуем по правилам BPMN, а отдельные куски оформляем по методике IDEF0. Отдаю задачу и предупреждаю, что сроки строго ограничены, нарушать нельзя. Прошу задавать вопросы сразу, если появятся. За день до сдачи пишу и спрашиваю, как дела. Мне присылают совсем не то, что требовалось. Я в шоке. Несмотря на четкие вводные, я получаю результат, который абсолютно не годится.

Звоню. Спрашиваю, что за ерунда. Что я слышу в ответ? На меня начинают орать, что я не умею ставить задачи, что я не слушаю её, не вникаю. Торможу поток сознания и показываю явные косяки и ошибки, один за другим, говорю конкретно, что неверно. В ответ прилетает фраза, что со мной сложней общаться, чем с Джамшутами, который ей делают ремонт в квартире. Я в ауте. Говорю, что у неё час, чтобы принести извинения или написать заявление по собственному желанию. Кладу трубку. Сажусь переделываю описание сам, ибо сроки горят.

"С тобой общаться сложней, чем с Джамшутами, которые мне балкон ремонтируют" - оценку, данную мне сотрудником в пылу ссоры, я запомнил навсегда.

Сотрудник извинился? Нет. Я ей позвонил и спросил, на что получил очередные оскорбления, поэтому прямо предложил написать заявление или уволю по статье. Отказалась. Ладно. Я закусил и начал официальную процедуру увольнения. Сделать это несложно. Всегда есть нарушения трудового законодательства, отклонения от корпоративных норм и правил. Поэтому я просто начал фиксировать все эти факты и оформлять официально выговоры. На втором выговоре спустя неделю написала заявление. Самое любопытное, что пыталась давить на меня через бывшего мужа, юриста. Он мне звонил и спрашивал, в чем вопрос, как оформлены документы и пр., на что был отправлен в сад дышать ромашками.

Так что, я потерял хорошего специалиста, но склочного человека. К слову, эта дама приходила в компанию три или четыре раза. После того, как я ее уволил, она перешла в другое подразделение, где продержалась совсем ничего и была уволена. Вот так вот характер человека мешал ей спокойно работать.

99
12 комментариев

Подозрительно много у вас проблем с работниками/коллегами. А Вы ещё и вывалили это нам, так сказать тоже посплетничали

4
Ответить

Ничего подозрительного. Типичная ситуация для нового руководителя - моббинг, охреневшие ''старички''. Автор всё делает правильно, пусть и, имхо, малость малодушничает. Описанного ''специалиста с непростым характером'' я бы выпер к чертовой матери на третий день, если не раньше.

2
Ответить

Ну почему много? Думаю, что не больше, чем у остальных, кто работает в крупных компаниях или обслуживает их.
Плюс ситуация типична, когда руководителем становится человек более младшего возраста, чем остальные.
В целом за 20 лет работы я руковожу людьми 10 лет где-то. И понимание того, что управлению надо тоже учиться, пришло не сразу. Наверное, первые курсы по управлению я прошел только в 2018 году, а до тех пор старался быть своим парнем, лишь в чрезвычайных ситуациях включая прессинг, когда из-за мягкости летели к чертям задачи.

Ну а сплетничать - пожалуйста. Я для этого и выгрузил статью. Все это мой опыт, почему бы не поделиться им. Может кому полезно будет.

1
Ответить

Накипело однако у автора... Дыма без огня не бывает - это к первому случаю, ко второму - дама просто распоясалась, а разбираться должны кадры, как и увольнять, у начальника свои дела есть.

Ответить

В той компании кадры вопросами подобными не занимались. Поэтому решать вопрос приходилось мне.

Дыма без огня не бывает, верно. Огнем в ситуации было повышенное внимание к новенькой, ее продвижение и частое общение тет-а-тет. Вот только все эти вопросы были обусловлены работой, которую она тянула. Остальные же хотели денег просто так.

К слову, одну сотрудницу они выжили. Я тогда не смог разобраться в ситуации. Точно так же была новая девочка, консалтер от бога. Право знала так, что можно было Консультант+ не открывать, спросить у нее. Её работы стали примером, на их основе были построены стандарты подготовки консультаций, шаблоны и пр.
И в один день она уходит, проработав всего месяц. Уговорить не смог.
А позже узнал, что ее просто выжили. Эта ситуация легла в основу моего разговора с руководителем, когда я обсуждал недопустимость прыжков через голову с жалобами.

1
Ответить

Без обид, но если у вас действительно опыт руководства людьми 10+ лет. То вестись на такую дич вы бы не стали. Выглядит так что вы ходите дуете щеки в коллективе, а сами боитесь обосраться при всех.
Руководитель не тот кто за сплетнями бегает. А тот кто мотивирует команду двигаться вперед показывая пример своей работой. И только тогда можно получить уважение от старой, устоявшейся команды.

Ответить

На какую дичь и что значит "вестись"? В вашем понимании я должен был проигнорировать сплетни?

Про пример своей работой - это сказки из советского союза, не более того. Татуировка "стая копирует вожака" от Батырева работает в ограниченном количестве случаев и не работает в случае, когда начальником ставят молодняка, который только недавно сидел на равных. Увы. Так же вы забываете о том, что разнородный коллектив склонен к формированию групп по интересам, что и произошло в первом случае.

Ну а второй случай - это довольно типичный пример, который не исправляется. Как-то так.

1
Ответить