{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

Все, что я думаю про дожим после 29 лет работы в продажах

• Как не надо дожимать клиентов?
• Как продавать, не занимаясь дожимом?
• Как дожимают успешные менеджеры по продажам?
В этой статье я постарался интересно и вдумчиво разобрать свой опыт использования методик дожима.

Меня зовут Костя Дубровин, я основатель компании TOPsharing.center (мы создали услугу аренды РОПа). В продажах давно — 29 лет. Возможно читателю будет интересна моя статья «Шеринг руководителей это...», в которой я описываю суть услуги аренды РОПа.

Поделитесь этой статьей с тем, кто развивает продажи. Он скажет спасибо)) И подпишитесь на ТГ-канал Вдумчиво о продажах, где я пишу интересно и вдумчиво о выстраивании B2B-продаж.

Человек свободен, только если он может выбирать. А выбирать он может, только если знает достаточно много, чтобы сравнивать. Эта мысль принадлежит Эриху Фромму — известному и очень популярному в прошлом веке немецкому философу.

Когда я нахожусь в роли клиента, позиция Фромма мне глубоко импонирует. Когда в роли продавца — тоже импонирует, и в этой статье я постараюсь объяснить почему, и как в этом случае можно делать хорошие продажи.

Честная позиция продавца — это когда он сам задал себе вопрос: «А я свободен в выборе?». По опыту общения с сотнями успешных менеджеров по продажам могу сказать, что они формулируют для себя этот вопрос немного иначе: «А не говно ли я продаю?».

Чем профессиональней продавец, тем меньше компромиссов он допускает при ответе. По этой причине он получает моральное право на дожим.

Инструменты дожима, которые профессионалы НЕ применяют

Ниже я перечислю основные способы манипулирования в дожиме:

  • «Критический способ» завершения сделки: последний день акции, товар остался один в наличии и т.п.
  • Если клиент говорит, что ему нужно посоветоваться с партнером или коллегой, то менеджер дожимает его, чтобы тот сделать это прямо при нем.
  • Перевести объективные недостатки в субъективные плюсы.
  • Акцентировать внимание на второстепенных преимуществах, игнорируя главное.
  • Потратить время или другие ресурсы клиента, чтобы он стал их заложником.
  • Дополнительные скидки на позиции с завышенной ценой, по которым клиент не проводил сравнение с конкурентами.
  • Постоянные звонки и сообщения в чат.
  • Уверен, что есть еще множество способов. Напишите в комментариях о самых изощренных.

Эволюционно мы научились не только лгать, но и распознавать ложь на уровне мозжечковой миндалины. В книге Франса де Вааля «Политика у шимпанзе. Власть и секс у приматов» подробно описываются наблюдения за социальной жизнью обезьян. Отдельное внимание автор уделяет лжи: «Эволюция интеллекта приматов началась из-за потребности перехитрить других и распознать тактики обмана».

Шимпанзе не уникальны в своей способности «видеть лжеца по выражению лица». Людям этот навык доступен в еще большей мере. Продавец, который знает, что продукт клиенту не подходит, знает, что его уловки могут быть в любой момент разоблачены, — не может оставаться целостной личностью и получать удовольствие от своей работы. Исключение составляют мошенники, но о них не будем.

Инструменты дожима, которые применяют профессионалы

Профессиональный менеджер по продажам бережет себя, занимается своим развитием, получает моральное удовлетворение от работы и посвящает продажам значимый период жизни. Пример такого продавца я встретил только в одном фильме. Это картина канадского производства (оригинал на французском) 2011 года. Называется «Продавец».

Инструмент профессионального продавца выглядит очень просто: клиент ни за что не купит у кого-то другого. Это происходит благодаря трем активам продавца, для которых важен порядок следования:

  1. Личность
    • Он слушает и слышит не только клиента, но и себя. Признает право на существование любых переживаний, не блокируя и не вытесняя нежелательные.
    • Он экзистенциалист. Его жизнь наполнена, ему есть чем наполнить жизнь других.
    • Обладает внутренним чувством правильности собственных действий и принятых решений. При этом не отказывает другим в праве понимания истины.
  2. Компания и продукт
    • Менеджер продает конкретный продукт не потому что его компания этим занимается. Наоборот, компания занимается этим продуктом, потому что менеджер его продает. Менеджер не является представителем компании, компания играет роль его продолжения.
    • Клиент служит маяком, на который ориентируется менеджер, когда решает чего захотеть от компании и продукта.
  3. Цена
    • Цена продукта и размер контракта достаточно велики, чтобы позволить себе два предыдущих пункта.

История из жизни

В конце нулевых я вел тренинги, и на одном из них участница рассказала о своем разговоре с клиентом. Она — менеджер по продажам в фитнес-центре. Он — мужчина, которому врач прописал спортивный бассейн.

— А что, бассейна у вас нет? — спросил мужчина, остановившись в дверях кабинета.

— Вам для спорта или просто после сауны поплавать? — уточнила девушка, сотрудница отдела продаж.

— Для спорта. 25-метровый.

— Мне бы хотелось вам помочь, но спортивного бассейна у нас нет. — ответила девушка.

— Ладно. Спасибо! — мужчина повернулся к выходу.

— Подождите, давайте я помогу вам найти бассейн на карте. — девушка подвинула стул, чтобы был виден монитор. — Вы где-то по дороге хотите найти?

— Да. По дороге на работу. — усевшись ответил мужчина.

— Откуда куда и на чем едете?

Мужчина рассказал о своем обычном маршруте.

— Сейчас посчитаем. — активно двигая мышкой, заверила девушка. — Вот два варианта. В обоих случаях плюс полтора часа к обычной дороге.

— Без шансов. — помотал головой мужчина.

— Какую задачу вы хотите решить с помощью бассейна?

— У меня сахарный диабет. Плюс суставы не позволяют давать нагрузку, поэтому плавание. — объяснил мужчина.

— Вода дает равномерную нагрузку на все группы мышц. И... — девушка интригующе подняла указательный палец.

— И?... — поддержал перфоманс мужчина.

— И гребной тренажер. Пойдемте посмотрим на него.

Они поднялись в зал, а спустя 15 минут он купил абонемент.

Давайте общаться

0
119 комментариев
Написать комментарий...
Иван Замятин

Мой способ - искренне спросить "Чего на самом не хватает для принятия решения?".

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Проблема многих продавцов в том, что после честного ответа на этот вопрос, они начинают дожимать :) я несколько раз вступала в такой диалог, думала человек искренне интересуется, а ему нужно было просто за что-то зацепиться, чтобы начать пушить. Ну нафик, теперь всегда говорю "подумаю" - и пускай думают о чем я там думаю

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

И таких продавцов процентов 90

Ответить
Развернуть ветку
Gedevan
И таких продавцов процентов 90

Поэтому, если тебе звонит продавец - правило номер один, клади трубку, потому что в 90% случаев он хочет тебя наебать)

Ответить
Развернуть ветку
Татьяна Никанорова

Ну да, меня тоже этому учили, когда я обучалась продажам :)

Но, мне кажется, что дожим это не экологично. К слову, в кейсе про бассейн это не дожим, а искренний интерес к диалогу с клиентом. Редкость в наше время

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Техники дожима не от хорошей жизни. Скорее от плохого продукта и душевной скупости. А та девушка в фитнесс-центре — просто менеджер на своем месте. И большая умница!)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lapen

Не знаю как душевно скупой продавец воды в Сахаре, может помешать мне её купить. А вот протухшая вода - точно. Про девушку - не вижу ничего волшебного в её поведении. Элементарная - внимательность к человеку и желание помочь. Ничего больше. Кстати, первое и главное качество специалиста по продажам. Тестировал человека на продажи всегда с простого теста. На внимательность и эмпатию. Остальное - доучивали за 10 дней. Сегодня отбор персонала ужасен. Куча метрик. Психотестов. Интервью. Результат - 0. Американцы ещё в 70-х вывели формулу для нанятых на работу менеджеров из Гарварда и пр.: забудьте всё чему вас учили. Вам всё равно придётся переучиваться. Правы на 100%. Кто и с каким только образованием не работал у меня в продаже рекламы. Хуже всех - с вышкой. Самомнение не позволяло стоять чуть ниже покупателя. А теперь так и вовсе учат заносчивости. Короче..

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соколов

Согласен с вами. Как по мне основная беда продавцов (да и любой профессии) это остановка в проф развитии. Когда человек считает что он уже все знает в своей сфере и имеет исходя из этого (хотя это ошибочная логика) моральное право дожимать, гнуть свою линию, наезжать, хамить и прочее. Конечно с такими продавцами неинтересно. У меня есть любимые магазины куда я хожу за орг техникой, одеждой, продуктами именно из-за отношения продавцов. Потому что видно людей на своих местах и их интерес в развитиии своих навыков. А выучить брошюру с ценами и описанием товара а потом и скрипты продаж… ну это троечка за четверть)

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

Это «египетский подход»))

Ответить
Развернуть ветку
Вдумчиво о продажах
Автор

Египетский — это как?

Ответить
Развернуть ветку
Иван Замятин

Как в Египте)) ток дай намек, потом хрен отмашкшься)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Lapen

О, святая простота...

Ответить
Развернуть ветку
116 комментариев
Раскрывать всегда