{"id":14286,"url":"\/distributions\/14286\/click?bit=1&hash=d1e315456c2550b969eff5276b8894057db7c9f3635d69a38d108a0d3b909097","title":"\u041f\u043e\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430\u0434 \u043a\u0440\u0443\u043f\u043d\u0435\u0439\u0448\u0438\u043c\u0438 \u0418\u0422-\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u0430\u043c\u0438 \u0441\u0442\u0440\u0430\u043d\u044b","buttonText":"","imageUuid":""}

Как я занимаюсь творчеством по расчету и считаю это единственно возможным

В статье рефлексия как из меркантильных соображений начал вести блог на VC, почему получил не то, что хотел, и почему оно мне понравилось. Как я написал успешную статью про сеть ночных клубов, но не смог повторить, сколько стоят “бесплатные” 5000 подписчиков в телеграм канал, как комментаторы писали мои статьи и как я увеличил подписку на 60% одним абзацем.

Жена сфоткала, как я стою в одеяле из флиса с нимбом из колонны в Ленобласти

Мы с женой делаем трафик, у нас небольшая команда. Чтобы расти как команда и получать больше заказов, мы, как и многие коллеги, начали делать блог с полезняком про то, что умеем, — маркетинг.

Лошадь ехала плохо, статьи набирали мало. Оно и понятно: маркетинг неинтересен бизнесменам, даже если он им нужен. Они б хотели делегировать и забыть. Вникать в подробности тут так же скучно, как разбираться в бухгалтерии. В эти моменты я вспоминаю себя — владельца 6 ночных клубов. Да, какой-то маркетинг, какая-то бухгалтерия. Сил вникать мало: тут охранники драку разнимают, там артист до сцены не доехал.

Эти 4к просмотров я добирал в том числе ссылками в других своих более популярных статьях. 

Я написал про свои 6 ночных клубов — как открывал и закрывал. И эта статья зашла. Я понял: бизнесу интересен бизнес. Я пытался уехать на продолжениях — выходило посредственно. Потом я увидел много авторов на виси, которые собрали фулхаус одной статьей, а продолжения были никому не интересны. Но ладно, на своем опыте понял.

Бизнесменам интересен бизнес

Я понял, что можно пробовать писать интересно для бизнеса про сам бизнес. Проанализировал топ виси за год, хотел разобраться, какие темы заходят. Маркетинга там нет. А вот бизнес-историй много.

Я думал, что меня самого интересует. Я прихожу в кафе и считаю посещаемость, средний чек, смотрю, как обслуживают и сколько персонала. Вот в Великом Новгороде увидел, например, абсолютно нерентабельную гардеробщицу. Я подумал, что это хорошие вопросы, которые не мне одному интересны.

Моя фактура закончилась на истории про клубы. Мне нужны были реальные истории предпринимателей. Я начал трясти знакомых. Так вышел магазинчик в провинции. И он зашел на ура. Я решил, что это полный успех (наивный).

Я разместил призыв рассказать свою историю мне, если герой сам написать не хочет или не может. Так получил своих первых героев.

Этим постом и постом про клубы я собрал примерно 600 подписчиков в канал, который начинался про маркетинг.

Система против хаоса

Три истории подряд провалились: они не собрали вот этих потрясающих охватов нигде — я тогда размещался на виси и пикабу.

С каждого я ожидал столько, сколько они принесли все вместе.

Я понял, что что-то не так. По материалу со стройкой прилетел разумный хейт:

Я обрадовался. Схватил этого комментатора и давай расспрашивать:

И дальше сам…

Я действительно сосредотачивался на треше, терял общую структуру и брал героев, в которых не было геройства. Ну хорошо, что разобрался. На этом я собрал план обязательных вопросов по всем возможным конфликтам в бизнесе с:

— собственной кукухой — ожидания и реальность,

— подчиненными,

— клиентами,

— бюрократической машиной.

Я переписал одну из трех неудавшихся историй, и она хорошо зашла:

Из прошлой статьи взял один эпизод — входом в офис через окно. Внимательный комментатор заметил совпадение.

Тут я сделал выводы, которых стараюсь придерживаться. Вот они:

— Герой должен вызывать одобрение. Если читатель одобряет героя — он поддерживает историю. Если не одобряет — не поддерживает. Хотя писал историю не герой, а разбираться в отрицательных персонажах часто интереснее).

— Герой должен измениться. Героический сюжет тем и героический, что обычный человек сталкивается с обстоятельствами, преодолевает и меняется. Теперь я ищу, что изменилось: в человеке, в его окружении, в результатах бизнеса.

— Костяк вопросов всегда один. Он о конфликтах с людьми, организациями и самим собой.

— Личность в тексте передается через рефлексию. Поэтому иногда в процессе интервью я задаю вопросы типа “что ты почувствовал?”.

— Бизнес героя должен быть народным, популярным, как франшиза кофейни, или вызывать ностальгию.

Это 3 удачных материала. Писал с учетом выводов. Разливайка, маршрутки, лагеря

Это просто очень дорогое бесплатно

Я не зарабатываю на материалах, для героев историй — это бесплатно. Но я трачу больше 20 часов на каждый материал. Это не всегда лично мое время, частично время команды:

— интервью в 2-3 этапа, по часу каждый;
— сбор инфы на ютубе, в соц. сетях героя;
— переслушать и расшифровать интервью в текст;
— придумать структуру и главную сюжетную линию;
— собрать план;
— написать каждый пункт;
— вычитать хотя бы минимально;
— согласовать с героем и внести правки;
— заверстать на площадках.

Я публикую свои материалы на VC, Habr и Пикабу. Я пробовал и другие площадки. Например, купил аккаунт на Снобе за 3000. Опубликовал 2 материала. Получил меньше 1000 охвата суммарно, а в одном мою ссылку на ТГ удалили. Сейчас начал публиковаться на Spark: охватов мало, но конверсия в подписку хорошая, какие-то подписки оттуда есть, хоть и сообщества с лайками и комментами нет. Дзен и Тенчат без результатов.

На Пикабу уже не публикую: теперь мне окончательно удалили аккаунт, и банят новые. Коммерческий директор Пикабу на меня в обиде: ведь я посмел бесплатно набирать охват и получать подписчиков с их платформы. Вообще-то это не запрещено. Но именно мне запрещено. Я сначала удивился, а потом выразил негодование. Негодование хорошо зашло на Хабре и VC :

Этот пост принес мне 58 подписок с VC и 74 с Хабра. Я услышал и праведный гнев ненавистников ссылок на ТГ, но больше поддержку. А в пост на VC пришел сам коммерческий Пикабу.

Отдельно я потратил много часов на прокрастинацию, записывая ютуб. Одно длинное видео из 3х даже зашло в рекомендации и собрало сразу 2000 охвата. Некоторые шортсы дошли до 7000 просмотров. Я получил с 3х видео и нарезки в шортс +220 подписок на ютуб. И они никак не пошли читать дальше в ТГ-блог. На эту часть работы я пока забил: одно видео с монтажом, нарезкой и выкладкой жрет примерно 10 часов. Тут еще поищу свой формат.

Как я нашел формулу и начал получать на 60% больше результатов

В конце каждой статьи я предлагаю подписаться на свой ТГ-блог. Вот как раньше выглядела подпись:

С такой подписью выходили все старые материалы, например, про перевозки.

На VC они набрали 13 000 просмотров, и принесли 129 подписчиков. В какой-то момент я решил “продавать идею” подписаться на свой блог. Получилось вот такое описание:

Как это сработало: один из последних материалов на VC — “домик в деревне”. Набрал 25 000 просмотров и принес 410 подписчиков.

То есть перевозки приносили 9,92 подписок на 1000 просмотров, а домик 16,4. Эту конверсию измерял не на одном материале. В целом, от материала конверсия чуть зависит: какие-то статьи приносят подписчиков более эффективно, какие-то менее. Но все равно общая картина такая: “продавайте идею” своего блога сразу, а не как я — через 3 месяца.

Какие цифры дают площадки?

Я публикую истории на площадках практически без изменений. Иногда меняю пару слов в заголовке, не более. Понятно, что самая тематическая для такого контента площадка — это VC, поэтому с нее должны лучше всего подписываться.

Сейчас на примере одного материала покажу цифры на трех площадках.

59 подписок с VC на 6,3к охвата. То есть 9,3 подписки на 1000 охвата.

225 подписок с Хабра на 20к охвата. То есть 11,3 подписок на 1000 охвата

132 подписки с Пикабу на 94к охвата, то есть 1,4 подписчика на 1000 просмотров

И действительно, почти всегда у нас Хабр конвертит чуть лучше VC. А вот Пикабу конвертит совсем плохо. Я для себя нашел такое объяснение: на Хабре айтишники, они — основные пользователи ТГ, поэтому и конверсия выше. На VC все тоже пользуются телегой, но, думаю, устали от подписок на ТГ. Люди с Пикабу часто читают, но не видят смысла подписываться — они тут почитать истории в ленте, да и с бизнесом не связаны, и телегой могут не пользоваться.

На самом деле отчасти поэтому я не стал принимать коммерческое предложение Пикабу. Оно просто никогда мне не окупилось бы. они предлагают платить 80к в месяц. Я выпущу 4 материала. В самом классном случае каждый принесет по 100 подписок. Итого 400 подписок за 80к. Это 200₽ за подписчика. Я тестировал Яндекс.Директ на блог, подписчик на широких настройках выходил 100₽. И это я еще не умел “продавать идею” блога.

Где деньги, Рюмин?

Закономерный вопрос: зачем я трачу 20 часов в неделю, то есть половину рабочего времени здорового офисного человека?

Я начинал эту историю ради продаж услуг маркетинга. Мы делали таргет, директ, авито. Я бережно ставил ссылки на наши маркетинговые материалы в подвал статей. Даже поднял статистику дочитываний на них. И нет, услуги по трафику с этой стратегии я не продал ни разу с этого канала. Продал с других — с сарафана, с выступления на Суровом. Но не с ТГ-канала и блога на VC.

???

Трафик продать не получилось, но ко мне пришли 4 заказчика на такие же блоги. У всех у них б2б. Они поняли, что я могу написать так же хорошо для их клиентов и про их клиентов — разные бизнесы. Я спросил, с каких материалов они пришли:

— Один клиент прочитал про пивнушку и понял, что его клиенты вот такие, вот с такими проблемами и вопросами в голове. Пришел, потому что мы умеем залезать в голову его клиентам.

— Второй прочитал про газовые генераторы. Это сложный технический продукт, клиент понял, что мы можем про такое тоже понятно и интересно написать. У клиента видеопродакшн, ему нужно писать кейсы интересно и понятно.

— Третью клиентку зацепила история про девушек, которые открыли сеть квест-комнат. Клиентка пришла к нам со своей историей для нашего блога и сразу предложила нам вести блог ее компании. Скорее всего ее заинтересовала история о девушках, потому что она увидела в них себя — такую же отчаянную предпринимательницу-авантюристку.

Бонусом к этому я собрал ТГ-блог на 5000 подписчиков. И им, так же как и мне, по кайфу истории про устройство разных бизнесов.

Титры

Я веду блог "упал, поднялся" с историями про реальный бизнес, а не этот ваш успешный успех. Истории на основе интервью с предпринимателями выходят раз в неделю.

Вы прочитаете: как фермер потратил 250 млн. в деревне, как магазин в провинции кошмарили Смешарики, почему родная сестра бизнес-партнер стала «бывшей», как я открыл и развалил сеть ночных клубов, как технарь отреставрировал советский лагерь, но улетел в кассовый разрыв на 60 млн, почему на стрелке владелец сети квест-комнат решил просто помолчать, как я столкнулся с рэкетом Пикабу в 2023 году и др. истории.

0
55 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Ма

Интересный опыт.

Вот какая мысль пришла. Это во что ж одна статья обходится, если на неё тратит 20 часов времени не нанятый копирайтер, а высоокооплачиваемый (в теории, ну да, он как бы сам себе платит) бизнесмен? И отбиваются ли такие затраты?

Ну то есть с конверсией в подписчики ТГ-канала понятно. Осталось выяснить, насколько это отражается на доходах от ТГ-канала ;)

А статьи практически все читал. Крутая фактура и написано гут, респект.

Ответить
Развернуть ветку
Слава Рюмин
Автор

Евгений, спасибо! В моменте не бедствую, но думаю, что деятельность прежде всего на перспективу, так как сейчас все заказы от людей, которые читают уже несколько месяцев. Можно было бы зарабатывать больше, если брать рекламу в ТГ от коучей коучев

Ответить
Развернуть ветку
52 комментария
Раскрывать всегда