Как работает один из крупнейших центров транспортного моделирования в России? Опыт ИЦ «Безопасный транспорт»

Как работает один из крупнейших центров транспортного моделирования в России? Опыт ИЦ «Безопасный транспорт»

Трансформация столичной среды происходит в современном человекоцентричном подходе, который учитывает все потребности жителей города и участников дорожного движения.

Эксперты подразделения транспортного моделирования через взгляд в будущее создают приближенные к реальной дорожной ситуации модели, тестируя и выбирая наилучшие сценарии организации дорожного движения. Единый сервис моделирования для ТК Москвы позволяет разработать оптимальные прогнозы перспектив развития городской инфраструктуры.

Руководитель подразделения транспортного моделирования Сергей Лирник в авторской статье расскажет, чем занимается их направление, какие проекты реализует, как эффективно выстроить работу команды, об уникальной методике обучения новых специалистов, как быть хорошим руководителем и поделится планами дальнейшего развития подразделения.

Факты из жизни

Сергей Лирник работает в Транспортном комплексе Москвы уже более 7 лет. В 2019 году стал начальником отдела макромоделирования. Осенью 2022 года возглавил Информационное управление ГКУ ЦОДД.

За 2 года сформировал дружную профессиональную команду из более 20 транспортных инженеров.

Как появился интерес к транспортному моделированию, который перешел в будущую профессию?

Сергей Лирник родился и вырос в Курской области, закончил среднюю общеобразовательную школу, где активно участвовал в олимпиадах по информатике и физике, а также занимался футболом.

«В детстве мечтал стать великим футболистом, и свободное время посвящал тренировкам на стадионе. Когда стал старше, то решил получить права на управление транспортом. В автошколе активно изучал правила дорожного движения и организацию дорожного движения. В этот период осознал, что хотел бы углубиться в данную сферу и понимать ее целиком».

Поэтому после окончания школы Сергей поступил в МАДИ на направление “Технология транспортных процессов” кафедры “Организация и безопасность дорожного движения".

“Во время обучения мне хотелось применять свои знания и развивать профессиональные навыки. В университете появилась возможность пройти производственную практику в ЦОДД. Я решил попробовать себя и подал заявку. В итоге попал на стажировку и успешно прошел ее. Мне предложили трудоустроиться в отдел макромоделирования и контроля дорожно-строительных работ на улично-дорожной сети (УДС) Информационного управления ГКУ ЦОДД.

В начале карьеры моей основной задачей было выявление и контроль несогласованных работ на УДС, которые негативно влияли на пропускную способность дорог города. В дальнейшем работал в части разработки транспортных моделей для различных проектов. Эта деятельность мне очень понравилась, поэтому решил продолжать развиваться. Так, шаг за шагом, прошёл карьерный путь от специалиста до начальника информационного управления”.

За все время работы в ЦОДД Сергею вручили благодарственные письма от Мэра Москвы Сергея Собянина и заместителя Мэра Москвы Максима Ликсутова за добросовестный труд и ответственный подход к делу, а также от заместителя Мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства за высокие показатели в труде в связи с завершением работа над участком Большой кольцевой линии от станции Мневники до Каховской.

Что такое транспортное моделирование?

Транспортное моделирование – это процесс создания математических или компьютерных моделей, которые представляют собой абстрактное отображение транспортной ситуации в городе, районе. Оно позволяет анализировать и предсказывать различные аспекты транспортной деятельности, например, потоки и загрузку.

Обычно под транспортной моделью понимается цифровая копия улично-дорожной сети города или анализируемого участка, на базе которой строится математическая модель, с заданными параметрами, отображающими действительность.

Основная цель транспортного моделирования заключается в анализе текущего состояния транспортной инфраструктуры, разрешении задач оптимизации движения и управления светофорами, улучшении работы общественного транспорта и других аспектов. Моделирование позволяет качественно оценить дорожную обстановку и сократить расходы на проведение реальных экспериментов.

Переход в ИЦ

В 2024 году подразделение транспортного моделирования из ЦОДД перешло в команду Инновационного центра “Безопасный транспорт”.

“Когда я впервые попал в ИЦ, меня сразу привлекли яркие и талантливые сотрудники. Их энергия, идеи и профессионализм создают атмосферу творчества и стремления к инновациям. Я убедился, что здесь каждый день можно узнать что-то новое, встретить интересных людей и быть частью уникальной команды. В ИЦ я нашел настоящее сообщество единомышленников, готовых воплощать смелые идеи в жизнь.


На мой взгляд, ИЦ "Безопасный транспорт" - это организация, которая разрабатывает инновационные продукты и решения, отвечающие задачам и «вызовам», которые ставит транспортный комплекс. Команда работает над созданием удобной, безопасной и динамичной среды для передвижения жителей Москвы и гостей столицы, анализируя потребности населения и разрабатывая решения по улучшению инфраструктуры города”.

ИЦ использует передовые технологии, которые позволяют добиться значительного повышения качества и эффективности решения транспортных проблем.

Что повлияло на развитие транспортного моделирования?

“Развитие транспортного моделирования связано с непрерывной трансформацией города. Проектировать и реализовывать новые объекты транспортной инфраструктуры возможно только при понимании, как введение в эксплуатацию этих объектов повлияет на дорожно-транспортную ситуацию и на прилегающей к ним УДС.


Высокие темпы роста города Москвы автоматически стимулируют развитие транспортного моделирования. Для принятия актуальных и эффективных решений специалистам необходимо быстро отслеживать все происходящие изменения в дорожно-транспортной сети и совершенствовать свои методы и инструменты, так как в столице любые трансформации происходят сиюминутно. Вся деятельность подразделения направлена на обеспечение безопасного, комфортного и динамичного передвижения жителей и гостей столицы”.

Как проходит работа внутри направления

Подразделение транспортного моделирования состоит из двух отделов: макро- и микромоделирования.

В микромоделировании специалисты воспроизводят реальную дорожную ситуацию в рамках одного или нескольких перекрёстков.

В макромоделировании воссоздаётся целиком Москва в специальной программе. Транспортная модель в этом направлении – это набор отрезков, которые связывают узлы, транспортные районы, маршрутные сети и другие элементы.

“В случае с Москвой, у нас есть модель в виде сети транспортных артерий города (графа), которая напоминает кровеносную систему человека. На эту сеть «накладываются» транспортные районы, которые несут в себе информацию о количестве людей в данном месте, рабочем населении, школьниках, студентах и так далее. Каждый объект сети имеет определённый набор параметров.


Совокупность всех элементов пропускается через математический расчет и выдается распределение транспортных средств (ТС) по всему графу и загрузку на участке, что называется цифровым отображением ситуации в столице”.

Когда к ребятам приходит новая задача, они определяют к какому уровню моделирования она относится: микро-, к макро-, или требует проработки с обеих сторон.

Далее проектная группа из нескольких специалистов берётся за выполнение задачи: изучает планы развития города, моделирует и тестирует различные сценарии. В итоге выбирается оптимальное решение, которое будет предложено к внедрению в городскую инфраструктуру.

По завершению готовится отчётный материал, который согласуется со всеми вовлечёнными структурами, а затем направляется в Департамент транспорта или иному заказчику.

Важно слышать каждого в команде

“Для успешной работы специалистов необходимо создать открытую и доверительную атмосферу. Я всегда стараюсь выслушать мнение каждого сотрудника и поощряю их активное участие в обсуждениях. Моя стратегия основана на ясности и прозрачности в общении, поэтому предоставляю четкие инструкции и правила для всех ребят.

Регулярные встречи помогают нам обмениваться информацией и обратной связью, что способствует лучшему пониманию и координации наших действий. Также использую разнообразные коммуникационные каналы, чтобы выбирать наиболее подходящий способ общения в каждой конкретной ситуации.


Важным аспектом моего подхода является конструктивное разрешение конфликтов и поощрение командной работы. Я верю, что только сотрудничество и взаимопонимание между коллегами могут привести нас к достижению общих целей”.

Необходимые компетенции для специалиста моделирования

Специалист по транспортному моделированию должен обладать глубокими знаниями в области математики, статистики, геоинформационных систем и специализированного ПО.

Ему необходимо уметь анализировать данные, оптимизировать транспортные системы и находить инновационные решения. Важные составляющие успеха - эффективная коммуникация, опыт работы с транспортными базами данных и желание развиваться.

В совокупности эти навыки позволяют специалисту создавать качественные модели, прогнозировать потоки и принимать стратегические решения для оптимизации движения в городе.

Уникальная методика по адаптации новых сотрудников

В подразделении транспортного моделирования выстроена внутренняя система наставничества и адаптации. Каждый новый сотрудник сразу погружается в рабочую атмосферу и получает все методические наработки, которые позволяют ему постепенно вливаться в профессиональный коллектив.

Методические материалы написаны «простым языком» и составлены на основе общего практического опыта сотрудников, что делают их уникальными в своем роде. Также каждому новому специалисту прикрепляется наставник, который консультирует его, отвечает на вопросы и проходит с ним процесс адаптации.

Время от времени команда моделирования организует различные праздничные и тематические встречи, интеллектуальные и спортивные соревнования, например на основе теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Это методология, разработанная Генрихом Альтшуллером в 1946 году, которая предназначена для систематического решения технических проблем и поиска новых идей.

Так ребята укрепляют отношения внутри направления, тренируют и развивают свои навыки, набираются опыта, улучшают командный дух и повышают эффективность работы.

Как быть хорошим руководителем

“ В роли руководителя я всегда стремлюсь вдохновлять и мотивировать свою команду к достижению общих целей. Для меня честность и прозрачность в действиях – основа доверия и эффективного взаимодействия.

Понимание нашей деятельности и способность строить стратегические планы помогают приводить команду к успеху. Я убежден, что быть лидером – значит не только идти впереди, но и являться для них примером, поддерживать своих коллег, быть с ними в прямом диалоге. Гибкость и адаптивность – важные качества в быстро меняющемся мире бизнеса, и я стараюсь быть открытым к новым идеям и изменениям.


Развитие специалистов, делегирование задач и обучение новым навыкам – это инвестиция в будущее команды. Эмпатия, толерантность, умение разрешать конфликты – это ключевые аспекты успешного руководства. Я постоянно стремлюсь к самосовершенствованию, потому что верю, что только так можно стать лучшим лидером для ребят”.

Ключевые проекты

Команда транспортного моделирования за 2023 год реализовала свыше 600 проектов, среди которых Сергей выделил ключевые:

  • Проспект Багратиона

Специалисты подразделения определили прогнозное значение трафика по платному участку, подобрали оптимальное изменение существующих светофоров на прилегающей УДС, а также оптимизировали транспортную схему, исходя из прогнозных транспортных потоков. В результате команда получила 15 оптимизированных светофорных объектов (СО) и более 15 тысяч ежедневных пользователей.

“Над таким важным проектом работали сразу оба направления моделирования: микро- и макро-. Помимо этого, мы взаимодействовали с отделом светофорного регулирования для комплексного решения.

Также нам удалось совместить результаты, полученные при помощи специального ПО (PTV) и аналитических расчетов, что позволило получить более точные итоги, которые поспособствовали решению реорганизовать транспортную инфраструктуру участка и расширить количество участников движения.

Практический опыт синергии результатов от ПО и аналитических расчётов лёг в основу методических рекомендаций, которые мы теперь используем в своей работе.”

  • Южный участок Московского скоростного диаметра

Команда выявила оптимальные конфигурации съездов с МСД; спрогнозировала места на дорогах, где ожидается снижение или увеличение транспортного потока, и разработала ряд мероприятий, которые необходимо выполнить для подготовки к этим сценариям.

Проведенная работа привела к разгрузке на 15% прилегающих сетей.

“В основе таких проектов лежит желание сделать передвижения по городу безопасными и динамичными. В данном случае нам нужно было определить эффекты от строительства большой магистрали и проблемные места в первоначальном проекте. Моя команда успешно добилась поставленных целей: теперь каждый водитель может совершать поездки по различным участкам МСД быстро и комфортно”.
  • Привокзальная площадь аэропорта Шереметьево
“Это наша «жемчужина» из мира микромоделирования. Команде необходимо было оптимизировать схему движения на объекте для снижения транспортных заторов. Мы провели исследование и представили проект схемы организации нового движения через разделение транспортных потоков на различные классы: такси, личный транспорт и городской транспорт. В итоге было снижено время ожидания пассажиров и увеличена пропускная способность привокзальной площади более чем на 20%”.

Ребята не останавливаются на достигнутом и продолжают совершенствовать транспортную инфраструктуру города Москвы.

Кодекс моделиста

“Каждая новая задача – это следующий вызов, который принимаю с решительным настроем. На протяжении своего трудового пути я всегда стремился найти решение для любой задачи. Мне важно придерживаться морального кодекса моделиста, который подразумевает отсутствие понятия "сдаваться" при возникновении трудностей: всегда готов бросить вызов сложностям и найти выход из любой ситуации.


Особенно привлекательными являются нетривиальные задачи, которые вызывают живой интерес и стимулируют интеллектуальный потенциал. Я воспринимаю возможность столкнуться с вызовами, которые требуют нестандартного подхода и оригинальных идей, как увлекательное путешествие в мир творчества и инноваций”.

Тренды в транспортном моделировании

Основной тренд в сфере транспортного моделирования – это цифровизация. Транспортная модель стремится стать совершенной, чтобы быть максимально похожим двойником города, который будет отражать происходящее сегодня и прогнозировать изменения «завтра».

Сергей Лирник предполагает, что ядром моделирования со временем станет беспилотный транспорт, который постепенно входит в нашу жизнь.

Совет начинающему специалисту

“Всегда стремитесь к новым знаниям, развитию и не останавливайтесь на достигнутом. Постоянное обучение и самосовершенствование должны стать неотъемлемой частью вашей повседневной практики”.

Инновационный центр «Безопасный транспорт» создан в 2017 году для работы с Большими данными и является ключевым хранилищем и источником данных всего Транспортного комплекса Москвы. Деятельность ИЦ направлена на реализацию и внедрение концепции «Умный город», принципа «Города, управляемого через данные» и создание цифровых аналитических продуктов стратегического значения для города.

Еще больше информации о наших проектах, центрах, вакансиях, мероприятиях вы можете узнать на телеграм-канале нашего руководителя Александра Афанасьева.

Почитать авторские статьи:

Про наши проекты и исследования:

11
Начать дискуссию