Обещания и гарантии в рекламе и продвижении

Обещания и гарантии в рекламе и продвижении

Похоже, про это можно писать бесконечное количество раз. Но чувствую потребность ещё раз высказаться. Ввиду непростого, но ценного собственного опыта с запусками рекламы для клиентов. И в контексте происходящего вокруг Аяза и Блиновской.

Гарантии в рекламе

Я мониторю рекламу конкурентов. Да и изучаю объявления и сайты в нишах, с которыми работаем по клиентам.

На рынке большая доля рекламных материалов с "гарантиями".

В заголовках и текстах объявлений. На сайтах и лендингах.

Но, увы, гарантия жизни всего одна. Всё остальное - попытка обмануть или обмануться.

Здесь даже не особо важно, кто кого вводит в заблуждение.

"Гуру маркетинга" создаёт у клиента ложные ожидания. Клиент вовлекается в это (ведь как взрослый человек он должен осознавать единственную гарантию в жизни).

Я могу быть четырежды дипломированным специалистом, знать все нюансы в своей сфере, проводить сотни обучений в год для клиентов.

Но при любом объёме опыта не имею права гарантировать результаты.

SEO-шник, маркетолог, директолог, таргетолог, который даёт вам гарантии:

а) заблуждается насчёт степени своего влияния на результат

или

б) осознанно дурит вас, ещё "на берегу" не планирует отвечать за свои слова

или

в) включил в договор пункт, который подстраховывает его в случае наступления "гарантийного случая"

В процессе переговоров после каждого своего прогноза по стоимости лида, рекламным расходам я стараюсь обязательно добавить "это не оферта, я не могу гарантировать вам таких показателей, но мы будем идти к ним".

Нужен ли некоторый оптимизм в начале? Обязательно!

Иначе многие предприниматели не стартовали бы своё дело.

А не пробуя тот или иной инструмент продвижения в своём проекте, не поймёшь его результативность.

Но при бизнес-планировании важно прописывать и "негативный сценарий" (составить список "что может пойти не так").

За мои почти 12 лет в рекламе и продвижении "что-то шло не так" уже сотни раз. Из них минимум половина случаев по не связанным с нами причинам.

Упал спрос в нише. Конкуренты сделали "серую накрутку" на сайт, вызвав его пессимизацию. Яндекс Директ устроил "охоту на ведьм" и заблокировал рекламный аккаунт. Курс валюты скакнул вверх -> товар перестал быть доступным для целевой аудитории. Погода слишком тёплая/холодная. Случился ковид, люди уехали за город.

Обещания в рекламе

Обещания и гарантии в рекламе и продвижении

"Почему Аяза привлекают к ответственности, а высшую/среднюю школу нет? Они ведь тоже учат, но в итоге студенты не становятся обязательно богатыми/успешными?"

Когда я поступал в университет, а до этого школу, мне никто не ничего не обещал и не гарантировал.

Помню максимум какие-то упоминания про позицию в рейтинге ВУЗов. Ну а моя школа была очень сильной по Орлу. Но, как потом выяснилось, не очень-то в сравнении с Москвой.

У меня никаких претензий к своим образовательным учреждениям.

Завышенные ожидания не создавались. Учительница физики не рассказывала, что, "познав законы бытия" мы станем супер-успешными. Поступление в МГУ мне никто не гарантировал.

Недобросовестные инфо-предприниматели на стадии рекламирования и продаж возьмут на себя 100% ответственности (дадут гарантии, обещают "обязательно получится, 60% наших учеников стартуют успешный бизнес/зарабатывают больше 100 тыс. руб./беременеют").

А на стадии обучения и после него уверенно повесят 100% ответственности на вас.

"Ты сделал все домашки? Пора взрослеть, возьми ответственность на себя!". Подождите, так вы же месяц назад обещали, что за мои деньги сделаете меня успешным/богатым/умным? Мне надо только заплатить и принести свою тушку на курс.

Реальность в том, что ответственность распределена между заказчиком и исполнителем. И бывает непросто определить, где чья.

В случае с некоторыми курсами похоже на "сговор" между клиентом и инфо-гуру. Ученик фантазирует, как бы на кого-то переложить ответственность за свои результаты в жизни.

"Гуру" его в этом поддерживает, иногда даже эмоционально расскачивает и толкает в "маниакалочку" (где отрицается реальность и только "кисельные берега и молочные реки").

А в чём проблема?

Хочется людям "верить в чудо", почему бы и нет? Кто ж им запретит.

Но есть нюансы:

- когда "розовые очки" клиента разбиваются о реальность, он оказывается потерпевшим ущерб (деньги, время, иногда даже психологическая травматизация)

- завышенные обещания "маркетологов" создают эффект "мутной воды" на рынке/в нише; клиенту сложнее разобраться, на что же реально он может рассчитывать (а ещё действительно хорошие специалисты иногда оказываются "в тени" ослепительно-восхитительных жуликов и приукрашателей)

Обещания и гарантии в рекламе и продвижении

Что с этим делать?

В этой части я озвучиваю свои собственные мысли и соображения на этот счёт. Наверное, для кого-то они окажутся созвучными. Или будут свои собственные (интересно, если поделитесь ими в комментариях).

Клиенту:

- спрашивать второе, третье, даже четвёртое мнение у знакомых, других специалистов в тематике

- давать пространство своим сомневающейся и разумной частям (как бы не хотелось верить в сказку, задавать себе вопрос "Не слишком ли это оптимистично выглядит?")

- попрощаться с идеей "гарантий"; и что кто-то может привести, куда нужно (идти точно самостоятельно, эксперт может быть рядом или как поддержка за спиной)

Маркетологу:

- формировать прогнозы точнее

- информировать клиента об ограничениях методики/инструмента (не мелким шрифтом)

- поддерживать клиента в развитии его грамотности в рекламе и продвижении

- разделять ответственность с заказчиком (например, если тот слишком увлёкся идеей, что за деньги за него всё сделают, возвращать его часть ответственности)

- расти профессионально и психологически, всё точнее понимая, на что он влияет, а на что нет и не может

66
9 комментариев

Я работаю в маркетинге более 20 лет и работала в международных корпорациях на высоком уровне . И сейчас, при работе с малым бизнесом для меня стало открытием реакции людей на обещания.
Я всегда говорю, что сделаю максимум и для продвижения бизнеса, и увеличения продаж, но вопрос в том, что будет ли это делать клиент.
У меня была клиентка, с которой мы разобрали где и что надо менять, а так же что именно делать. Так она слилась потому что другой человечек ей сказал, что "Я гарантирую, что у тебя продажи будут на пяцоттыщмиллионов" . И тут вопрос не в том, что эксперт говорит или гарантирует, а в том, что у людей отсутствует критическое мышление и они должны сами понимать, что от них в том числе зависят их же продажи.

2
Ответить

И тут вопрос не в том, что эксперт говорит или гарантирует, а в том, что у людей отсутствует критическое мышление и они должны сами понимать, что от них в том числе зависят их же продажи.

Вы правы на все 100. Но есть нюанс. Критические мышление у заказчиков/партнеров развить невозможно, эта задача очень трудоемкая. Большая проблема, когда у специалистов нет критического мышления, когда они выстраивают свое позиционирование на ложных представлениях, искаженных, оторванных от реальности и тд.

И с последним бороться можно и нужно.

1
Ответить

Вот это каждый раз огорчает (никак не могу "принять").
Говоришь как есть, озвучиваешь риски - "у вас что-то дороговато, да и результат мне не можете дать".
Другой подрядчик даёт "гарантии в договоре", озвучивает стоимость за услугу раз в 3-5 выше - клиент "о да, как классно, мне туда!!"

1
Ответить

Я сам копирайтер, но даже когда я только обучался этой профессии, мне сразу говорили: не надо, пытаясь повысить продажи, врать в текстах. Мне то это итак было понятно, как, думаю, и многим другим людям, но почему-то некоторые копирайтеры, маркетологи и тп продолжают рассказывать о стопроцентных гарантиях результата и придумывать цифры из воздуха ( типо 100% наших учеников добиваются результата).

Причем очевидно, что вокруг этого много шумихи, и из-за этого у людей складывается впечатление, что каждый маркетолог сделает все ради повышения продаж, а любой бизнес-тренер - обязательно инфоцыган. По итогу страдают и заказчики, и исполнители. Получается, что все эти маркетологи (именно те, что преувеличивают или врут при продажах) роют яму и себе, и всем другим специалистам в данной сфере.

1
Ответить

Увы(
Есть "специалисты", которые своими обещаниями "портят" рынок.
Клиент же не хочет себя чувствовать дураком, не нашедшим подрядчика, делающего гарантированный результат.
А если бы знал, что гарантии на рынке нет, ожидания оказались более реалистичными.

Ответить

По мне, часть работы маркетолога/копирайтера/контекстолога и т.п. в том, чтобы находить проекты для работы без этой мишуры.

Тогда и работаться будет легче (в том числе выгорание снизится), и ценность результатов повысится.
Ведь рост на 30-50% (что очень круто) легко обесценивается, если есть идея о "гарантированном удвоении".

Ответить

У вас нет ощущения, что покупателям товаров и услуг всё же надоели в последние годы эти громкие заявления в текстах?

Ответить