Руководство: Как создать Религию. Часть 4

Святые угодники из Blacklazygod Religion Lab представляют самый важный пост серии: полная подборка инструментов для создания «религии».Читай и используй, чтобы поработить мир, стать чёрным властелином и ещё сильней полюбить менять мир.

В закладки

⚠️Перед публикацией этот пост был освящён и заряжен на успех. Полное прочтение делает мужчин — мужественней, женщин — женственней, и даже трансгендеров — трансгендерней.

DISCLAIMER

Прежде, чем мы продолжим, хочу в этом месте посыпать пеплом, приправить чесноком и окрапить святой водой, чтобы защититься от различных демонов и прочих мракобесов, у которых подгорает от одного слова РЕЛИГИЯ.

В контексте серии статей, я рассматриваю «религию» не как духовный путь или идею бога, а как возможность одеть очки «религии» и посмотреть на создание компании и её маркетинг с точки зрения мощных механик, лежащих в фундаменте «религий».

Поэтому — чур меня!

​Защитный магический круг (с) Н. В. Гоголь

Фундамент «религии»

За тысячи лет ведущие религии создали множество инструментов.

Чем больше элементов используется, тем мощней религия, однако есть база, составляющая фундамент любой религии. Все остальные элементы поддерживают этот фундамент.

Фундамент «религии»

Искусно подобранные элементы взаимно укрепляют друг друга.

Это не очень просто понять, но если хочешь разобраться, читай пример ниже. Если не хочешь напрягать мозг, сразу переходи к списку.

Мода как «религия»

Посмотрим на феномен моды, через призму «религии».

Правила: сочетание цветов, стилей и прочие “законы моды”

Ритуалы: покупка вещей, показы мод, сезонные коллекции

Смысл: быть модным, стильным, желанным и т.д.

1. Сакральный смысл создаёт желание следовать правилам и ритуалам.

Если я хочу быть модным — покупаю журналы, слежу за модой, покупаю модные вещи, ориентируюсь на тренды и “законы моды”.

2. Если каждый день я и окружающие меня люди следуют правилам, то это усиливает веру в смысл и объясняет ритуалы.

Если я одеваюсь по “законам моды” (соблюдаю правила) и получаю одобрение от “модных” людей, то укрепляет мою веру в “законы моды” (смысл) и стимулирует меня продолжать покупать модные вещи и следить за модными тенденциями (ритуалы).

3. Если каждый день я совершаю ритуал и получаю дофаминовое подкрепление, а прекращение ритуала вызывает стресс, то это укрепляет мою веру в правила и смысл.

Каждое утро женщина начинает с ритуалов: макияжа и выбора одежды. Если вдруг не накрасилась и оделась во что попало — будет стресс от внутренних переживаний или косых взглядов коллег на работе. Итог — усиление веры в правила и смысл. Чтобы быть модной и желанной — необходимо одеваться в модные вещи и делать макияж.

По сути «религия» — это сообщество людей, которые совершают ритуалы и соблюдают правила, ради какого-то смысла.

Все три элемента вместе составляют суть «религии» или договор между «Богом» и человеком (завет).

Правила + Ритуалы + Смысл = Договор

1. Обязательства сторон по договору

Совершай ритуалы, следуй правилам и будет хорошо.

  • Медитируй и обретёшь осознанность и достигнешь Нирваны
  • Молись, читай молитвы, следуй заповедям и отправишься в Рай.
  • Покупай модные вещи, грамотно сочетай их и будешь модным и желанным.

2. Ответственность сторон по договору

Не будешь следовать правилам и ритуалам — настигнет кара божья.

Если обещанное "хорошо" не наступает, значит сам дурак и не достаточно стараешься выполнять правила и ритуалы.

А теперь об этих и остальных элементах чуть подробней.

1. Священное писание

Священное писание — это набор мифов: логично выстроенная смесь правды, полуправды и откровенного вымысла, завёрнутая в красивые истории.

Схема построения религиозного мифа

1. Делается метафизическое утверждение, которое невозможно подтвердить или опровергнуть.

2. Дальше происходит трюк… Вам говорят: «Представьте, что это метафизическое утверждение правда».

3. А если это так, то ЭТО позволяет логично дать объяснения массе необъяснимых явлений.

4. Религиозные мифы часто пишутся метафорическим языком, который нуждается в разъяснениях и толкованиях.

Список классических мифов

⚠️ Использование списка повышает iKPI отдела контент-маркетинга и карму отдельно взятого копирайтера.

📌 Мифы идентичности, проводящие границу “мы — они”

📌 Мифы об исключительности, особой роли и сплочённости.

  • в иудаизме: евреи — избранный народ
  • в фашизме: арийская нация
  • любой патриотизм.

Джобс мастерски использовал эти 2 мифа: сначала он сделал антогонистом — IBM, а эппл светочью в этом мире. Затем этот же трюк он провернул внутри компании, когда нарёк команду Macintosh — избранными, а всех остальных сотрудников — тёмными и невежественными. Это одухотворяло команду Macintosh, но здорово демотивировало остальных сотрудников.

📌 Мифы о героях и героическом поведении.

Одни из важнейших мифов в любой “религии”. Это и древние эпосы о Гильгамеше и современные рекламные компании.

В своей знаменитой рекламной компании “Думай иначе” Эппл рекламировала не свою продукцию, а образ людей, на которых хочет быть похожими её ЦА.

Найк гораздо больше внимания уделяет сильным духом спортсменам, чем кроссовкам.

📌 Мифы про неверие и расплату за неверие.

Красочные истории о том что будет, если не будешь следовать правила и ритуалам (ужасные клещи живут в коврах и если не купишь пылесос кирби за 150 тыс — умрёшь)

📌 Мифы о вечном кайфе. О том какой замечательной будет твоя жизнь (возможно загробная), если следовать правилам и выполнять ритуалы.

  • Ислам: царствие небесное
  • Веганство: ешь только траву и будешь такой же здоровой как Машка
  • Проект Венера

📌 Мифы про плохо и хорошо. Иллюстрация правильного и неправильного поведения.

📌 Мифы о Золотом веке (райский сад)

📌 Мифы о Благородном дикаре (Адам и Ева)

📌 Мифы о священных датах

📌 Мифы в обоснование ритуалов

📌 Мифы о важности вовлечения новых верующих

📌 Мифы про основателя, его праведную жизнь и про передачу ему знаний от бога (откровение)

📌 Мифы про символы веры

📌 Мифы устанавливающие и регламентирующие иерархию

Профессионалов в контент-маркетинге приглашаю присоединиться и поделиться своими идеями о мифах, которые могут быть использованы для создания “религию”. В раю для маркетологов и копирайтеров вам за это воздастся. Зуб даю.

2. Ритуалы

​Раздача благодати

Задача ритуала — менять мозг и создавать новые нейронные связи, а также удерживать внутри компульсивного цикла (повышая retention)

Для этого есть всего два способа — многократное повторение, либо сильный эмоциональный опыт.

На основании этого, все ритуалы можно разделить на два типа:

  • Эмоциональные ритуалы

Сопровождаются высоким возбуждением нервной системы, активизируют эпизодическую систему памяти и групповую идентификацию.

Примеры: обрезание, жертвоприношение, праздник, проповедь, матч футбольной команды, новый год, свадьба, похороны, выпускной, 1 сентября.

  • Регулярные ритуалы

Слабое, но при этом регулярное возбуждение. Чем чаще делаешь, тем быстрее и сильнее привыкание (медитация, листание ленты в инстаграм)

Некоторые из ритуалов:

  • Проповеди (воскресное богослужение, презентация Apple, обращение к федеральному собранию, стримы, прямые эфиры). Мотивация, подогрев и заряд паствы, поддержание энтузиазма.
  • Молитвы
  • Обряды (венчание, похороны)
  • Праздники
  • Посты
  • Достижение статуса (возведение в сан, повышение в армии)
  • Принятие веры (инициация / посвящение) (Крещение, инаугурация)
  • Отпущение греха (исповедь, заявка саппорту на разбан)
  • Посещение святых мест (поломничество, хадж)
  • Милостыня (донаты)
  • Жертвоприношение

Один из важнейших ритуалов. Чем больше жертва, тем сильнее вера.

Каждый хороший маркетолог знает, что мы совершаем выбор иррационально и потом пытаемся его рационализировать.

Покупка айфона или макбука — ритуал жертвоприношения.

Купив телефон или ноутбук в 3 раза дороже аналогов, тебе необходимо объяснить самому себе, зачем ты сделал такую дичь. Поэтому апологеты наделяют технику Эппл сверхъестественными свойствами, а всех еретиков снисходительно зансят в список недалёких.

Дальше пойдём быстрее

3. Правила

(заповеди / клятвы / обычаи / традиции / табу)

Правила формируют наши нормы поведения и морали.

Задачи морали: оценивать, регулировать, воспитывать.

Примеры: государственные законы, кодекс болельщика, присяга, “в горе и радости, пока смерть не разлучит нас”, рыцарский кодекс, правила поведения “настоящего мужчины”, правила поведения “стерв”, как должен вести себя лидер, патриот и т.д.

4. Храмы

Храм привлекает внимание одним своим существованием, особенно когда оттуда доносится звон колоколов или пение Муэдзи́на.

Храм — символ власти, место совершения обрядов и ритуалов, сбора паствы и проведения проповедей.

Примеры храмов: административные здания власти, спортзал, кабинет психолога.

Если правильно посмотреть на свой сайт или приложение как на храм, то можно испытать озарение и множественные глубокие откровения.

Если озарения не случилось, значит посмотрел не под тем углом или не в ту фазу луны. Нужно настроиться и повторить в правильный день.

5. Свой язык, слова, термины, система знаков

Термин свой язык распространяется гораздо шире, чем кажется.

Без веры в определённые мифы, даже привычные нам выражения и слова, теряют абсолютно всякий смысл: измена жене, любовь, нуб, предательство, модно, изящно, круто, латте, бариста и т.д.

Вам будет сложно объяснить инопланетянину, что такое любовь, если на его планете не вступают в долгосрочные отношения и бессистемно спариваются друг с другом. Как объяснить что такое предательство и лож инопланетянину, где не существует лжи (как в фильме Изобретение лжи)

6. Церковь (организация, обслуживающая и эксплуатирующая религию)

7. Иерархия

8. Символы веры

9. Святые

10. Святыни (места силы, реликвии)

11. Агенты влияния, евангелисты и сеть распространения

12. Законы богослужения (правила и инструкции для служителей культа / работников корпорации)

13. Духовный путь

14. Метафизическая картина мира и система ценностей

15. Одежда, аксессуары, символы и знаки

16. Святая инквизиция (отдел соблюдения корпоративных стандартов)

17. Враг и священные войны (вспоминаем Джобса, IBM и Macintosh)

Если есть желание углубиться в какую-то конкретную тему из списка — пиши в комментариях свои пожелания.

В предыдущих сериях:

Часть 1. Введение (больше для поржать)

Поздравляю, ты прочитал до конца 🥳

Чтобы материал лучше усвоился — нужно активировать альфа-волны в мозгу. Для этого закрой глаза, произнести три раза «КУ», а после этого обязательно нажми лойс и сохрани в закладки.

Чтобы не пропустить следующие посты из цикла, а также читать больше текстов, стимулирующих рост нейронов подписывайся на мой телеграм (18+). Только освящённый контент и никакой ереси.

Материал опубликован пользователем.
Нажмите кнопку «Написать», чтобы поделиться мнением или рассказать о своём проекте.

Написать
{ "author_name": "Алексей Соловьёв", "author_type": "self", "tags": ["\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f\u044b","\u0440\u0435\u043b\u0438\u0433\u0438\u044f","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433"], "comments": 14, "likes": 5, "favorites": 55, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 102980, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 Jan 2020 10:25:15 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 102980, "author_id": 20641, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/102980\/get","add":"\/comments\/102980\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/102980"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199113, "last_count_and_date": null }
14 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Очень хорошо написана статья. Много лет назад обратил внимание на сходство поведения верующих в бога фанатиков и увлечённых до безумия какой-нибудь идеей людей, от изобретателей до садоводов, от программиста до врача. Их безошибочно можно определить по стилю речи, поведению и мгновенной оценки собеседника. Как только такой объект попадает в поле моего контакта, стараюсь сразу же оборвать все связи с этим человеком. Фанатик очень страшный диагноз. Это машина по уничтожению вашего свободного времени, эмоционального здоровья, да и вообще всего того, что вам дорого и что вы цените.
Хотя, если подумать, то я и сам фанатик. 🤣

Ответить
1

Судя по эмоциональному комментарию: Фанатик — антифанатик?))

Ответить
1

Надеюсь автор потом расскажет, что останется от жизни человека, если убрать из нее все религии :)

Подход слишком глобальный, очень много обобщений и гребения под гребёнку. Напрашивается вывод, что религия это просто наше природное свойство, а не что-то плохое.

Ответить
0

Хороший вопрос. Если убрать из жизни человека все мифы, то он превратится в животное. Дети-маугли хороший тому пример. Мир человека — это мир сказок и мифов, которые формируют наше общество

Ответить
0

Мир слишком жесток, чтобы смотреть на него без очков религий)

Ответить
0

Он превратится в святого.

Ответить
1

Отличная  статья!

В 1996 году, после банкротства своей второй фирмы, я пытался "удариться в религию" - основать "Церковь новой веры".
Начал с основ - заказал себе рясу у модной портнихи (не хухры-мухры , а у победителя республиканского конкурса молодых дизайнеров ! ), долго выбирал форму креста для заказа атрибутики для проведения массовых мероприятий с верующими (ожерелье на шею + эмблема на головной убор - всё из серебра, разумеется).
Подвели "апостолы" (первые ученики) - не оценили глубины замысла.
Во время первой исповеди с "грешницами" приехала милиция по звонку бдительных соседей.
Жаль, что тогда не было этих замечательных советов!
Надо будет попробовать ещё раз с проектом "личной церкви"...

Ответить
0

Если это не шутка, то очень интересный опыт)) Было бы интересно почитать подробней

Ответить
0

Алексей, написал вам в личку в ВК.

Ответить
0

Вот, остался дневник с той поры. В стихах:

Поэма о Щенине 

Часть 7 "Лев и религия"

 С рождения за Лёвой гнался рок: 
Когда его в младенчестве крестили 
В купели - даже вскрикнуть он не мог, 
Насколько слаб был, болен и бессилен. 

 Пока у человека жизнь легка, 
О Боге он, увы, не вспоминает. 
А как несчастья схватят за бока - 
Так к Богу обращаться начинает ! 

 Когда из ВУЗа Лев отчислен был, 
Пришёл он в церковь за советом дельным. 
Но рыжий поп был занят - поп кадил, 
Не захотел он слушать Льва отдельно. 

 Лев Щенин к свету истины стремился, 
Руками Лев хотел развеять тьму... 
А тут баптисты встретились ему 
И Лев тогда отправился к баптистам. 

 От них он тоже вскорости ушёл, 
Баптисты что-то там не поделили. 
Подумал Лёва: "Как нехорошо! 
Всё делят шмотки - о Душе забыли!" 

 Майор Люцерин - вражеский шпион 
Сказал: "Христос, мол, новый объявился. 
Живёт в Сибири, звать Виссарион". 
Чуть было Лев на это не купился. 

 Продал квартиру лучший Лёвин друг, 
В Сибирь уехал, только и видали. 
Ему, наверно, там пришёл каюк - 
С женой развёлся - да и то едва ли. 

 Лев не нашёл в религиях опору, 
Но вера есть у Льва на этот раз: 
Своё ученье скоро Лев создаст 
И "Церковь Новой Веры" - веры в Лёву.

Ответить
0

Почему в качестве религии не приведен в пример господствующий ныне либерализм? :)

Ответить
0

Ага. Если ты не признаёшь равными М и Ж и не любишь геев, то святая инквизиция обязательно предаст тебя анафеме и совершит публичную порку.

Ответить
0

никогда еще не думал, что отдел QA это святая инквизиция нашего времени :)))

Ответить
{ "page_type": "article" }

Прямой эфир

[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "Article Branding", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cfovx", "p2": "glug" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Баннер в ленте на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "disable": true, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } }, { "id": 20, "label": "Кнопка в сайдбаре", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cgxmr", "p2": "gnwc" } } } ] { "token": "817507bb-dd21-48f2-b782-5393c1684d6b", "release": "c0d1b4db" } { "page_type": "default" }