4 причины, по которым от вас бегут сотрудники. Держите советы по правильному онбордингу
Признавайтесь, любите контролировать новеньких сотрудников? Еще бы, страшно же, что новичок всё поломает. Это нормально, но некоторые менеджеры так упарываются с контролем, что перегибают палку. Или наоборот: новичка бросают в пекло без поддержки. В итоге чувак бежит, не проработав и месяца, потому что ему кажется, что не затянет, хотя по факту всё не так страшно.
На своем примере покажем, как надо.
Мы в Рыбе набираем много редакторов, которые не только проверяют тексты, но еще и выполняют функции менеджеров: работают с клиентами, ищут авторов и организовывают их работу. Именно поэтому наш опыт и советы по онбордингу универсальны для всех.
Причина 1. Ничего не рассказываете и не даете инструкций
Если вы думаете, что раз вы приняли на работу специалиста, он сразу должен всё знать и уметь, это не так. Даже крутому спецу с опытом, который стоит много денег, нужно понять, как у вас всё работает, потому что везде всё устроено по-разному. И если нет доков с основной информацией и редактор не знает, где найти автора, как заказать иллюстрацию, где взять доступы от клиентских аккаунтов, о чем и где нужно отчитываться, влиться в работу и понять, что нужно делать, очень трудно.
Как в Рыбе. Обычно у новых редакторов куча вопросов. Наши главреды рассказывают, как всё устроено в редакции: сколько команд, кто в них главредит, какие проекты ведут. Поясняют, какие клиенты и проекты у них в команде, сколько нужно будет вести редактору.
В помощь новичку у нас есть YouGile и гайды. Редактора сразу добавляют в сервис, где он получает доступ к доске с полезной информацией. Не нужно искать редполитику или гайд для авторов по чатам и папкам — всё находится в одном месте. Чтобы работать было удобнее, используем таблицы. Главреды открывают доступы к рабочим файлам: с контент-планами, выплатами, авторами, корректорами.
Все моменты, которые важно знать редактору, собраны в нашем гайде. В документе прописано, как строить работу по проекту, общаться с клиентами, писать правки авторам, работать с корректорами, учитывать деньги. С гайдом удобно: редакторы могут в любой момент заглянуть в документ и уточнить какой-то вопрос.
Если есть дополнительные материалы, главред передает их редактору и объясняет, как использовать в работе. Например, наш главред Настя Палихова сделала специальную таблицу, чтобы проверять изображения для статей в ПромоСтраницы. К ним особые технические требования, и раньше редактор-новичок мог пропустить неправильную по размеру или весу картинку — клиент приходил с правками. Теперь редакторы чекают все изображения по таблице и ошибок не допускают.
Причина 2. Бросаете сотрудника наедине с задачами
Если в первый же день вы забрасываете сотрудника работой и ничего не объясняете — это крах. Когда редактора еще не погрузили в цели и задачи клиента или проекта, не рассказали про редполитику и tone of voice, а ему уже нужно идти на созвон с заказчиком или проверить пул статей, скорее всего, он наделает кучу ошибок. Самостоятельно новичок потратит много времени, пока во всём разберется, и всё равно поначалу будет выходить ерунда, которую придется кому-то переделывать.
Как в Рыбе. У нас в Рыбе четыре главреда с командами из 4–5 человек. Редактора подключают к работе постепенно. В первую неделю дают вести один проект с нуля. Так у него получается пройти полный цикл: подобрать автора, дать ему внятное ТЗ, договориться о гонораре, сроках и прочих нюансах, проследить за дедлайнами перед клиентом и за итоговым результатом. Всё это время ему помогает главред: добавляет в чат с клиентом, объясняет, как с ним общаться, рассказывает про задачу, проверяет тексты и вносит правки. Еще рассказывает про работу с авторами: как искать, где брать, сколько платить за статьи.
Когда главред правит редактора, он его обучает. Время, которое он тратит на проверку, в будущем окупится: редактор сможет самостоятельно выполнять работу, принимать решения и даже онбордить новеньких сотрудников. Например, у нашего главреда Тани Колесниковой новичка онбордила редактор Маша Полькина: она знала все нюансы по работе с Ситилинком и быстро смогла рассказать, что и как нужно делать.
P. S. Мы считаем, что лучше главреда с онбордингом редактора никто не справится. Тот же менеджер по персоналу не будет знать всех нюансов работы редактора — погрузить в рабочие процессы новичка у него не получится. Он не сможет править работы, а это очень важный момент в онбординге редактора.
Причина 3. Любите подушнить и игнорируете эмоциональное состояние сотрудника
Если новенький замалчивает проблемы, потому что боится, что его сочтут некомпетентным или подумают, что он плохо работает, рано или поздно это приведет к факапам. Например, редактор может писать статьи за авторов, которые перестали выходить на связь и стали запарывать дедлайны. Или пытаться разрулить конфликты с клиентами и терять заказчиков из-за того, что не умеет вести переговоры. А еще у редактора может развиться синдром самозванца, когда кажется, что ничего не знаешь и не умеешь. Игнор начальника только ухудшит самочувствие и плохо скажется на работе.
Как в Рыбе. Конечно же, мы не душним — никогда и нигде. Но бывает, что новичку сложно общаться даже в дружелюбной атмосфере. Страшно что-то писать в чат — кажется, что сморозишь глупость и тебя не так поймут. Чтобы помочь влиться в команду, главред пытается разговорить новичка — интересуется погодой или хобби. Вообще у нас не хуже, чем в Netflix: главреды на своем примере показывают, как общаться, отдыхать и работать. Не стесняются шутить в чате, рассказывают о том, какие факапы у них случались, делятся фотками с отдыха. Редакторы ориентируются на главреда, и в команде царит атмосфера позитива.
Чтобы редактор почувствовал себя своим, главред добавляет его в чатик команды, знакомит с коллегами, рассказывает, за что будет отвечать новенький и какая у него роль, объясняет, что здесь можно задавать вопросы и просить помощи. А чтобы избавиться от неловкости, просит поделиться фотками животных или прикольными стикерами.
По нашим наблюдениям, у 99% наших новеньких авторов и редакторов наступает момент, когда им кажется, что они делают всё не так и плохо справляются. Это чувство — синдром самозванца — очень мешает в работе. Мы стараемся помочь редакторам с этим справиться.
Вот что мы используем.
Ставим цели. У редакторов много разных проектов со своими дедлайнами. Но в первые дни работы главреды постепенно дают небольшие задания и ставят комфортные сроки. Например, найти автора для статьи и сделать ТЗ — до понедельника, проверить план, который принес автор, — до среды. Когда редактор видит, что выполняет задачи главреда вовремя, он чувствует, что делает всё как надо.
Используем наставничество. За каждым редактором стоит главред, к которому всегда можно прийти и рассказать о своих волнениях и страхах. Часто бывает, что новичку кажется, что он плохо справился с работой, но он не знает, как с ней справлялись другие редакторы до него. Главред видит всё со стороны — может подсказать, научить и успокоить.
Интересуемся самочувствием. Бывает, что редакторы стесняются что-то рассказывать сами и замалчивают проблемы, которые можно быстро решить. Именно поэтому главреды регулярно сами спрашивают у редакторов, как они справляются, есть ли загруз или какие-то сложности. Если есть, помогают решить.
Даем обратную связь и поощряем. Лучше всего «самозванца» успокоит оценка его работы. Наши главреды проверяют все первые проекты редакторов и оставляют подробные комментарии. Если что-то нужно доработать, подсказывают, как это сделать. А еще все любят, когда их хвалят, а особенно это важно для новичков с синдромом самозванца.
Стараемся быть на одной волне. Мы в редакции общаемся просто — неформально, свободно, с шутками и даже материмся, если хочется. Это помогает сформировать искреннее и доверительное общение: каждый понимает, что если что-то не получается, он может рассказать об этом в чате и его не закидают камнями.
Причина 4. Обожаете всё контролировать
Если вам важно знать, сколько раз сотрудник выпил кофе, или вы думаете, что от постоянного контроля работать он станет лучше, вы ошибаетесь. Просто посмотрите на несколько примеров. Вместо того чтобы провести тщательный фактчекинг, редактор заносит в отчетную таблицу все задачи, которые выполнил за день, даже самые мелкие, которые заняли меньше времени, чем записать задачу в несчастную строку. А потом ночью доделывает работу, чтобы утром отдать автору правки. Или по полдня актуализирует задачи по четенькому шаблону в таск-трекере, из-за чего не успевает вычитать тексты и берет работу на выходные.
Как в Рыбе. Всю рабочую переписку мы ведем просто в Телеграме. Задачи ставим в YouGile, но строгого контроля там нет: доски используем для удобства, чтобы ничего не забыть. Да у нас даже почты нет, представляете? И ничего от этого не сломалось, сотни задач выполняются, дедлайны не горят.
Спросите, каким чудом у нас всё работает? А вот потому, что мы используем всё то, о чем рассказали выше. Перечитайте и внедряйте у себя.
Вот что говорят об онбординге редакторы Рыбы
В начале 2023 года у нас было два главреда и пять редакторов. Сейчас — четыре главреда и 17 редакторов. Все новенькие, кто пришел, быстро влились в работу. А для тех, кто уходил, это был вопрос роста. Почти со всеми мы остаемся на связи.
Наша система онбординга работает: редакторы приходят в Рыбу и остаются в команде, а клиенты довольны качеством работы. И всё это без жесткого контроля, отчетов и унижений. Рецепт онбординга от Рыбы — наставник + поддержка + ламповая атмосфера. Кстати, мы даже обходимся без всяких плюшек типа велкам-боксов, презентаций и дневников новичка. Как показывает практика, можно кайфово работать и без них.
Наша редакция расширяется, и мы не собираемся останавливаться. Именно поэтому всегда ждем откликов от классных специалистов. Заполняйте заявку, и мы с вами свяжемся.
Еще бывает, когда как будто бы онбординг в компании существует, даже прописан на бумажках и все такое. А в реале его нет — въезжаешь сам на боевых задачах.
Я так давненько пришла работать в банк. В первый месяц, как мне дали все доступы и допустили до обслуживания клиентов, по ошибке сделала перевод не тому человеку на 200к. Знатное моментальное погружение в профессию получилось))
Всегда интересно было, вот когда такое происходит — случайно бабос не тому ушел. Как его возвращать? Оо А про инструкции да, многие упускают, что инструкция сама по себе не работает, ну или вернее на каких-то механических задачах — бери отсюда, неси туда. Вот например у нас с редакторами такое не проканает, нужна поддержка и товарищеское плечо )))
Тут много моментов, если платеж не обработан, то можно отозвать(иногда). Чаще всего, возврат в таком случае может пройти по встречным заявлениям. Отправитель пишет банку, что деньги ушли по ошибке, получатель пишет, что деньги не его. Вот последнего добиться сложнее)
Или умолять получателя ручками перевести деньги взад (мой случай))