Почему Яндекс смелый и не боится конкуренции с ИИ и GPT, а Google – боится?

Меня зовут Александр Егоров, я двадцать лет занимаюсь маркетингом, руковожу performance-агентством AltEasy. Также я ведут youtube-канал Egorov Update, где каждую неделю записываю обзор новостей digital-маркетинга.

В одном из выпусков я рассказывал об интересном эксперименте Google с ИИ. После я выпустил статью, где рассуждал как нейросети, в частности чат GPT от OpenAI, могут сломать бизнес-модель Google основанную на контекстной рекламе. Когда у вас будет свободные пятнадцать минут можете прочитать и поделиться своим мнением в комментариях.

Для своего канала стараюсь подбирать только самые интересные новости из digital-маркетинга и рекламы
Для своего канала стараюсь подбирать только самые интересные новости из digital-маркетинга и рекламы

Поделюсь ключевой мыслью, чтобы было понятнее, о чем я буду говорить сегодня.

Пользователи все чаще для поиска информации используют не классические поисковые системы, а Чат GPT. Google, чтобы не потерять пользователей и не проиграть конкуренцию с ним, внедряет чат-бота с ИИ прямо в результаты поисковой выдачи. Чат-бот умеет не только находить ответы, но и уточняет детали запроса сразу в поисковой системе. То есть у пользователя отпадает потребность переходить на наши с вами сайты. И здесь Google потенциально попадает в ловушку — да нашелся способ не потерять пользователей, но вместе с тем может упасть трафик на сайты.

Если не будет трафика, то контекстная реклама потеряет свою актуальность. Контекстная реклама приносит Google колоссальную прибыль. И если потребность в ней исчезнет, то бизнес-модель, которая успешно работала десятилетиями, разрушиться.

В прошлой статье я провел небольшой опрос среди читателей. Мне было интересно их мнение, смогут ли нейросети типа чат-GPT уничтожить контекстную рекламу и, возможно, даже поисковую оптимизацию. Интересно, что большинство уверены — нейросети способны на это.

Я тоже в их числе, хотя меня, как маркетолога и руководителя агентства контекстной рекламы такая перспектива не радует.

Почему Яндекс смелый и не боится конкуренции с ИИ и GPT, а Google – боится?

Но это мировая практика, а как обстоят дела в России? ИИ чат-боты нас тоже набирают популярность. Каждый день появляются новости, что нового научился делать искусственный интеллект, в какие сервисы внедрены генеративные сети и как эти технологии облегчают жизнь людям.

Сегодня я решил разобраться, может ли Яндекс, российский монополист на рынке поисковых систем, оказаться в обстоятельствах в которых сейчас находится Google? И начнет ли он испытывать страх перед чат GPT или его аналогами?

Яндекс идет по пути Google?

Конечно Яндекс равняется на мирового гиганта Google и стремиться не отставать от технологий. Яндекс интегрировал нейросети во многие свои продукты. Искусственный интеллект также внедрен в результаты поиска. Пользователи уже сейчас могут получить информацию, которую за них нашла и обработала нейросеть. Но пока, она готовит только форматы быстрых ответов, которые появляются над основными результатами выдачи и при этом не дает полной информации или возможности уточнить детали у ИИ.

Я долго размышлял, попадет ли Яндекс в такую же ловушку как Google, если внедрит технологию чат-бота в поиск. И пришел к выводу, что НЕТ. Расскажу, о трех причинах.

Первая причина — технологическая изоляция

Почему Google пошел на риск с чат-ботом в поиске? Как я уже писал, он понимает, что если чат GPT будет отвечать на запросы пользователей лучше, чем классическая поисковая система, то Google может потерять свою монополию на рынке на рынке поиска информации.

Но Яндексу нет повода опасаться такой конкуренции. Связано это с технологической изоляцией. Что я хочу этим сказать? Обычному россиянину очень проблематично зарегистрироваться в чат GPT:

● нужна иностранная сим-карта. С российским номером регистрация из-за санкций невозможна;

● придется использовать VPN, так как российские ip блокирует чат GPT, опять же из-за санкций

● нужна иностранная банковская карта для оплаты дополнительных функции ИИ;

В общем, под влиянием санкций большинство жителей нашей страны просто не будут пользоваться GPT — слишком много сложностей. Поэтому Яндексу бояться конкуренции с OpenAI нет смысла.

Я пользуюсь нейросетями:
да
нет
Я ретроград, мне не нужен этот ваш ИИ

Вторая причина — монополия

Яндекс занимает позицию одной из самых крупных компаний в сфере информационных технологий в России. К тому же, компания полностью управляет одним из крупнейших отечественных аналогов чата GPT— Яндекс GPT.

Получается, что Яндекс, занимаясь разработкой своего собственного ИИ-чата, не допустит разрушения своего основного направления бизнеса — контекстной рекламы.

Невозможно говорить о реальной конкуренции между поисковой системой и чатом искусственного интеллекта, ведь этими технологическими решениями управляют одни и те же люди. Значит, они найдут способ организовать работу так, что бы ни один из бизнесов не пострадал.

Думаю, что именно монополизация и государственный контроль обеспечивают защиту бизнес-модели Яндекса
Думаю, что именно монополизация и государственный контроль обеспечивают защиту бизнес-модели Яндекса

Третья причина — один акционер на всех конкурентов

Возможно, кто-то захочет оспорить мой аргумент про монополию, заметив, что в России есть как минимум еще один аналогичный GPT - GigaChat, от Сбера. Но именно отсюда и вытекает мой мой третий аргумент.

Большая часть Сбера принадлежит государству. Яндекс, если быть откровенными, в большинстве своем также контролируются государством. Судя по последним новостям об изменении акционерного состава Яндекса, доля государства в управлении компании прямо или косвенно продолжит увеличиваться.

Получается, что и GigaChat, и Яндекс GPT находятся под контролем одних и тех же «акционеров». Вопрос, будет ли «акционер» создавать конкуренцию между своими ключевыми компаниями? Очевидно, этого не произойдет.

Есть ли еще какие-то компании в рунете, которые могут представлять конкуренцию для ИИ Яндекса? Пока на горизонте их не видно, и, скорее всего, если они появятся, то также будут под контролем государства.

Какой из этого вывод?

Вывод выходит на удивление простой. Яндекс в России не боиться конкуренции с чатом GPT и не опасается, что его бизнес-модель, основанная на контекстной рекламе, может быть разрушена.

Google в США и на глобальном рынке, боится такой конкуренции. На американском рынке конкуренция более острая и реальная, на российском же рынке она практически отсутствует. Так что именно монополизация и государственный контроль обеспечивают защиту бизнес-модели Яндекса. Что вы об этом думаете? Согласны со мной?

Друзья, если вам понравился материал, ставьте лайки и пишите комментарии!

Буду рад вас видеть зрителем на своем youtube-канале EgorovUpdate

Подписчиком в ГТ-канале EgorovUpdate

Клиентом или партнером в performance-агентства AltEasy

1818
21 комментарий

Обычному россиянину очень проблематично зарегистрироваться в чат GPTДальше читать бред не смог. Я совершенно обычный россиянин, буквально на сантиметр отстоящий от "простой Иван город Тверь". Регистрация в ChatGPT заняла у меня 4 (четыре) минуты и стоила 11 (одиннадцать) рублей

Ответить

Напишите, пожалуйста, схему регистрации🙏😁
Ибо я россиянин типа «из Твери»
Я не шучу

1
Ответить

О, интересная тема. Тут скорее вопрос не том заменит ли gpt поиск, а когда заменит и при каком стечении обстоятельств.
И чтобы прогнозировать нужно понять некоторые нюансы:
- Как будет выглядеть результат выдачи в gpt и как в этой выдаче будет встроен рекламный блок
- Будет ли в этой выдаче вообще рекламный блок?
- Какая динамика роста/снижения коммерческих запросов в поиске Я/G
- Как будут развиваться альтернативные способы ввода/вывода информации (Очки, голосовые помощники, умные авто, умные холодильники, умные телевизоры с голосовым gpt на борту, проекционные экраны и тд)
- Смогут ли решить проблему автономности работы очков и часов. И не только автономности, тут вопрос доступности в целом.

Что касается Яндекса, то технологический прогресс важная вещь и его не остановить. Они могут немного запаздывать, чтобы сэкономить на RnD, но точно не станут тормозить что-то ради сохранения анахронизма.

Ответить

Да, здесь вопросов очень много! Думаю, что яндекс будет стараться не отставать, тем более что возможностей много.

Еще интересная тема с нейросетями у нас и на Западе: Яндекс публикует данные как люди взаимодействуют с ИИ. Значит мониторит данные пользователей, а Гугл за эти же действия получает судебные иски.

Ответить

Значит вы довольно смышлёный россиянин)

Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

я вас понял! Учту, когда буду верстать следующий материал

Ответить