Как выявлять ЛПР в B2B продажах
Все хотя бы раз могут вспомнить жизнерадостные многообещающие переговоры с отделом закупок или коммерческим директором, с которой вы возвращались с чувством эйфории и уверенности в заключении контракта в выгодной сделке. Однако через несколько дней ваши оппоненты, либо переставали выходить на связь, либо несли «какую-то чушь», которая накрывала все перспективы будущего сотрудничества.
Привет! Меня зовут Николай Мясников, я руковожу “Маркетинговой компанией ВИАТ”, специализируемся на разработке решений для роста продаж и прибыли, проводим исследования рынка для запуска стартапа или проекта, разрабатываем стратегии продвижения. В этом материале погорим о B2B продажах и способах выявления лиц, принимающих решение (ЛПР) для заключения эффективной сделки.
Я всегда придерживался необходимости развития экспертных продаж в B2B, которые предполагают выявление реальных потребностей и проблем клиентов для подготовки адаптированного предложения. Такая тактика позволяет продавать товар дороже и избегать ценовых войн. Впрочем, о ценовых войнах я писал в другой статье, переходите по ссылке.
Всех ЛПР мы разделяем на четыре категории: экономический покупатель, технический покупатель, консультант и конечный эксплуатант. К каждой категории в компании может работать несколько сотрудников, влияющих на решение к покупке.
Экономический покупатель отвечает за формирование бюджета, выставление требований к товарам и продавцу, экономическую эффективность закупки. Чаще всего такую роль выполняет отдел закупок, либо коммерческий директор, однако всегда бывают исключения из правил. Достигнув, как нам казалось, всех договоренностей по условиям сделки, мы заключили контракт по оказанию маркетинговых услуг с одним из значимых для нас клиентов и начали подготовку к исполнению. Однако предоплата по условиям договора не поступала. Коммерческий директор продолжал вселять надежду, называя ближайшую дату оплаты, затем последующую и т.д. Спустя три недели мы узнали, что данную сделку заблокировал финансовый директор, так как не видел в ней экономической выгоды для компании. Она переубедила генерального директора, который на этапе подписания контракта поддерживал наши идеи. Мы кое-как спасли эту сделку, проведя отдельную встречу с фин. директором. Но могли бы избежать любых проблем, если бы выявили данного ЛПР на этапе обсуждения контракта.
В зависимости от размера компании, бюджета закупок, текущего экономического положения, уровень экономического покупателя будет разным. В значимых сделках решение может принимать генеральный директор, в регулярных регламентированных сделках - только менеджер по закупкам. В кризис генеральный директор может считать каждую канцелярскую скрепку, в период благополучия, решения будут передаваться в низы. Поэтому мы выделили ряд критериев, которые будут определять уровень и количество экономических покупателей:
– Сумма сделки;
– Производственные условия;
– Опыт сотрудничества с вами или вашей компанией;
– Опыт работы с вашим товаром и услугой;
– Потенциальное воздействие на организацию.
Технический покупатель отвечает за безопасность. Он определяет технические требования и надежность товаров, чаще всего это инженеры или технологи. После ухода зарубежных брендов многие поставщики и закупщики столкнулись с вопиющей проблемой: технический покупатель требовал поставить товар известного зарубежного бренда, потому что он был уверен в его качестве и надежности, но товара не было на рынке. Поэтому бизнесу крайне важно не игнорировать таких закупщиков и убеждать их в своей эффективности.
Сотрудничая с компанией, реализующей запасные части и комплектующие на оборудование, мы обсудили ряд крупных клиентов, к которым компания не могла «зайти» со своим продуктом из-за полного «игнорирования» со стороны коммерческого подразделения. Мы предложили начать общение с техническими покупателями и попробовать убедить их в ценности нашей продукции, и это сработало. Инженеры убедили закупщиков в покупке именно товара нашего клиента.
Консультант – это специалист, готовый познакомить со всеми ЛПР внутри компании и помочь подготовиться к сделке в соответствии с требованиями. В структуре компании не бывает консультантов по умолчанию, поэтому вам придется формировать данного сотрудника по умолчанию по следующим критериям:
– Он доверяем вам;
– Пользуется доверием внутри компании;
– Заинтересован в вашем предложении.
Один из наших партнеров прорабатывал внедрение системы безопасности продукции от подделки на нескольких крупных производств одной компании. Инициатором сделки был департамент безопасности, цель которого заключалась в упрощении способов выявления контрафакта. Однако проводником в сделке стал маркетолог, который был заинтересован в реализации своих KPI-показателей, став консультантов, обеспечивая эффективное взаимодействие с коллегами при внедрении.
Конечный эксплуатант используют ваш продукт или контролирует его использование. Год назад я наблюдал, как компанию «вышвырнули» из будущих сделок и она никак не могла разобраться в причинах при проведении переговоров с коммерческим подразделением. После нашего аудита и внедрение данных принципов, ребята быстро узнали, что конечный пользователь однажды столкнулся с рекламацией, которая повлияла на его выполнение производственного плана. И если оценивать статистику рекламаций по продуктам в целом, то процент был настолько низкий по сравнению с конкурентами, что надежность можно было считать одним из преимуществ товара. Однако эксплуатант разрушил эти преимущества, убедив всех ЛПР в обратном, что говорит о невозможности игнорировать такого типа клиентов.
Каждый из вас может попробовать выявить уровень влияния каждого типа покупателей на сделку. Но чтобы не гадать, мы выделили пять основных факторов, на которые стоит обратить внимание:
Воздействие на организацию. Например, я часто слышал от закупщиков следующий тезис: «Наша задача, закупить самый дешевый товар. На критерии качества мы не влияем, их определяют наши инженеры и прописывают в спецификации». Соответственно, если вы хотите продать более качественный и дорогой товар, вам следует уделить наибольшее внимание инженерам, а не закупщикам.
Степень компетенции. В компании может быть один или несколько экспертов, которые знают рынок той товарной категории, в которой вы находитесь, значительно лучше, чем остальные.
Расположение. Специалист или руководитель, принимающий решение при закупке, находящийся в другом городе, например филиале, будет оказывать наименьшее влияние, чем специалисты на местах.
Личные приоритеты. У ЛПР есть свои задачи, KPI, а также отсутствие или наличие времени для обсуждения сделки.
Политика. Часто встречается в крупных компаниях, и под неё проще подстроиться, чем переломить.
Если вам понравились материал, остаются три непростых шага: выявить всех ЛПР, определить степень их влияния и сверить свое предложение с желаемым. На этом у меня всё. Давайте обсуждать ваши идеи и опыт в комментариях.
Чтобы не пропустить мои новые материалы, подписывайтесь на VC, или telegram-канал.
Классная концепция, по сути внедрение во внутрь процессов потенциальных клиентов поможет сделать такое предложение, в котором все заинтересованы. А затем если и дальше продолжать коммуникации со свеми, можно сформировать неприступную стену от конкурентов.
Да это хорошая защита, когда целая команда в компании клиента за тебя горой. А если только один человек ее защищает, его могут съесть, просто заподозрив в том, что у него есть личный интерес.
И если кто то уволиться, всегда сможешь продолжить работу, так как ориентируешься не на одного, а группу людей.
мне кажется так не бывает, сколько людей столько и мнений и каждый будет радеть за свой участок работы, а что у соседа, у соседа трава не расти. И такой универсальный продукт просто не возможно сделать. Лучше продавать что то известное и подешевле.
Да, Спасибо Марина!
У меня была похожая история. Я пришел в новую для себя компанию и не мог вернуть потерянного покупателя, из-за того что прошлый менеджер несколько раз накосячил с заказами и компания просрочила поставку. Мне пришлось со всеми там перезнакомиться, в том числе с ГД, чтобы снять все возражения. Начали работать очень неохотно, по 5-10% объема от общей потребности. За полгода раскачались. За год стали настоящими друзьями.
Это всегда бесит, возвращать клиентов, которых кто то просрал. При этом собственник всегда думает: "хрен ли вы не можете, вы же сними работали, всех знаете". А иногда это даже хуже, чем найти нового.
история огонь
Вам очень повезло, у меня бывало хуже. Негатив был настолько серьёзным, что компания начинала распространять его на внешний рынок, и приходилось объясняться перед клиентами, которые не задумывались уходить.
Спасибо Дмитрий! У вас отличный опыт!
Консультант, это тот кто получает откаты? )
Конечно нет, речь в материале в обще не об этом. Внутри компании у разных подразделений есть свои задачи проекты и KPI, и именно ваш продукт может решать их задачу. Например, один из наших партнеров прорабатывал поставку складской техники: погрузчики, ричтраки, штабелеры и т.д. В начале в закупке участовали наиболее распростаненные ЛПР: закупщик, начальник отдела закупок и главный инженер. Но в процессе взаимодействия с компанией, заказчие узнал, что в структуре есть команда, которая работает над оптимизацией бизнес-процессов всех складов компании. Познакомившись с этой группой требования к заказу изменилсь существенно, так как комаду инересовали не те стандартные требования, которые всегда привыкла предьявлять компания, а улучшенные, с целью увеличения мест хранения и повышения скорости работы склада. Работа с этой командой привела не только к удовлетворению разового заказа, а заключению стратегического контракта. И консультантом здесь был руководитель проекта.
На этом не строятся продажи новым клиентам, на этом строиться удержание. А вообще слаб тот, кто продает за откат
У вас позиция соответствует названию аккаунта
что делать, если клиент сокращает встречу до минимума, закрыт и не хочет ничего говорить?
Нужно подумать над вашим предложением, значит оно клиенту не интересено. Часто продавцы стремять продать товар, конкретное количество или партию. Такое предложение делает их позицию слабой и покупателю становиться не интересно ничего обсуждать, у него ограничено время и сотни таких предложений. Если вы выстроите систему экспертных продаж, вы будете продавать не продукт, а вашу эксперьтизу в комплексе с продуктом. Такое сотрудничество станет интересным, так как вы сможете повлиять на показатели вашего потенциального клиента, а значит решить его проблемы.
Пригласить его на неформальное мероприятие, чтобы он мог немного выпить и закусить, язык развяжется )
Я тоже постоянно эту проблему встречаю. Либо молчанка, либо жестки отворот поворот.
Все это очень круто, но очень долго и энергозатратно. Гораздо проще привлекать трафик и получать входящие заказы на сайте, затем из обрабатывать.
Все зависит от продукта и сегмента рынка. Я описал структуру экспертных продаж, когда компании необходимо доказать клиенту добавленную стоимость за товар. Ни какая реклама в B2B сегменте эту проблему решить не сможет. А вот закупка незначительных для компании товаров может контролироваться на уровне менеджера по закупкам, в таком случае реклама может сработать.
О каком трафике вы говрите в B2B?
Куда ты засунешь свой трафик, если у тебя стоит задача заключить контракт с Газромом, Миллеру рекламу будешь показывать?
Это надо вшить в мозг менеджерам по продажам. А у вас еще что-то есть про продажи?
Несколько последних материалов:
1. https://vc.ru/marketing/1064690-strategiya-prodazh-v-b2b
2. https://vc.ru/u/278580-nikolay-myasnikov/1054468-prodaem-ne-produkt-a-reshenie-problemy
3. https://vc.ru/marketing/1032635-tochki-kontakta-s-klientom
4. https://vc.ru/marketing/1111302-instrumenty-prodazh-v-b2b-kotorye-prakticheski-nikto-ne-ispolzuet
Все это примерно так и делаем, но подругом называем. Проблема в другом. У нас слишком длинные циклы продаж, как их сокращать?
Я не могу дать развернутый ответ на данный вопрос, слишком много неизвестных. В какой отрасли вы работаете, что за товары продаете, с какими клиентами у вас длинный цикл и на каком этапе? Цикл зависит от вас или от рыночного спроса?
В иделе вам нужно картировать свой процесс по времени и определить, на чем и за счет чего вы можете сократить цикл.
Хороший сценарий для сложных и длинных сделок. Хотелось бы еще почитать, как привлечь быстро простых клиентов.
Андрей, простых покупателей в B2B не бывает. Есть разные требования к поставщикам и разные уровни принятия решения к закупке - их нужно изучать. Затем на основании исследований выстраивать систему привлечения клиентов.
Не проще было выделить сотрудников и руководителей всех должностей?
Это не сработет. В разных компаниях разная структура. А еще бывают казусы, когда название не соответсвует выполняемому функционалу.
Что делать, если у продавцов просто нет желания все это делать?
Выявлять причины, а затем работать с ними.
Пинать подзад и искать новых
Хорошие мысли, есть что обсудить с РОПом. Спасибо!
Спасибо Дмитрий!
Тригернуло. Никогда не задумывался о такой системности. А ведь в действительности терял некоторых долгосрочных клиентов просто потому что привязался к одному сотрудники. А после его увольнения, авось и ныне там.
Рафиль, спасибо за отзыв. Такого нельзя допускать.
Вы хотите сказать, что у вас был договор, но в компании про него никто не знал?
Николай, у вас была отличная публикация по этой ссылке: https://vc.ru/marketing/1111302-instrumenty-prodazh-v-b2b-kotorye-prakticheski-nikto-ne-ispolzuet
Было бы удобнее, если бы вы из объединили, по сути, одна дополняет другую.
Вы очень внимательный, я польщен. На самом деле я планирую большую статью на основе одного из наших кейсов, но это чуточку позже. Пока смакуйте.
Круто что вы начали писать про продажи. Мне очень нравяться ваши материалы.
Спасибо Марина!
В итоге возникло еще больше вопросов... Не понятно как этих людей выявлять? Как находить? Где брать контакты и т.д.
Начинайте с простого. Пишите оф. письма, назначайте встречи.
Если не получаете, ищите в соц. сетях, иногда подойдет Linkedin и TenChat.
Я на первом этапе делаю проще, я вспоминаю, какие контакты у меня уже есть, и кто мне может помочь выйти на ЛПР, набролось уже много контактов в 60% случаев это спасает, главное не стесьняться.
Если клиент сложный, это игра в долгую, главное не забывать о проекте и идти до конца.
Хорошая статья. Спасибо!
Спасибо Никифор!
Не разу не встречал подобной концепции на тренингах. Вы обучаете ей продажников?
Егор, мы не проводим тренинги. Мы можем провести аудит, разработать концепцию продаж под ваши задачи и провести обучение команды.
Эта концепция по моему Миллер и Хейман. Классная вещь на самом деле и она действительно работает.
Вячеслав, так и есть. Я даже в одном из предыдущих постов рекомендовал прочитать книгу Хеймана и Санчес "Новая стратегия продаж". Книжка старенькая, но очень актуальная.
Вначале подумал, примудрости примудрые..
Ребята, кто то подобное делает?
Вам стоит попробовать Эрик