Например, пять лет назад любых специалистов, которые работали в соцсетях, называли SMM-щиками. Но потом появилась таргетированная реклама, а вместе с ней отдельная специальность — таргетолог. Популярность социальных сетей росла, возможностей для бизнеса становилось все больше — появились такие специализации, как контент-менеджер, комьюнити-менеджер и копирайтер для соцсетей. Помимо этого, отдельно для соцсетей привлекают дизайнеров, разработчиков приложений и скриптов. Сейчас для полноценного продвижения в соцсети одного человека недостаточно: он не будет успевать качественно выполнять все задачи, особенно если речь идет о ведении сообществ и рекламы сразу в нескольких соцсетях.
Очень часто (почти каждый раз) приходится объяснять будущим клиентам границы ответственности именно на примере автомобиля и водителя. Любимая фраза: “Я вам сделаю БМВ. Но ездить на нем будете вы! Вы точно знаете, как рулить?”. И вот в этот момент и становится понятно, что вас ждет с этим клиентом в проекте, особенно если в нем есть длинные задачи типа SEO или сложной разработки. В проектах малого бизнеса со средним бюджетом вообще трудно что-то объяснить — приходится брать ответственность за все. Ну а подрядчики — все же их есть некоторое количество, кого не надо пинать. Хороший специалист работает на совесть — KPI тогда получается сам собой.