Катастрофы и скандалы в отечественной космонавтике. Часть 1-я: катастрофы

Говоря о космической отрасли, в голову, как правило, приходят примеры громких успехов, небывалых достижений и эпохальных завоеваний. И СМИ в этом сыграли далеко не последнюю роль!

По значимым вехам покорения космического пространства можно отследить развитие как отрасли, так и всего человечества в целом. Кроме того, каждый шаг человека далеко за пределами стратосферы тщательно документировался и продвигался в массы. Для Советского союза покорение космоса и стремительное развитие индустрии стало знаковым. На фоне активного пиара возможностей страны и ее мощи формировались личные бренды героев-покорителей неизведанных орбит.

Однако блестящие победы часто сопровождаются ошибками, недочетами, просчетами и роковым стечением обстоятельств. Увы, за каждым триумфом стоят не только упорный труд и самоотверженность, но и человеческие жертвы. Путь в космос по-прежнему тернист и сопряжен с катастрофами. Некоторые из них унесли жизни смелых исследователей.

В данной статье мы погрузимся в печальные страницы отечественной космонавтики, рассмотрим причины и последствия катастроф. Мы проанализируем, как эти события повлияли на развитие космической отрасли, какие уроки были извлечены и какие меры были приняты для предотвращения подобных трагедий в будущем. А также расскажем как кризисный пиар помогает преодолевать даже самые резонансные происшествия.

Катастрофы и скандалы в отечественной космонавтике. Часть 1-я: катастрофы

Катастрофы советского периода

Валентин Бондаренко

Одной из первых трагедий, омрачивших историю советской космонавтики, стала гибель Валентина Бондаренко.

23 марта 1961 года космонавт проходил финальные испытания перед возможным полетом в космос. В сурдобарокамере, где находился Валентин Бондаренко, давление воздуха снизили в полтора раза, а концентрацию кислорода подняли до 40%. После снятия закрепленных на теле датчиков космонавт протер места их закрепления смоченным в спирте ватным тампоном и неаккуратно выбросил его.

К несчастью, тампон попал на спираль раскаленной электроплитки и тут же вспыхнул. За счет большого содержания кислорода огонь распространился по всей камере, но из-за сильного перепада давления барокамеру невозможно было было открыть сразу. К моменту эвакуации космонавт получил смертельные ожоги по всему телу. Медики в течение 8 часов боролись за его жизнь, но спасти Валентина Бондаренко не смогли. Он скончался от ожогового шока менее чем за три недели до легендарного полета Юрия Гагарина.

«Союз-1»

В 1967 году советская космическая программа понесла еще одну невосполнимую утрату. 24 апреля на этапе спуска не раскрылся основной парашют спускаемого аппарата, в котором находился Владимир Комаров. От вращения же аппарата стропы резервного парашюта скрутились и не дали ему раскрыться полностью. В результате капсула на огромной скорости врезалась в землю. Удар был такой силы, что аппарат разрушился. Владимир Комаров погиб на месте.

Гибель опытного космонавта, который должен был стать первым человеком, совершившим стыковку на орбите, стала тяжелым ударом для советской космической программы. Авария вскрыла многочисленные конструктивные недостатки корабля «Союз» и заставила пересмотреть подходы к обеспечению безопасности полетов.

«Союз-11»

1971 год ознаменовался одной из самых трагических катастроф в истории пилотируемой космонавтики.

30 июня экипаж корабля «Союз-11» в составе Георгия Добровольского, Владислава Волкова и Виктора Пацаева успешно завершил свою миссию на орбитальной станции «Салют-1» и готовился к спуску на Землю. Все шло по плану до момента отделения спускаемого аппарата от орбитального отсека. Во время спуска из-за самопроизвольного открытия клапана спускаемого аппарата произошла его разгерметизация.

Анализ записей бортовых систем показал, что космонавты пытались устранить утечку воздуха, но ситуация менялась настолько быстро, что они не успели вовремя отреагировать и закрыть нужный клапан. Весь экипаж в считанные секунды погиб от от вакуумной декомпрессии и острой кислородной недостаточности.

Страшная трагедия, унесшая жизни сразу трех опытных космонавтов, повергла всю страну в шок. Она выявила критические недостатки в конструкции пилотируемых космических кораблей и заставила пересмотреть меры безопасности для экипажей.

Катастрофы в постсоветский период

16 ноября 1996 года, «Марс-96».

Одной из самых крупных неудач российской космонавтики в постсоветский период стала авария межпланетной станции «Марс-96». Эта амбициозная миссия должна была стать возвращением России к исследованию Марса после долгого перерыва. На борту тяжелой автоматической станции находились орбитальный аппарат, два спускаемых модуля и два пенетратора для изучения грунта.

Однако из-за отказа разгонного блока ракеты-носителя «Протон» станцию не удалось вывести на траекторию к Марсу. «Марс-96» осталась на орбите вокруг Земли и менее чем через 5 часов после запуска сгорела в плотных слоях атмосферы.

5 сентября 2007 года, «Протон-М».

В 2007 году ракета-носитель «Протон-М» потерпела аварию при выведении на орбиту японского телекоммуникационного спутника JCSAT-11. На 129-й секунде полета отказала система разделения первой и второй ступеней ракеты. Обломки «Протона» и спутника упали на территорию Казахстана, образовав взрывную воронку и локальное загрязнение почвы компонентами ракетного топлива.

Эта авария привела к многомиллионным убыткам для российской и японской сторон, а также потере доверия к надежности ракеты «Протон-М».

Катастрофы и скандалы в отечественной космонавтике. Часть 1-я: катастрофы

15 марта 2008 года, спутник AMC-14.

В марте 2008 года ракета-носитель «Протон-М» не смогла вывести на расчетную орбиту американский телекоммуникационный спутник AMC-14. Двигатель разгонного блока во время второго включения отработал меньше положенного времени – 1933 секунды вместо 2066 секунд. Из-за этого спутник связи оказался на нерасчетной орбите.

Несмотря на попытки операторов установить связь и перевести AMC-14 на целевую орбиту, аппарат был признан полностью утраченным.

5 декабря 2010 года, «Глонасс-М»

В декабре 2010 года ракета «Протон-М» после запуска с Байконура отклонилась от заданной траектории на 8 градусов. Из-за этой серьезной аварии три российских навигационных спутника «Глонасс-М» упали в Тихий океан и были безвозвратно утрачены.

Как выяснилось позднее, причиной инцидента стало грубое нарушение при производстве этих космических аппаратов. При их сборке использовались контрабандные микросхемы, непригодные для применения в космической технике.

1 февраля 2011 года, «Рокот».

В начале 2011 года неудачей завершился запуск ракеты-носителя «Рокот» с российским военным спутником «Гео-ИК-2» на борту. Вместо расчетной круговой орбиты спутник оказался на нерасчетной эллиптической орбите.

Несмотря на то, что военным удалось наладить связь с «Гео-ИК-2», у аппарата не хватало топлива, чтобы перейти на штатную орбиту. Это сделало невозможным его использование по прямому назначению. Авария нанесла удар по престижу российской военной космической программы.

17 августа 2011 года, «Экспресс-АМ4».

Чуть позже, в августе 2011 года, ракета-носитель «Протон-М» чуть не потеряла еще один дорогостоящий телекоммуникационный спутник – «Экспресс-АМ4». Из-за ошибок в программе полета разгонного блока «Бриз-М» он был выведен не на целевую, а на нерасчетную орбиту.

Несмотря на усилия специалистов, спутник связи так и не удалось перевести на штатную орбиту. «Экспресс-АМ4» был признан полностью утраченным, отчего понесли ущерб операторы российских телекоммуникационных сетей.

23 августа 2011 года, «Союз-У».

Меньше чем через неделю после инцидента с «Экспресс-АМ4» российская космонавтика пережила еще одну крупную аварию. 23 августа ракета-носитель «Союз-У» потеряла грузовой корабль «Прогресс М-12М», который должен был доставить грузы на МКС.

На 325-й секунде полета была нарушена работа двигателя 3-й ступени «Союза», из-за чего «Прогресс» оказался на нерасчетной орбите. Все попытки взять корабль под контроль не увенчались успехом – он начал неуправляемый спуск и сгорел в атмосфере над Алтаем вместе с грузами для экипажа МКС.

9 ноября 2011 года, «Фобос-Грунт».

В ноябре 2011 года с Байконура стартовала амбициозная межпланетная станция «Фобос-Грунт». Ее целью была доставка на Землю образцов грунта с марсианского спутника Фобос. Запуск прошел успешно, и станция вышла на орбиту вокруг Земли. Однако дальнейшие события обернулись крупным провалом.

По неустановленным причинам на «Фобос-Грунте» не включились маршевые двигатели для старта к Марсу. Станция так и осталась бесцельно кружить вокруг Земли. В середине января 2012 года она сгорела в атмосфере. Как выяснилось позже, авария произошла из-за воздействия космической радиации на бортовую электронику станции.

23 декабря 2011 года, «Меридиан №15Л».

23 декабря с космодрома Плесецк стартовал спутник двойного назначения «Меридиан №15Л». Однако из-за преждевременного вскрытия камеры сгорания двигателя 3-й ступени разгонного блока спутник не отделился и сгорел в атмосфере над Сибирью.

Катастрофы и скандалы в отечественной космонавтике. Часть 1-я: катастрофы

1 февраля 2013 года, Intelsat-27.

1 февраля сразу после старта с морской платформы у ракеты-носителя «Зенит-3SL» отказал двигатель первой ступени. В результате спутник связи Intelsat-27 рухнув в Тихий океан вместе с обломками ракеты.

2 июля 2013 года, «Протон» с «Глонасс-М».

Менее чем через полгода после потери Intelsat-27 снова дала сбой ракета «Протон-М». 2 июля она упала на первой же минуте старта с Байконура, так и не выведя на орбиту три новых навигационных спутника «Глонасс-М». Причиной стала банальная ошибка – неправильная установка датчиков угловых скоростей на самой ракете.

16 мая 2014 года, «Экспресс-АМ4Р».

В мае 2014 года ракета-носитель «Протон-М» потеряла еще один российский телекоммуникационный спутник – «Экспресс-АМ4Р». После успешного вывода на промежуточную орбиту на определенном этапе выведения ракета с космическим аппаратом на борту загорелась и вошла в атмосферу над территорией Китая.

К счастью, обломки ракеты не долетели до поверхности Земли и никому не причинили вреда. Однако сам дорогостоящий спутник «Экспресс-АМ4Р» был безвозвратно потерян. Причиной аварии стали проблемы в рулевом двигателе 3-й ступени «Протона».

28 апреля 2015 года, «Прогресс М-27М».

Меньше чем через год россиян постигла новая авария при запуске грузового корабля к МКС. 28 апреля 2015 года ракета-носитель "Союз-2.1а" вывела "Прогресс М-27М" на нерасчетную орбиту, к тому же с сильным вращением. Возникла нештатная ситуация с разделением корабля и 3-й ступени ракеты-носителя.

Попытки наземных служб стабилизировать «Прогресс» и взять его под управление оказались безуспешными. Корабль начал неуправляемое схождение с орбиты и 8 мая 2015 года сгорел в атмосфере над Тихим океаном вместе с грузами для экипажа МКС на борту.

16 мая 2015 года, МексСат-1.

На 498-й секунде полета ракеты «Протон-М» для выведении на орбиту мексиканского спутника МексСат-1 произошла авария с рулевым двигателем третьей ступени, который дал команду на аварийное выключение.

Головная часть с разгонным блоком «Бриз-М» и мексиканским спутником не смогла продолжить выведение на целевую орбиту и практически полностью сгорела в атмосфере над Забайкальским краем на высоте 160 км. Дорогостоящий космический аппарат МексСат-1 оказался безвозвратно утрачен.

5 декабря 2015 года, «Канопус-СТ».

В декабре 2015 года российская космическая отрасль столкнулась с новой неудачей при запуске ракеты-носителя «Союз-2.1В» с космодрома Плесецк. Целью миссии было выведение на орбиту военного спутника дистанционного зондирования Земли «Канопус-СТ».

Однако разгонный блок не смог вовремя отделиться от 3-й ступени, в результате чего «Канопус-СТ» не вышел на целевую орбиту. Спустя несколько дней обломки спутника и разгонного блока сгорели в плотных слоях атмосферы.

1 декабря 2016 года, «Прогресс МС-04».

В декабре 2016 года при запуске грузового корабля «Прогресс МС-04» к МКС ракету-носитель «Союз-У» постигла очередная авария. На 383-й секунде полета произошел сбой в работе двигателей 3-й ступени ракеты.

Грузовик со всем содержимым для экипажа Международной космической станции был безвозвратно утрачен. Большая часть обломков космического корабля сгорела в плотных слоях атмосферы.

Катастрофы и скандалы в отечественной космонавтике. Часть 1-я: катастрофы

28 ноября 2017 года, 19 спутников.

Одной из самых крупных аварий российской ракетно-космической техники в 2010-х годах стала потеря в ноябре 2017 года метеорологического спутника «Метеор-М» №2-1 и еще 18 космических аппаратов различного назначения.

После успешного вывода на промежуточную орбиту разгонный блок «Фрегат» по неустановленным причинам отправил полезную нагрузку по нерасчетной траектории. Все 19 спутников упали в Атлантический океан. Общий ущерб от этой аварии предварительно оценивался в 2,6 млрд рублей.

11 октября 2018 года, «Союз МС-10».

11 октября 2018 года стало одной из самых драматичных дат в новейшей истории российской пилотируемой космонавтики. В этот день ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз МС-10» на борту потерпела аварию в самом начале полета.

Из-за неправильной работы датчика одна из ступеней ракеты-носителя не отделилась и ударила по баку горючего следующей ступени. Это привело к разгерметизации бака и разрушению ракеты на высоте около 50 км над Казахстаном. К счастью, система аварийного спасения сработала штатно, и космонавту Алексею Овчинину и астронавту НАСА Нику Хейгу удалось благополучно эвакуироваться на Землю в спасательной капсуле.

24 августа 2023 года, «Луна-25».

С космодрома Восточного ракета-носитель «Союз» выводил автоматическую межпланетную станцию «Луна-25». Целью миссии была отработка мягкой посадки в районе южного полюса Луны и поиск воды для будущих лунных миссий. АМС долетела до Луны, однако во время перехода на предпосадочную орбиту двигатели торможения замедлили аппарат и спровоцировали его падение на поверхность Луны.

Заключение

Космонавтика относится к числу наиболее рискованных и потенциально опасных сфер деятельности человека. Поэтому аварии и катастрофы с потерей дорогостоящей техники или, не дай бог, человеческими жертвами здесь неизбежны. В таких критических ситуациях грамотно выстроенная антикризисная PR-стратегия просто жизненно необходима. Она позволяет оперативно донести официальную информацию, объяснить причины произошедшего, успокоить общественность и не дать разрастись панике или волне негатива в отношении космической отрасли.

Своевременные официальные брифинги и публичные выступления представителей космического агентства после ЧП могли бы взять информационную повестку под контроль. Доступное разъяснение хода расследования инцидента, мер по исправлению ситуации и предотвращению аварий в будущем продемонстрировало бы решимость властей навести порядок и обеспечить безопасность. Публикация результатов расследования вместе с планами модернизации отрасли помогли бы восстановить престиж российской космонавтики.

В одной из следующих статей мы расскажем о самых громких скандалах в отечественной космической индустрии. Следите за нашими публикациями!

Оставьте ваше мнение в комментариях, а если вам понравилась статья, не забудьте поставить лайк и подписаться.

Нет времени заниматься PR самостоятельно, а держать в штате пиарщика

невыгодно?

Подобрать подходящий формат продвижения, разместить статьи в авторитетных СМИ:

Есть вопросы по PR, продвижению в СМИ, управлению репутацией и повышению узнаваемости бренда в интернете?

Задайте их нам по телефону или в мессенджере:

WhatsappTelegram: +7 (499) 346 89 22

77
5 комментариев

Без пиара по-моему даже самое светлое дело останется незамеченным. О некоторых вещах надо обязательно говорить и даж иногда громче обычного

Ответить

Через что пришлось пройти всем , тут и пиар не нужен , никто не расскажет правды

Ответить

Да, стратегия при таких новостях конечно - лучшее решение , даже сейчас без нее никак, не правильно донесенная информация может посеять все что угодно , последствия могут быть очень велики

Ответить

Вспомнились уроки истории.. все эти даты и события 🤓

Ответить

В Советское время это был не пиар, а предмет гордости! Об этом хотелось говорить, думать и восторгаться

Ответить