Чек-лист по управлению репутацией в поиске

Как вы думаете, из чего состоит услуга по управлению репутацией? Например, наши потенциальные клиенты думают, что управление репутацией = много положительных отзывов. Мы так не считаем, и в этой статье мы постараемся рассказать почему.

Отзыв с простор интернета
Отзыв с простор интернета

Содержание статьи

Управление репутацией – это совокупность методик, которые влияют на репутацию бизнес-структуры или частного лица, где отзывы являются лишь одним из направлений деятельности специалистов по управлению репутацией.

Более того, возможно вы удивитесь, но отзывов в плане работ по какому-то конкретному случаю, вообще может не быть. Вместо них могут быть комментарии, статьи и т.п.

Так вот цель этой статьи не найти новых клиентов, а скорее создать материал, ссылку на который мы будем отправлять потенциальным Заказчикам, чтобы они более подробно ознакомились с услугой по управлению репутацией. Плюс, я полагаю, коллеги накидают лайфхаков по управлению репутацией, которые я не упомянул, потому что проглядел или не знал о них.

Виды управления репутацией

В качестве вступления, расскажу о видах управления репутацией, чтобы случайный читатель понимал, о чем идет речь и почему управление репутацией в поиске не равно управлению репутацией где-то ещё.

  • ORM (online reputation management) — управление репутацией в сети интернет в целом;

  • SERM (search engine reputation management) — управление в поисковой выдаче;
  • HM (hidden marketing) скрытый маркетинг.
  • SMRM (social media reputation management) репутация в социальных сетях.

Давайте расскажу на примере, чем отличается ORM от SERM, потому что многие путают эти 2 направления. Представьте, что вы владелец крупного банка и для вас важно, что о вашем банке пишут пользователи не только где-то в бложиках или на форумах, но и в социальных сетях, потому что если один недовольный клиент поделится со своими 2000 друзьями плохим обслуживанием банка, то 90% его друзей поверят ему и вряд ли станут вашим клиентом. Это, как вы понимаете, упущенная прибыль. Такому банку нужна услуга ORM c его постоянным мониторингом репутации и практически немедленным реагированием на такие посты/статьи/заметки.

<a href="https://vc.ru/ask/143677-chat-tinkoff-tolko-u-menya-obvalilsya" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">Реакция банка</a> на вопросы с VC.ru
Реакция банка на вопросы с VC.ru

SERM – это управление репутацией в поиске. Это услуга больше подходит для небольших локальных компаний, интернет-магазинов, клиник и т.д. То есть для бизнеса который чаще всего базируется в каком-то конкретном городе или регионе. Например, вы ищете автосервис рядом с вами, но у вас есть выбор среди 5 разных компаний поблизости и, конечно же, вам хочется, чтобы оказали услугу качественно и недорого.

Для этого вы либо заходите в поиск и набираете «автосервис [НАЗВАНИЕ] отзывы», либо заходите в 2ГИС/Яндекс.Карты и смотрите, что пишут об автосервисе другие посетители. А там уже обращаете внимание на количество звёзд, суть отзыва, даты размещения, ответы автосервиса и т.д.

Реальный отзыв об автосервисе из Саратова Alexsis
Реальный отзыв об автосервисе из Саратова Alexsis

То есть услугой SERM пользуются те компании, которым важно быть «хорошими» для потенциальных клиентов на первых 2-х страницах поиска по самым популярным запросам. Дальше ваше ЦА просто не будет смотреть и вряд ли у небольшой компании найдётся больше площадок с отзывами. По своей сути, SERM это часть ORM.

Эту статью можно было бы назвать «Чек-лист по SERM»

Фантомас, Гениальный преступник и КЭП

Начало было долгим, но это было необходимо. Теперь переходим к самому чек-листу…

Подготовительные работы

В подготовительных работах важно правильно определить корень проблем с репутацией. Если даже потенциальный клиент утверждает, что о них упомянули всего на паре площадок, на деле вы можете увидеть х10 площадок, проблемы в поисковых подсказках, видеоролики с негативом, публикации в СМИ и т.д. Таким образом список подготовительных работ будет выглядеть примерно так:

  • Задать вопросы потенциальному клиенту. Расспросить его, где он сам видит проблему, откуда могут расти «ноги» (бывшие сотрудники, конкуренты), что хочет получить в качестве результата, готов ли работать над улучшением услуги/продукта и т.д.
  • Семантическое ядро. На основе ответов потенциального клиента собираем семантическое ядро по репутации (пример на скриншоте ниже) с помощью любого удобного для вас инструмента (Кей Коллектор, База Пастухова или на крайний случай используем Wordstat).
  • Аудит. С помощью аудита определяем площадки/острова контента, где чаще всего оставляют негатив, количества упоминаний, суть претензий, позицию компании (официальные ответы), слабые места в коммуникациях, аудит поисковых подсказок и т.д.

После проведения аудита обеим сторонам становится понятен объём работ и далее идёт обсуждения всех нюансов, а также заключается договор.

Пример семантического ядра по репутации Ришат Рафиков
Пример семантического ядра по репутации Ришат Рафиков

Анализ данных

Кто-то скажет, что аудит тоже можно отнести к анализу данных и я с вами соглашусь, но эта категория работ достаточно трудоёмкая и относится к работе с большим объёмом данных. Эта та работа, которая требует материальных, а также временных ресурсов и уже должна оплачиваться.

  • Мониторинг упоминаний. Существует «ручной» и «автоматический» мониторинг упоминаний. С «ручным» вроде всё понятно: забиваете в поиск запросы из семантического ядра и находите ссылки с упоминаниями о компании или персоне. Автоматический мониторинг предполагает использование различных сервисов. В России популярны Brand Analytics, YouScan, IQBuzz и т.д. Каждый из них со своими плюсами и минусами, но это материал для отдельной статьи. Основной плюс автоматического мониторинга в его скорости обработки данных.
  • Анализ поисковой выдачи. Нам нужно понять отличия выдачи Яндекса и Google, какие острова контента с положительными или нейтральными упоминаниями мы будем выводить в топ, а какие нужно оставить снизу.
  • Конкурентная разведка. Цель конкурентной разведки создать наиболее правдивые упоминания о компании. Для этого нам нужно провести анализ конкурентов и ответить на вопросы:
    - какие отзывы у конкурентов?
    - за что хвалят и ругают конкурентов?
  • Определить регулярность мониторинга. Для некоторых крупных компаний мониторинг должен осуществляться в реальном времени на постоянной основе и тут не обойтись без автоматического мониторинга. Для других, более мелких компаний, мониторинг можно проводить гораздо реже (раз в 2-3 дня). Обычно в первый месяц работы с репутацией становится понятно с какой периодичностью это нужно делать.
  • Определить лидеров мнений. Пожалуй, начнём с определения этого понятия…

Лидеры мнений — это люди, отличающиеся в глазах своих последователей высоким социальным статусом и лучшей информированностью и, тем самым, оказывающие влияние на их понимание содержания и смысла сообщений массовой коммуникации.

Wikipedia, Свободная энциклопедия

Важно, понимать, что при работе с небольшими компаниями лидеров мнений может вообще не быть. В других случаях, это может быть блогер, эксперт или ученый, если речь идёт вокруг какого-то случая, политолог, если речь идёт о политике.

Например, 8 июня произошло ДТП с участием актёра Михаила Ефремова. Думаю, все об этом знают и слышали. Кто может быть лидером мнений в этой ситуации? Очевидно, что одним из лидеров может быть Дмитрий Быков. Это человек, который работал с Ефремовым в проекте "Гражданин поэт". Его слова могут повлиять на общественность, а та в свою очередь может вызвать резонанс, который может повлиять на исход дела. "Как повлияет?" — это уже другой вопрос.

Чек-лист по управлению репутацией в поиске
  • Проверить давность размещения отзывов на различных площадках. Это нужно сделать, чтобы принять решение кому имеет смысл отвечать, потому что отзывы опубликовали пару дней назад, а кому уже поздно, потому что прошло очень много времени. В некоторых случаях поздний ответ может вызвать новый всплеск негатива, а это нам совсем ни к чему.

На этом этапе мы закончили с анализом данных и зафиксировали все необходимые моменты для работы. Пора переходить к стратегии работы с репутацией.

Стратегия работы с репутацией

  • Определить стиль общения. Когда вы занимаетесь репутацией, то отвечаете на отзывы от лица компании, поэтому важно сразу проговорить с Заказчиком, что можно говорить, а какие темы будут закрытыми.
Чек-лист по управлению репутацией в поиске
  • Согласовать с ЛПР поощрения и компенсации пользователям. Например, если клиент остался недоволен компанией, то всегда можно попробовать решить проблему и что-то презентовать вашему клиенту. Например, можно сделать скидку на следующую покупку, организовать бесплатную доставку или положить комплимент к следующему заказу, если это ресторан доставки. Только обязательно пришлите уведомление вашему клиенту, что при следующем заказе его ожидает компенсация.
  • Составить медиаплан по размещению контента. Здесь специалист по SERM составляет план-стратегию с какими каналами/островами контента будем взаимодействовать, что писать и в какое время. Это могут быть отзовики, карточки компании на различных картах, сообщества/ветки в социальных сетях и т.п. Суть примерна та же, что и в SMM, но с другими целями.
  • Подготовить фото/видео для размещения в сетях. Это могут быть отзывы с фотографиями, видеообзоры продукции, предварительно замаскировавшись под клиента компании.
Чек-лист по управлению репутацией в поиске
  • Определить цели управления репутацией в поиске. Это может быть увеличение конверсии продаж, создание определенного образа компании или персоны (например, создание образа компании заслуживающей доверие покупателей), достижение определенного рейтинга на геосервисах и т.д. Всё зависит от потребностей Заказчика и профессионализма Исполнителя.

Геосервисы и SERM

Добавление компании в геосервисы является важной категорией работ при управлении репутацией в поиске (SERM). В России много различных геосервисов, но самыми популярными являются Яндекс.Карты, Google Maps и 2ГИС.

В зависимости от ниши бизнеса клиента вы можете сами определить какие ещё геосервисы стоит использовать помимо уже упомянутых.

Карточка компании в поиске Ришат Рафиков
Карточка компании в поиске Ришат Рафиков

В чём плюс использования геосервисов:

  • первыми выходят в поиске при упоминании компании (почти всегда);
  • рейтинг сразу бросается в глаза потенциальным клиентам за счёт отдельного блока в поиске (речь о Яндекс и Google);
  • возможность добавления отзывов, которые будут видны потенциальным клиентам;
  • возможность самостоятельной настройки профиля компании (фотографии, услуги, телефоны, время работы и т.д.);
  • возможность отвечать на отзывы от лица компании.

Последний пункт очень важен. При грамотном ответе на отрицательный отзыв вы можете полностью перечеркнуть негатив и обратить его в свою пользу, либо «закопать» компанию ещё глубже.

Вытеснение негатива

Смысл вытеснения негатива заключается в том, чтобы продвинуть в топ только сайты с положительной информацией о компании или персоне, а сайты с негативом оставить как можно дальше от глаз потенциального клиента. Здесь понадобятся навыки SEO-специалиста.

Кстати, есть отзовики, которые сами генерируют отрицательные отзывы о какой-либо компании, чтобы потом продать ей услугу по удалению отзывов. Очень часто такие сервисы встречаются в медицинской тематике.

Фактолог-правдоруб

Итак, продолжим, как можно вытеснить негатив в поисковой выдаче:

  • Создание новых островов контента. Мы можем вытеснить негатив за счёт создания новых островов контента. Это может быть создание вкладки «Отзывы» на сайте компании Заказчика и последующая за этим оптимизация страницы с отзывами, заполнение профиля на каком-либо отзовике, где ещё нет упоминания компании, публикация статьи на авторитетном ресурсе, группа в ВК и т.д. Вариантов много, нужно просто немного подумать.
  • Продвижение страниц из ТОП-30. Вытеснение негатива за счёт продвижения нужных нам страниц из ТОП-30. Под нужными нам страницами стоит понимать страницы с положительной или нейтральной тональностью. Тут тоже не лишними будут навыки SEO-специалиста. Продвинуть мы их можем за счёт ссылочной массы, редактирования контента (если это возможно!), добавление комментариев и т.п.
  • Запуск сателлитов. В нашем случае сателлит будет нужен, если другие способы устранения площадок с отрицательной тональностью из выдачи ПС не работают. Создается простой сайт, который выглядит как лента с отзывами о компании. На сайте могут быть различные вкладки и выглядит он, как правило, вполне прилично. Не лучший пример (кликай), но всё же.

Работа с отзывами

Для многих клиентов важно, чтобы об их компании отзывались исключительно положительно, поэтому работа с отзывами занимает большую часть времени. Чтобы написать хороший правдивый отзыв недостаточно просто взять и написать, нужно углубиться в бизнес клиента.

Кроме создания вкладки «Отзывы» на сайте компании и сообщества с отзывами в социальных сетях есть ещё:

  • Составление сценариев. После аудита компании клиента и конкурентной разведки мы понимаем откуда идёт негатив и по какой причине. Само собой, в голове, возникают сценарии ответов на отзывы клиентов, которые мы предварительно согласовываем с Заказчиками. В ходе работы могут добавляться новые сценарии ответов.
  • Определение профильных площадок с отзывами. Так например, для медицинской тематики это ProDoctorov.ru.
  • Регистрация компании в каталогах/справочниках, где можно оставить отзывы о компании. Это также делается с целью вытеснить площадки с негативной тональностью из поисковой выдачи.

Что ещё можно сделать для генерации отзывов…

  • Попросите ваших клиентов оставить честный отзыв пообещав сделать скидку на повторную покупку. Это очень действенный способ, особенно, если вы приложите к просьбе подробную инструкцию как это сделать со ссылкой на «отзовик».
  • Начисление бонусов за отзыв. При работе с интернет-магазинами, можно начислять бонусы за отзыв клиента. Например, так делают в интернет-магазине головоломок CubeMarket: у них есть 3 основные площадки (Яндекс.Маркет, сообщество ВКонтакте и карточка товара на сайте), где можно оставить отзыв о товаре и получить 50 бонусов в личном кабинете интернет-магазина. Сразу при получении товара в CubeMarket, клиенту на почту приходит письмо с просьбой оставить отзыв и получить 50 бонусов на счёт. Всё это работает на автомате.
  • Поощрения за видеоотзыв. Видеоотзыв с психологической точки зрения достаточно сложно реализовать, хотя часть самых верных клиентов запишут его и глазом не моргнув. Тем не менее для большей части клиентов можно предложить дополнительную мотивацию в виде скидки, подарка и т.п. Видеоотзывы можно собирать на своем youtube-канале. Они отлично конвертируют потенциальных клиентов в покупателей.

Ответы на отзывы/упоминания/публикации

Начнём, с того, что ответы на отзывы/упоминания не касаются только негативных реакций — отвечать можно (нужно!) и на положительные отзывы. Так другие потенциальные клиенты будут видеть, что ваша компания или вы находитесь в прямом контакте с целевой аудиторией. Это мотивирует их приобрести товар или услугу у вас, а также в дальнейшем оставить отзыв.

Отзыв компании CPS-Ural Ильшат Б.
Отзыв компании CPS-Ural Ильшат Б.

Вообще, тема ответов — это материал для отдельной статьи, поэтому здесь коротко приведу только самые интересные категории работ:

  • Ответы от имени адвокатов бренда. Кроме того, какое определение «адвокату бренда» даёт Нетология, хотел бы сказать, что им может быть ваш клиент, вы с другого аккаунта и т.д.

Человек, который выступает в интересах компании в местах общения пользователей интернета, социальных сетях, блогах, сообществах и форумах.

Глоссарий Нетологии, Онлайн-университет
  • Поддержка адвокатов бренда. Можно поддержать адвокатов бренда вступив в диалог с его оппонентами, «залайкав» его комментарии и т.д.
  • Поощрения реальных адвокатов бренда могут быть в качестве какого-либо подарка, скидки на следующие покупки, начисление бонусов и т.д. Поощрения предварительно согласовываются в ЛПР.
  • Троллинг. Троллинг может исходить от официального представителя, либо от адвокатов бренда. Троллинг можно использовать для привлечения внимания к себе, продукту или услуге, но делать это нужно с особой осторожностью.
Лёгкий троллинг от Toyota ToyotaRussia
Лёгкий троллинг от Toyota ToyotaRussia
  • Просьба клиента написать положительный отзыв взамен отрицательного. Об этом можно попросить, только если проблема клиента решена и он в итоге остался доволен. Даже если клиент, после решения проблемы удалит отзыв уже будет хорошо.
  • Увод клиента в другие каналы. При публикации негативного комментария или отзыва, можно попросить клиента написать подробнее о его проблеме на почту/whatsapp/куда-то ещё. Так другим вашим клиентам будет видно, что несмотря на присутствие негатива, вы (компания) готовы решить проблему. Только обязательно закройте негатив клиента, иначе последует новая волна с которой вам будет ещё тяжелей справиться.
Пример увода клиента на почту
Пример увода клиента на почту

Удаление отзывов

Удалить отзыв можно, особенно, если это надуманный отзыв без подробностей, поэтому если вы хотите кому-нибудь "насолить", то пишите подробный отзыв прикладывая к нему чеки и прочие документы. Но лучше 10 раз подумать и не делать этого. В рамках услуги по управлению репутацией мы удаляем отзывы с популярных ресурсов:

Ниже список причин по которым удалят отзыв при обращении в техподдержку любого сервиса:

  • В отзыве содержаться персональные данные, которые нарушают федеральный закон №152 «О персональных данных». Это могут быть ФИО директора или сотрудника компании, адрес или телефон.
  • Отзыв содержит оскорбления, мат или призывы к противозаконным действиям.
  • Отзыв содержит ссылки или упоминания других компаний. Часто этим грешат конкуренты компании, но делают это из рук вон плохо.
  • В отзыве нет описания о конкретном взаимодействии с компанией;
  • В отзыве избыток грамматических ошибок.
Результат успешного удаления отзыва
Результат успешного удаления отзыва

Поисковые подсказки

Здесь нужно понимать, что поисковые подсказки формируются за счет большого количества подобных обращений. Так например, на фоне последних событий в Республике Беларусь, вы можете увидеть вот такие поисковые подсказки (на скриншоте ниже), хотя совсем недавно их не было. Мы это можем отслеживать за счёт тех же систем мониторинга.

Чек-лист по управлению репутацией в поиске

Список работ с поисковыми подсказками:

  • Аудит поисковых подсказок. Для начала нужно понять есть ли проблема в поисковых подсказках, так как зачастую, если компания небольшая, их может не быть. Если вы владелец бизнеса попробуйте проверить свою компанию набрав её название в поиске. В подсказках есть негатив? Существующие поисковые подсказки могут привести клиента не негативные упоминания о компании?
  • Составление "правильных" поисковых подсказок. Вы можете составить свои поисковые подсказки, но желательно, чтобы они были подкреплены какой-либо популярной статьей или постом о компании. В случае с Лукашенко можно сделать подсказку "лукашенко первый президент беларуси" или "лукашенко переболел коронавирусом". Наверняка, подобная новость уже есть и подсказка легко впишется в поиск.
  • Запуск "правильных" подсказок. Если нет специальных инструментов, то это можно сделать с помощью любой биржи фрилансеров или специальных сервисов. Наказания за это, как с накруткой поведенческих факторов, у поисковых систем на данный момент нет и это не одно и тоже.

Спасибо, что дочитали. Надеюсь, статья была полезной. Если это так, напишите какой-нибудь комментарий, а если нет, можете смело слать меня на хутор или куда-то ещё. Также буду признателен, если расскажете о своих способах работы с репутацией.

1515
4 комментария

Есть еще одна статья Гражданского Кодекса под №152 "Защита чести, достоинства и деловой репутации". Работает при удалении недостоверных отзывов.

1
Ответить

Спасибо. Учту

Ответить

Большое спасибо за структурированную информацию!

Ответить

Пожалуйста :)

Ответить