Как квалификация лидов в чат-боте отсеет не вашу ЦА, прогреет подписчиков и сэкономит время менеджеров

Хороший маркетолог знает, что нельзя всем клиентам подряд рассылать одинаковые офферы. Open rate начнет падать, отписки расти, а продажи лучше не станут. Поэтому мы в агентстве мессенджер-маркетинга Townsend обязательно внедряем этап квалификации лидов во все воронки клиентов. На примерах чат-ботов расскажем, как и зачем определять степень готовности лида к покупке.

Как квалификация лидов в чат-боте отсеет не вашу ЦА, прогреет подписчиков и сэкономит время менеджеров

Зачем нужно квалифицировать лидов

Если коротко, то квалификация позволяет компании увеличить конверсию в продажи и работать с меньшими усилиями. Давайте подробнее рассмотрим её преимущества.

Как квалификация лидов поможет бизнесу:

1. Оптимизирует работу менеджеров. Отдел продаж не будет тратить ресурсы на работу с нецелевым трафиком и квалификацию лида во время звонка. Менеджеры сразу перейдут к подтверждению заявки и офферу. Для потенциальных клиентов такой подход тоже удобен: разговор пройдет четко по делу.

2. Поднимет конверсию в продажи. Менеджеры будут работать только с заинтересованными людьми, которые уже готовы к покупке. Компания перестанет терять горячих клиентов.

3. Повысит лояльность клиентов. Если отправлять пользователям релевантную для них информацию, будет легче удержать внимание и получить положительную обратную связь.

4. Снизит расходы на рекламу. Если проанализируете, какие именно объявления приводят к вам клиентов, и отключите неэффективные, то затраты на рекламу могут сократиться. Кроме того, вы сможете продолжить работу с потенциальными клиентами, которые есть в базе, но пока не готовы приобрести ваш продукт.

Чтобы не потерять лидов, прогревайте их до покупки с помощью контента в чат-ботах, например, рассылок или воронок. Так стоимость заявки снизится в несколько раз.

Чем раньше вы приступите к квалификации лида, тем больше информации о нём сможете собрать. В начале общения подписчики более активны и заинтересованы в диалоге с компанией. Благодаря полученным данным ваши предложения будут более точечными и эффективными.

Как квалифицировать пользователя в чат-боте

Определить степень прогрева лида можно не только в начале воронки или при оформлении заявки, но и на любом другом этапе пути клиента. Главное, понимать, что вам нужно знать о человеке, чтобы подвести его к сделке, и каким критериям он должен соответствовать.

Расскажем на примерах чат-ботов для разных сфер бизнеса, как мы квалифицировали подписчиков, и каких результатов смогли добиться.

Квалификация по степени готовности к покупке

Очень важно передать отделу продаж «горячих» клиентов, готовых приобрести товар или услугу, до того момента, как они уйдут к конкурентам или передумают. «Тёплым» и «холодным» клиентам нужен дополнительный контент, который закрывает возражения, знакомит с компанией.

Для студии дизайна интерьера мы подготовили сценарий квалифицирующего чат-бота в Телеграм и ВКонтакте. Он определял уровень теплоты подписчиков с помощью простого вопроса о сроках начала ремонта:

Вопросы от чат-бота студии 
Вопросы от чат-бота студии 

«Горячим» подписчикам, планирующим приступить к ремонту в ближайшее время, чат-бот присылал диапазоны цен на разработку дизайн-проекта, ремонтных работ и материалов:

Как квалификация лидов в чат-боте отсеет не вашу ЦА, прогреет подписчиков и сэкономит время менеджеров

Пользователи могли сразу в переписке с чат-ботом оставить заявку на дизайн-проект.

Чтобы принять решение о покупке или заявке, «тёплой» и «прохладной» аудитории нужно гораздо больше информации и времени, поэтому требуется прогрев. С помощью чат-бота можно отправлять подходящие каждому сегменту сообщения с гайдами, подборками и примерами работ компании.

Компании, занимающейся поставками оборудования для тепло- и водоснабжения, мы разработали бот-помощник в Телеграм. Он мог не только ответить на частые вопросы, прислать полезные материалы и связать с менеджером, но и сегментировать подписчиков по степени готовности к покупке оборудования.

В зависимости от ответов подписчиков, чат-бот присылал сообщения, которые знакомили с компанией и закрывали возражения, или предлагал оставить заявку на бесплатный расчет сметы.

Квалификация лида по соответствию критериям

Зачастую именно отдел продаж выясняет, подходит ли продукт, который они продают, потенциальным клиентам, и проводят квалификацию во время звонка. Но это можно сделать гораздо раньше с помощью чат-бота. Выяснив, соответствует ли подписчик определенным критериям, вы отсеете тех, кому на данном этапе бесполезно предлагать ваш продукт. Так отдел продаж будет работать только с целевыми заявками, а клиенты — получать интересные им офферы и контент.

Аналогично мы сделали для онлайн-школы чешского и словацкого языков, которая не только преподаёт языки, но и готовит к поступлению в европейский вуз.

ЦА языковой школы — школьники 8-10 классов и студенты первых курсов. Перед тем, как передавать заявки в отдел продаж, мы с помощью чат-бота задавали подписчикам ряд вопросов.

В зависимости от ответов заявки делились на три вида:

  • целевые, когда менеджеры звонили для заключения договора на обучение;
  • потенциальные, когда заключать договор еще рано, но контакты нужно сохранить;
  • нецелевые, когда перевод в европейский вуз невозможен.

Также мы настроили интеграцию чат-бота с CRM школы, чтобы данные подписчиков передавались в систему на нужный этап воронки.

Часть схемы чат-бота, в котором мы верифицировали заявки
Часть схемы чат-бота, в котором мы верифицировали заявки

Квалификация по бюджету на покупку

Когда вы знаете, какой бюджет выделил подписчик на покупку, вы можете определить:

  • является ли он вашим потенциальным клиентом и стоит ли на него тратить время;
  • какой именно оффер ему сделать, если у вашего продукта предусмотрены несколько тарифов.

Для сервиса по подбору капсульного женского гардероба мы создали чат-бот в Телеграм и ВКонтакте. С подробным кейсом можно познакомиться здесь.

Квалифицировать лиды в чат-боте нам помог вопрос о сумме, которую пользователи готовы потратить на гардероб.

Скриншот из чат-бота сервиса Marla.Style 
Скриншот из чат-бота сервиса Marla.Style 

Почему было важно знать бюджет подписчиков:

  • Стилисты собирают гардероб в пределах указанной суммы. От неё зависит количество вещей и образов, которые компания сможет подобрать клиентке в рамках услуги.
  • Сервис ориентирован в основном на женщин с достатком выше среднего. Поэтому нужно было сразу обозначить этот сегмент.

Иногда компаниям не очень интересно работать с лидами, у которых небольшие бюджеты или обороты. Квалификация поможет отсечь нецелевую аудиторию — лишние заявки не попадут в отдел продаж и не отвлекут менеджеров от работы с важными клиентами.

Для сервиса аналитики продаж на маркетплейсах мы разработали чат-бот, который с помощью пары вопросов определял ЦА. Первый вопрос был про поставки товара на Wildberries, а второй — про ежемесячный оборот:

Как квалификация лидов в чат-боте отсеет не вашу ЦА, прогреет подписчиков и сэкономит время менеджеров

По результатам опроса определили, что 49% подписчиков телеграм-бота — целевые. Им был отправлен оффер провести аудит компании на маркетплейсе. Оставили заявку 33,3% от целевой аудитории!

Оставшиеся 51% подписчиков чат-бота попали в сегмент не ЦА — тех, кто не торговал на Wildberries или имел оборот меньше 250 тысяч рублей в месяц. С ними мы тоже поработали. Подписчики получили информацию о ярких кейсах клиентов сервиса и предложение приобрести недорогой продукт, который поможет найти нишу и повысить оборот на WB.

Основные правила квалификации пользователей в чат-ботах

Чтобы квалификация лидов давала вам действительно хороший результат, придерживайтесь трёх рекомендаций:

1. Настройте интеграцию чат-бота с CRM-системой.
Отдел продаж еще до звонка потенциальному клиенту будет знать о нём всю необходимую информацию: потребности, цели и поведение в воронке продаж. Разговор менеджера и лида получится более эффективным.

Не знаете, как интегрировать чат-бот и CRM? Обращайтесь к нам, поможем! Давно и успешно синхронизируем amoCRM и Битрикс24 с чат-ботами в разных сферах.

2. Не бросайте людей на полпути к покупке.
Когда человек, даже если он горячий или тёплый лид, не приобрел сразу ваш продукт, старайтесь остаться в его поле внимания, закрыть страхи и возражения. С этим прекрасно справится контентная цепочка сообщений в чат-боте.

Помните, некоторым людям нужно чуть больше времени для принятия решения, а вам важно сохранить с ними контакт.

3. Продолжайте работу с теми, кто пока не готов приобрести ваш продукт.
Пользователь может стать клиентом чуть позже. Поэтому необходимо поддерживать с ним связь, доносить выгоды и ценность вашего продукта, и периодически выяснять, не изменились ли обстоятельства, влияющие на решение о покупке.

Конечно, не все подписчики, попавшие в воронку продаж, в итоге станут покупателями, но, благодаря правильной квалификации, вы сможете в дальнейшем:

  • сегментировать аудиторию и создать персонализированные предложения;
  • повысить качество заявок и снизить их стоимость;
  • скорректировать стратегию продаж и лидогенерации;
  • сосредоточиться на качестве, а не количестве заявок;
  • увеличить прибыль бизнеса за счет работы с более перспективными клиентами.

Если вашему бизнесу нужен чат-бот, напишите мне в Телеграм. Обсудим задачи и детали.

Интересуетесь маркетингом в мессенджерах? Приходите в наш телеграм-канал Мессенджеры и чат-боты | Townsend. Рассказываем обо всём, что связано с чат-ботами: интеграции, воронки, новости и кейсы.

Читайте другие наши статьи на VC:

22
Начать дискуссию