Как агентству запустить ивент-маркетинг, сохранив команду и нервную систему
Думаете, что ивенты — это всего лишь поддержка имиджа? А знаете, сколько клиентов и дохода могут приносить выступления на конференциях?
Убедительный доклад позволяет:
- Глубже вовлечь аудиторию,
- Подтвердить статус эксперта,
- Получить контакты потенциальных клиентов,
- Прогревать и продавать.
В этом кейсе расскажу и покажу результаты нашего партнерства с IT-Agency — их спикеры выступали почти на всех наших конференциях IMExpert 2024 года. Что это дало компании? Сколько лидов и денег принесло?
Читайте, как внедрить ивент-маркетинг как канал лидгена в агентстве, если:
- Основатели с личным брендом, которые активно выступали, ушли «за контур» покорять зарубежный рынок,
- Опытные сотрудники сильно загружены,
- Подающие надежды новички — это только МЖП (минимально жизнеспособный персонаж), которых надо обучать выступать, мотивировать, поддерживать,
- Непонятно, как выбрать мероприятия с целевой аудиторией, как попасть,
- Непонятно, как оценить эффективность каждого выступления.
Статья написана по мотивам доклада на Baltic digital days, где мы выступали вместе с директором по маркетингу IT-Agency Валентиной Борисовой.
На примере агентства показываем, как участие в мероприятиях стало одним из самых перспективных каналов генерации лидов, где онлайн-встречи превращаются в реальные продажи с миллионными чеками. Узнаете, каких ошибок избежать при подготовке спикеров и почему даже в digital-мире встречи «человек-человек» остаются решающими.
О компании
9 ноября маркетинговому агентству IT-Agency исполнилось 20 лет. И за последние 3 года они приняли участие в более чем 40 ивентах. Направление развивает Валентина Борисова — директор по маркетингу:
«В B2B маркетинге очень важны личные контакты. Если агентство крупное, клиенты серьезные, цикл сделки огромный — важно, чтобы специалисты транслировали свою экспертность вовне. Для этого не много форматов: контент-маркетинг, мероприятия, подкасты, нетворкинг. Для нас конференции — возможность осуществить качественное касание с целевой аудиторией».
Что выступления дают IT-Agency. Предыстория
Ивент-маркетинг для IT-Agency всегда был активным каналом для увеличения узнаваемости и лидгена. Вокруг агентства формировалось теплое и активное комьюнити. Ребята собирали мероприятия в собственном офисе, участвовали в оффлайн-ивентах в качестве приглашенных спикеров.
Но произошло два важных изменения, которые заставили IT-Agency прийти к онлайн-мероприятиям:
- в 2021 году агентство сильно трансформировалось: основатели и самые медийные спикеры ушли за контур, направления изменились в независимые юниты со своей экономикой и управлением.
- в 2022 году отказались от аренды офиса, чтобы максимально сохранить команду. Проводить оффлайн-ивенты больше не было возможности.
А точно ли ивент-маркетинг работает на лидген?
Валентина Борисова: «Когда я начала заниматься развитием маркетинга в агентстве, я проанализировала источники лидов. Попыталась достать данные отовсюду и выяснилось, что большую часть лидов привела магия — источник, который никак не описан».
Валентина это исправила и начала собирать подробную аналитику. Статистика за 2022 год показала, что большую часть продаж с маркетинговых каналов обеспечивают мероприятия. Они — основной источник лидгена в компании.
С этого осознания прошло 2 года и сейчас ивенты для IT-Agency — развивающийся канал лидгена с более-менее понятной воронкой. И хотя контент тоже много дает компании, акцент в маркетинге сейчас делают именно на ивенты. И вот почему:
Валентина Борисова: «В большом B2B бизнесе с высоким средним чеком очень важен контакт «человек-человек». Люди принимают решение не по баннерам в контексте, а по впечатлениям от конкретных людей, которые транслируют свой опыт. Чтобы нам доверили бюджеты на рекламу, нужно завоевать доверие».
Тоже хотите организовывать мероприятия и выступать на конференциях? Скачайте подборку полезных материалов об ивент-маркетинге:
- Как составить питч для информационных партнеров
- Роли на конференции
- Чек лист по организации ивента
- Чек-лист по подготовке спикера
- Подборки презентаций по сферам/инструментам
Как началось сотрудничество с IMExpert
Несмотря на уже значительный накопленный опыт, IT-Agency только учатся добывать лиды из ивентов. Верхнеуровнево планы выполняются, следующий шаг — выполнять планы по направлениям. Поэтому за помощью агентство пришло к IMExpert.
О проекте IMExpert
IMExpert — это экосистема для маркетологов и предпринимателей. В рамках проекта проходит до 9 конференций по маркетингу и рекламе в разных отраслях, которые собирают до 4 000 участников.
Годовое сопровождение, которое выбрали IT-Agency, означает выступление 2-х спикеров на каждой конференции. Команда проекта помогает подбирать темы и готовить доклады на языке не специалистов и агентств, а ЛПР-ров, представляющих маркетинг инхаус — СМО, директоры по развитию и собственники.
Я как организатор с опытом выработала собственную методику оценки эффективности выступления. Она отработана уже на сотнях докладов и у каждого спикера на конференции есть все данные о результатах. Они выглядят так:
О том, сколько лидов с выступлений получают разные агентства и сервисы, подробнее читайте в этой статье.
IT-Agency были важны именно результаты в деньгах, а не абстрактная узнаваемость. Поэтому мы начали работу — определились с целями, аудиторией, начали готовить доклады.
Цели ивент-маркетинга
Помимо имиджевой цели, у IT-Agency есть цель получить лиды и продажи. Достичь ее помогают две параллельных модели:
1. Работа с новичками. Окупаемость вложений 3-5 лет, KPI — качество и количество выступлений. Цель для агентства — вырастить, например, 4 новых спикера.
2. Работа с опытными спикерами (большая часть руководителей направлений). Срок окупаемости вложений — 1 год, KPI — лиды и деньги.
Внутри агентства также есть направления с разным уровнем развития, отсюда и разные цели:
- Внутренний стартап — это новые продукты агентства.
Их задачи:
- Громко заявить о том, что в агентстве появился новый продукт/услуга,
- Сформировать репутацию эксперта в нише,
- Научиться добывать лиды.
- Core-направление — давно и успешно существующие продукты.
Их задачи:
- Поддерживать информационный фон о том, что они эксперты в области,
- Продолжать получать лиды.
Недавно в компании собрали основные тренды взаимосвязи маркетинговых активностей с динамикой лидов в определенные направления в агентстве. Она показывает тренд — общую направленность.
На картинке видно, как у компании увеличилось количество активностей в штуках, и параллельно с этим растут позиции в рейтингах, поисковая выдача, партнерские лиды. Все это друг друга усиливает.
А теперь разделим это на направления и посмотрим в разрезе:
ASO — молодое направление, проактивное, инициативное:
- Они появились в компании недавно и начинали с 0,
- Нет репутации экспертов,
- Руководитель полностью вывозит маркетинг на себе, команда может только подключаться на нетворкинг,
- Маркетинговые активности набирают обороты, что ведет к пропорциональному росту лидов.
В существующем почти с основания агентства SEO-направлении, наоборот, все стабильно:
- Крепкая репутация экспертов по SEO и прямая ассоциация с брендом,
- Большая, сильная команда,
- Стабильно пишут контент по мере реализации проектов,
- 2 потенциально медийных сотрудника, 1 с потенциалом.
При такой ровной активности от года к году они прирастают на 35% по лидам. Тренд — регулярный, поддерживающий маркетинг. Лиды растут за счет репутации, которую сформировали ранее, и общего маркетинга. Но когда наступит момент стагнации, нужно будет разгоняться и генерировать контент, как делает это более молодое направление.
Взаимосвязь маркетинговых активностей и продаж выглядит так:
Описание аудитории
У IT-Agency две целевые аудитории: ЛПР и специалисты.
- ЛПР — лицо, принимающее решение. Это CEO, фаундер бизнеса, директор по маркетингу, продуктоунер. Они амбициозны, ценят перемены, развитие, постоянный рост, эволюцию. Нужны компании для зарабатывания денег.
Как эти ЛПР они выбирают подрядчика:
- Смотрят на репутацию, рекомендации, опыт, прогноз результатов.
- Очень требовательны к партнёрам. Ценят уровень сервиса и вовлечение, комплексный подход.
Стоит отметить, что у компании очень узкий портрет клиента, а цикл принятия решения длится до полугода и более. В этом состоит основная сложность — подходящих по уровню клиентов не очень много.
- Спецы — молодые специалисты, работающие на уровне инструментов. Они целеустремленные, инициативные, открыты новому опыту, жадно впитывают практический опыт тех, на кого равняются.
Для чего они нужны, ведь в моменте они не приносят денег?
- Толковые специалисты быстро растут, становятся ЛПР-ами или влияют на принятие решения в компаниях. И они придут в качестве клиентов в ближайшие 5 лет.
- «Мы выросли на «Академии» — они адвокаты бренда и смогут пополнять кадровый состав.
Какая аудитория у конференций IMExpert
Маркетинговые конференции посещают профессиональные маркетологи, digital-специалисты, основатели и руководители бизнеса, которые ищут лучшие решения для роста продаж и продвижения с помощью интернет-маркетинга.
Последнее исследование аудитории показало, что большинство слушателей — это руководители отдела маркетинга маркетологи и владельцы компаний.
Примеры портретов наших приоритетных ЛПР среди всей аудитории можно посмотреть в этой статье. Хотите увидеть целиком исследование аудитории? Оставьте заявку.
Как происходит процесс организации выступления
У IT-Agency нетипичная модель распределения ролей. Во главе стоит инициатор: ивент-менеджер или спикер.
- Если инициатива исходит от ивент-менеджера, значит он пылесосил рынок и нашел классное мероприятие. Под конференцию подбирают спикера, который вместе с руководителем направления готовится к выступлению. Конечно, им помогают контент-маркетолог и дизайнер, а скоринг лидов проводит отдел продаж.
- Также спикера могут напрямую пригласить выступить на мероприятии. Он приходит к ивент-менеджеру за организационной поддержкой, а тот подключает коллег.
Как ищут фактуру для лид-магнитов
В компании поняли, что продать без отчуждаемой пользы не получится — нужно делиться с аудиторией чем-то полезным в обмен на контакты. Так получается продвигать лиды дальше по воронке.
Эксперты смотрят:
- Артефакты по проекту,
- Чек-листы, фреймворки (очищенные от конфиденциальных данных),
- Накопленный опыт в схожих ситуациях.
Эту фактуру контент-маркетолог оформляет в офферы или в контент.
Как подбирают кейсы
В редполитике IT-Agency зафиксировано, что делиться можно только тем опытом, который получили сами и реализовали на клиентских проектах. Правило звучит так:
Нет кейса — нет выступления
У компании есть внутренняя культура накопления кейсов — все завершенные проекты описываются и превращаются в кейс.
«Под выступление мы собираем либо несколько кейсов из отрасли, о которой говорим, либо один, но максимально результативный и полезный для слушателей. Поэтому так важно складывать опыт в копилочку с самого начала работы, с первых проектов» — Валентина Борисова.
Кейсы действительно играют одну из главных ролей в вашем докладе. Зачем агентствам делать кейсы, даже если совсем не хочется, рассказала в этой статье.
Какую роль в ивенте играет организатор IMExpert
Мы несем равную ответственность за качество продукта, как перед партнерами, так и перед аудиторией, которая нам доверяет. Спикером у нас может стать исключительно человек, обладающий экспертизой в одной из digital областей.
Не только активно пушим офферы и делаем усилия по лидогенерации для спикеров, но и параллельно заботимся о пользе докладов: они должны быть не просто продающими, но и интересными, чтобы аудитория дослушала вас до конца.
Помимо всего организационного процесса и технической части, мы помогаем спикерам с подготовкой докладов:
- рекомендуем нативный формат оффера,
- делаем прогоны,
- проверяем пользу доклада,
- корректируем через рекомендации.
В этом видео я рассказываю, каким должен быть доклад, чтобы он продавал (и почему может продать только полезный доклад, рекламные не работают).
Работа со спикерами
Главная проблема — найти спикера внутри команды. Ведь все, кто является реальным экспертом, загружены клиентскими проектами по уши. Времени, сил освоить новый скилл — выступления — просто не остается. Поэтому идею «а давайте внедрим ивент-маркетинг» редко встречают с энтузиазмом.
Как IT-Agency выбирают спикеров внутри компании
Идеальный спикер:
- Понимает, зачем оно надо,
- Любит публичность,
- Уверен в себе,
- Хорошо говорит,
- Знает, о чем говорит, много крутых кейсов, релевантных рынку, может ответить на любой каверзный вопрос из зала,
- Знает, кому может быть полезен,
- Великолепен и красив.
А еще его не существует! Зато есть МЖП — минимально жизнеспособный персонаж (по аналогии с MVP). Вот правила его существования:
- Не нужно ждать идеального кейса — их не бывает. Люди восхищаются и менее проработанными кейсами.
- Не бывает идеально готового выступления. Все в начале волнуются, и даже спустя 1000 выступлений волнение останется.
- Всегда будет не хватать времени на подготовку. Эксперты — очень занятые ребята, которые ответственны за проекты и производство.
- Не всегда получится произвести «вау-эффект». Просто ответьте на вопрос, зачем оно вам надо, и если ответ есть — нужно выступать.
Идеальных спикеров нет, но если эксперт соответствует хотя бы части перечисленных выше качеств — его нужно брать на конференции и помогать готовиться к выступлениям.
Пошаговый процесс взращивания спикера
Что должно произойти, чтобы специалист в компании стал спикером? В IT-Agency есть свой отработанный алгоритм:
- Захотеть выступать.
- Понять для чего и с чем можно начать, есть ли о чем говорить.
- Подготовить презентацию и выступить внутри своего направления. Собрать обратную связь от коллег-профессионалов.
- Прогнать презентацию на всю команду агентства на внутреннем семинаре с ОС от коллег. Туда приходят ребята по желанию, и предлагают улучшения.
- Поработать с тренером по самопрезентации, если нужно. Курсы актерского мастерства зажигают звезд в экспертах.
- Записать эпизод подкаста и послушать себя со стороны. В IT-Agency есть подкаст, в котором записывают прикладной опыт специалистов. Большая часть из них — не спикеры, а просто классно говорят и готовы участвовать.
- Принять участие в митапе на аудиторию подписчиков. Оценить результаты, почувствовать себя в роли спикера.
- И в финале — участвовать в различных онлайн- и оффлайн-мероприятиях
С какими проблемами столкнулись
Спикеры часто сталкиваются с трудностями, которые мешают выступать. IT-Agency не исключение. Вот с какими возражениями от спикеров они встретились:
Синдром самозванца
Эксперты говорят, что работают теми же инструментами, что и остальные на рынке и просто хорошо это делают, рассказывать не о чем. Отказываются выступать, а потом слушают выступление другого спикера и понимают, что им тоже есть, что сказать.
Спикер поневоле
Человек не хочет выступать, но все равно идет, чтобы не подвести команду. В этом случае лучше вообще отменить выступление, потому что нервный скомканный доклад негативно скажется на результатах.
Неответственный спикер
«Я не нашел в себе сил и мотивации подготовиться к завтрашнему выступлению, извини» — такое сообщение пришло однажды Валентине накануне выступления. Выкрутились, нашли замену и смогли выступить, но такое может произойти и к этому невозможно подготовиться.
На все согласный спикер
Есть эксперты, которые хотят выступать. В начале, когда приходишь с ним с запросом, получаешь много поддержки, но по факту они очень заняты — на них завязано много процессов и выступать им некогда. Лучше найти замену.
Какие еще бывают проблемы:
- Как вовлечь команду и объяснить, зачем оно нам надо
- Как определить, кому могут быть интересны и полезны наши выступления
- С чем пойти? Чем мы отличаемся? Кто мы? Как мы себя позиционируем?
- Как подобрать спикеров? Как их мотивировать?
- Кто за какие зоны в команде отвечает при подготовке?
- Какую пользу/оффер мы можем предложить?
- Что делать с лидами после мероприятия?
- Как анализировать результаты?
Как в IT-Agency мотивируют спикеров
Если в компании есть потенциальные спикеры, нужно замотивировать их выступать. Это можно делать с помощью материальной выгоды – давать премию, например. Вот еще варианты, которые работают у IT-Agency:
- Развитие личного бренда спикера. У конкретного сотрудника есть возможность бустануть свой Telegram-канал на большую живую аудиторию, он может стать медийной личностью.
- Возможность принести пользу всему агентству, завоевать еще больше доверия коллег/руководителей.
- Время спикера, командировочные и представительские расходы оплачивает маркетинг.
В конце года отдел маркетинга агентства проводит собственную премию Marketing & sales award. На ней награждают специалистов, которые особо отличились в маркетинге и продажах. Есть несколько номинаций:
- Дебют года,
- Автор года,
- Спикер года и пр.
Такая система есть далеко не у всех — это скорее исключение, чем правило. Но вы тоже можете создать систему по работе с ивентами. Поможет в этом подборка материалов.
Обработка лидов с конференций
Отдел маркетинга пытался самостоятельно обрабатывать лиды с мероприятий своими силами. Но в IT-Agency поняли, что это должен контролировать человек, который отвечает за продажи.
Сейчас появилась первая линия звонков — сразу после мероприятия ребята обрабатывают коммерческие и информационные лиды. Из потенциально целевых выбирают тех, с кем стоит связаться эксперту.
«Связка маркетинга и продаж — это всегда поле боя в digital-мире. Если есть возможность, лучше сразу делегировать задачу отделу продаж в агентстве. Плюс вы можете объединиться, вместе работать над лидами и распространить этот опыт на все каналы» — Валентина Борисова.
О том, как digital-агентства проводят квалификацию лидов после мероприятия, я рассказывала в этом кейсе. При общении с клиентом менеджер заполняет скоринг-лист из 30 вопросов, каждый ответ дает (или отнимает) определенное количество баллов. Максимальное количество баллов — 40, и чем ближе лид к этому значению, тем он более квалифицированный. Если меньше 11 баллов, то лид неликвидный.
Цели у скоринга две:
- Понять, как убедить клиента, чтобы он выбрал именно нас.
- Распределить внутренние временные ресурсы сотрудников: тратить больше времени на тех, кто интересен, и меньше на тех, кто не интересен.
Скоринг помогает не уговаривать клиента на КП, а понять текущую ситуацию. На основе этой информации можно предположить, стоит ли тратить время на этого клиента, будет ли результат. Менеджеры управляют продажами в компании, и согласие клиента отправить КП может не принести дохода.
Читайте в статье, сколько лидов удалось квалифицировать на примере результатов одной конференции IMExpert.
Результаты
- Деньги
С 2021 года в IT-Agency только с ивент-маркетинга пришел 91 лид на прогнозную сумму 43 782 450 ₽.
За полугодовое спикерство на маркетинговых конференциях IMExpert в компанию обратились несколько крупных клиентов. А у экспертов не осталось шанса не выступать, потому что на год сразу запланировали 10 выступлений.
«Выступая на мероприятиях, мы научились эффективнее взаимодействовать с отделом продаж по части обработки лидов. Если раньше маркетинг открывал все заявки и брал в работу только потенциально целевых, то сейчас мы переняли приемы, начали обрабатывать всю базу с отделом продаж. И это гораздо эффективнее», — отмечает Валентина.
В итоге только за 5 конференций получили 59 квалифицированных лидов, из которых большая часть еще в переговорах, а один на 4-ый месяц закрылся продажей на сумму 1,2 млн рублей. Это сразу окупило стоимость партнерства.
1233 человека посмотрели выступления онлайн
600 — подписались на email-рассылку
341 — оставил заявку на информационный и коммерческий оффер
59 лидов прошли квалификацию
1 договор заключили на сумму 1,2 млн рублей
Важно учесть длительный цикл сделки в B2B. Эффект от этих выступлений будет продолжительным, вложения будут возвращаться еще долго.
- Спикеры. Сейчас в команде IT-Agency более 15 спикеров из производственных направлений. Это те, кто работают непосредственно на клиентских проектах, рассказывают о своем опыте и результатах.
- Отстроен четкий процесс работы с мероприятиями: вручную отбирают мероприятия, которые устраивают коллеги и конкуренты. Выбирают те, в которых интересно участвовать, и отправляют заявки.
Давайте обсудим, сколько лидов могут принести вам выступления на конференциях.
Еще несколько выводов об ивент-маркетинге в IT-Agency:
- Ивент-маркетинг — не всегда самостоятельный канал лидгена, а прежде всего качественное касание с ЦА. В отчетности видно, откуда еще пришел лид — зачастую это не одно касание, а 3 и более.
- Команда понимает, зачем им выступать. Получили 18 заявок в «Школу Амбассадора» до анонса на все агентство — это внутреннее обучение о том, как стать амбассадором бренда и чем компания может помочь, включая теоретические и практические воркшопы от партнеров.
- Команда маркетинга отрастила броню и готова ко всему.
- Чтобы еще эффективнее управлять ивентами, нужно развивать детальную отчетность по мероприятиям.
Советы компаниям, которые только начинают выступать
Валентина Борисова сформулировала несколько советов для компаний, начинающих путь в ивент-маркетинге:
- Все, что можно оцифровать, нужно оцифровать. В IT-Agency организовали на канбан доске процесс производства мероприятия. От решения принимать участие до аналитики он выглядит так:
Даже если что-то случится и кто-то из участников процесса выпадет из него, эта доска продолжит работать — человека нужно лишь посвятить в этот процесс.
- Обязательно учитывать источник лида. Даже если нет возможности ставить utm-метку, нужно зафиксировать комментарий человека, пришедшего за услугой.
- Начинать с онлайна. Это самый безопасный формат. Спикерам без опыта гораздо комфортнее вещать на аудиторию в привычной обстановке.
- Не ждать идеального кейса. Хорошо реализованная бизнес-задача клиента — этого достаточно для классного доклада. Если заказчик доволен результатом, там точно есть, о чем рассказать.
- Бороться с синдромом самозванца. Боязнь выступать у спикеров была и остается одной из главных проблем. Преодолеть ее помогает работа с наставником и внутренний подкаст. Он позволяет почувствовать себя спикером, послушать свой голос со стороны, понять, над чем еще нужно поработать.
- Обучать будущих спикеров. Совсем «зеленых» сотрудников, с перспективой становления экспертом-спикером, отправляют на мероприятия в качестве слушателей. Ребята впитывают, как и о чем говорят коллеги по рынку и понимают, что им тоже есть что сказать, потому что за плечами большой опыт и крутые результаты.
- Устанавливать KPI для спикера. Для тех, кто только начинает свой путь, один из KPI по проведению мероприятия — чтобы спикер кайфанул, почувствовал в себе уверенность и снова захотел выступать. Часто из-за неправильной постановки целей отрубают желание участвовать во внутреннем маркетинге агентства. Если новичку в выступлениях поставить цель привести клиентов на 8 миллионов рублей, он не будет думать о том, как выглядит и как звучит. Он будет думать, что не выполняет KPI. Ставить конкретные задачи можно, когда скилл выступлений появился и развился.
А ваша компания уже выступает? Поделитесь результатами в комментариях.