Система рекомендаций в Телеграме: как бесплатно привлекать клиентов в ваш бизнес
Что, если ваши клиенты начнут продавать за вас? Система рекомендаций — это не просто маркетинг, это ваш секретный рычаг ��оста.
В этой статье — готовый рецепт: как мотивировать клиентов приглашать друзей, избежать ошибок и заставить рекомендации работать как часы.
Мы разберём модель Би Джея Фогга, покажем, как превратить лояльность в прибыль. Готовы запустить систему рекомендаций , которое принесёт вам новых клиентов без трат на рекламу? Тогда начинаем.
Меня зовут Михаил Глебов, я создаю чат-ботов для бизнеса и экспертов в Телеграм.
Что такое программа рекомендаций и зачем она нужна?
Программа рекомендаций — это сарафанное радио на максималках. Люди всегда советовали знакомым хорошие товары и услуги, а теперь этот процесс можно автоматизировать и сделать более массовым и управляемым.
Ключевые термины:
- Рекомендатель — клиент, который делится вашим ботом с друзьями.
- Приглашённый — человек, перешедший по ссылке рекомендателя.
- Персональная ссылка — ссылка через которую рекомендатели приглашают знакомых в вам
Как это работает в Telegram:
- Клиент через чат-бота получает персональную ссылку и становится рекомендателем.
- Рекомендатель делится этой ссылкой в личных сообщениях, постах, сторис.
- Любой человек, перешедший по ссылке, фиксируется как приглашённый.
- Рекомендатель получает бонус за действия, совершённые приглашённым (например, запуск бота или покупку).
Как создать программу рекомендаций, которая работает как часы?
Здесь пригодится модель поведения Би Джея Фогга: Действие = Мотивация + Возможность + Триггер. Применим это к нашей системе.
1. Мотивация: почему люди будут делиться?
Есть 3 вида мотивации:
- Внутренняя: клиенту так нравится продукт, что он сам хочет рассказать о нём.
- Внешняя: клиент хочет получить ваши скидки, бонусы, подарки.
- Социальная: другие люди получают бонусы, поэтому клиенту тоже получить выгоду.
Сарафанное радио живет на внутренней мотивации. Программа рекомендаций добавляет внешнюю, а иногда и социальную, поэтому больше клиентов хотят рассказать о вас.
2. Возможность: насколько это просто?
Важно предусмотреть, чтобы условия были понятные, а делиться со знакомыми персональной ссылкой было просто. Чем проще - тем лучше будет результат.
Для этого мы используем 1 кнопку, по клике на которую можно отправить заготовленный текст с персональной ссылкой знакомым.
3. Триггер: когда напомнить о программе?
Это ключевой компонент. Без триггера ни одно действие не будет совершено.
- Триггер действия
Предлагаем систему рекомендаций после действия пользователя. Лучший момент — сразу после покупки, использования услуги или оставления отзыва.
Пример: “Вам понравился наш курс? Поделитесь ссылкой с друзьями и получите бонус!”
Это работает, потому что эмоции свежи.
- Внешний триггер.
Это любые напоминания, которые не привязываются к действию пользователя.
Например, автоматические напоминания о системе рекомендаций через 2 дня после покупки.
4 ключевых элемента успешной системы рекомендаций:
- Качественный продукт — это внутренняя мотивация. Люди делятся тем что им нравится. Если продукт плохой, никакая система рекомендаций не поможет.
- Вознаграждения
Для рекомендателя. Наилучший вариант, если вознаграждение стимулирует дальнейшие покупки.Например, “если пригласишь 5 друзей в бот, то получишь скидку 10% на 30 дней”.
Для пригашённого. Делать бонус для приглашённого не обязательно, но рекомендую. Это повысит мотивацию запустить бот у новых пользователей.А также увеличит шанс того, что новые приглашённые купят ваш продукт (никто не любит терять скидку). - Простота и прозрачность — Чем проще и понятнее условия программы, тем вероятнее, что люди будут в ней участвовать. Например, рекомендатели просто кликают на кнопку, выбирают знакомого. И в их диалоге уже появляется типовой текст с персональной ссылкой.
- Триггер — важно сообщить клиенту о системе рекомендаций в нужное время.Например, во после его покупки. Или после того, как он воспользовался вашей услугой.
Наша задача - перевести людей за линию действий.С помощью мотивации и возможности (простоты).
Какие вознаграждения мотивируют делиться?
Вознаграждения — это топливо вашей системы рекомендаций, они воздействуют на внешнюю мотивацию.Дайте людям то, что они действительно хотят.
Для рекомендателя:
- Скидка на следующий заказ.
- Эксклюзивные чек-листы или закрытые вебинары.
- Баллы, которые можно потратить у вас.
- Подарки, VIP-доступы.
Для приглашённого:
- Скидка на первый заказ (например, действует 48 часов).
- Бесплатный мини-продукт или пробный доступ.
- Аудит или консультация.
Пример: школа английского языка даёт скидку 10% за 5 приглашённых и бесплатную неделю занятий каждому новому пользователю.
Что нужно для запуска системы рекомендаций
✅Чат-бот в Телеграме
✅ Сервис BotHunter (можно использовать другой, но я расскажу на примере него)
✅ Онлайн-таблица для учёта данных (Например, nocoDB или гугл-таблицы)
Создаём систему рекомендаций
Разберём на примере школы английского языка.
Условие: пригласить 5 человек, и получить скидку 10% на абонемент.
Приглашённые получают: неделю бесплатных занятий
Рекомендатель получает: скидку 10% на месячный абонемент.
Продумаем логику:
1. Пользователь получает персональную ссылку и становится рекомендателем.
2. Рекомендатель делиться со знакомыми персональной ссылкой.
3. Бот уведомляет рекомендателя о каждом новом приглашённом.
4. Как только число приглашенных достигнет.
5. Бот отправляет рекомендателю обещанный бонус.
3. Создаём базу данных
В онлайн-таблице два листа: "Рекомендатели" и "Приглашённые".
📌 Лист "Рекомендатели" содержит столбцы: ID аккаунта, имя пользователя, персональный код, список приглашённых, количество приглашённых.
📌 Лист "Приглашённые" содержит столбцы: ID аккаунта, имя пользователя, id его рекомендателя, ссылка на диалог.
Что они значат:
Id аккаунта - уникальный идентификатор пользователя. Его в профиле не видно, но в отличии от никнейма от никогда не меняется. Поэтому будет по нему искать пользователей в таблице.
Имя - просто имя пользователя.
Ссылка - ссылка на пользователя.
Код рекомендателя - уникальный код для каждого рекомендателя.- Диалог - ссылка на диалог бота с этим пользователем.
Список приглашённых - никнеймы всех приглашённых людей.- Количество приглашённых - сколько приглашённых у этого рекомендателя.
4. Регистрация рекомендателей и генерация ссылок
В боте создаём кнопку "Пригласит друга". После нажатия:
- Пользователь видит условия системы рекомендаций.
- Получает персональную ссылку.
- Данные пользователя записываются в таблицу в лист “Рекомендатели”.
Всего за 3 клика можно поделиться ссылкой по знакомыми. Ничего думать не нужно - шаблон текста уже есть.
5. Учёт приглашённых
Когда новый человек заходит по персональной ссылке,он фиксируется в базе данных:
1. В листе "Приглашённые" создаётся новая строчка с его данными и id рекомендателя.
2. В листе "Рекомендатели" добавляется + 1 к количеству приглашённых. И записывается никнейм в список приглашённых.
А затем рекомендателю приходит уведомление о новом приглашённом.Как только у рекомендателя наберётся 5 приглашённых, бот отправит подарок.
6. Личный кабинет рекомендателя.
В нём можно посмотреть:1. Персональную ссылку.2. Количество своих приглашённых.3. Условия программы и полученные бонусы.
7. Статистика для администратора
Администратор каждую неделю получает статистику по количеству приглашённых и тому, сколько из них записалось на занятие.А также может получить её в любое время.
Выводы
Система рекомендаций — это не просто инструмент для привлечения клиентов. Это стратегия, которая превращает ваших покупателей в амбассадоров бренда. Она важно, потому что:
- Экономит ваш бюджет. Вы можете тратить меньше денег на рекламу. Клиенты приходят за счёт рекомендаций текущих клиентов.
- Увеличивает лояльность. Люди, которые становятся вашими рекомендателями, начинают чаще покупать и дольше остаются с вами.
- Создает виральный эффект. Один довольный клиент может привести десятки новых, если хорошо продумать систему рекомендаций.
Интересно обсудить чат-ботов? Пишите мне
Тут я опубликовал кейс чат-бота для баз отдыха, который экономит время сотрудникам и гостям:
Если у вас маркетолог опять слил весь бюджет. Нет заявок с рекламы и, вообще, вы считаете маркетинг сплошным обманом и заговором — статья для вас)
«Нужно собирать базу в чат-боте Телеграм» - последние три месяца я повторяю это как мантру каждому кто приходит на сопровождение, или с запросом запустить рекламу. Особенно тем кто хочет запустить рекламу!
Краткое содержание: Наткнулся на видео, в котором мужик рассказывает, как опасны нейросети тем, что тратят много ресурсов планеты, и надо от них срочно отказаться. Я решил разобраться, так ли это на самом деле. Оказалось, один запрос в ChatGPT съедает в 30 раз меньше энергии, чем заваривание дошика, а генерация одной картинки в Midjourney ≈ 1/5 чай…
Вы тратите 80% времени на рутину, а продажи растут как улитка? Знакомо. Тогда этот чек-лист — ваш детонатор. Здесь нет воды: только фишки, которые увеличили прибыль моих клиентов на 30–200%. Внедряйте хотя бы 5 пунктов — и ваш бизнес перестанет быть невидимкой. Поехали!
Разбираюсь, как грамотно начать автоматизацию общения и продаж с помощью чат-ботов. Дополняйте меня в комментариях своими историями — какой способ выбрали для себя. Соберем правдивые кейсы и поможем другим.
В этой статье вы узнаете:
- Как автоматизировать ответы на вопросы клиентам и сэкономить время менеджеров
- Как с помощью чат-бота мотивировать людей на написание отзывов, тем самым повышая рейтинг на Яндекс Картах.
Люди так не любят продажи, что стараются побыстрее спихнуть их на чат-ботов. Но у меня плохая новость — не получится. Бот не заменит живого продавца, зато может стать мощным инструментом на пути к покупке. Давайте разберёмся, как это работает.
Когда твои клиенты сами начинают приглашать своих друзей, ты получаешь новых людей без дополнительных затрат на рекламу. И это работает, потому что люди доверяют тем, кого знают, отработанная схема здесь вопросов нет...
Это точно. Траты могут быть на бонусы, но они гораздо меньше, чем стоимость привлечения нового клиента через рекламу.