реклама
разместить

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Разбираемся, как найти слабые места в вашем сайте с помощью Метрики и аналитики данных

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Анализ воронки продаж на сайте — это процесс изучения пользовательского опыта и определения проблемных этапов в прохождении пользователей от первого взаимодействия с сайтом до достижения конечной цели. Например, оформления заказа или регистрации. Этот анализ позволяет выявить слабые места и улучшить пользовательский опыт, увеличить конверсию на сайте.

Воронка продаж — это предполагаемый (идеальный) путь пользователя на сайте. То есть, это будет некий идеальный путь, который пользователь должен пройти по сайту до нашего самого главного целевого действия.

Мы понимаем, что пользователи в целом изучают сайт по-разному и они необязательно идут по идеальному пути. Однако концепция анализа воронки продаж помогает находить узкие места и выдвигать гипотезы, отвечая на вопрос «Почему пользователь не сделал на этой странице целевое действие, а свернул с пути?».

У разных сегментов пользователей может быть разный путь к конверсии на сайте. Адаптивная версия сайта под мобильные устройства, скорее всего, отличается от ПК версии. Следовательно, пользователи по-разному путешествуют по сайту.

Также поведение новых пользователей может отличаться от поведения постоянных посетителей, которые уже хорошо ориентируются на сайте. Поэтому при анализе воронки продаж на сайте обязательно нужно рассматривать аудиторию по разным сегментам. В ходе UX-аудита мы обычно смотрим воронку по сегменту новых пользователей.

Воронку обозначаем схемой. Например:

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Как построить воронку в интерфейсе Яндекс Метрики

Совсем недавно в Метрике появился новый отчёт — «Воронки». И всю цепочку последовательности действий пользователя можно теперь визуализировать в веб-интерфейсе Яндекс Метрики.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Но для этого вам необходимо сперва настроить отслеживание ваших микро- и макро-конверсий в качестве JS-целей или параметров событий. Метрика также ещё принимает «Просмотр страницы» сайта в качестве условия достижения шага воронки.

Как это выглядит по шагам

1. Настройка целей и событий

Проверяем, все ли нужные нам целевые действия считаются и можно ли их измерить. В целом их можно разделить на два типа:

  • Цели / макроконверсии: это общие действия, которые пользователи должны выполнить на сайте, чтобы он был успешным. Например, макроконверсией может быть транзакция.
  • Желательные действия / микроконверсии: это более мелкие действия, которые в совокупности поддерживают достижение главной цели. Например, посещение определенной страницы, добавление товара в корзину, нажатие на определенную кнопку или ввод данных в форму.

После настройки целей нужно подождать, пока накопится статистика для анализа. Подробнее о том, как настроить цели, можно посмотреть в справке.

2. Создание и настройка воронки

Когда статистика по важным целям и событиям накопилась, можно приступать к созданию воронки в интерфейсе Яндекс Метрики.

1. В левом боковом меню идем в раздел Отчеты, внизу жмём кнопку Создать отчет → Воронка.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

2. В открывающемся окне начинаем настройки:

  • Окно воронки
Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Вы можете выбрать неограниченный период воронки или указать время, за которое пользователь должен пройти все шаги:

Неограниченное окно — в отчет войдут все пользователи, начавшие воронку в заданном интервале.

Ограниченное окно — задайте время прохождения воронки в секундах, минутах, часах или днях. Максимальный период для воронки — 360 дней.

  • Шаги воронки

Напоминаю, что в качестве условия достижения шага мы можем выбрать:

— Достижение JS-цели

— Просмотр страницы

— Параметры события

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

3. Настройка значений условий похожа на настройку сегментов в Яндекс Метрике. Тут также можно использовать регулярные выражения, вхождения строки и отрицание. По умолчанию используется строгое соответствие.

В одном шаге можно задать несколько условий. Эти условия будут объединены логическим оператором ИЛИ, а сам шаг воронки будет засчитан при достижении любого из выбранных условий (ИЛИ то, ИЛИ другое):

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

4. Каждому шагу мы можем задать произвольное имя. Мы можем настроить максимум 10 шагов.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

В целом, всё достаточно интуитивно настраивается и весь процесс весьма понятен. После настройки наша воронка выглядит примерно вот так:

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы
  • Группировки

С помощью поля Группировка вы можете выбрать, в каких срезах хотите посмотреть воронку. Можно выбрать до 7 группировок или оставить поле пустым.

В таблице под графиком отображаются шаги в разбивке по срезам выбранной группировки. Например, можно смотреть срез по устройствам:

На момент написания этой статьи некоторые группировки нельзя задать. Например, нельзя группировать по источникам и истории посетителя (Новый/вернувшийся).
На момент написания этой статьи некоторые группировки нельзя задать. Например, нельзя группировать по источникам и истории посетителя (Новый/вернувшийся).
  • Конверсии

В поле управления конверсиями можно выбрать один из вариантов:

Конверсия от первого шага — все шаги воронки будут учитываться как отношение просматриваемого шага к первому шагу.

Конверсия от предыдущего шага — все шаги воронки будут учитываться как отношение просматриваемого шага к предыдущему. В этом режиме на графике также отображаются потери от шага к шагу в виде бледной области в столбике.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Ecommerce-воронка

В Яндекс Метрике есть ещё один тип воронки — Ecommerce-воронка.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Для формирования этого отчета необходимо использовать возможности Яндекс Метрики по учету и анализу данных электронной коммерции. То есть, если вы уже передаете в счётчик события электронной торговли, то ничего больше настраивать не надо. Как правило, это актуально для интернет-магазинов.

Конверсии рассчитываются из отношения просматриваемого шага к первому шагу посетителей.

  • Группировки

В отчёте также доступны группировки для удобства анализа. В целом, тут уже доступно побольше группировок.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Например, можно смотреть срез по источникам. Это удобно, когда необходимо сравнить поведение пользователей с рекламы с поведением пользователей остальных источников.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы
  • Столбцы

В поле Столбцы вы можете настроить отображение отдельных шагов. Например, если я не хочу, чтобы отображались клики по товарам, то я просто исключаю данный шаг из моей воронки:

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Воронка на основе сырых данных Яндекс Метрики

Для более глубокого анализа возможностей веб-интерфейса Яндекс Метрики недостаточно.

В каких случаях Яндекс Метрики недостаточно:

  • Вам необходимо проанализировать какой-нибудь специфический сегмент пользователей, недоступный для настройки в Яндекс Метрике.

Однажды, анализируя воронку по сегменту новых пользователей, я заметил, что некоторые пользователи совершают заказ минуя этап регистрации на сайте. Я знал точно, что это невозможно, новый пользователь обязательно проходит регистрацию на сайте перед заказом. Вероятно, эти пользователи в действительности не являлись новыми, а пользовались сайтом с разных устройств (или браузеров). Тогда как Яндекс Метрика считала таких пользователей ошибочно новыми.

Без обработки сырых данных, я просто не мог никак исключить из анализа таких пользователей, чтобы качественно провести анализ по сегменту.

  • Вам необходима своя собственная агрегация данных по шагам. Например, категории страниц.
  • В веб-интерфейсе Яндекс Метрики появился семплинг
  • Вы хотите проанализировать не только конверсию шага, но и посмотреть куда уходят пользователи в процентном соотношении
  • Вы хотите выявить какой-то неочевидный шаг в воронке. Например, пользователи могут не совершать заказ онлайн, а позвонить.
  • Вы опираетесь в ограничения функционала веб-интерфейса Яндекс Метрики (Например, в вашей воронке более 10 шагов)

И тут нам на помощь приходит Logs API. Logs API позволяет получать неагрегированные данные (или сырые другими словами), собираемые Яндекс Метрикой.

Что нужно для получения сырых данных

1. Создать приложение и получить токен

Нужно получить доступ к API путем создания нового приложения на странице OAuth. Приложение получит доступ к данным с помощью специального ключа, называемого токеном. В интернете вы найдете много статей на эту тему, поэтому я не буду подробно останавливаться на данном шаге. Главное, потом не забудьте сохранить полученный токен доступа где-нибудь в надежном месте.

2. Выгрузить и обработать сырые данные

Прежде чем строить воронки, нужно выгрузить сырые данные. Вот тут пример кода как получить данные с помощью скрипта Python.

Примечание: Нам нужны данные о просмотрах страниц сайта, а также данные о целях, которые совершал пользователь. Под целями понимается микро- и макро-конверсии, которые совершает пользователь, продвигаясь по воронке на сайте. Поэтому прежде нужно обязательно позаботится о том, чтобы необходимые нам цели отслеживались.

В выгрузке сырых данных информация о достижении цели передается в параметре ym:pv:URL. Например вот так: goal://site.ru/otkritie_formi, где путь URL соответствует названию js-события цели:

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Если вы знаете Python и SQL, то можете обработать полученные данные и привести их к нужному виду, удобному для анализа.

Нужно будет подготовить итоговую таблицу со всеми необходимыми параметрами, которую будем подключать к сервису визуализации.

Например, обработка может быть вот такая, где проставляются шаги у каждого действия пользователя, группируются страницы по категориям и исключаются ненужные для анализа пользователи:

Чтобы получилось что-то вроде такого

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Все, у нас получилась таблица, с которой можно работать. Осталось её только подключить к сервису визуализации, где мы будем строить воронку и рассчитывать конверсию каждого шага.

Как использовать анализ воронки на практике?

Анализ воронки продаж хорошо помогает в UX-аудите. Мы смотрим узкие места в нашей воронке.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Например, мы видим, что у нас 57% пользователей уходит из каталога. Смотрим подробно этот шаг. К слову, у каждой страницы есть свои задачи. И задача страниц каталога со списком товаров — это мотивировать пользователя посмотреть товар подробно, перейдя в карточку, либо добавить товар в корзину.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Мы анализируем насколько удачно страница справляется со своей задачей.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

А затем смотрим, куда вообще уходят наши пользователи с нужного нам шага.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

Пытаемся понять почему пользователи могут свернуть с воронки или вообще покинуть сайт. Вычисляем различные проблемы в вебвизоре, карте кликов скроллинга и т.п. После этого сами пробуем пройти путь по воронке и описать все проблемы.

Выдвигаем гипотезы почему так может быть и что по нашему мнению может улучшить ситуацию. Смотрим как реализовано у конкурентов (или на других сайтах, не обязательно конкурентов), находим там удачные, на наш взгляд решения. Все наши гипотезы мы можем проверить в ходе а/б-теста с помощью возможностей Яндекс Метрики.

Воронки продаж в Яндекс Метрике: ищем узкие места и выдвигаем гипотезы

И так шаг за шагом мы пытаемся улучшить нашу конверсию на каждом из шагов воронки.

Важно помнить, что воронка продаж вашего сайта должна быть оптимизирована с учетом поведения пользователей. Дизайн и функциональность сайта следует изменять только на основе реальных данных веб-аналитики, чтобы сделать путь покупателя максимально простым и удобным.

Автор: Станислав Киров, руководитель группы веб-аналитики icontext

реклама
разместить
Начать дискуссию
Воронка продаж: 4 примера для разных случаев

Воронка продаж — это инструмент, который помогает продавать клиентам товары или услуги. Какая будет воронка, зависит от типа компании, аудитории и продукта. Чтобы продавать быстрее, внедрите CRM-систему, email-рассылки и чат-бот. В статье расскажем, какие бывают воронки и как их автоматизировать.

Воронка продаж: 4 примера для разных случаев
33
Как создать и использовать воронку продаж в современном бизнесе

Мир маркетинга — это игра с цифрами и показателями. Вроде бы все хотят новых клиентов, большой выручки и огромного спроса, но, как правило, забывают о базовых инструментах. Один из таких инструментов — воронка продаж. Простая идея: приведи людей, и хотя бы часть из них купит твой продукт. Но как эта "простота" выглядит в реальности? Давайте разбира…

22
Точка банк стал победителем премии Банки.ру в номинации «Счёт года для бизнеса»

Эксперты признали тариф «Ноль» лучшим предложением для предпринимателей.

Точка банк стал победителем премии Банки.ру в номинации «Счёт года для бизнеса»
Суть маркетинга и воронок продаж: как они работают в реальном мире

Писать посты из тепла гораздо приятней, особенно когда сидишь на вилле за $150 в день. Но не только тепло делает такие моменты особенными, а осознание, что ты можешь позволить себе свободу. А за этим стоит правильная система, которую я строил годами.

Как сделать сайт БЕЗ КОДА с нуля | Простая инструкция как сделать продающий сайт
Как сделать сайт БЕЗ КОДА с нуля | Простая инструкция как сделать продающий сайт 
Как передавать заказы из CRM в Яндекс.Метрику: пошаговое руководство и кейс Kokoc.com

В аналитике важно учитывать и онлайн-, и офлайн-конверсии - заказы, оплаты и отмены. Руководитель группы веб-аналитики Kokoc.com Александр Пелевин и веб-аналитик Никита Косцов рассказали, как настроить передачу данных из CRM-системы в Яндекс.Метрику с использованием API.

Как передавать заказы из CRM в Яндекс.Метрику: пошаговое руководство и кейс Kokoc.com
1111
22
Контент-стратегия для Telegram: как не писать в пустоту

В 2025 году Telegram — это не просто мессенджер, а полноценная платформа для бизнеса и личного бренда.

Как аналитика сайта помогает бизнесу расти: основные показатели и значения

Аналитика — важный инструмент, на основе которого необходимо принимать решения в маркетинге и бизнесе. Какие показатели отслеживать? Как найти проблемные места? Как понять, что сайт коммерчески успешен? Это и многое другое обсудим в статье.

Как аналитика сайта помогает бизнесу расти: основные показатели и значения
1111
Аналитика бизнес процессов. Кому нужна и как пользоваться?
Аналитика бизнес процессов. Кому нужна и как пользоваться?

Зачем нужны регулярные замеры, отчеты, статистика и вся эта канитель с цифрами? Как и где вести аналитику своего бизнеса?Привет, Настя Ланская, то есть я, поможет в этом сложном вопросе.✌

реклама
разместить
Николай Кочубеев: "Cайт как источник дохода".

Бизнес-сайты часто могут лежать в сети, собирая цифровой эквивалент пыли. Такой сайт редко обновляется или полностью интегрируется в маркетинговые стратегии, за исключением одной-двух входящих ссылок в социальных сетях. Такой подход не только близорук, он игнорирует весь потенциал, который могут предоставить веб-сайты.

Как создать идеальную воронку продаж в Excel за 15 минут

Воронка продаж – это важный инструмент для анализа эффективности продаж, который можно легко реализовать в Excel. Она позволяет визуализировать путь клиента от первого контакта до совершения покупки, показывая процент конверсии на каждом этапе.

11
«На маркетинг еще заработать нужно»: интервью с экс-CMO Битрикс об эффективности маркетинга в B2B-компаниях со сложным продуктом и долгим циклом сделки

Светлана Берегулина рассказала, почему B2B-компаниям стоит работать с верхом воронки привлечения, несмотря на то, что оценить эффективность от этих маркетинговых активностей сложно, а иногда невозможно.

«На маркетинг еще заработать нужно»: интервью с экс-CMO Битрикс об эффективности маркетинга в B2B-компаниях со сложным продуктом и долгим циклом сделки
55