{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Нужно просто каждый день стараться: волшебная таблетка малому бизнесу

Как известно,

Просто оскорбительно, что единственный способ что-нибудь сделать — это взять и сделать это.

В общении с предпринимателями я уже не раз встречаю вещь, которая меня удивляет и расстраивает — это нежелание попробовать. Такое бывает и в работе, и в простом общении. Пример: я сижу в недавно открывшемся на новом месте баре своих друзей, который пока довольно пуст. Меня это печалит, поскольку бар вполне ок, так что я начинаю накидывать варианты, что можно легко, быстро и практически бесплатно сделать для привлечения посетителей. Предлагаю то и сё, и еще вот это, но в ответ слышу только «да не, это не получится, да ну, нет смысла пробовать». И такое настроение «не стоит и пытаться» можно встретить ооочень часто.

Но фишка в том, чтобы как раз пытаться! Пытаться, пытаться и пытаться. Особенно в начале пути. Это имея большие ресурсы и опыт за плечами, уже приходится отказываться от не самого эффективного. Но когда испробовано еще очень мало, нужно просто делать. Бить лапками, а не покорно их складывать, ожидая чуда.

В работе у меня были примеры и гораздо печальнее: классный B2B-продукт, суперпотенциал для продвижения. На почте предыдущего маркетолога лежат без ответа просьбы СМИ об интервью. Или с ответом, но без фоллоу-апов. Ну как так? Честно, моё сердце разрывается, когда я такое вижу.

Или вот: оффлайн-мероприятие (привет из прошлого) — профильная выставка, по которой ходит известный блогер. До нашего стенда ему идти далеко, да и особо незачем — он про нас не знает. Что ж, быстро сбегала за бумажками про нашу технологию, подошла, с горем пополам запитчила. На следующий день он пришёл сам и взял у гендира интервью. В итоге — 150 тысяч просмотров. Бес-пла-тно. Конечно же, это чистое везение — были и случаи, когда такие попытки ни к чему не привели. Но вспомните анекдот про лотерейный билет. Как может повезти тому, кто даже не пытается?

Написать письмо, подойти, запостить объявление — всё это ничего не стоит, но в 1 из 10 случаев даст результат.

Маркетинг — это не фокус, не магия. На самом деле, это довольно простые и очевидные вещи. Но если ДЕЛАТЬ, это работает. Использовать все шансы, подхватывать и внедрять идеи, (!) сразу же отвечать на письма с предложениями, везде проситься, знакомиться и заинтересовывать и так далее.

Тут недавно была классная статья про то, как увеличить продажи, работая с существующими клиентами. Автору некоторые предъявили, что всё это и так понятно и банально. Но… так это и работает! В сериалах часто показывают, как один какой-то ход привел к лавине заказов / известности / миллионным инвестициям. Но в жизни результат — это чаще всего следствие ежедневных маленьких действий, сложенных вместе.

Нужно просто каждый день стараться, тогда всё получится.

0
528 комментариев
Написать комментарий...
Григорий Матасов

Я с вами согласен в общем посыле: чтобы сделать — нужно делать.

Но не в частностях. Вам уже указали, что у владельца малого бизнеса есть ну просто очень много забот, связанных с тем, чтобы бизнес поддержать на плаву. В силу масштаба, специфики, недостаточности знаний и опыта многие вещи бизнесмен делает сам, поэтому на маркетинг остаётся не так много сил, времени и денег.

А то, что вы приводите в качестве примеров нежелания что-то делать — это может быть просто нежелание распылять ресурсы.

Вот, вы говорите, например, "положить листовки". Для вас это два слова, звучит легко и практически бесплатно. А я на месте владельца бизнеса сразу представляю:
• нужно заказать у дизайнера дизайн листовки. Ведь если она должна мотивировать человека прийти ко мне, она должна быть не абы какой. А это, в свою очередь:
  — написать ТЗ;
  —найти исполнителя;
  —пару итераций правок до получения финального результата;
• найти типографию. потом съездить, забрать партию.
• составить список заведений в округе, у которых пересекается ЦА, но не продукт;
• договориться с их владельцами о том, чтобы там лежали наши листовки. Если вы их не знаете лично, то это тоже довольно непростой квест. Потому что любого владельца бизнеса уже до такой степени заколебали десятки звонков с предложениями выгодных выгод, что вам будет трудно пробиться к нему с вашими листововчками.
И я вам гарантирую, что минимум в половине случаев, а то и больше, даже после того, как вы свяжетесь с владельцем,  он вам ответит отказом. Ну потому что "это банально не работает, плавали, знаем".
• потом дойти ногами до каждого места и разложить там свои листовки.

А дальше самое интересное:
• раз в неделю примерно ходить и докладывать. Потому что листовки долг не живут. На них что-нибудь прольют, персонал будет делать ген уборку. чтобы протереть стойку и выкинет их, их случайно уронят и не будут собирать. Потому что у работников чужого заведения к ним отношение изначально как к чужому мусору, чем они, по сути, и являются.

И получается, что для владельца бара это мероприятие оборачивается в существенную подготовительную работу и  еженедельную рутину по раскладыванию листовок. Любой вменяемый владелец бизнеса, когда слышит похожую идею, сразу же в голове провернёт подобные прикидки.

А потом прикинет,  на какую конверсию можно рассчитывать. И да, чтобы листовка мотивировала прийти, скорее всего, там должна быть какая-то акция или бонус. Поэтому приведёт она к тому же низкомаржинальных клиентов.

Владелец бизнеса всё это прокрутит у себя в голове, оценит масштаб затрат времени и усилий, а так же потенциальный выхлоп, и ответит вам: "Надежда, это не сработает, это нет смысла пробовать". Банально потому что он потратит несколько дней своей жизни на внедрение,  а потом будет ещё каждую неделю обходить все заведения разнося листовки или наймёт для этого человека. А взамен получит в бар несколько любителей халявы в неделю.

И ответит он вам так не потому, что не хочет пытаться. А потому, что те не очень большие ресурсы, которые у него есть, и то время, которым он располагает, он хочет потратить на что-то, что реально может сработать. Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий.

Ответить
Развернуть ветку
TeamMotion

Григорий, в текст похоже Вы забыли вставить "не" перед словом Газпром:)
"Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий."
По существу.
Я полностью с Вами согласен, что простая идея - разложить листовки - превращается в проект.
Очень четко описали!
По сути, любой владелец, особенно микро или малого бизнеса, опирается на принцип альтернативных издержек.
То есть имеет условно 10.0 т руб и несколько вариантов на что их направить.
Вопрос только в одном:
Как понять ему, что РЕАЛЬНО  может помочь?
Ведь то, что сработало в одном месте, не факт, что также сработает у него.
С другой стороны бизнес это всегда риск и поэтому найти 100 % гарантированное  решение вряд ли возможно.
Я именно таким образом понял ключевой посыл автора статьи.
Важны идеи,  безусловно нужен отсев тех, которые не актуальны для этого бизнеса (выше был прекрасный пример про авторемонт) и все равно пробовать.

Ответить
Развернуть ветку
23 комментария
Дмитрий Цветков

Как божечка смолвил...

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Листовки — не единственное, что я предложила. И как бэ лучше приложить эти усилия, чем не дождаться клиентов и закрыться. Ну и для меня, как для маркетолога, такие задачи — это очень просто, потому что есть куда более сложные. Но многие «специалисты» и этого не делают, а бизнесы тратят деньги на их зп

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
a.zhurzh

Вы все прекрасно расписали, но возникает вопрос- а делегирование для чего придумано? Ну то есть если предприниматель "один, совсем один"- то там и маркетинг другой. А если это бар- то уже команда, которая может либо выбрать ответственного, либо делать описанное выше поочередно

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Дмитрий Евсеев
А я на месте владельца бизнеса сразу представляю:

А ну типа в инетике час посидеть покликать мышкой 

Ответить
Развернуть ветку
Anton Gusak

Как владелец малого бизнеса, можно я вас обниму? Читаю и "слезы наворачиваются" :)

Ответить
Развернуть ветку
Роман Макшанов

Думаю, что заметка была бы убедительнее, если бы автор дополнил ее конкретными примерами идей, не требующих больших вложений для реализации предпринимателем. А то так получается, что автор умный, а вокруг дураки-бизнесмены. Не исключаю и такой вариант, но с примерами было бы лучше и понятнее 👍

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Я привела пример про блогера, про неотвеченные письма — в итоге получили два бесплатных интервью в крупных СМИ и еще приглашения от других. Для бара я предлагала, как минимум, раскидать объявления в группы района (таких дофига) и положить листовки у друзей-партнеров в других заведениях (другой направленности, но со схожей ца), благо у них таких много, опять же отзывы на сайтах отзывов и сайтов со списками заведений (+ там, например, не изменен адрес заведения почти нигде на новый, это тоже надо корректировать). И это я только 5 минут подумала и толком не изучала сферу. Если изучить глубже, найдется еще куча способов) всегда находится, просто надо искать.

Почему-то у всех (включая многих маркетологов) мысль сразу идет в сторону «запустим таргет/контекст», что требует денег. Поэтому, возможно, многие и не пытаются, тк думают, что ничего другого нельзя сделать.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Stan 1

Мне статья очень понравилась. Я тоже часто говорю: "а давайте попробуем?". И обычно методично дотаскиваю предложение до конца, проходя сопротивление многих. Кому-то неохота, кто-то не верит, кто-то завален текучкой. И нужно просто методично "капать на мозг" (я называю это "плешь есть"), чтобы, как говорил Ленин: "идея, осознанная массами, стала руководством к действию" :)  И меня тоже всегда поражает соотношение людей "конечно, давай попробуем, а вдруг?" vs "да ну нафиг - очевидно, что не получится". 

В общем, статья позволяет четко увидеть собственную ситуацию (кто с таким регулярно сталкивается) и самим из своей практики найти нужные примеры :)

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Да, добавлю еще: это вообще не про «бизнесмены — дураки», а именно про этот пессимистичный настрой ничего не пытаться делать, не цепляться за идеи — даже те, что сами идут в руки. Так и маркетологи многие делают почему-то)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Александр Антипов

Вы совершенно правы, без примеров смотрится сухо. Автору на заметку, как тоже совет.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Bobko

То есть люди открыли бар, рискнули деньгами (возможно последними), а тут приходит к ним маркетолог и предалагает "то" и "се". Сама при этом не рискуя ничем.

С таким подходом надо в консалтинг!

Ответить
Развернуть ветку
Василий Степанов

Если бы маркетологам отрубали по одному пальцу за каждую не взлетевшую идею, может и маркетинг стал бы у нас существенно качественней и количество таких балаболок уменьшилось (а на заводе прибавилось гыгы)

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Nadezhda Kuzmenko
Автор

В общем-то, меня это и удивляет, что люди создали свое детище, рискуют многим, но не хотят его продвигать. «То и сё» было абсолютно не требующее денег, не влекущее никаких рисков и не особо затратное по времени и силам. Я бы и сама это сделала совершенно безвозмездно, если бы увидела желание и инициативу)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
3216q114

В консалтинг без аудита, чтобы вообще не ограничиваться не чем, чистый поток идей и решений.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

Как владелец мелкого автосервиса, подтверждаю. А для продавцов Зуна и 2гис подготовлен отдельный котёл в аду.

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Калиниченко

Плюсанул. Рынок переполнен всякими говномаркетологами, говнодиректологами и говнотаргетологами, которые после бесплатного курса "Маркетолог от 0 до 100 за неделю" штурмуют всех юриков предложениями увеличить до небес поток клиентов. Тоже угараю с таких людей, особенно с предложений попробовать то, что я пробовал лет 10 назад )))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ну как бы я как раз описываю противоположное тому, что вы приводите в пример) и я как раз против этого. Лень читать и вникать, понимаю)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Один знакомый на полном серьёзе говорил про своего приятеля: "Ну, вот он сидит дома, образования нет, работы нет, пьёт, мучается от безысходности. Ничего не хочет. Можно ведь что-то делать. Хоть по улице ходить, около остановок там, магазинов - люди же мелочь теряют. Так и насобирать."

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Шамиль Джанболатов

И все пропил? А если будешь много гулять, и наткнешся так на толпу гопников, которые у тебя все отберут?

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Артём Антипин

Маркетолухи, инфоцыгане, консультанты это паразиты, чей "труд" не имеет критериев ответственности. Предпренимателя рискует и отвечает за свой продукт и услугу. Если вы починили машину и она старалась через 100 метров, то с вас спросят, если вышеперечисленные товарищи взяли у вас деньги и ничего не случилось, они всегда все свалят на вас, типа ваш бизнес говно, а они молодцы.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Сочувствую, что вам встречались только такие. Нормальные специалисты анализируют, почему что-то не работает, и исправляют это — в итоге получается хороший результат. Обвиняют других и сливаются только те, кого вы перечислили в первой строчке, да.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Дмитрий Евсеев

Ну спросят и спросят, от этого предприниматель умнее, пизже, талантливее не стал. 
Маркетинг - тоже бизнес. Там и ФОТ немалый и все такое. Никаких сверхдоходов.

Ответить
Развернуть ветку
25 комментариев
Mikhail Bobko

Господин Талеб, перелогинтесь!

Не могу высказаться по поводу вашего комметария про маркетолухов и цыган - не владею предметом, я не маркетолог (и я русский!)

Однако Ваше возмущение по поводу консалтинга связано с тем, что Вы не совсем правильно понимаете зачем существует консалтинг и какая его основная ценность 

Ответить
Развернуть ветку
3216q114

Вот только бар почему-то не вы открыли, а ваши друзья.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ну да, потому что я хочу заниматься маркетингом, а не предпринимательством)

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Юрий Б.

Когда занимался разного рода бизнесами, то такие советчики, вырастающие как из под земли и выпрыгивающие из-за угла со своими советами, раздражали до зубовного скрежета. Забот хватало вообще помимо выслушивания советов и мнений о том, ЧТО надо улучшить, чтобы, наконец, поперло в гору.

Хочешь помочь? Давай, впрягайся. Деньги? Нет, денег нет пока.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Васильев

Вспоминаю рассказ моего приятеля:
- конец 80-х, запахло бизнесом;
- пришел он наниматься к владельцу шиномонтажа;
- тот - еврей - говорит:
- это хорошо, что ты русский, будешь, наверное, хорошо работать, а то ко мне всё евреи приходят, всё предлагают УЛУЧШАТЬ!

Примечание: в результате того разговора и моего комментария - ни одна из национальностей не пострадала/не должна пострадать.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Я и впряглась бы, если бы увидела желание в глазах. Да, бесплатно, представьте себе.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Цветков

Кстати, дарю хороший лайфхак по тому, как быстро затыкать такой фонтан гениальности:
1. Внимательно слушаешь.  
2. Со всем соглашаешься. 
3. Сморишь на маркетолога влюблёнными глазами. 
4. Вместо фикса предлагаешь процент от тех заказов, что он привёл. 
5. Побеждаешь возражение «а вы меня обманите». 
6. Удивлённо смотришь, как очередной гений бежит без оглядки. Потому, что рассказывать бизнесу о том, какой он, этот бизнес, закостенелый это одно, а вкладывать в свою гениальность свои же деньги - это совсем другое. 

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Раза три договаривался в своей жизни на процент за работу. Все три раза был рост заказов и вполне понятная сумма, которую я должен был получить.

Ни разу я эту сумму не получил. Все трое хорошие люди и даже общаемся с двумя. Но вот денег я так и не увидел. 🤷‍♀️

И не скажу, что я теперь не работаю за процент — я вообще клиентов в попку послал, примерно на 90% они непроходимые идиоты. Хороший маркетолог всегда прокормит себя сам.

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Сергей Бусуркин

Вы очень странный подход озвучиваете, я бы сказал забавный.

Любой специалист пригнал тёплый/горячий трафик и предлагаю Вам сразу пару сценариев:
- UX/UI у вас на уровне сайта 2010 года, это проблема специалиста - маркетолога?
- Покупатель пришёл с рекламы и позвонил Вам, а у Вас нет коллтрекинга и банально заказ уйдёт в тёмную зону, без понимания, что реклама работает - это проблема - маркетолога, что льёт трафик?
- Ваши менеджеру берут трубку по 2-3 минуты, это проблема маркетолога?
- Актуальность цен на ваши услуги/товары - подтягиваются раз в неделю, а меняются раз в час, это проблема маркетолога?

Вы просто занимаетесь профанацией. 

Есть трафик-менеджер, а есть продуктологи/дизайнеры и ещё миллион специалистов, что влияют по итогу на покупку. 

Однако, без маркетолога, что будет лить Вам трафик - вы будете двигаться ГОРАЗДО медленнее.

И не забывайте о стоимости работ маркетолога и о средствах, что получаете Вы, как руководитель/владелец, суммы несопоставимы, и как следствие зоны ответственности разные.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Alex Chernyshev

Cтранный коммент,  разве маркетологи не работают с выделенными бюджетами?   Это разве не первый вопрос с обоих сторон?
Если вам сразу нужно договариваться на крупную сумму ( бюджет) выделяемую в квартал/месяц/год  на маркетинг- какой смысл в таком 'лайфхаке' ?

Ну ок, вы пожадничали на вознаграждении лично маркетологу, так он точно также с этими же самыми влюбленными глазами вам тупо сольет бюджет за откат, сидя при этом на минималке или вообще без зп.
Это не очевидно чтоли?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Илья Разумин

Маркетолог, хоть какой он гениальный, отвечает за свой кусок работы все же, а владелец - за все. Ну приведет вам маркетолог клиентов, а вы например их обслуживать не будете или у вас товара нет или пиво в баре кислое ну и т.д. Маркетолог будет виноват?

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Ольга

По своему примеру. Я продвигаю свой магазин и листовками и объявлениями  на остановках и рекламой в газетах в автобусах на бильярде в центре города.все это работает как и цены в моем магазине самые низкие ассортимент самый большой.чтобы этого добиться я работала 15 лет без выходных и отпусков.многие скажут помощников можно взять.у меня есть пара доверенных помощников я не могу назвать их продавцами потому что для меня они стали больше чем друзья -семьейнастоящей.но для развития нужно бльше людей а хороших честных найти очень трудно.но сколько ещё ведь проблем налоги растущие .аренда .коммуналка.новвоведения нашего правительства проверки.просто идти до конца у многих предпринимателей на все это не хватает никаких сил.
И у меня тоже.иной раз хочется все бросить спрятаться и никого не видеть.потому что чувствуешь себя Дон Кихотом.боремся все боремся со своими мельницами.Вот такой вот малый бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Ольга вы ошибаетесь малый бизнес совсем не такой . Такой Ваш бизнес. Вы его сделали таким. Процитирую уважаемого мной специалиста Александра Фридмана
"Я считаю, что руководитель, выполняющий за свою заработную плату работу более низкого уровня и тем самым облегчающий себе жизнь, поступает безнравственно. Такого руководителя можно считать вором."
"Руководитель, без необходимости работающий за своих подчиненных, совершает должностное преступление, так как платят ему совсем не за это."

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Дмитрий Евсеев

Звучит душно и бессмысленно 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Да, это ужас. Предприниматели — герои, что берут на себя все это. Потому и вдвойне обидно, если какой-то маркетинговый потенциал, который мог бы принести прибыль, не используется, причем не из-за нехватки сил и времени, а из принципа) желаю вам сил и чтобы всё было только успешнее!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

У меня есть решение: надо бизнесменов сажать в подвал на цепь и бить палкой по утрам. Я одному своему клиенту так и сказал. Он посмеялся и продолжил ничего не делать. И таких - 99%. Нельзя помочь тому, кто ничего не хочет. Пусть разоряются к хренам, убеждать бесполезно.

Ответить
Развернуть ветку
Sergii Veremeyenko

Что ж вы бизнесменам пользу маркетинга продать не можете? Как так то?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Oleg Omelchuk

Когда маркетологи будут готовы работать за % от продаж, прибыли?

Ответить
Развернуть ветку
32 комментария
xxx xxx

Самый надёжный канал продвижения таких баров это сарафанное радио, и если не взлетает , то что-то надо менять. А рекламный нагон посетителей , которые уйдут с неоправданными ожиданиями , только приведёт к тому, что когда бар найдёт себя люди второй раз посмотреть не зайдут.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Проработать несоответствие ожиданий реальности — это тоже маркетинг. И это в первую очередь надо делать, естественно. И в описанном случае тоже довольно просто по отзывам и контенту предположить, что именно не так, и исправить это. Про рекламный нагон посетителей вообще никто не говорит — это снова какой-то стереотип о маркетологах, сорри

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Елена Бельская

Рекламный нагон посетителей - это всегда только первый шаг. Когда они придут нужно сделать так, чтобы они были воодушевлены и 1) вернулись еще не раз, 2) рассказали своим знакомым, то бишь запустили сарафанку. Автор говорит, что и первый шаг многие не хотят делать, но вообще-то бизнесмен должен найти множество таких первых шагов и простроить цепочку действий за каждым, прежде чем этот шаг делать. И искать-простраивать-внедрять постоянно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

Проблема большинства комментаторов в том, что они считают что если человек имеет бизнес, то значит он бизнесмен. Но это совсем не так, он становится просто владельцем бизнеса. Ну и то что также большинство довольно смутно понимает, что такое маркетинг и зачем он нужен. Господа, вы не в теме, сколько бы умных стаей не прочитали. Не у всех есть способности к бизнесу - смиритесь с этим.

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Mann

"Надежда Кузьменко
МАРКЕТОЛОГ
Привет! Я помогаю бизнесам выводить новые продукты на рынок, становиться лидерами и зарабатывать."
: Сделайте что-нибудь!

Бизнес: ОК. Мы раскидывали листовки каждый день по 5 минут.

Я вам выставлю счет на оплату моих услуг - Надежда Кузьменко, МАРКЕТОЛОГ

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ну раз вы посмотрели мой сайт, то сходите посмотрите дальше первой страницы, увидите реальные результаты моей работы в прибыли бизнесов.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Борис Васильев

Как юмористический троллинг - годится.
Как оценку ситуации в целом - не очень.

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

Уважаемая Надежда вы правда считаете что предприниматель старается меньше специалиста? 

Ответить
Развернуть ветку
Arthur

Очень часто такое бывает. У меня такой пример - мама. Ей миллион способов предлагали, как улучшить работу магазинов, с вложениями от 0 до 50$. Она не сделала ни-хе-ра. Так что я понимаю автора, и понимаю с какими предпринимателями она имела дело

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Дмитрий Евсеев

Не похер ли кто больше старается? Главное результат, за одно старание никому ничего не обломится. Это в детстве тебе это навязали.

Ответить
Развернуть ветку
Артём Антипин

Вот дураки бизнесмены, не хотят отдавать на раскрутку по 200 тр в месяц!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Петрушков

Даже для малого бизнеса, это небольшие деньги) Тем более в 2021 году.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Вы, видимо, вообще не читали статью, раз пишете про 200 тысяч. Я как раз встречала ситуации (да и куча постов в фб про это), когда отдают огромные деньги в то, что «точно работает, все так говорят» вместо того, чтобы сделать небольшие условно-бесплатные действия, которые сразу принесут результат или помогут сделать выводы о том, что работает

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Дмитрий Евсеев

Хотят и отдают 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Жирина

Согласна! Ставить пиксель на сайт по-нормальному? Зачем? Создать Бизнес-менеджер на Фэйсбуке? Зачем? Скачать приложение, чтобы оперативнее отвечать на комментарии? Зачем? И так сойдет!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Alex Chernyshev

В целом посыл статьи правильный,  но видимо у вас еще нет понимания ключевой причины такого поведения:  большинству мелких бизнесов рост просто не нужен или не интересен.  Плохого тут ничего нет - ну нравится людям быть мелкими.

Вот вы привели пример с баром, но с точки зрения именно бизнеса, просто один бар (не сеть) это практически 100% гарантированный провал, поэтому их чаще открывают для души, для своих.  Как тот же Сергей Доля сделал например.  
Делают для атмосферы, для того чтобы проводить время с друзьями в своем месте, для фана и тд. , прибыль тут уже не так важна. 
 

Ответить
Развернуть ветку
Sasha Step

А мне кажется посыл странным. Для меня он выглядит так. Девочка на китайском велике подъезжает на светофоре к другой девочке на порше и говорит ей. Ты мало стареешь поэтому как дура ездишь на порше, вот если бы старалась как я то ездила бы как все нормальные девочки на велике. Вот найми меня и будешь тоже ездить на велике

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Может и так. И про мелких я согласна, вспомним историю Макдональдса) но все же за аренду нужно как-то платить и жить на что-то надо, а если у тебя пусто, то можно и в ноль не выйти так-то. Все же бизнесы для души, я думаю, могут себе позволить только очень богатые люди)

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Подброшу фактуры автору. Три бизнеса моих знакомых, которым я помогал:

1. Врач: сделали сайт с блогом, группу в Фейсбук, перепосты в соцсети, логотип, кнопочки и т.д. Резко стартанул, набрал практику. Написал ему план развития.

Прошло 5 лет: перепостов нет, в блог 3 года не постил, сайт полез править и сломал — так и висит, группу забросил. План развития не открывал. Жалуется, что клиентов стало меньше.

2. Типография: сайт сборщик трафика, планировалась реклама, группа Фейсбук. Изначально говорил, что не верит в сайты (не знал, что в них надо верить 😂). Резко набрал на старте клиентов.

Прошло 3 года: забил на всё, рекламы никогда не было и не будет, группа Фейсбук мёртвая. Попросил написать план развития — я прямым текстам написал, что нихрена не будет и с таким подходом шансов нет. Похмыкал, согласился, продолжает ничего не делать.

3. Салон красоты: сайт, пара группа в Фейсбук, Инстаграм, адреса. Есть план развития. Дало возможность не закрыться в эпидемию.

Прошло меньше года: посты регулярно выходят, группы растут, даётся реклама для привлечения подписчиков, клиентская база потихоньку растёт. План развития не открывался и, наверное, не будет открываться никогда.

У каждого есть отличный потенциал развития и готовый, написанный на бумажке план специально под них, причём это УЖЕ сработало, т.е. дело верняк. Но нет. Никто из них развиваться не будет.

***

Собственно, в целом это объяснят почему я больше не работаю с клиентским бизнесом — это на 80% психотерапия.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Omelchuk

1. Если врач за 3 года не оброс клиентами по сарафанке, то не врач он, тут группами и рекламой сильно не поможешь, повторно клиенты не приходят, проблема не в маркетинге а в самом враче или сервисе.
2. Примерно тоже самое как в 1 пункте. 
Конечно нужно стараться привлекать новых клиентов, но уделяя внимания новым и наплевав на старых далеко не выплывешь, так как старые уже окупили затраты на привлечение и приносят прибыль. Это конечно касается тех бизнесов где большой % постоянных клиентов

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Борис Васильев

Это ужас, то, что вы отобразили!!!
И очень похоже на правду, или правда и есть.
Ну, вот и что с этим можно сделать?
Есть от рождения такие люди=бизнесы.
Но полагаю, есть и другие.

Не совсем в тему, но ассоциативно, полагаю, интересно будет прочесть:
Как помочь МИДу и Госсекретарю США
https://proza.ru/2015/07/13/393

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Del Ins Up

сайт сборщик трафика = дорвей ?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Евсеев

Вы из холодных звонков в маркетинг пришли? 
Их, кстати, тут очень любят.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Леонтьева

1. "Нужно просто каждый день стараться, тогда всё получится."

Иногда правильнее посмотреть: не дохлая лошадь. 

2. Одна из проблем - в малый бизнес приходят специалисты, которые хотят работать "на себя". Пример - врач из поста выше. И оказывается, что быть владельцем бизнеса несёт за собой груз управленческих обязанностей, отнимающих силы и время, в которых специалисту просто неинтересно разбираться и заниматься. Одно законодательство по найму таит за собой такой пласт "бумагомарания" и подводных камней, что отобьет желание развиваться у многих. 

Ответить
Развернуть ветку
Bullshit detector

Таких маркетологов, которые все знают и сейчас все полетит, но без реальных кейсов, пачками завозят на телефон имейл и соцсети всем владельцам смб)) а пока статья выглядит как непонимание маркетологом своей же ца и оскорбление представителей клиентов на свои же услуги, мол, какие они тупые, эти мелкие предпринимашки, не знают, как надо.

Что касается ключевой мысли статьи. Запросто владелец мелкой лавки, уборщица в тц и ceo корпорации могут трудиться и стараться одинаково усердно. На одном усердии далеко не уйдешь если ты усердно листовки разносишь а конкуренты делают так что хочется вернуться.

В общем, я бы хотел меньше таких статей на vc)) а вот кейс как вы пришли с идеей, реалищовали ее и за счет этого бизнес клиента вырос процентов на 30 в обороте измеримо, я бы почитал))

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

У меня есть описанные кейсы, можете посмотреть на сайте в био, в разделе резюме. Про тупых предпринимателей речи не было, наоборот, жаль, когда сделали классный продукт, но его маркетинговый потенциал не используется.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Василий Степанов

Не в ту ветку

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

🤦🏼‍♀️ Вы так остро реагируете, потому что у вас тоже бизнес с продуктом, который должен «сам себя продавать»?) попробуйте не считать всех вокруг идиотами и прислушиваться к специалистам, поможет зарабатывать больше;)

Ответить
Развернуть ветку
Радик Сен

Отличная заметка, очень жизненно. Пробовать и стараться использовать все шансы это хорошее правило вообще, не только в бизнесе. 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Вот да)

Ответить
Развернуть ветку
Анна Копырнева

Хорошая, статья, спасибо!

В комментах все углубились в частности, а основной посыл  (как мне кажется) был именно про "пробовать и делать", и сложно с ним не согласиться. Я тоже часто такое встречаю: люди сдаются, даже не попробовав. Выигрывает в итоге тот, кто пробует - пусть хейтят, пусть не сразу получается, но когда ты делаешь - у тебя хотя бы повышаются шансы.

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Основной посыл (эмоции в чистом виде) сильно отдаёт псевдо-коучингом. Статья про бизнес, а для него важны те самые частности.
 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Да, именно так)

Ответить
Развернуть ветку
Exclusive Drycleaning

Статья ни о чем. Не учитывает специфику БИЗНЕСА. Что очень важно. ПРИМЕРОВ НЕТ. Детский сад для опытного малого бизнеса. 

Ответить
Развернуть ветку
Khabib96

это статья для портфолио, будьте снисходительны. Потом из нее потрут камменты и чики-пуки

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

а можно сначала все продумать и спланировать чтобы не тратить время на эти 10-100 попыток чего-то добиться нахрапом.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ага, с этого и начинают обычно. Спасибо, что Америку открыли в который раз)

Ответить
Развернуть ветку
Франсиско Пухольс

Я не понимаю зачем маркетолог тратит своё и чужое время на вот это всё, что описано в статье.

Нормальный маркетолог просто положит перед своими друзьями мелкими предпринимателями  книгу с двумя словами: Партизанский маркетинг.

А дальше каждый сам себе маркетолог (если он вообще хочет им быть).

Ответить
Развернуть ветку
Note Forest

Если бы автор показал, вот я, это мой бизес, он работает, данные инструменты мне помогают, или так, я бездельник или бездеьница но прочитала и готова и счетаю данные инструменты хорошими, прочитала или........., разрешите их пременить у Вас, отрицательного результата не будит, не скажется на прибыли и на клиентах тех которых и так мало. Советы давать могут все, а вот их реализовать, применить нет !!! 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Не переживайте так, я умею реализовывать, когда этого хотят собственники)

Ответить
Развернуть ветку
Bahtiyar Khuja

Задолбался читать весь тред комментов и посмотрел, кто топикстартер.
Надежда, аплодисменты!

Ответить
Развернуть ветку
Маша с Магадана

Автор, ну дык бери и делай. Тебя в дверь с твоими гениальными недорогими/бесплатными вариантами, а ты - в окно.
Пытайся. Пытайся, пытайся и пытайся.
Не жди чуда, бей лапками - по кумполу этим лодырям и тунеядцам!
Пока испробовано очень мало, нужно просто делать: не хотят глотать твои волшебные таблетки - подмешивай своё лекарство им прям в кофе (пиво, виски, и чо они там ещё употребляют), сыпь в пиццу и тирамису.
Бери на встречу с друзьями из баров (ресторанов, офисов, овощных палаток) гипнотизёра. Пусть он во время разговора незаметно введёт их в транс и силком запихнёт твои гениальные идеи прямо в их ленивый мозг.
А если без стёба...
Статья больше смахивает на самолюбование и позёрство какой-то сеньоры де Бражелон в белом плаще.
Если тебя не слушают, значит, либо ты не имеешь авторитета у тех людей, к которым лезешь с советами, либо у тебя весьма подмоченный авторитет, либо люди реально ленивые и тупые...
В первом случае, если хочешь быть услышанной, заслужи авторитет: бесплатно воплоти свои лайф-хаки в жизнь, чтоб у них движуха началась. И тогда они к тебе сами будут обращаться, как к генератору фантастически удачных мыслей. Ещё и заработать на этом сможешь.
Во втором и третьем - беги от этих товарищей, теряя тапки. Не расходуй на них энергию и время.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Rogozhnikov

А может кто-то прояснить почему листовки не работают и малому бизнесу нет смысла ими заниматься? Есть ли готовые решения чтобы они сработали?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
George Romas

Давайте рассуждать на жизненных наблюдениях:
- Вы сами листовки часто берете на улице? 
- Вы часто видите как те, кто получил листовку:
  - внимательно ее изучают
  - бережно кладут ее в сумку/кошелек/портмоне чтобы в дальнейшем воспользоваться
  - тут же бегут исполнять инструкцию в листовке

Чтобы листовка сработала, она должна быть очень в тему. В правильное время, с правильным текстом и дизайном. Прохожие они потому и прохожие, что проходят мимо по своим прохожим делам. Им ваша листовка сейчас вообще не вперлась. В листовке должно быть что-то что заставит либо сохранить ее либо прямо сейчас все бросить и пойти по указанному в ней адресе. 
Шанс что одаренный информационным листком его изучит, запомнит и просветится все еще остается, но стремится к нулю.

Лично я стараюсь либо не брать листовки вообще. Если задумался и все же взял какую-то бумагу из чужих ру – в ближайшую урну ей дорога. Страшно сказать, но если урны рядом нет, то драгоценный флаер полетит прямо на тротуар, класть его в сумку или карман для правильной утилизации и не подумаю.
Из наблюдений за окружающими – обычно рядом с местом раздачи листовок урны и тротуары, в радиусе пары кварталов, полны этими самыми листовками.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Arthur

Жизово, спасиб, что напоминаешь о таких явлениях. Когнитивные ошибки очень трудно заметить даже знающим людям, а тем, кто не в курсе почти нереально. Именно в когнитивных ошибках кроется причина такого поведения. А ты, если хочешь помочь, не спеши с советами, жди пока попросят сами, иначе будут принимать в штыки)

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Да я не спешу, конечно. Наоборот, неудобно лезть. Но очень свербит, конечно, когда потенциал продукта не используют)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Костя Лебедев

Читал книгу, что-то про природу гениальности. И там на простом примере показана разница гения, профессионала и любителя. Все дело в часах целенаправленной работы на лучший результат

Любитель в среднем тратит до 3 часов в день усердной работы на результат

Профессионал — 6-8 часов

Гений — от 10-ти часов в день

И эта работа должна выполняться от полугода. Так что ТС прав. Ежедневный труд с фокусом на результат дадут свои плоды

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Табасов

У автора был микро/мини - бизнес? Чтобы это кредо - стараться каждый день было с железобетонным фундаментом?)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Ч

Посыл правильный, но общее заметить довольно легко, а дьявол в деталях. Важно еще верное расставление приоритетов и эффективность внедрения.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сундуков

В комментариях и в самом посте классическое недопонимание между предпринимателями "я всё сам" и маркетологами. И те и те правы и те и те не хотят слышать и принимать точку другого и те и те из-за своей упёртости далеки от серьёзных успехов. Потмоу что те, кто убирает это недопонимание вырастает в что-то серьёзное, где можно себе позволить и делегировать и пробовать одновременно.

Такие вещи как маркетинг, консалтинг, делегирование – это не красивые лозунги за которыми прячутся инфоцыгане. Это реально работающие и важные инструменты. Просто до них надо дорасти, в первую очередь, ментально.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Виктор Петров

Был у меня клиент на SEO, где все правки по сайту проводились через продавщицу в офлайн-магазине. Не одобрит - никаких правок.
Вооот.

Ответить
Развернуть ветку
Exclusive Drycleaning

 Вы вообще не знаете и не понимаете ничего ни в малом бизнесе, ни вообще ни в каком. Позорище. Детский сад. Примитив и деградация. 

Ответить
Развернуть ветку
Олеся Дрункина

Простите, но зачем вообще браться за создание какой либо идеи если вы не уверены что у вас хватит сил и мотивации на такие мелочи как листовки?

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Это мне вопрос?) у меня хватает мотивации на все мои идеи, если я договариваюсь работать с конкретным бизнесом. Но бывают ситуации, когда демотивированы сами владельцы даже на то, чтобы просто сказать «класс, давай сделаем» / исправить косяки в продукте / дать необходимую инфу, без которой невозможно маркетологу работать. Если это изредка происходит, то ничего страшного, но есть люди, у кого в целом такой стиль да и вообще пренебрежение к маркетингу (почитайте комменты некоторые). С такими я не работаю, поскольку помочь можно только тому, кто сам хочет.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Сергей Бусуркин

Автор, абсолютно в точку. 
И тут речь не столько про предпринимателей, сколько про засидевшихся маркетологов/хреновых специалистах. Ведь для того, чтобы затестить новый канал / протестировать гипотезу - необходимо приложить усилия. 
А приходит всё к тому, что все любят Директ-ЯМ - из-за поверхностного мнения, что вся аналитика им и так предоставляется. Как итог - бизнес страдает. 

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Да, на самом деле, я понимаю сейчас, что это даже больше про самих «коллег». Но, видимо, сказалась личная боль — хочется видеть огонь в глазах предпринимателя, когда предлагаешь помочь.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Александр Петрушков

Есть такой момент, что людям тяжело меняться и принимать реальность такой какая она есть. Многие решения в бизнесе находятся не в плоскости маркетинга или it, а в плоскости здравого смысла.

Был у меня клиент, мебельная фабрика.
Ребята 5 лет занимались развитием сети филиалов в строительных ТЦ, которые создавали больше геморроя чем прибыли. Иногда в салон за неделю могли зайти 10 человек и ничего не купить.

Надо платить аренду (почти 600 тысяч в месяц на 4 салона), зп и прочие расходы. Контролировать сотрудников, обучать, ругаться с администрацией и т.д. В общем очень много всего, чего не любят микропредприниматели, но при этом стремятся этим заниматься.

75% новых клиентов давал интернет, 10% сарафан и 15% салоны.

Ребята даже обсуждали вопрос, чтобы закрыть все салоны, открыть небольшой шоу-рум для тех, кто хочет "пощупать" и работать в формате выездного салона.

Но дальше обсуждений ничего не пошло. Потому что собственникам нравиться заниматься мебелью, а не бизнесом. Им хочется иметь свои салоны, чтобы в них можно было приехать и поговорить с продавцами.

Они предприниматели-ремесленники и им так нравится. Им нравится боль и страдание))

Ответить
Развернуть ветку
fffggg gggfff

ну да. ться и тся писать не умеем, а в управление бизнесом через здравый смысл советуем.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Да, про да, про заниматься мебелью, а не бизнесом резонно. К сожалению, многие люди думают, что если открыть пекарню, то будешь продавать булочки в красивом фартучке и получать удовольствие, а по факту на это останется дай бог 10% времени)

Ответить
Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

"Если долго мучиться, что-нибудь, да получится"
"Не можешь делать - то не мучай ж..."
"Если такой умный, то почему такой бедный"
"По настоящему смеется тот, кто смеется последним"
"Пока две стороны воюют, третья сторона спокойно получает выгоду"
"И на нашей улице будет праздник, если достаточно долго ждать"
"Сенсей, долго ли ждать успеха?" Сенсей: Если ждать, то долго"
"Если сидеть достаточно долго на холме над рекой, то рано или поздно ты увидишь труп, плывущий по этой реке"
"Терпение и труд все перетрут, и вода камень точит"
"Выживает сильнейший (Дарвин)"
"Если что-то не получается - значит не твое, плохая карма, воруют энергию, не то окружение, время не пришло, отвлекает от более важного, потому и счастье, что не получается (Эзотерика)"
"Пока гром не грянет, мужик не перекрестится"
"Что немцу смерть, то русскому хорошо"
"Ходжа Насреддин ехал на осле, но люди смеялись над ним, тогда он спешился, и стал тянуть осла за узду, люди все равно смеялись, тогда Насреддин поднял осла себе на плечи"
"Все к лучшему"
"Все хорошо в меру"
"Ошибки - тоже опыт, без понятия ошибки, не было бы и понятия успеха, как и не быает тени без света, и наоборот (Эзотерика)"
"Если крестьянин нацепит на голову корону - это еще не делает его королем"
"Один шаг вперед, и два шага назад - это тоже путь вперед"

Буду рад, если кто продолжит набор мудростей недостартапера

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Леонтьева

Всё куплено.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Шамиль Джанболатов

То есть те владельцы бара пытались заработать на спаивании населения, но народ не повелся? План хитропопый и мерзкий, результат выгодный для всех.

Ответить
Развернуть ветку
Nadezhda Kuzmenko
Автор

Ахаха)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Анна Любарская

Если владельцы не стараются через такие мелочи продвинуть свой продукт, то и не надо им это вовсе. Судьба бизнеса останется на воле случая, может и само зайдёт покупателю 

Ответить
Развернуть ветку
Анна Любарская

Без всяких мам, пап и листовок))))

Ответить
Развернуть ветку
Arthur

И почему я в ЧС? Попросил платную консультацию, а меня забанили? Л - логика

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

"Если долго мучится - что-нибудь получится" (с) А.Пугачева

Ответить
Развернуть ветку
Илья Щербаков

Н-да... какая-то мерзкая сюсюкающая "тонироббинсовщина" и "бмовщина". 

Ответить
Развернуть ветку
Pablo the Elephant

"я начинаю накидывать варианты, что можно легко, быстро и практически бесплатно сделать для привлечения посетителей." 
Статья оказалась бы гораздо существеннее если бы ТС презентовал пару вариантов для привлечения клиентов "легко, быстро и бесплатно". Правда, очень интересно.
И наверняка многим пригодится.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Богатый

Действовать то нужно, но действовать с умом! Как говорил один известный товарищ: "Плохой маркетинг только добьет компанию, утопит ее скорее".

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Косарев

Мотивация хорошая в статье. Пробовать нужно, но, "в тёмном лесу не найдёшь чёрную кошку". Это я к тому, всё-таки нужно знать-каким инструментом работать и как им работать. Успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Rezon er

Ой, вы знаете Надежда..Это так лееень, проще подождать
Авось само выгорит.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Makarov

100%
Причём в сериалах, когда показывают единственный ход, который привёл к успеху, они просто не показывают остальные 99-999-9999 ходов, которые к успеху не привели

Ответить
Развернуть ветку
Ли

Прекрасная статья. Автору респект. Тормошить  людей надо. Чтоб действовали. Жизнь то одна и она ой как быстро заканчивается. Нужно всё пробовать. И чужой опыт в том числе учитывать. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
525 комментариев
Раскрывать всегда