В общении с предпринимателями я уже не раз встречаю вещь, которая меня удивляет и расстраивает — это нежелание попробовать. Такое бывает и в работе, и в простом общении. Пример: я сижу в недавно открывшемся на новом месте баре своих друзей, который пока довольно пуст. Меня это печалит, поскольку бар вполне ок, так что я начинаю накидывать варианты, что можно легко, быстро и практически бесплатно сделать для привлечения посетителей. Предлагаю то и сё, и еще вот это, но в ответ слышу только «да не, это не получится, да ну, нет смысла пробовать». И такое настроение «не стоит и пытаться» можно встретить ооочень часто.
Я с вами согласен в общем посыле: чтобы сделать — нужно делать.
Но не в частностях. Вам уже указали, что у владельца малого бизнеса есть ну просто очень много забот, связанных с тем, чтобы бизнес поддержать на плаву. В силу масштаба, специфики, недостаточности знаний и опыта многие вещи бизнесмен делает сам, поэтому на маркетинг остаётся не так много сил, времени и денег.
А то, что вы приводите в качестве примеров нежелания что-то делать — это может быть просто нежелание распылять ресурсы.
Вот, вы говорите, например, "положить листовки". Для вас это два слова, звучит легко и практически бесплатно. А я на месте владельца бизнеса сразу представляю:
• нужно заказать у дизайнера дизайн листовки. Ведь если она должна мотивировать человека прийти ко мне, она должна быть не абы какой. А это, в свою очередь:
— написать ТЗ;
—найти исполнителя;
—пару итераций правок до получения финального результата;
• найти типографию. потом съездить, забрать партию.
• составить список заведений в округе, у которых пересекается ЦА, но не продукт;
• договориться с их владельцами о том, чтобы там лежали наши листовки. Если вы их не знаете лично, то это тоже довольно непростой квест. Потому что любого владельца бизнеса уже до такой степени заколебали десятки звонков с предложениями выгодных выгод, что вам будет трудно пробиться к нему с вашими листововчками.
И я вам гарантирую, что минимум в половине случаев, а то и больше, даже после того, как вы свяжетесь с владельцем, он вам ответит отказом. Ну потому что "это банально не работает, плавали, знаем".
• потом дойти ногами до каждого места и разложить там свои листовки.
А дальше самое интересное:
• раз в неделю примерно ходить и докладывать. Потому что листовки долг не живут. На них что-нибудь прольют, персонал будет делать ген уборку. чтобы протереть стойку и выкинет их, их случайно уронят и не будут собирать. Потому что у работников чужого заведения к ним отношение изначально как к чужому мусору, чем они, по сути, и являются.
И получается, что для владельца бара это мероприятие оборачивается в существенную подготовительную работу и еженедельную рутину по раскладыванию листовок. Любой вменяемый владелец бизнеса, когда слышит похожую идею, сразу же в голове провернёт подобные прикидки.
А потом прикинет, на какую конверсию можно рассчитывать. И да, чтобы листовка мотивировала прийти, скорее всего, там должна быть какая-то акция или бонус. Поэтому приведёт она к тому же низкомаржинальных клиентов.
Владелец бизнеса всё это прокрутит у себя в голове, оценит масштаб затрат времени и усилий, а так же потенциальный выхлоп, и ответит вам: "Надежда, это не сработает, это нет смысла пробовать". Банально потому что он потратит несколько дней своей жизни на внедрение, а потом будет ещё каждую неделю обходить все заведения разнося листовки или наймёт для этого человека. А взамен получит в бар несколько любителей халявы в неделю.
И ответит он вам так не потому, что не хочет пытаться. А потому, что те не очень большие ресурсы, которые у него есть, и то время, которым он располагает, он хочет потратить на что-то, что реально может сработать. Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий.
Григорий, в текст похоже Вы забыли вставить "не" перед словом Газпром:)
"Малый бизнес — это Газпром, он не может себе позволить распылять ресурсы на то, что не работает и не может сработать, но требует много времени, денег и усилий."
По существу.
Я полностью с Вами согласен, что простая идея - разложить листовки - превращается в проект.
Очень четко описали!
По сути, любой владелец, особенно микро или малого бизнеса, опирается на принцип альтернативных издержек.
То есть имеет условно 10.0 т руб и несколько вариантов на что их направить.
Вопрос только в одном:
Как понять ему, что РЕАЛЬНО может помочь?
Ведь то, что сработало в одном месте, не факт, что также сработает у него.
С другой стороны бизнес это всегда риск и поэтому найти 100 % гарантированное решение вряд ли возможно.
Я именно таким образом понял ключевой посыл автора статьи.
Важны идеи, безусловно нужен отсев тех, которые не актуальны для этого бизнеса (выше был прекрасный пример про авторемонт) и все равно пробовать.
Как божечка смолвил...
Листовки — не единственное, что я предложила. И как бэ лучше приложить эти усилия, чем не дождаться клиентов и закрыться. Ну и для меня, как для маркетолога, такие задачи — это очень просто, потому что есть куда более сложные. Но многие «специалисты» и этого не делают, а бизнесы тратят деньги на их зп
Вы все прекрасно расписали, но возникает вопрос- а делегирование для чего придумано? Ну то есть если предприниматель "один, совсем один"- то там и маркетинг другой. А если это бар- то уже команда, которая может либо выбрать ответственного, либо делать описанное выше поочередно
А я на месте владельца бизнеса сразу представляю:
А ну типа в инетике час посидеть покликать мышкой
Как владелец малого бизнеса, можно я вас обниму? Читаю и "слезы наворачиваются" :)