How to сделать анализ фичи конкурента за 3 дня – кейс UXSSR

У конкурента вышла новая фича (продукт, функция, услуга, да что угодно). Как понять, нужно ли на нее отреагировать, и как сделать это быстро? Наш клиент столкнулся именно с таким вопросом, и мы знаем, как на него ответить.

Рассказываем "how to" процесса исследования по следам проекта команды UXSSR для одной очень классной компании, которая пожелала остаться неизвестной.

Зачем исследовать новую функцию конкурента?

  1. Чтобы держать руку на пульсе и быть в курсе тенденций рынка.
  2. Чтобы понять, что делать – повторять за конкурентом или держаться своего курса.
  3. Чтобы сэкономить время и ресурсы – лучше потратить 3 дня на изучение фичи, чем начать разрабатывать продукт и наткнуться на подводные камни.

Кто этим должен заниматься?

Есть несколько вариантов:

  • продакт менеджер, если у него есть соответствующие скиллы и время;
  • отдельный человек в команде, который отвечает за UX-аналитику;
  • внешний подрядчик – агентство с большим опытом в исследованиях.

Анализ новых продуктов конкурентов и их функциональности могут делать продакты или другие люди внутри компании. Но часто бывает, что новая фича выходит в неудобное для команды время. Завал по работе, у продактов нет времени, чтобы этим заняться, или не хватает инструментов UX-аналитики. В таком случае можно отдать эту задачу на аутсорс и привлечь внешнего подрядчика с опытом, как было в нашем случае.

Как подступиться к задаче?

Вы обсудили новую фичу внутри команды и решили, что нужно ее исследовать перед тем как делать свою. Что дальше? Как понять, что и как искать, где добывать информацию и что с ней делать в итоге? Мы составили схему из основных шагов, которые помогут ответить на эти вопросы.

How to сделать анализ фичи конкурента за 3 дня – кейс UXSSR
How to сделать анализ фичи конкурента за 3 дня – кейс UXSSR

Первый этап – Подготовка

Мы выделили основные вопросы, на которые нужно получить ответы, чтобы проанализировать новую фичу конкурента:

  • Что это за фича/продукт, как она работает?
  • Какая стратегия? Как сама компания позиционирует новый продукт?
  • Job для пользователя. Какую проблему пользователя решает с точки зрения теории работ?
  • Какая монетизация и экономика?
  • Job для продавца. Какие выгоды приносит бизнесу?
  • Какие прямые и косвенные конкуренты?
  • Как рекламируют этот продукт? На что делают упор?

Это основной, но не исчерпывающий список вопросов, вы можете его дополнять в зависимости от специфики проекта. После того, как стало понятно, какая информация нужна, можно переходить к исследовательской части.

Второй этап – Desk Research

После того, как сформулировали основные вопросы, переходим к исследованию. Мы провели desk research, или как его еще называют "кабинетное исследование", по нескольким направлениям:

  • Как компания анонсирует продукт?
  • Что об этом пишут тематические ресурсы?
  • Какие комментарии оставляют пользователи?
  • Как рекламируют продукт? На что делают упор в маркетинговых коммуникациях? (об этом подробнее в конце)

Где искать эту информацию? Мы изучали открытые источники по всему интернету.

How to сделать анализ фичи конкурента за 3 дня – кейс UXSSR

Третий этап – UX-исследование

На третьем этапе мы решили узнать опыт пользователя этого продукта и зафиксировать его. Есть несколько способов узнать, как будет выглядеть “user flow” использования продукта. Если продукт уже вышел на рынок и им можно воспользоваться:

  1. Проводим Usability Test с пользователем (как минимум коридорный).
  2. Примеряем роль пользователя и проходим путь самостоятельно: скачиваем обновление, пробуем выполнить задачу, смотрим на продукт экспертным взглядом.

А что делать, если продукт еще не запущен? Как понять, как он будет работать для пользователя? Мы придумали такое решение:

  1. Найти презентационные материалы, где показывают экраны будущего решения.
  2. Составить из них User Flow, который покажет, каким маршрутом нужно двигаться пользователю, чтобы достичь своей цели.
How to сделать анализ фичи конкурента за 3 дня – кейс UXSSR

Четвертый этап – Jobs для основных пользователей

Jobs-To-Be-Done (JTBD) или теория работ— это набор принципов проектирования, позволяющий сместить мышление с "Давайте сделаем такую же фичу" к "Какую задачу/боль/проблему пользователя мы решим?". Мы проанализировали фичу конкурента с точки зрения теории работ и показали 3 основных параметра:

  • выгода, которую получает пользователь от использования сервиса;
  • боли, которые существуют у пользователя с этой задачей сейчас;
  • Jobs или задачи, которые пользователь хочет решить.

Работа с канвасом Value Proposition помогла понять, какие задачи пытается решить человек с помощью продукта, какие при этом возникают сложности, и что принесет наибольшую выгоду в ходе использования.

How to сделать анализ фичи конкурента за 3 дня – кейс UXSSR

Пятый этап – Маркетинговая коммуникация

Последний этап – проанализировать, как компания рассказывает про свой продукт в СМИ, какие плюсы для пользователей подсвечивает. Яндекс.Драйв, например, говорил о новом тарифе, как о революции. Главный посыл всех сообщений в медиапространстве был: "Цена известна заранее". Можно предположить, что именно эту боль пользователей новая фича должна закрыть. Мы же можем исследовать, есть ли и у наших пользователей такая проблема и нужно ли ее решать.

Вместо заключения

Итак, если пройтись по всем 5 пунктам, то можно собрать целостное представление о том, что делает ваш конкурент, как это работает, кому это нужно и главное, зачем. После этого вам будет легко решить, нужно ли делать такую фичу у себя или нет.

2121
8 комментариев

Привет! У вас заключение дублирует заголовок.

1
Ответить
Автор

Привет! Спасибо большое, исправили

Ответить

Привет! Спасибо за статью, действительно интересно как эту задачу решают другие исследователи. Но мне не очень понятен следующий момент: 

А что делать, если продукт еще не запущен? Как понять, как он будет работать для пользователя? Мы придумали такое решение:
1. Найти презентационные материалы, где показывают экраны будущего решения.
2. Составить из них User Flow, который покажет, каким маршрутом нужно двигаться пользователю, чтобы достичь своей цели

Я же правильно понимаю, что мы говорим про продукт конкурента? У меня просто разрыв шаблона - как найти презентационные материалы с будущими решениями у конкурентов?

Ответить
Автор

Привет! Спасибо за положительный отклик о статье! По поводу презентационных материалов. Компании анонсируют выход продуктов - описывают будущие функции. Стартапы иногда показывают макеты интерфейсов.

Ответить

Привет! Спасибо за статью)

Всё круто, логично.
Единственное, мне показалось, что статья скорее про подход к сбору данных, а не про выводы на их основе. Вероятно, выводы вы дали самим клиентам и просто их не описали)

Подскажите, а в случае подобного кейса, когда выходит фича конкурента и для ричерча привлекают вас, даете ли вы заказчику кроме массива информации еще и выводы/рекомендации в стиле "надо запускать" или "это применимо у них, но не у вас"?

Как вы подходите к тому, чтобы сформировать такие выводы и рекомендации?

Ответить
Автор

Привет!

Все верно, выводы и рекомендации остаются у клиента:
- потребности и проблемы ЦА, как сейчас решают, и какие тут есть возможности для нашего клиента;
- стоит ли запускать точно такую же фичу с учетом знаний о ЦА, и если нет, то какую следовало бы.

Ответить