Гипермоллы FBO на базе фулфилмент-сервисов
Итак, 2026 — год краха маркетплейсов. Продолжим же сказ о новом онлайн-формате, который придет им на смену.
Мы уже узнали, что такое гипермолл, чем он отличается от маркетплейса и основные принципы работы.
Тут посмотрим на подвид гипермоллов FBO (fulfillment by operator) — создаваемых поверх действующих фулфилментов-сервисов для интернет-магазинов.
Гипермоллы FBO, как и одноименные маркетплейсы, предлагают селлерам готовую экосистему — канал продаж плюс исполнение заказов в одном флаконе.
Но экосистему — принципиально другой архитектуры и логики работы. Построенную вокруг интересов селлера, а не площадки.
Маркетплейс состоит из товаров, а гипермолл — из магазинов.
Это принципиальная разница.
Выбор потребителя на маркетплейсе — среди миллионов «карточек».
В гипермолле — среди десятков (сотен) магазинов, разделенных по тематическим галереям.
Маркетплейс для покупателя — просто очень большой интернет-магазин, в котором есть «все».
Но это «все» — не совсем все. Это только торговля, и только стандартными SKU.
В рамках одного и того же гипермолла могут работать магазины селлеров любой бизнес-модели. Торговля, услуги, проекты...
Вы можете скомпоновать гипермолл, например, для родителей. Где будут не только игрушки с памперсами, но еще и агентства нянь, музыкальные школы, психологические консультации и частные репетиторы. В гипермолле для дома — магазины не только стиральных машин и холодильников, но и садовников, ремонтных бригад, услуг по переездам.
Гипермолл — настоящая, полноценная, замкнутая экосистема, способная удовлетворить все потребности ЦА.
Маркетплейс — формат онлайн-рынка. Грандиозная куча товаров, поделенная на «категории». Всем командует администрация рынка.
Покупатель приходит на рынок за свининой или молоком, выбирая среди ряда аналогов, все продавцы на одно лицо.
Гипермолл — формат (онлайн) торгового молла.
Общего каталога (=рынка) в гипермолле нет. Товары каждого селлера — внутри его магазина. Магазином управляет селлер.
Покупатель приходит в конкретный магазин за товаром бренда.
В самом деле, ведь самый дорогой и капиталоемкий блок бизнес-процессов онлайн-торговли — логистика — в фулфилмент-сервисе уже реализован.
И затраты на него уже покрываются выручкой от B2B-услуг собственно фулфилмента.
Вертикальная интеграция: мысленно пристыкуем гипермолл к логистике фулфилмента. Магазины — от (уже имеющихся) клиентов фулфилмента.
Создание гипермолла бесплатно, сам гипермолл работает с околонулевыми операционными затратами (весь процессинг автоматический).
Таким образом, доходы от гипермолла — вне зависимости от их размера! -- будут чистой прибылью владельца.
Фулфилмент плюс гипермолл — это как к нефтяной скважине с трубопроводом добавить НПЗ и сеть заправок. Только в рассматриваемом случае НПЗ с заправками появятся бесплатно и мгновенно, а их содержание не будет стоить почти ничего.
Форматное преимущества молла (неважно, онлайн- или обычного) над отдельно стоящим магазином — многократное использование входящего трафика в нескольких магазинах молла.
Отдельно стоящий магазин использует только тот трафик, который сумел залучить к себе сам. Магазин в молле — ещё и трафик селлеров-соседей по гипермоллу.
Сто магазинов, рассеянных по сотне отдельных сайтов — или те же сто магазинов, собранные под одной крышей — где будет плотнее трафик, и больше продаж?
Очевидно, что при одинаковых затратах на трафик продаж у селлера гипермолла будет в разы больше, чем у отдельного интернет-магазина.
Откуда во вновь созданном гипермолле FBO возьмутся первые покупатели?
Реклама на коробках с заказами, которые фулфилмент отправляет сейчас.
Почему эта реклама будет работать?
При первом заходе в гипермолл новый пользователь получает велкам-бонус, который сможет потратить в любом его магазине.
Фактически — деньги. Так что тут только вопрос цены — 10, 100, 1000...
Велкам-бонус покупателям начисляет гипермолл. А селлеры полученные от клиентов в оплату бонусы зачтут ему в счет стоимости участия.
Таким образом, для владельца гипермолла FBO эта реклама будет бесплатной — гипермолл раздаёт бонусы, которые будут погашены из будущих доходов (если будут продажи). А если продаж не будет, то и розданные бонусы не вернутся.
Велкам-бонус — аналог стоимости привлечения клиента в классическом маркетинге (Customer Acquisition Cost).
За счет прямой адресации (дешевой — без посреднической мзды Яндексов/ВК) к 100% целевой аудитории (все, кто увидит эту рекламу — покупатели интернет-магазинов по определению), CAC получится:
а) невероятно выгодным — в разы, если не на порядки, дешевле чем у всех в Интернете
б) гипермолл будет управлять им в реальном времени. Мало потока — ставим цифру больше, и наоборот.
Большинство этих триллионов — как и всегда — упадет в руки первых.
Такие дела.
P.S. Оффтопом — товарищам, ищущим «трафик».
Людям свойственно туннельное мышление. Акторы e-commerce годами бегают замкнутому кругу в поисках вожделенного «трафика», на котором они наконец смогут заработать.
Друзья: такого трафика в Интернете больше НЕТ (грубо с 2015), и никогда больше НЕ будет. По очень простой причине.
Вы, по известному афоризму, хотите молоко без коровы.
С чем — очевидные трудности объективного характера. Который год, и трудности года следующего труднее предыдущего.
Мы предлагаем корову. Кто сможет вовремя вылезти из бесконечного туннеля поиска несуществующего, обретет шансы на молоко. И еще более калорийные продукты питания.
Разумеется, первая реакция алчущих молока на предложение подумать о корове — предсказуема. Ждем в каментах «Х..ня», «ГПТ», «Где такая трава».
Пока очередная троя не разрушена до основания, кассандры не в почете.
Тем, кто все-таки готов — в целях собственного выживания, а может и процветания — чуть шевельнуть мозговыми извилинами: потенциально серьезным гипермолл-раннерам, очкующим за «трафик», мы купим трафика за свой счет, если органического в схеме выше не хватит.
В пределах от 100 тыр до 1 млн руб, сумма определяется индивидуально.
P.P.S. В порядке беты/пререлиза, потыкать кому интересно
1. Гипермолл Likechain
В Телеграме:
В вебе:
Внутри набор тестовых гипершопов, можно создать новый.
Часть магазинов создана селлерами для тестов, часть синтезирована скриптом по данным селлеров площадок. Если встретите похожий свой, пишите, с удовольствием передадим во владение.
Можно создать свой гипермолл (нужен www-домен и Телеграм-бот).
2. Тестовый гипермолл Едарама.
С отдельными галереями магазинов для Екатеринбурга и Балашихи, часть из которых работает в обоих городах.
Обратите внимание на примеры параллельной работы магазинов в гипермолле Likechain и Edarama (TrawaOil, SAIGE, ГрибNik):
Читать далее: