Джентльменский диджитал-набор для продаж в интернете для малого бизнеса
Всем привет! Я Лаптев Алексей, основатель и главный разработчик сервисов сквозной аналитики и коллтрекинга Utmstat, а также low-code сервиса интеграций ApiMonster. Сегодня я расскажу базовый план запуска сайта, продаж и аналитики.
Дисклеймер
Статья написана по мотивам типовых вопросов и проблем у клиентов.
Разделы пронумерованы для более удобной навигации, когда нужно будет доказать свою правоту кому-то.
Проблема на рынке
Периодически общаясь с клиентами, встречаются кейсы, когда клиенты фокусируются не на том на чем нужно:
- Делают навороченный сайт, который потом сложно подключить к CRM и аналитике.
- Используют noname-сервисы, которые к аналитике не подключить или это дорого.
- Получат 3 лида и бегут анализировать их в Google Big Query
- Строят странные процессы в CRM, которые потом не стыкуются с аналитикой.
В целом видно что каша в голове.
В данной статье я постараюсь выстроить базовый план открытия сайта в интернете, настройки продаж и аналитики.
Далее на основе него можно уже углубляться в детали при необходимости.
1. Экономьте деньги на разработке в пользу маркетинга
Важно понимать, что продукт продает не техническая сложность сайта/приложения, а в первую очередь маркетинг или скорее платная реклама в Яндекс Директ, Google Ads, Facebook, Вконтакте, Youtube, SEO/Контент, блоггеры, тут у кого что.
А там денег много не бывает, поэтому ко всей разработке надо подходить очень осторожно и рассудительно, не оплачивая с барского плеча ненужные технические сложности. Нужно стараться по максимуму использовать готовые решения, а не писать все с нуля.
Весь сэкономленный бюджет на разработке лучше пустить на маркетинг.
2. На чем делать сайт
Подробнее про требования к сайту читайте здесь.
2.1 Главный принцип разработки сайта
Задача сайта — продавать и убеждать клиента купить, а не удивлять спецэффектами, которые там наделали программисты на React.js.
Поэтому надо сократить к минимуму технические сложности и сосредоточиться на продающей части сайта, как минимум подтянув дизайн под каноны лендингов.
Как ни странно, но данный принцип сэкономит вам много денег и возможно принесет много выручки, но не факт.
Вот хорошая книжечка про лендинги, почитайте.
2.2 Услуги с формой заявки — Tilda
Tilda — шикарный конструктор, на котором можно буквально за вечер накидать черновик сайта, а за неделю довести до ума без строчки кода. Понятно все даже не программистам.
Мы в utmstat тоже используем в качестве ленда Тильду, так как с точки зрения дизайна она полностью устраивает и нет смысла делать похожий самопис, который будет отнимать x100 ресурсов.
Вносить правки на сайт за вечер это невероятно круто и удобно.
Единственный нюанс Тильды на который стоит обратить внимание — это SEO, большое количество страниц там сложно поддерживать, но это важно при долгосрочной работе и большой семантике.
Для теста ниши — однозначно Тильда.
2.3 Курсы и инфобиз
На мой взгляд лучшая связка это Tilda + GetCourse или возможно Бизон365.
На Тильде делаем нормальный ленд и через апи с помощью low-code сервисов типа ApiMonster, Albato закидываем регистрации в GetCourse.
В самом GetCourse весьма слабый конструктор лендов, поэтому Тильда.
Важно: если вам важна аналитика — не используйте iframe формы GetCourse — их потом не подключить. Если там нет обычных форм, то только свои формы + отправка лидов по api через low-code сервисы.
2.4 Магазин до 100 товаров — Tilda
В Тильде есть товары, но нет нормальной админки, что создаст сложности по их управлению.
Поэтому небольшой магазин для теста ниши можно сделать и на Тильде, но если планируется что-то большое и серьезное, нужны другие инструменты.
2.5 Магазин более 100 товаров — Insales
Insales — это как Тильда, но для интернет-магазинов. Тесно с ней не работал, но платформа одна из самых популярных. Поверхностное знакомство по задачам интеграции также показало что там все технически ок.
В utmstat есть весьма успешные клиенты на этой платформе.
Я бы пытался сделать магазин во вторую очередь там, в первую — на Тильде.
2.6 Сложный магазин/сайт
Если вы провели технический анализ Tilda, Insales, ясно понимаете их не достатки и какую выгоду получите от разработки, то да — можно начинать смотреть в сторону готовых коробочных решений.
Тут я не силен, но это решения уровня 1C-Bitrix (магазин), OpenCart, Magento и т.д.
2.7 Очень сложный магазин/сайт
Если и готовые решения не походят и вы однозначно решили писать с нуля, то пишите на этом стеке:
- Язык: PHP 7.4+ в виде фреймворка Yii2/Laravel или в крайнем случае — Symfony 2
- БД: MySQL
- Верстка: за основу берите Twitter Boostrap и сверху натягивайте свой дизайн, но лучше не увлекаться. Верстка отнимает много времени, а «уникальный дизайн» не сильно влияет на продажи.
Данный стек — это как автомат Калашников. Напишите относительно быстро, дешево, полно программистов и все будет работать.
Не нужно верить сказкам что PHP плохой и медленный язык, что лучше использовать Go/NodeJS/Python и БД какую-нибуть NoSQL Mongo — застрянете надолго и на очень дорого, поверьте.
Сейчас PHP на базе фреймворков очень мощный, удобный и один из самых популярных языков для веб-разработки, особенно в сегменте «надо быстро и недорого нормально запилить сайт».
3. Простые продающие модули на сайте почти без программирования
3.1 Форма заявки
Должна быть форма, где клиент может оставить телефон/email и сообщение что он хочет купить.
Не нужно там задавать 100500 вопросов, тут задача получить контакты с максимальной конверсией, чтобы потом звонить и продавать, поэтому 2-3 поля и все.
Исключеним является корзина или сложные продукты.
3.2 Квиз
Это альтернатива сложным формам, где реально надо задать много вопросов.
Квизы разбивают вопросы на несколько простых форм и клиенту проще все заполнять.
Самый популярный сервис квизов — Marquiz.
3.3 Телефон и телефония
На сайте должен быть номер телефона. Он должен размещаться в шапке и быть видимым сразу после открытия сайта.
Проще всего и рекомендуется купить номер телефона в одном из популярных сервисов телефонии — Манго Оффис, Online PBX, Sipuni, Задарма.
Самое простое — купить номер и настроить переадресацию на телефон менеджера. Как разберетесь в азах и захотите большего, то там много возможностей по настройке логики приема звонков.
Нежелательно покупать номера в малоизвестных сервисах или настраивать свою АТС без явной на то необходимости. Это может создать в будущем сложности по интеграции телефонии с другими сервисами типа CRM и сервисов аналитики.
3.4 Онлайн-чаты
Это бесящий чат справа снизу.
Но туда довольно активно пишут, поэтому надо как минимум протестировать.
На мой взгляд лучшим чатом является JivoSite.
В нем отличный онлайн-чат, мобильные и десктопные клиенты, есть поддержка WhatsApp, Telegram, обратного звонка.
Использую на своих проектах — все отлично.
В качестве альтернативы можно посмотреть Leadback, TalkMe — тоже неплохо.
3.5 Email
В некоторых нишах туда активно пишут.
Для солидности, лучше использовать ящик на домене сайта, а завести такой ящик лучше в сервисах Google Workspace (G Suite) или Яндекс.Коннект.
Но если лень — можно и бесплатный завести на gmail или yandex.
Крайне не желательно использовать малоизвестные сервисы или поднимать свой почтовый сервер без явной необходимости.
4. CRM
Если вы собрались сделать хотя-бы 100 продаж и планируете работать долго, то CRM обязательна.
Да, если вы не знаете что это такое — выглядит сложно, но выделите вечер чтобы разобраться и вы поймете как это полезно и чем оно лучше Excel.
На рынке есть 3 основные CRM:
4.1 AmoCRM
Идеально подходит именно для ведения продаж.
Киллер фичи: воронки и теги.
Воронки позволяют удобно разбить этапы продаж по типам клиентов, например B2B и B2C, а теги более точно размечать источники и особенности конкретных сделок для дальнейшей аналитики.
В utmstat используется AmoCRM.
4.2 RetailCRM
CRM под товарку.
Если у вас интернет магазин с корзиной и множеством SKU в заказе — это ваш выбор.
4.3 Bitrix24
Это комбайн который может все, но не очень.
Как CRM для продаж лично мне он показался не очень удобным, так как нет воронок и тегов.
4.4 Внедрение CRM
На начальном этапе не требуется никакого сложного внедрения — просто заводите акк в облачной версии, подключаете к нему сайт и пробуйте вести там сделки.
Обычно на все типы обращений с сайта есть готовые интеграции и ничего программировать не нужно:
- Формы на сайте можно подключить через сервисы low-code решений типа ApiMonster, Albato и аналогов
- Телефонии имеют встроенные интеграции
- Онлайн-чаты имеют встроенные интеграции
- Email CRM сама умеет подключать.
Все можно подключить за день при большом желании.
4.5 Как работать в CRM?
Вот так:
- Пришла новая заявка? Создаем сделку.
- Пришла регистрация? Создаем сделку.
- Пришел новый платеж от старого клиента? Создаем новую сделку с суммой платежа и статусом «Успешно».
- По сделке пошла работа? Меняем статус на актуальный.
- Продали? Ставим статус Успешно и сумму.
- Не продали? Ставим статус Отказ и сумму, которую не получили.
В целом все.
Такой формат удобен как для ведения продаж, так и для интеграций с аналитикой.
Когда у вас десятки и более заявок, такой подход позволяет освободить голову от необходимости помнить статус по каждому клиенту.
Начните с этих шагов, потом наверняка войдете во вкус и можно будет усложнять процесс.
Не нужно вести учет заявок в комментах, excel или еще как-то. Это будет потом очень сложно и дорого стыковать с другими сервисами, как возникнет необходимость.
Если вам кажется что у вас «уникальные» бизнес процессы — лучше проконсультируйтесь. Еще не видел бизнеса, где бы упомянутая схема не работала.
4.6 Есть другие CRM?
Есть, но не рекомендую из-за возможных сложностей с интеграциями и обучением персонала.
5. Аналитика (сквозная, веб, маркетинговая, продуктовая)
Основная задача аналитики — показать какие рекламные источники окупаются, а какие нет — ведь именно в рекламу вы будете тратить большую часть своего бюджета.
Бонусом, аналитика вам покажет проблемы в процессах и общую динамику ключевых показателей бизнеса, что очень полезно для трезвой оценки вашей успешности.
Подробнее про сквозную аналитику читайте здесь.
5.1 Подготовка аналитики
Сделайте следующее:
1. Поставьте на сайт счетчик Яндекс Метрики
2. Поставьте на сайт счетчик Google Analytics
3. Поставьте на сайт счетчик Facebook
4. Везде настройте актуальные для вас цели
Основные цели:
- Регистрация — клиент ввел email/телефон на форме регистрации и зарегался.
- Добавил в корзину — клиент нажал кнопку Добавить товар в корзину.
- Оставил заявку — клиент позвонил, написал чат, оставил заявку через форму.
- Оплатил — клиент совершил платеж и вы получили деньги на счет.
Дополнительные цели:
- Попытка регистрации — считаем сколько раз зашли на форму регистрации чтобы потом посчитать конверсию формы в регистрацию.
- Попытка оставить заявку — считаем сколько раз зашли на форму чтобы потом посчитать конверсию формы в заявку.
- Звонок — имеет смысл заводить если звонок имеет особую ценность, а так это обычная заявка.
- Ошибка платежа — собирайте сюда тех, кто хотел оплатить, но не смог (отказ биллинга)
На старте не нужно заводить цели уровня «Кликнул на кнопку в футере». Если вообще не будет заявок, то смысла от такой микроаналитики никакого.
На старте нужно фиксировать заявки и платежи, чтобы понимать откуда идут клиенты и деньги.
5. Приведите в порядок utm-метки
Скажите вашим подрядчикам обязательно держать в порядке utm-метки и лучше брать их из нашего utm-генератора. Данные метки универсальны подойдут под все популярные сервисы аналитики.
Если вы допустите бардак в utm-метках, то когда осознаете всю ценность аналитики, возможно столкнетесь с невозможностью легко свести данные, что повлечет или расходы на сложные дашборды или потерю времени на сбор данных заново.
Поэтому проще сразу их нормально делать — это быстро и бесплатно.
Подробнее про важность utm-меток читайте здесь.
5.2 Базовая аналитика в Яндекс Метрике/Google Analytics.
Самое простое — по utm-меткам смотрите какой источник работает, а какой нет.
Там где работает — увеличиваете бюджет.
Там где не работает — ищите причины или отключаете.
Детализация до ключевого слова если это контекст или номера объявления, если это таргет.
5.3 Сквозная аналитика в платных сервисах
Если оцените аналитику, то довольно быстро захотите считать не только конверсии по меткам, но и всю окупаемость рекламы, сводя в единый отчет трафик, расходы и продажи из CRM.
В Яндекс Метрике/Google Analytics это делать довольно проблематично, гораздо проще через специализированные сервисы, которым и является utmstat. Также есть аналоги в виде Roistat, Calltouch, Comagic.
Данные сервисы берут на себя всю техническую работу по сведению данных и решат поставленную задачу сильно быстрее и дешевле, чем пытаться реализовать все самостоятельно на базе Яндекс Метрики/Google Analytics.
А некоторые задачи вообще не реализуемы в Яндекс Метрики/Google Analytics, например как там учесть продажи с источником «Клиент пришел в офис/магазин» или написал в Whatapp/Директ?
Как минимум в utmstat это все решается через заведение своих источников и настроек трекинга на вебхуки из CRM.
5.4 Продуктовая аналитика в платных сервисах
Когда вы исправите явные проблемы с рекламой и продажами в CRM, то захотите следить за динамикой бизнес показателей по неделям и месяцам, таких как — заявки, продажи, средний чек, выручка, в целом юнит-экономика.
Это все тоже есть в платных сервисах, ну по крайней мере в utmstat.
Но прежде чем сюда переходить, нужно решить проблемы из предыдущих пунктов.
5.5 Свои дашборды в Power BI/GDS.
Не смотря на то что они якобы «бесплатные», их разработка и поддержка потребует сильно больше ресурсов, чем стоимость платных сервисов даже за год.
Поэтому если у вас задача навести базовый порядок в маркетинге и продажах — вам хватит готовых сервисов из пунктов 5.1-5.4 — там все что нужно в целом есть в нужной форме.
Если у вас действительно что-то уникальное и дашбордов нет готовых, то да — имеет смысл сделать, но все равно хорошо подумав и поискав готовые решения.
6. Low-code сервисы под типовые задачи и альтернатива программистам
Типовая задача при разработке сайта: "Как его подключить к CRM и аналитике?".
Раньше требовались услуги программиста и дорогостоящее ковыряние в API сайта, CRM и аналитики, сейчас же данные типовые задачи завернуты в отдельные сервисы типа ApiMonster, Albato, Zapier, Integromat.
Теперь вместо программирования достаточно нажать немного кнопок и все заработает.
Типовые low-code задачи:
- Отправить заявку с сайта в CRM/Google Sheets
- Отравить заявку с сайта в Яндекс Метрику/Google Analytics/Facebook
- Отравить уведомление о новой заявке в Телеграм/Email
- Более сложные цепочки действий на события создания/изменения заявок.
Задачи вроде простые, но они легко могут отнять месяцы времени, так как много нюансов и сходу оно не заработает.
Тем временем в low-code сервисах интеграций оно все решается буквально за 1 день.
И вот тут как раз важно, чтобы весь ваш технический стек был более менее стандартный и популярный, иначе не окажется нужной интеграции и вы будете платить за ее разработку в полном объеме.
7. Как и где давать рекламу?
Как технически все подключили, можно и рекламу включать.
Основные принципы по сайту перед включением рекламы:
- Каждый продукт/услуга должны иметь свою страницу, где подробно объясняется его польза по канонам лендингов.
- На странице продукта должно быть очевидно как оставить заявку — есть телефон, форма, чат, кнопка регистрации или что-то одно на любом экране.
Основные принципы по рекламе:
- Изучите спрос по https://wordstat.yandex.ru/
- Если спрос есть — запускайте контекст. Кампании лучше сегментировать по комбинациям «Продукт — Аудитория«. Самое очевидные: »продукт — бренды конкурентов«, »продукт — прямой запрос купить (горячий)«, »продукт — около целевой запрос (теплый)». Также кампании надо разбивать на Поиск/РСЯ/KMS и возможно по городам/регионам.
- Если прямого спроса нет — пробуйте таргет в Инстаграм/ФБ.
- Старайтесь использовать автоматические стратегии, когда рекламная площадка обучается на конверсиях и ищет нужную аудиторию. Вот тут как раз нужны все ваши деньги на обучение ИИ площадки.
- Рассмотрите рекламу на каналах в телеграме.
- Реклама должна четко без воды рассказывать о преимуществах товара/услуги и вести на страницу этого товара.
- Наведите базовый SEO-порядок на сайте, проверьте его через сервисы. Это быстро. Эффект в виде seо-трафика может быть уже через неделю.
- Если есть сайты типа VC с вашей ЦА, то пишите туда «полезные» статьи как эта — работает.
Подробнее про принципы настройки контекста читайте здесь.
Это все прекрасно, но все стоит денег
Зачем все это нужно?
Автоматизировать и ускорить процесс лидогенерации, продаж и аналитики, чтобы минимизировать количество людей, которым нужно платить зп за обработку заказов и сэкономить время.
Какие варианты?
- Пилить все свое «бесплатно», платя зарплаты программистам (от 150к/мес.).
- Использовать бесплатные и малоизвестные сервисы, но потом столкнуться c отсутствием интеграций и снова пилить свое платя зарплаты программистам (от 150к/мес.).
- Перейти на ручной труд и утонуть в рутине.
- Смириться с тем, что самим все «бесплатно» не сделать, что разработка сервисов стоит денег и нормальный сервис не может быть бесплатным. И что плата за сервисы, которые решают ваши бизнес-задачи, все же существенно ниже, чем найм сотрудников для их «бесплатного» решения.
Итого
Базовый план диджитализации выглядит так:
- Экономим деньги на технических задачах в сторону маркетинга. Там их всегда мало.
- Сайт стараемся сделать сначала на Тильде/Insales, потом на готовом движке, а потом уже самопис на php.
- На сайт ставим телефон, онлайн-чат, форму и email.
- Используем облачную CRM в стандартной настройке. AmoCRM/Bitrix24 для продаж услуг и штучных товаров, RetailCRM для интернет магазинов и товарки.
- Для аналитики ставим счетчики метрики/аналитикса/facebook на сайте и обязательно даем команду подрядчикам сделать грамотные utm-метки.
- Задачи по соединению сайта с другими сервисами стараемся решать через встроенные интеграции или отдельные low-code сервисы готовых интеграций.
- Рекламу запускаем по узким сегментам «Товар — Аудитория», что-то выстрелит, что-то нет. Тут нужны деньги, терпение и надежда.