{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Due Diligence инвестора: чек-лист от юриста фонда

Что нужно знать и делать изначально, чтобы возможная сделка не сорвалась в последний момент. Будет полезно начинающим бизнес-ангелам, а также всем, кто планирует работать на венчурном рынке.

Привет! Я Юлия Лукьянова, руководитель направления правового сопровождения инвестиционных проектов Admitad Invest. В прошлый раз мы разбирались, как правильно оформлять стартап, а сегодня попытаемся понять, что нужно обязательно сделать перед продажей его доли или полным выкупом.

Итак, вы решили получить дополнительное финансирование, продать свой стартап или долю в нем

Времена, когда деньги давались «под честное слово», давно прошли (хотя некоторые утверждают обратное). Проведение комплексной юридической оценки (due diligence) — стандартная процедура перед любой сделкой, поэтому фаундеру стоит знать моменты, которые будут внимательно изучать ребята в костюмах «с той стороны» и заранее готовить проект к “продаже” (как в прямом, так и в переносном смыслах).

В моей практике было немало примеров, когда надежды на получение инвестиций разбивались о скрытые или явные проблемы стартапов. Как представитель тех самых “проверяющих ребят”, я опишу основные шаги проверки: на что нужно обращать особое внимание. И в конце собрать все в один простой и понятный чек-лист. Поехали!

1. Оценить бизнес-модель

Я не зря поставила данный пункт первым в списке. Первое, что фаундерам нужно сделать, прежде чем начинать тратить деньги на сайты, презентации, да и просто свое и чужое время, это проверить законность бизнес-модели.

Это самая интересная история, на которую следует обратить максимум внимания. Мы, как юристы, оцениваем бизнес-модель с точки зрения юридической — насколько эта бизнес-модель законна. Потому что фаундеры часто вообще не думают об этой составляющей — MVP работает? Отлично, пошли на взлет!

Мы же смотрим, насколько бизнес-модель соответствует законодательству. Не только российскому, но и международному, если у проекта есть амбиции выйти на международный рынок:

  • Не нарушена ли там цепочка прав на интеллектуальную собственность?
  • Не нарушает ли эта бизнес-модель законодательство о персональных данных?
  • Не нарушает ли бизнес-модель стартапа другие нормы законодательства?

Вся цепочка взаимодействия проверяется step-by-step, с учетом даже потенциально возможных изменений в законах. Например, сейчас очень популярны Edtech стартапы и различные микро курсы. Однако, в связи с шумихой вокруг “инфоцыганства” и “марафонов” очевидно, что в скором времени ожидается ужесточение законодательства в области образовательных услуг.

Поэтому (заметка для стартапера) бизнес-модель должна предусматривать и пояснять все ключевые моменты: от того, сможет ли стартап в принципе запуститься на выбранном рынке или в регионе (есть ли соответствие законодательству, например, РФ), до того, насколько модель вообще адекватна (без замков в облаках).

Через нас проходило много проектов и, к сожалению, некоторые просто не могли быть реализованы на рынке России. Особенно остро это касается IT-проектов, работающих с персональными данными.

Что еще? После проверки бизнес-модели выполняется еще несколько шагов: проверка IP, наличие кредиторских и дебиторских задолженностей. И из всех вышеуказанных пунктов создается общая картина по проекту.

2. "Пробить по базам"

Проверка по базам данных — “Контур.Фокус”, “Спарк”, Casebook и др. — первый и самый простой шаг. Если у вас есть юрлицо, то проверяющие обязательно запросят данные по нему. Для этого нам достаточно ИНН, ОГРН или их аналогов для иностранных юр.лиц. Сейчас запрашивать огромный список документов для проверки и всевозможные нотариально заверенные свидетельства с гербовыми печатями не нужно, достаточно знать ИНН компании.

Мы все же мы запрашиваем учредительные документы у компаний: устав, учредительный договор, а в некоторых случаях иные документы, чтобы понять нет ли ограничений по корпоративным процедурам и ограничений на вход инвесторов.

Также компания проверяется и по другим доступным базам и реестрам: ФССП, сайты судов, ФИПС и др. Мы проверяем наличие судебных дел, налоговых задолженностей. Ответственных руководителей проекта мы можем проверить в реестре дисквалифицированных лиц. Главная задача — увидеть, нет ли у фаундера каких-либо ограничений, важных для дальнейшего оформления сделки.

Например, в хорошем по ряду показателей проекте основатель стартапа может банально… не быть гендиректором по юридическим основаниям (например, у человека есть запрет на ведение деятельности из-за налоговых задолженностей или административных правонарушений). В таком случае рассчитывать, что инвестиции пойдут в виде транша физическому лицу на личную банковскую карточку, точно не стоит.

Частый вопрос: а если у фаундера есть алименты или личные долги по кредитам, штрафы? Ответ: некритично. Это его личное дело (как физического лица), а инвестиции даются лицу юридическому. Компания не несет ответственность по долгам ее учредителей, как и учредитель не несет ответственности по долгам компании.

Также после этого этапа могут запросить отчет о финансовых результатах, бухгалтерский баланс, возможно, отчет о прибылях и убытках.

Хочу отметить, что на стадии получения первичных инвестиций (pre-seed) на ваши финансовые показатели не будут смотреть очень пристально.

В этот момент инвесторы стремятся закрепить свое участие в проекте, да и никто не ждет от стартапа выдающихся финансовых результатов или серьезной прибыли. Поэтому, если у вас были отрицательные показатели за предыдущие годы — опасаться не стоит, это нормально.

3. Проверить интеллектуальную собственность

Почему важно правильно оформлять IP?

IP — intellectual property. Это общепринятый термин, который объединяет все возможные объекты интеллектуальной собственности. Фаундеры, создающие проект, обычно не задумываются о том, что нужно правильно или вообще как-либо оформлять объекты интеллектуальной собственности. А если мы говорим об IT-стартапах, то активов, кроме нематериальных, у них, как правило, и нет.

Мы с командой составили IP чек-лист, который просим заполнить проекты.

Что в рамках стартапа точно заинтересует инвестора?

Это коммерческое обозначение или товарный знак — если он у вас есть. Графический логотип и название проекта. Товарные знаки регистрируются, (если мы говорим про Россию) через Роспатент (ФИПС). Может быть зарегистрировано и название, и графическое изображение, на компанию либо на ИП (кстати, говорят, скоро можно будет и на физических лиц).

Если права на IP изначально неправильно оформлены, то в инвестиционных соглашениях инвестор обяжет стартапера оформить IP проекта на юридическое лицо, которому пойдут инвестиции.

Для стартапов важно сразу при его создании и перед тем, как начинать разработки, оформлять с разработчиками и авторами юридически грамотно составленные договоры, в которых будет прописано отчуждение прав на результаты интеллектуальной деятельности (кодовая часть, дизайн и другие объекты). Если вы оформляете разработчиков в штат по трудовым договорам, важно оформить локальные акты, связанные с формированием объектов IP. В противном случае вы придете к тому, что деньги за разработки будут потрачены, а прав на ПО и дизайн у вас не будет. И вам перед сделкой придется разыскивать авторов и разработчиков и заключать с ними договоры.

4. Brand-research

Мы проверяем не только наличие прав на IP, но и мониторим компанию и проект в интернете, смотрим на сайт, аккаунты в соцсетях, на кого зарегистрированы домены и приложения в App Store и Google Play.

Репутационные риски — вторая часть Brand-research

Начинается этот этап проверки с банального поиска в Google и Yandex. Кроме очевидных вещей (возможной деловой недобросовестности, например), юридический отдел крайне внимательно смотрит на политические, этические и социальные моменты. Если проект частично или полностью “заходит” в эти зоны, даже с совершенно логичными и добрыми намерениями, это риск или “красный флажок” (red flags), которые юристы выделяют как риски для бизнеса.

Если все ок, то можно переходить к стадии юридического оформления договоренностей.

Если не ок — мы ставим “красные флажки” на проблемных местах, определяем риски, а дальше руководство решает, можно ли исправить ситуацию и нужно ли делать это вообще.

Чек-лист для самостоятельного due diligence

Пройдемся по пунктам еще раз:

  1. Оцениваем бизнес-модель (PESTLE-анализ вам в помощь).
  2. Проверяем компанию в системах проверки контрагентов, по базам ФНС, судов и др.
  3. Проверяем учредительные документы на предмет корпоративных ограничений и соответствию целям сделки.
  4. Проверяем IP и проводим бренд-research (используем сервисы «Онлайн.Патент», ФИПС и информационное поле вокруг проекта).
  5. Уточняем необходимость получения лицензии при осуществлении деятельности (и любых иных разрешений, в том числе включения в какой-либо реестр).
  6. Смотрим на финансовые показатели и кредитную историю.

Финальный штрих — на основании всего вышеуказанного оцениваем риски: репутационные, налоговые и корпоративные. В последних обязательно проводим проверку гендира и устава на предмет его полномочий (в том числе смотрим, нет ли ограничений по инвестированию, получению займов и так далее).

Соответственно, если вы только планируете запускать свой стартап, есть смысл заранее (на этапе действующего MVP или создания вашего юрлица) позаботиться о том, чтобы все эти пункты уже изначально были приведены в порядок. Естественно, лучше всего это делать с помощью юристов.

That's all. В следующий раз расскажу о том, как правильно готовить документы для заключения сделки — не забывайте подписаться. А если у вас остались какие-либо вопросы по сегодняшней теме — пишите в комментариях.

Как Admitad Invest проводит первичный due diligence

Общая стратегия, выработанная совместно с коллегами и руководителями фонда, достаточно простая:

  • Мы смотрим на адекватность. Запрашиваем стандартный и минимальный пакет документов. Фаундер заполняет простой опросник, предоставляет документы — все, для первых шагов и проверки по базам этого достаточно.
  • Мы не проводим какой-то особо въедливый due diligence (как его делают консалтеры «большой четверки», но, там, правда, решаются немного иные задачи).

Ключевой момент — необходимо проверять, нет ли в уставе ограничения на корпоративное управление, на вхождение инвесторов, на принятие решений. В целом, стандартная процедура — как для проверки контрагентов к какому-нибудь тендеру, но со своей спецификой.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда