Как строить CJM: не даём карте лечь в стол, часть 2

Инструкция по разработке карты клиентского пути

Привет, это снова я,

Женя Князев
CEO первого в России experience driven агентства Antro

В первой части мы с вами развенчали основные мифы и ошибки в CJM. Оказалось, что подход «разработай и всё наладится» не работает (вот это да). Обязательно прочитайте, если ещё не

Сегодня рассказываю о том, как строить CJM. Поехали!

Шаг 1. Брифуем заказчика, определяем проблемы и цели

Сперва узнаём — зачем нужна CJM? Почему решили, что нужна именно CJM, а не другой инструмент? Какая задача стоит за желанием завести такой артефакт и что планируют с ним делать?

По нашему опыту, это желание улучшить клиентский опыт и так увеличить прибыль. Задача очень общая, для неё нужна не только CJM, но и план по внедрению изменений в компании.

Помните, карта — это не единственное решение, не забывайте и о других, более простых или более «прицельных» инструментах.

Как строить CJM: не даём карте лечь в стол, часть 2

Наша «любимая» ситуация — бизнесу о потребителях почти ничего достоверно неизвестно, маркетолог хочет построить CJM для всех клиентов сразу. Почему? Потому что надо.

Идти сразу ко всем пользователям и рисовать CJM на всех почти бессмысленно.

В таких случаях декомпозируем задачу. Например, выбираем приоритетный сегмент аудитории с самыми большими чеками, изучаем и картируем именно их опыт.

Как вы сегментируете?
По соцдему
Я выделяю работы
Я разрабатываю персоны
Пока не сегментируем, нет ресурсов
Напишу свой вариант в комментариях

Почему так лучше?

Во-первых, исследование для всех сегментов будет идти полгода. За это время может случиться второе пришествия Христа или что получше. Мир изменится слишком сильно, клиентский опыт тоже, данные превратятся в тыкву. К тому же, так долго что-то исследовать — довольно дорогое удовольствие.

Во-вторых, как мы уже упоминали, это будет неподъёмный массив данных, с которыми никто, кроме исполнителя, дальше работать не сможет. Помните, CJM потом ещё нужно внедрять.

Что нужно уточнять на брифе

Как строить CJM: не даём карте лечь в стол, часть 2

На этом этапе тоже часто выясняем, что CJM не нужна. На вопросы заказчика ответит обычный отчёт об исследовании. Его даже можно красиво оформить, если очень хочется.

Шаг 2. Интервью с внутренними департаментами бизнеса

Говорим с подразделениями, которые отвечают за услуги, оказываемые клиенту. В первую очередь это маркетинг, отдел продаж, логистика и служба поддержки. Список зависит от структуры компании.

Вы должны хорошо представлять, как работает компания заказчика, чтобы изучать её клиентский опыт.

Если повезёт, «каркас» CJM выстроится уже после общения с отделами. Они подсвечивают проблемные места в пути клиента и делятся с нами данными.

А если очень повезёт, то подсказывают, где и у кого поискать «слова клиентов» или даже передадут уже агрегированные и обработанные отзывы, какие-нибудь измерения NPS или другие артефакты.

Шаг 2. Интервью с внутренними департаментами бизнеса и сервис-провайдерами

Если данных об аудитории нет вообще, фокусируемся на одном-двух проблемных моментах и «распускаем этот клубок по ниточке».

Если кинуться исследовать всё и сразу, работа займёт много времени, да и смета не обрадует.

Не забывайте о той части, где что-то идёт не так. Например, в поддержке «доставки еды зелёного цвета» никак не проработан сценарий, когда человек не удовлетворен промокодом. Сотрудники теряются и начинают повторять одно и то же, что только сильнее губит клиентский опыт.

Именно в таких «непроработанных» сценариях может лежать самое интересное = потенциально наиболее прибыльное, так как это влияет на повторные покупки.

Максим Отмахов, лид отдела продуктового дизайна в Antro

Шаг 3. Проводим аналитическую закупку

Ставим себя на место клиента и сами проходим его путь. Удивляемся «Да как так можно-то вообще?» и снова обогащаем бриф гипотезами. Да, метод древний как мир, но это классика.

Как строить CJM: не даём карте лечь в стол, часть 2

Аналитическая закупка, обычно, заканчивается единичным приобретением чего-либо. А вот реальный опыт клиента на одной покупке закончиться не должен. В блоге на нашем сайте рассказали, что такое петля лояльности и зачем моделировать повторные покупки

Промежуточные итоги

После первых трёх шагов накопится приличное количество гипотез для проверки и набросок структуры CJM. Собираем всю информацию в артефакты, презентуем, согласовываем. Обсуждаем дальнейшие шаги и переходим к получению новых данных

Шаг 4. Формируем бриф на исследование

После глубокого погружения в бизнес и существующие данные мы приступаем к исследованию. Бриф — это небольшой шаг, но именно он определяет, что мы будем делать дальше. Другая его функция — зафиксировать, что мы вообще изучаем и при дизайне исследования не уйти в другую сторону.

Для нас бриф позволяет проанализировать, не стоит ли нам провести несколько исследований. Если попытаться ответить на слишком большое количество вопросов в рамках одного исследования, то пострадает глубина погружения.

К брифу полезно приложить намётки дизайна исследования хотя бы широкими мазками: методы, аудитория, приоритетные сегменты, если выделены. Так синхронизируем понимание дальнейших действий с заказчиком и фиксируем его.

Исследуем опыт клиентов

Проводим включённые наблюдения, глубинные интервью, опросы или другой метод исследования, который кажется наиболее подходящим — их много. Анализируем данные и разрабатываем релевантное представление, исходя из целей заказчика и самой задачи.

Это самый непредсказуемый по количеству инсайтов этап. В нашей практике представление заказчика об аудитории часто не совпадает с реальностью. А вот если вы совсем ничего не нашли, то, скорее всего, копаете не так или не там.

CJM строится под конкретный сегмент аудитории, поэтому процесс его выделения и валидации мы также включаем в этот шаг

Здесь чаще всего обнаруживаем, что точек касания больше, чем предполагал заказчик.

Мы и сами так ошибались. Однажды клиенты нашли нас через 2ГИС. Мы зарегистрировались там скорее «для галочки» и точно не предполагали это важным каналом коммуникации. Отдельно нас удивляет появление отзывов примерно раз в год:

Хейтерс гона хейт евривэре
Хейтерс гона хейт евривэре

А какие есть точки контакта в вашем бизнесе? Соцсети, AppStore, Google Play, другие магазины приложений, разные карты, площадки отзывов — список куда больше, чем кажется.

Люди не делят ваш бренд. Они воспринимают его через свой опыт в совокупности . Каждый раз, когда они встречают ваш логотип или название, они пополняют «копилочку впечатлений». Что там сейчас?

В этих точках часто хранится интересная информация. Фидбек, который пишут сами пользователи, может натолкнуть вас на новые гипотезы не хуже команды заказчика.

Следите за всеми точками контакта с аудиторией?
Да, у нас огромный список, всё схвачено
Следим только за приоритетными и уверены, что так правильно
Непонятно, вроде бы да
Вообще не задумывались об этом

Немного о валидации

Учтите, что гипотезы, полученные в качественных исследованиях нужно валидировать количественными исследованиями. Мы в большинстве случаев используем опросы или данные из инструментов аналитики.

Конечно, по правилам нужно валидировать все гипотезы, но скажем честно — это будет слишком. Слишком дорого и слишком долго.

На практике, те гипотезы, которые соответствуют «здравому смыслу», не валидируются. Неправильно ли это? Да, безусловно. Опасно ли это? Может быть опасно. Однако, в жизни необходим баланс и понимание, во что стоит инвестировать ресурсы, а где мы берём на себя риски и валидируем «в бою».

Что дальше

Красных карточек с барьерами, проблемами и слепых зон окажется недостаточно. Дальше предстоит большая работа по внедрению полученных инсайтов и превращению карты в рабочий инструмент.

О том, как именно вы будете это делать, стоит задуматься и поговорить с заказчиком ещё до начала работы. Потребуются дополнительные ресурсы с обеих сторон, но это тема для отдельной статьи.

В нашем телеграм-канале «UX/CX: опытное агентство» мы рассказываем больше о UX, CX и о нас самих. Однажды доберёмся и до кейса внедрения CJM в работу. Подписывайтесь, если вам такое интересно, а дальше...

Дальше карта должна стать постоянной гостьей при формировании любых новых процессов и расширения списка функций. Постоянное пополнение данными и актуализация тоже требует ресурсов, иначе карта устареет и можно будет начинать всё с начала

Рекламная пауза 🔥

90% клиентов Antro из eCommerce-сферы. Больше трёх лет мы помогаем развивать и поддерживать интернет-магазины, разрабатывать внутренние сервисы и строить бренд-платфомы.

Вместо выводов

CJM — это всего лишь фреймворк, просто инструмент. При этом, не всегда ваш запрос требует такой масштабной работы. Мы рекомендуем идти небольшими шагами, измерять эффективность нововведений и находиться в постоянном развитии. Это тяжело, но работает. Мы даже в коллаборации с редакцией vc.ru статью об этом написали. Думаем, вам понравится.

А ещё провели работу над ошибками и свели количество англицизмов к минимуму. Стараемся для вас 🖤

Не забывайте ставить «+1», если было полезно и задавайте вопросы в комментариях — мы всегда рады поболтать о важном или просто так.

3434
Начать дискуссию