{"id":14289,"url":"\/distributions\/14289\/click?bit=1&hash=892464fe46102746d8d05914a41d0a54b0756f476a912469a2c12e8168d8a933","title":"\u041e\u0434\u0438\u043d \u0438\u043d\u0441\u0442\u0440\u0443\u043c\u0435\u043d\u0442 \u0443\u0432\u0435\u043b\u0438\u0447\u0438\u043b \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0436\u0438 \u043d\u0430 5%, \u0430 \u0441\u0440\u0435\u0434\u043d\u0438\u0439 \u0447\u0435\u043a \u2014 \u043d\u0430 20%","buttonText":"","imageUuid":""}

3 причины, почему любая реклама сливает бюджет в малом бизнесе

Дело не в "криворуких" агентствах, таргетологах и прочих фрилансерах. Они могли поработать нормально или даже хорошо — но бизнес выхлопа не видит.

Вы могли запускать рекламу сами, оплатить приоритетное размещение на картах или купить размещение на наружном баннере, и все равно впустую потратить деньги.

Бывает, что фрилансер или агентство действительно забили на проект. Это другой случай.

Тут, скорее, про проблемы малого бизнеса, которые приводят к крайне низкой окупаемости. И советы, что с этим делать.

Вся статья про малый бизнес, она основана на моем опыте общения с начинающими предпринимателями. Речь про самые популярные сценарии, здесь нет углубления во всевозможные варианты переменных.

Почему сливается бюджет, даже если реклама нормальная?

За свой опыт общения с малым бизнесом я видел 3 основных причины:

1. Нет объективных KPI

— Какой KPI?

— Чем больше клиентов, тем лучше

Когда начинается сотрудничество с агентством или фрилансером, оценка результатов происходит "на глаз". Как следствие, нет KPI или цифры взяты с потолка, а в процессе работы не получается быстро и объективно оценить результативность в деньгах, ни вам, ни подрядчику.

Улучшить ситуацию просто — достаточно посчитать максимальную стоимость привлечения клиента (иCAC) и сравнить с реальной.

В расходах учитывайте только те затраты, которые напрямую связаны с товаром или услугой. Аренда или оклад сотрудников сюда не относится, а налог на выручку, закупочная цена, материалы и процент к зарплате — подходит.

Если стоимость привлечения клиента с рекламы меньше — вы заработали. Больше — потеряли. Все просто, но у вас есть объективная картина.

Почти для всех услуг нужно учитывать повторные продажи. Стоимость привлечения клиента через рекламу в таком бизнесе, обычно, выше или равна среднему чеку, поэтому окупаемость возможна только с повторных продаж.

Считается тоже легко:

Здесь важно учитывать, что цифра отражает статистику за все время существования бизнеса. Если реальная стоимость привлечения клиента будет близка к получившемуся иCAC, окупать вложения вы будете долго.

Лучше всего делать эти расчеты до начала сотрудничества, чтобы сразу установить объективно выгодные вам KPI.

2. Проблемы с предложением

Мало клиентов — запустим рекламу

Самая частая проблема в малом бизнесе — это "мало продаж" или "мало клиентов". И самый очевидный вариант — залить денег в рекламу.

Если бизнес существует хотя бы полгода, то малые продажи почти всегда исходят из других проблем. С ними реклама не поможет — дело в продукте, качестве, обслуживании, ценах, в чем угодно еще.

Казалось бы — как эти проблемы вообще влияют на рекламу? Главное, чтоб сделали нормально, и будет результат. Но вот основные вытекающие:

  1. Ваше предложение отстает от конкурентов, поэтому продать его в рекламе сложнее и дороже.
  2. Плохое предложение (как и плохая коммуникация с клиентом) снизит процент реальных покупателей среди тех, кто оставил заявку. Следовательно, страдает окупаемость, даже если заявки дешевые.
  3. Успешная кампания принесет краткосрочное увеличение продаж. Ситуация в перспективе не улучшится.

Как понять на что обратить внимание? Отзывы и жалобы.

Каждая из них — это ценнейшая информация почти за бесплатно. Если вы исправите хотя бы часть проблем, то вероятность, что у вас будут малые продажи, значительно снижается.

Жалобы бывают бредовыми, несомненно, стоит подключать критическое мышление. А еще стоит подумать об обходных путях. Клиентам не нравятся стильные аквамариновые стены? Может повесить телевизор, чтобы они не отвлекались на стены?

И да, недовольство одного может отражать мнение многих, поэтому стоит присмотреться ко всем жалобам.

3. Надежда на лучшее

— 150 клиентов в месяц за 13000₽? По рукам!

Менеджеры по продажам самых разных компаний обещают прекрасный результат. Правда, нужно разом заплатить 40к+ рублей за работу + бюджет. Для малого бизнеса, особенно с проблемами, такая сумма может быть критичной.

Если обещанный результат соответствует реальному (что происходит нечасто), то проблем нет. А худший вариант рассматривается редко. Если он случается, начинается тяжелая и стрессовая ситуация.

Что делать? Прикидывайте худший результат. Если он вас не пугает, то попробовать, однозначно, стоит. Если такой исход выглядит фатальным, лучше потратить деньги на менее рисковые мероприятия.

Худший исход — не значит совсем нулевой результат. Ситуации, когда вложили кучу денег в рекламу и не получили ни одного клиента — редкость. Заявки, звонки, покупатели, скорее всего, будут. Важно понимать, насколько критично, что клиентов придет совсем мало.

Вывод

Любая реклама или источник новых клиентов — всего лишь инструмент. Часто дорогой инструмент.

Она не исправит глубинные проблемы бизнеса — если у вас не было продаж, то через 1-2 недели после остановки рекламы их снова не будет.

Инструменты полезны, когда используются в нужной ситуации и, желательно, с четким пониманием результата. В противном случае — это бесполезные траты ресурсов.

Я надеюсь, что статья оказалась полезной, либо мой опыт не отражает реальную ситуацию.

Спасибо за прочтение. Буду рад дополнениям, вопросам и критике.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда