5 главных проблем маркетолога сейчас и как их решать
Привет, я Дима, CEO и сооснователь компании Carrot quest. Помимо прочего, в Carrot quest я до недавнего времени отвечал за маркетинг. Хочу разобрать тему, которая волнует всех директоров по маркетингу и маркетологов в крупных компаниях: как выполнять KPI по лидам.
Допустим, моя команда приводит 500, 1000, 2000 лидов в месяц. Мы молодцы. Мы растим трафик, оптимизируем конверсии, тестируем новые каналы. Вот только выручка не растет. Почему? Маркетингу недостаточно просто приводить лидов, чтобы бизнес кратно рос.
В этой статье я разберу основные проблемы, из-за которых выручка не растет и дам советы по их решению, которые мы используем в Carrot quest.
Проблема 1: план по лидам не работает
Маркетинговые цели редко ставят в деньгах, и обычно у маркетинга нет доступа ко всем данным о выручке по каналам — не достроена аналитика.
Руководитель команды продаж приходит и говорит: «Вот тебе план. Нам нужно в этом месяце заработать миллион». В маркетинге этот план раскладывается на:
- количество клиентов и лидов,
- трафик,
- охваты,
- просмотры в поисковых системах,
- клики и так далее.
В погоне за этими метриками трудно уследить, насколько целевых лидов приводит маркетинг.
Для примера посмотрите на этот график. Больший трафик еще не гарантирует пропорционально большее количество продаж, потому что трафик может быть нецелевым. Важнее фокусироваться на качестве и увеличивать количество Sales accepted lead (SAL) — лидов, которых продажи могут взять в работу. Чем больше их будет, тем больше продаж вы получите.
Отсюда вытекает следующая проблема.
Проблема 2: квалифицировать лидов вручную — терять десятки тысяч рублей в день
До 70% лидов, попадающих в команду продаж, могут быть нецелевыми. Об этом говорят реальные кейсы наших клиентов. Продажи вынуждены прозванивать таких лидов и тратить время.
Посчитаем экономику
Пришел лид. Менеджер по продажам берет его в работу: звонит, квалифицирует, чтобы понять, насколько он интересен компании. Оказывается, человек искал абсолютно другой продукт.
Менеджер потратил на этот разговор 15 минут.
Если в команду за месяц попадает 1000 лидов и 500 из них оказываются нецелевыми, то:
15 минут * 500 лидов = 7 500 минут. То есть 125 часов команды. В месяц!
Предположим, в команде продаж 2 менеджера, зарплата которых по 100 тысяч рублей в месяц за 160 рабочих часов. 62,5 часа, или 40% своего времени каждый из них потратит на прозвон лидов, которые не заинтересованы в продукте. Из-за этого менеджеры упустят сделки, которые могли в это время закрыть.
Сколько денег потеряла компания? 80 тысяч рублей — зарплата двух менеджеров, потраченная на нецелевых лидов. Плюс выручка от упущенных сделок.
Проблема 3: сложнее всего — работать с конверсией
Маркетолог приводит трафик на сайт, но одна из основных проблем — низкая конверсия этого трафика в лидов и далее по воронке.
Людям интересно решение их конкретной проблемы в конкретном сегменте бизнеса на конкретном этапе развития.
Читайте также:
Проблема 4: не получается быстро запускать гипотезы
Команда маркетинга тестирует гипотезы, тратит много времени на подготовку, упираясь в ресурсы разработки. Какие-то из экспериментов приносят качественных лидов, какие-то не приносят вообще, а какие-то — нецелевых лидов, на которых продажи бесполезно тратят свое время.
Нужно запускать много гипотез, чтобы быстро найти те, которые принесут качественных лидов в большом количестве. Для этого нужно оптимизировать процесс запуска — исключить разработку.
Проблема 5: маркетологи редко интересуются контекстом клиентов
У нас в компании были проблемы:
- маркетологи не ходили на встречи с клиентами;
- мало кто из них слушал звонки, интересовался болями реальных клиентов и потенциальных покупателей;
- часто ребята не знали контекста и возражений клиентов.
Обычно в контекст клиентов углубляются продажи, а маркетологи работают только на верху воронки. Из-за этого они не могут приводить больше целевых лидов.
Продажи знают о клиентах все: боли, возражения, процессы. Но это знание не выходит за пределы их команды.
Как решить эти 5 проблем?
Совет 1: смотрите на маркетинг как на масштабирование продаж
Простая идея: маркетинг — это масштабирование продаж. Маркетолог должен погружаться в контекст клиентов, чтобы лучше понимать, какие лиды приходят и каких нужно приводить.Что можно узнать:
- настоящие боли клиента;
- суть задачи клиента;
- мотивацию к покупке.
Как это можно делать:
- смотреть записи демонстраций, встреч с клиентами;
- участвовать в ролевках — моделировании встречи менеджера продаж с клиентом для тренировки;
- изучать артефакты продаж — успешные презентации, кейсы, способы отработки возражений;
- собирать обратную связь от команды продаж по маркетинговым материалам;
- анализировать вместе эффективность рекламных кампаний.
На что обращать внимание:
- какие вопросы задают клиенты на встречах;
- какие вопросы задают менеджеры продаж;
- как менеджеры продаж отрабатывают возражения клиентов;
- удается ли им выяснить боль клиента;
- с какими решениями клиенты сравнивают ваше;
- какие возможности продукта они выделяют.
Если вы руководите маркетинговой командой, советую самостоятельно закрыть несколько сделок. Как это сделать, подсказал Гриша Орлов в статье о том, как освоиться директору по маркетингу на новом месте: С чего начать руководителю маркетинга на новом месте: первые 4 шага
Совет 2: сокращайте затраты на привлечение за счет автоматизированной первичной квалификации
Есть характеристики, на основе которых маркетолог может предсказать качество лида.
Например, можно использовать фреймворк BANT и узнавать следующие характеристики:
- бюджет;
- необходимость;
- срок решения задачи;
- роль человека в компании.
Определите список параметров вместе с командой продаж и опишите по ним Ideal Customer Profile — профиль идеального клиента.
Один из способов первично квалифицировать лидов — нанять менеджера первичной квалификации (MDR) или назначить его в команде продаж. MDR первым связывается с пользователем по заявке, выясняет задачи, объем трафика, должность в компании.
Но маркетолог может помочь продажам более простым и дешевым решением — автоматизировать квалификацию пользователей с помощью чат-бота на сайте.
Это легко сделать с Carrot quest:
- Создаете чат-бота в конструкторе.
- Прописываете нужные квалифицирующие вопросы.
- Запускаете бота.
- Пользователи отвечают на вопросы.
- Бот записывает ответы и автоматически отправляет их в карточку лида.
- Заявки с бота автоматически передаются в CRM команды продаж со всеми необходимыми данными о лиде.
Совет 3: собирайте больше данных о пользователях и передавайте эту информацию в CRM
Нужно получить как можно больше контекста о пользователе, который попал в команду продаж. Соберите данные о том:
- чем интересовался пользователь на сайте прежде чем оставил заявку;
- откуда он пришел;
- что мотивировало его оставить заявку на регистрацию в сервисе (например, почитал статьи в блоге);
- как и с помощью каких каналов взаимодействовал с компанией до регистрации;
- какие письма получал и читал ли их;
- общался ли с командой поддержки;
- какие вопросы у него возникали.
Благодаря этим данным вы сможете сегментировать аудиторию и показывать каждому сегменту персонализированные сценарии.
Чтобы не упускать сделки, нужно определить в команде продаж SLA — требования к скорости первого ответа операторов — как для поддержки. Если пришла заявка, в идеальном сценарии менеджер должен за первые пять минут связаться с клиентом, а до звонка — посмотреть, что мотивировало клиента оставить заявку.
Читайте также: «Ключевые метрики службы поддержки и чата, которые стоит начать измерять уже сегодня».
Важно, чтобы данные о пользователе приходили мгновенно и менеджер мог подготовиться к звонку.
В Carrot quest для этого есть:
- Трекинг данных о действиях пользователей на сайте. Система фиксирует, какую статью пользователь прочитал, на какой странице был, оставил ли заявку и с какой страницы это сделал, общался ли в чате и так далее.
- Интеграции с CRM-системами, чтобы мгновенно отправлять данные о пользователе команде продаж и обратно команде маркетинга при необходимости.
Совет 4: настройте процесс обратной связи от команды продаж по лидам
Как это сделали мы в Carrot quest:
- построили текущую воронку в маркетинге, продажах и определили роль команд на каждом этапе;
- стали совместно строить гипотезы по рекламным кампаниям;
- настроили процесс совместной оценки собранных лидов;
- определили, каких лидов считать целевыми.
У нас настроено так: чтобы маркетинг мог оценить качество приведенных лидов, менеджеры продаж в CRM прописывают у нецелевых, почему они не могут дальше двигаться по воронке. Затем сейлзы дают обратную связь маркетингу по лидам с каждой гипотезы или рекламной кампании.
Если команда маркетинга сомневается в оценке продаж, она может прослушать записи созвонов с клиентами и обсудить с сейлзами недочеты и вопросы.
Совет 5: автоматизируйте тестирование гипотез
В нашей команде есть правило, что гипотеза должна запускаться не более чем за 6 часов. Чтобы уложиться в это время и не упираться в ресурсы разработки, мы используем наши инструменты:
- чат-бота,
- поп-апы,
- письма.
А также А/Б тесты, которые помогают выявить наиболее конверсионный оффер. Все сценарии мы собираем в конструкторах Carrot quest.Лидов с гипотез и данные о них мы передаем команде продаж с помощью интеграции Carrot quest с CRM-системой.
Мы следим не просто за количеством лидов с каждой гипотезы, но и за их качеством: сколько из них оказались годными, сколько прошли демонстрацию сервиса, сколько оплатили.
Читайте в нашем гайде, как быстро тестировать гипотезы и построить команду роста в компании:
Совет 6: продавайте прямо в чате и сами инициируйте общение
Чат на сайте удобен и для клиентов, и для компании. С помощью него можно не просто общаться с пользователями, но и автоматизировать квалификацию, собирать контакты и заявки.
Кроме того, он помогает обрабатывать менеджеру больше обращений, чем по телефону. По нашему опыту, в чате один менеджер может вести до 7 диалогов одновременно.
Для пользователя чат — возможность комфортно общаться с компанией.
Если пользователь находится на сайте, где есть чат, ему проще не отрываться на телефонный звонок. Бывает так, что покупки в онлайне делаются в рабочее время. Человеку будет неудобно, если ему позвонит менеджер для подтверждения заказа.
В Carrot quest можно общаться с пользователями не только в чате на сайте, но и в любом удобном для них мессенджере: Telegram, WhatsApp, Viber, VK и т. д. Для этого в сервисе есть интеграции с соцсетями, мессенджерами и единое окно, где собираются диалоги из всех каналов.
С помощью триггерных механик в чате можно вовлекать пользователя и прогревать до покупки. К ним относятся:
- триггерное сообщение в чат — когда пользователю показывается вовлекающее сообщение, и если пользователь реагирует, то к диалогу подключается оператор;
- чат-бот — может самостоятельно общаться с клиентом, консультировать его и задавать квалифицирующие вопросы.
Триггерное сообщение в чат. На основе трекинга данных можно увидеть, что группа пользователей заходит на страницу тарифов, не двигается дальше по воронке и уходит. Если человек зашел на эту страницу, значит он уже «теплый» — нужно помочь ему продвинуться дальше.
В Carrot quest можно настроить под сегмент таких пользователей триггерное сообщение в чат: «Привет! Мы можем подобрать для вас тариф. Оставьте номер телефона, наш менеджер перезвонит и ответит на вопросы».
Пользователь оставит номер телефона, который автоматически попадет в карточку лида. По данным из трекинга менеджер сможет подготовить для клиента релевантное предложение.
Чат-бот. Допустим, пользователь зашел на страницу курсов на сайте онлайн-школы. Ему показывается чат-бот, который предлагает помощь в выборе курсов.
Когда пользователь соглашается, бот задает ему квалифицирующие вопросы, на основе ответов предлагает подходящий курс либо передает данные в CRM, и далее с пользователем связывается менеджер.
Пример такого сценария на сайте онлайн-курсов Хохлов Сабатовский
Чтобы быстрее привести пользователей к покупке, маркетологи компании настроили квалифицирующего чат-бота. Он записывает ответы, контакты пользователей и передает их в CRM. Менеджер по продажам звонит пользователю и рассказывает ему о курсе, которым тот интересовался.
Результат: собрали 1152 лида за 5 месяцев
Как найти узкие места в воронке продаж и увеличить конверсию
Наверняка вам знакомы эти проблемы:
- не выполняется KPI по лидам, хотя трафик есть;
- повысилась стоимость лида;
- продажи не могут продавать лидам, которые привел маркетинг;
- много нецелевых лидов;
- пользователи приходят в нерабочее время, остывают и не конвертируются.
Мы тоже не раз сталкивались с ними в нашей команде и при работе с клиентами, поэтому знаем, как их решать. Можем проанализировать и вашу воронку, чтобы найти точки роста и рассказать, как с ними работать.