{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

5 главных проблем маркетолога сейчас и как их решать

Привет, я Дима, CEO и сооснователь компании Carrot quest. Помимо прочего, в Carrot quest я до недавнего времени отвечал за маркетинг. Хочу разобрать тему, которая волнует всех директоров по маркетингу и маркетологов в крупных компаниях: как выполнять KPI по лидам.

Дима Сергеев
CEO Carrot quest

Допустим, моя команда приводит 500, 1000, 2000 лидов в месяц. Мы молодцы. Мы растим трафик, оптимизируем конверсии, тестируем новые каналы. Вот только выручка не растет. Почему? Маркетингу недостаточно просто приводить лидов, чтобы бизнес кратно рос.

В этой статье я разберу основные проблемы, из-за которых выручка не растет и дам советы по их решению, которые мы используем в Carrot quest.

Проблема 1: план по лидам не работает

Маркетинговые цели редко ставят в деньгах, и обычно у маркетинга нет доступа ко всем данным о выручке по каналам — не достроена аналитика.

Руководитель команды продаж приходит и говорит: «Вот тебе план. Нам нужно в этом месяце заработать миллион». В маркетинге этот план раскладывается на:

  • количество клиентов и лидов,
  • трафик,
  • охваты,
  • просмотры в поисковых системах,
  • клики и так далее.

В погоне за этими метриками трудно уследить, насколько целевых лидов приводит маркетинг.

Маркетологу должно быть важно не только то, что происходит в верхней части воронки, но и конечный результат — стоимость клиента. Ведь лиды — для продаж. Значит, нужно прогнозировать не просто количество лидов, но и объем качественных лидов.

Для примера посмотрите на этот график. Больший трафик еще не гарантирует пропорционально большее количество продаж, потому что трафик может быть нецелевым. Важнее фокусироваться на качестве и увеличивать количество Sales accepted lead (SAL) — лидов, которых продажи могут взять в работу. Чем больше их будет, тем больше продаж вы получите.

Отсюда вытекает следующая проблема.

Проблема 2: квалифицировать лидов вручную — терять десятки тысяч рублей в день

До 70% лидов, попадающих в команду продаж, могут быть нецелевыми. Об этом говорят реальные кейсы наших клиентов. Продажи вынуждены прозванивать таких лидов и тратить время.

Посчитаем экономику

Пришел лид. Менеджер по продажам берет его в работу: звонит, квалифицирует, чтобы понять, насколько он интересен компании. Оказывается, человек искал абсолютно другой продукт.

Менеджер потратил на этот разговор 15 минут.

Если в команду за месяц попадает 1000 лидов и 500 из них оказываются нецелевыми, то:

15 минут * 500 лидов = 7 500 минут. То есть 125 часов команды. В месяц!

Предположим, в команде продаж 2 менеджера, зарплата которых по 100 тысяч рублей в месяц за 160 рабочих часов. 62,5 часа, или 40% своего времени каждый из них потратит на прозвон лидов, которые не заинтересованы в продукте. Из-за этого менеджеры упустят сделки, которые могли в это время закрыть.

Сколько денег потеряла компания? 80 тысяч рублей — зарплата двух менеджеров, потраченная на нецелевых лидов. Плюс выручка от упущенных сделок.

Задача маркетолога — привести как можно больше качественных лидов, с которыми продажи смогут работать. Для этого нужно строить процессы обратной связи с продажами. Также нужно сокращать затраты на первичную квалификацию. В идеале — полностью автоматизировать ее.

Проблема 3: сложнее всего — работать с конверсией

Маркетолог приводит трафик на сайт, но одна из основных проблем — низкая конверсия этого трафика в лидов и далее по воронке.

Людям интересно решение их конкретной проблемы в конкретном сегменте бизнеса на конкретном этапе развития.

Читайте также:

Три вида сегментации клиентов, которые повысят эффективность коммуникаций с потенциальными покупателями

Команда Carrot quest поделилась личным опытом в сегментации клиентов. Рассказываем, как сочетать между собой три фреймворка для сегментации — ABCDX-сегментацию, JTBD-теорию и User Journey — и собирать полезные инсайты о клиентах: их проблемах, мотивации, ограничениях и возможностях, которые помогут вам лучше продавать и не тратить ресурсы впустую.

Проблема 4: не получается быстро запускать гипотезы

Команда маркетинга тестирует гипотезы, тратит много времени на подготовку, упираясь в ресурсы разработки. Какие-то из экспериментов приносят качественных лидов, какие-то не приносят вообще, а какие-то — нецелевых лидов, на которых продажи бесполезно тратят свое время.

Нужно запускать много гипотез, чтобы быстро найти те, которые принесут качественных лидов в большом количестве. Для этого нужно оптимизировать процесс запуска — исключить разработку.

Проблема 5: маркетологи редко интересуются контекстом клиентов

У нас в компании были проблемы:

  • маркетологи не ходили на встречи с клиентами;
  • мало кто из них слушал звонки, интересовался болями реальных клиентов и потенциальных покупателей;
  • часто ребята не знали контекста и возражений клиентов.

Обычно в контекст клиентов углубляются продажи, а маркетологи работают только на верху воронки. Из-за этого они не могут приводить больше целевых лидов.

Продажи знают о клиентах все: боли, возражения, процессы. Но это знание не выходит за пределы их команды.

Как решить эти 5 проблем?

Совет 1: смотрите на маркетинг как на масштабирование продаж

Простая идея: маркетинг — это масштабирование продаж. Маркетолог должен погружаться в контекст клиентов, чтобы лучше понимать, какие лиды приходят и каких нужно приводить.Что можно узнать:

  • настоящие боли клиента;
  • суть задачи клиента;
  • мотивацию к покупке.

Как это можно делать:

  • смотреть записи демонстраций, встреч с клиентами;
  • участвовать в ролевках — моделировании встречи менеджера продаж с клиентом для тренировки;
  • изучать артефакты продаж — успешные презентации, кейсы, способы отработки возражений;
  • собирать обратную связь от команды продаж по маркетинговым материалам;
  • анализировать вместе эффективность рекламных кампаний.

На что обращать внимание:

  • какие вопросы задают клиенты на встречах;
  • какие вопросы задают менеджеры продаж;
  • как менеджеры продаж отрабатывают возражения клиентов;
  • удается ли им выяснить боль клиента;
  • с какими решениями клиенты сравнивают ваше;
  • какие возможности продукта они выделяют.

Если вы руководите маркетинговой командой, советую самостоятельно закрыть несколько сделок. Как это сделать, подсказал Гриша Орлов в статье о том, как освоиться директору по маркетингу на новом месте: С чего начать руководителю маркетинга на новом месте: первые 4 шага

Совет 2: сокращайте затраты на привлечение за счет автоматизированной первичной квалификации

Есть характеристики, на основе которых маркетолог может предсказать качество лида.

Например, можно использовать фреймворк BANT и узнавать следующие характеристики:

  • бюджет;
  • необходимость;
  • срок решения задачи;
  • роль человека в компании.

Определите список параметров вместе с командой продаж и опишите по ним Ideal Customer Profile — профиль идеального клиента.

Один из способов первично квалифицировать лидов — нанять менеджера первичной квалификации (MDR) или назначить его в команде продаж. MDR первым связывается с пользователем по заявке, выясняет задачи, объем трафика, должность в компании.

Но маркетолог может помочь продажам более простым и дешевым решением — автоматизировать квалификацию пользователей с помощью чат-бота на сайте.

Это легко сделать с Carrot quest:

  1. Создаете чат-бота в конструкторе.
  2. Прописываете нужные квалифицирующие вопросы.
  3. Запускаете бота.
  4. Пользователи отвечают на вопросы.
  5. Бот записывает ответы и автоматически отправляет их в карточку лида.
  6. Заявки с бота автоматически передаются в CRM команды продаж со всеми необходимыми данными о лиде.
Пример квалифицирующего чат-бота на сайте

Совет 3: собирайте больше данных о пользователях и передавайте эту информацию в CRM

Нужно получить как можно больше контекста о пользователе, который попал в команду продаж. Соберите данные о том:

  • чем интересовался пользователь на сайте прежде чем оставил заявку;
  • откуда он пришел;
  • что мотивировало его оставить заявку на регистрацию в сервисе (например, почитал статьи в блоге);
  • как и с помощью каких каналов взаимодействовал с компанией до регистрации;
  • какие письма получал и читал ли их;
  • общался ли с командой поддержки;
  • какие вопросы у него возникали.

Благодаря этим данным вы сможете сегментировать аудиторию и показывать каждому сегменту персонализированные сценарии.

Чтобы не упускать сделки, нужно определить в команде продаж SLA — требования к скорости первого ответа операторов — как для поддержки. Если пришла заявка, в идеальном сценарии менеджер должен за первые пять минут связаться с клиентом, а до звонка — посмотреть, что мотивировало клиента оставить заявку.

Важно, чтобы данные о пользователе приходили мгновенно и менеджер мог подготовиться к звонку.

В Carrot quest для этого есть:

  • Трекинг данных о действиях пользователей на сайте. Система фиксирует, какую статью пользователь прочитал, на какой странице был, оставил ли заявку и с какой страницы это сделал, общался ли в чате и так далее.
  • Интеграции с CRM-системами, чтобы мгновенно отправлять данные о пользователе команде продаж и обратно команде маркетинга при необходимости.

Совет 4: настройте процесс обратной связи от команды продаж по лидам

Как это сделали мы в Carrot quest:

  • построили текущую воронку в маркетинге, продажах и определили роль команд на каждом этапе;
  • стали совместно строить гипотезы по рекламным кампаниям;
  • настроили процесс совместной оценки собранных лидов;
  • определили, каких лидов считать целевыми.

У нас настроено так: чтобы маркетинг мог оценить качество приведенных лидов, менеджеры продаж в CRM прописывают у нецелевых, почему они не могут дальше двигаться по воронке. Затем сейлзы дают обратную связь маркетингу по лидам с каждой гипотезы или рекламной кампании.

Если команда маркетинга сомневается в оценке продаж, она может прослушать записи созвонов с клиентами и обсудить с сейлзами недочеты и вопросы.

Паша Соковнин, COO Carrot quest

Совет 5: автоматизируйте тестирование гипотез

В нашей команде есть правило, что гипотеза должна запускаться не более чем за 6 часов. Чтобы уложиться в это время и не упираться в ресурсы разработки, мы используем наши инструменты:

  • чат-бота,
  • поп-апы,
  • письма.

А также А/Б тесты, которые помогают выявить наиболее конверсионный оффер. Все сценарии мы собираем в конструкторах Carrot quest.Лидов с гипотез и данные о них мы передаем команде продаж с помощью интеграции Carrot quest с CRM-системой.

Мы следим не просто за количеством лидов с каждой гипотезы, но и за их качеством: сколько из них оказались годными, сколько прошли демонстрацию сервиса, сколько оплатили.

Читайте в нашем гайде, как быстро тестировать гипотезы и построить команду роста в компании:

Как построить growth-команду и ускорить рост компании в 5 раз: пошаговый гайд

Создать и поставить на ноги команду роста непросто — нужно построить специфические процессы, найти правильных людей и постоянно принимать неочевидные решения. Надеемся, наш опыт пригодится вам, если вы решились создать growth-команду и отладить процессы по тестированию гипотез. Мы подготовили пошаговый гайд по взламыванию роста, полную версию вы…

Данные Growth Academy о том, как количество тестируемых гипотез влияет на прирост в ключевой метрике

Совет 6: продавайте прямо в чате и сами инициируйте общение

Чат на сайте удобен и для клиентов, и для компании. С помощью него можно не просто общаться с пользователями, но и автоматизировать квалификацию, собирать контакты и заявки.

Кроме того, он помогает обрабатывать менеджеру больше обращений, чем по телефону. По нашему опыту, в чате один менеджер может вести до 7 диалогов одновременно.

Для пользователя чат — возможность комфортно общаться с компанией.

Если пользователь находится на сайте, где есть чат, ему проще не отрываться на телефонный звонок. Бывает так, что покупки в онлайне делаются в рабочее время. Человеку будет неудобно, если ему позвонит менеджер для подтверждения заказа.

Паша Соковнин, COO Carrot quest

В Carrot quest можно общаться с пользователями не только в чате на сайте, но и в любом удобном для них мессенджере: Telegram, WhatsApp, Viber, VK и т. д. Для этого в сервисе есть интеграции с соцсетями, мессенджерами и единое окно, где собираются диалоги из всех каналов.

Окно с диалогами в Carrot quest, где можно отправлять сообщения клиенту в любой канал

С помощью триггерных механик в чате можно вовлекать пользователя и прогревать до покупки. К ним относятся:

  • триггерное сообщение в чат — когда пользователю показывается вовлекающее сообщение, и если пользователь реагирует, то к диалогу подключается оператор;
  • чат-бот — может самостоятельно общаться с клиентом, консультировать его и задавать квалифицирующие вопросы.

Триггерное сообщение в чат. На основе трекинга данных можно увидеть, что группа пользователей заходит на страницу тарифов, не двигается дальше по воронке и уходит. Если человек зашел на эту страницу, значит он уже «теплый» — нужно помочь ему продвинуться дальше.

В Carrot quest можно настроить под сегмент таких пользователей триггерное сообщение в чат: «Привет! Мы можем подобрать для вас тариф. Оставьте номер телефона, наш менеджер перезвонит и ответит на вопросы».

Пользователь оставит номер телефона, который автоматически попадет в карточку лида. По данным из трекинга менеджер сможет подготовить для клиента релевантное предложение.

Чат-бот. Допустим, пользователь зашел на страницу курсов на сайте онлайн-школы. Ему показывается чат-бот, который предлагает помощь в выборе курсов.

Когда пользователь соглашается, бот задает ему квалифицирующие вопросы, на основе ответов предлагает подходящий курс либо передает данные в CRM, и далее с пользователем связывается менеджер.

Пример такого сценария на сайте онлайн-курсов Хохлов Сабатовский

Чтобы быстрее привести пользователей к покупке, маркетологи компании настроили квалифицирующего чат-бота. Он записывает ответы, контакты пользователей и передает их в CRM. Менеджер по продажам звонит пользователю и рассказывает ему о курсе, которым тот интересовался.

Результат: собрали 1152 лида за 5 месяцев

Сценарий квалифицирующего чат-бота на сайте онлайн-курсов Хохлов Сабатовский

Как найти узкие места в воронке продаж и увеличить конверсию

Наверняка вам знакомы эти проблемы:

  • не выполняется KPI по лидам, хотя трафик есть;
  • повысилась стоимость лида;
  • продажи не могут продавать лидам, которые привел маркетинг;
  • много нецелевых лидов;
  • пользователи приходят в нерабочее время, остывают и не конвертируются.

Мы тоже не раз сталкивались с ними в нашей команде и при работе с клиентами, поэтому знаем, как их решать. Можем проанализировать и вашу воронку, чтобы найти точки роста и рассказать, как с ними работать.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда