{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

За что должен отвечать отдел маркетинга в клинике?

Маркетолог в большинстве компаний странный предмет, он вроде есть, но его как бы нет. И происходит это чаще всего, потому что список обязанностей не определен. Нет точек контроля, нет понимания стратегии. Маркетинг в России вообще каким-то странным образом скатился к работе с перечнем инструментов и поиском технических фишек.

Моя статья призывает убрать пропасть недопонимания между руководителем клиники и маркетологом. И сэкономить нервные клетки маркетолога, в которого вечно бросают задачи, которые не знают куда пристроить.

Ниже перечень обязанностей отдела маркетинга в клинике. Этот список - мой опыт и моя вольная фантазия, его можно и нужно дополнять или наоборот что-то убавлять, адаптируя под свой бизнес:

1. Разработка предложений

Это могут быть чек апы, акции, комплексные программы, дополнительные услуги - все это конечно должно делаться совместно с врачами. Это достаточно непростой процесс, нужно учитывать внутреннею аналитику и биться не над созданием спроса, а понимать с чем в клинику к вам приходят люди.

2. Управление репутацией

2/3 раза в неделю, нужно проверять, что написали на отзовиках о клинике, обязательно отвечать на плохие отзывы и благодарить за хорошие.

Заранее подготовьте и договоритесь, как вы будете реагировать на негатив. Какие плюшки вы дадите клиенту, в случае объективного негатива.

Так же стоит наладить работу, чтобы хорошие отзывы ваши клиенты все таки писали. Мне нравится логика работы сервиса Карма+, за рекламу они мне не платили, но могли бы. ))) Необязательно их покупать, можно сверстать подобную страницу у себя на сайте. Очень удобно, негатив остается внутри клиники и вы можете оперативно на него отреагировать, а отзывы довольных клиентов оказываются на отзывиках.

Можно еще какой-нибудь сервис типа Brand Analytics подключить, если денег не жалко.

3. Работа с социальными сетями

Кто-то готов постить бесконечное множество постов. Я считаю что 2-3 поста в неделю достаточно.

Важно понимать, что контент может быть разный, но видео формат сейчас конечно самый важный, т.к. имеет максимальные охваты.

Еще обращаю ваше внимание, что работа с соц сетями не должна ограничиваться нельзяграммом и телеграммом. Вконтакте стал неплохие результаты давать с рекламы, а в Одноклассниках большая и не дорогая аудитория, интересная клиникам. Можно еще продвигаться в YouTube, но там не очень хорошо с привязкой к городу, поэтому не ждите от туда множество офлайн пациентов, но телемедицину там продвигать вполне реально.

Еще одной приятной штукой Вконтакте является возможность продвигать личные страницы врачей. Т.е. в данной соц сети, можно еще вести например аккаунт главного врача, и есть возможность продвигать его рекламой.
Только не заигрывайте с "прогревами", вы можете нарушить закон, который к медицине очень строг, об этом подробно написала в статье.

4. Аналитика и отчетность

Какие параметры стоит включить в отчет:

  • Рекламные охваты
  • Соотношение рекламных активностей и загрузки врачей
  • Анализ загрузки врачей
  • Анализ загрузки кабинетов
  • Количество проданных дополнительных услуг, хорошо знать не только количество, но и что продали
  • Количество пациентов обратившихся повторно (LTV)
  • RFM анализ дает понять, на чем вы на самом деле больше всего зарабатываете
  • Анализ узнаваемости
  • Анализ доходов и расходов
  • Можно еще соотносить количество обращений, с записями.

В этих показателях самая суть маркетинга в медицине. Очень многое можно понять, считая и анализируя данные показатели. Почему это важнее, чем реклама подробно описала в статье.

5. Обучение

2 дня в месяц отдел маркетинга должен полностью посвящать учебе.

Новые книги, курсы, конференции - все это должно быть обязательным для отдела маркетинга.

6. Работа с сайтом

Нужно постоянно проверять актуальность информации на сайте. Если этого не делать, сайт очень быстро обрастает страницами с не верными данными.

Нужно постоянно проверять чтобы сайт технически верно работал и дизайн морально не устаревал.

Постоянно нужно взаимодействовать с кадрами, чтобы оперативно удалять и добавлять сотрудников на сайт.

7. Реклама

Рекомендую следующие рекламные источники:

  • Таргетированная реклама
  • Наружняя реклама
  • Реклама на радио

Можно использовать еще контекст и телек, но там цены кусаются, поэтому этим заниматься можно, если бюджет позволяет.

Самыми важными KPI в рекламе являются охваты, узнаваемость и продажи. Чем чаще про вас слышат и вспоминают жители вашего города, тем лучше ваши продажи. Об особенности работы с рекламой для клиник, подробно написала в статье.

8. Работа с партнерами

Важно уметь дружить с компаниями, которые проводят крупные ивенты в городе. Хорошо делать совместные просветительские проекты, с компаниями разных направлений. Просветительские проекты - это не плохой PR и развитие бренда.

Важно, работа с партнерами - это не обменяться буклетами и визитками.

9. Внутренний маркетинг

Вообще по-хорошему у отдела маркетинга должна быть карта движения клиента. Об этом я обязательно напишу подробнее.

Но внутри клиники маркетингу стоит следить

  • За работой колл центра, пропущенные звонки нужно свести к минимому
  • Оформление акциями и предложениями внутри клиники. У доктора всегда должны быть необходимые раздатки, качественно оформленные и напечатанные в типографии
  • Внутренняя навигация в клинике. Это удивительно, но внутри клиник часто отсутвуют обозначения, максимум нумерация кабинетов. Иногда, чтобы попасть к доктору, нужно пройти 3 окна и подождать в очереди, хотя записался на определенное время… не надо так.

10. Работа с клиентской базой

Можно рассылать новые предложения, акции и т.д.

Способы рассылок могут быть разные - email, мессенджеры, голосовые сообщения, sms, таргетированная реклама и т.д.

Будьте аккуратны с этим инструментом, можно очень быстро "выжечь" базу.

Так же будьте аккуратны с акциями, т.к. продажи могут скакать от акции до акции. Вы попадете в ловушку с которой очень сложно выбраться.

11. Работа с агрегаторами

Агрегаторы - это площадки типа ПроДокторов, СберЗдоровье и т.д.

Тут не буду вас мучить длинными рассуждениями, что с ними делать и чем они вредны, напишу просто, оставьте там только прямую запись. Отключите запись по звонку.

По статистики с прямой записи максимальное количество первичек.

Вывод. После прочтения, многие задались вопросом, а сколько человек должно справляться с таким объемом работы?

Тут у меня нет однозначного ответа. Я видела, как с такой работой справляется один человек с несколькими подрядчиками. Так же видела, как отдел из 13 человек не справляется с этим объемом работы и дружно готовит рассылки с акциями.

Важно понять, что работа должна вестись комплексно, системно и спланировано.

Если руководитель будет просыпаться не от будильника, а от своих идей, которые будет постоянно пропихивать в отдел маркетинга, системной работы не будет.

Мой телеграм канал @ksuu_marketing если вдруг, захочется почитать больше. )))

0
73 комментария
Написать комментарий...
Аня Деревянко

Страшно идти в клинику, которой нужен маркетолог

Ответить
Развернуть ветку
Константин Добров

Всём клиникам нужен маркетолог. Особенно тем - куда люди ходят.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Ксения Чибисова Маркетолог
Автор

Те клиники, которые так и не решились на маркетолога, к сожалению сильно падают в продажах.
Хорошо лечить людей - это хорошо. Но хорошо еще об этом рассказывать.

Ответить
Развернуть ветку
33 комментария
Иннокентий Фефилов
Количество пациентов обратившихся повторно (LTV)

Я маркетинговое образование на теплотрассе получал. И то знаю, что это не LTV

TOMA как считаете, это ж дорого, если нормально считать? И ещё там надо город резать, т.к. у клиник есть локальность.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Илья Сосновский

Современные маркетологи, особенно те, кто работают в одном лице в компании, уже давно по функционалу как коммерческий директор

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Чибисова Маркетолог
Автор

Абсолютно согласна, в Америке функционал маркетолога и есть коммерчиский директор в России.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Владимир Кролико

Столько описок и ошибок, вы бы хоть вычитывали то, что размещаете. Такое впечатление, что под градусом писалось и публиковалось)

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Чибисова Маркетолог
Автор

Вроде часть поправила. Спасибо за усилиние.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Владимир Кролико

Короче, с маркетинговой точки зрения вы облажались.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Елена Казымова

Работа с отзывами это не только для клиник, но еще и бьюти больная тема. Не со стороны маркетолога, а со стороны собственника, забивающего на этот момент. Приходилось, к сожалению, сталкиваться.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Казымова

Ксения, спасибо за статью!
Сейчас у меня на таргете клиника.
Многое очень интересно и обсужу с клиентом.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда