14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

Не только ROI и ROMI, а настоящий “джентельменский” набор метрик и KPI. Очень пригодится для ответа на вопрос “деньги в рекламу вложили, и что?”. И еще в десятке случаев 🙂

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

“В джунглях закон один: когда лев голоден - он ест.” (с) Микки Пирсон, “Джентельмены”.

В маркетинге законов больше.

Но главный принцип маркетинга можно выразить двумя словами: измеряй все.

Переходя на язык цифр, вы заметите много нюансов, которые ранее были неочевидны.

Мы выделили основные, на наш взгляд, метрики и KPI, которые позволят измерить и оценить эффективность вложений в digital-рекламу.

Но для начала - давайте разберем…

Чем метрики отличаются от KPI?

Метрика - это то, что вы можете посчитать. Конкретное число - посетители сайта/страницы сайта, достижения целей, транзакции, покупки, отмены, “лайки” в соцсети…

Метрики:

  • статичны: не меняются после подсчета
  • используются для анализа прошлых действий, но не для планирования будущих;
  • измеряются после того, как событие/события уже завершились - постфактум.

KPI (Key Perfomance Indicators)- это показатель, выраженный в %.

KPI:

  • могут меняться со временем

Например: средний CTR рекламного баннера в 1994 году был 44%, а в 2021 - 0,46%.

  • позволяют выявить инсайты.

Например: сравните CR (конверсию сайта) со средними данными по отрасли и сделайте вывод о “здоровье” своей рекламной кампании или качестве сайта.

  • c помощью KPI можно оценить эффективность метрик.

Например: 100 кликов - это много или мало? 100 рублей за клик - это дорого или нет?

Зная конверсию в заказ/оплату, средний чек, мы сможем ответить на эти вопросы.

  • помогают сформировать цели и задачи.

Не существует готового идеального списка метрик и KPI, который подходит для вашего бизнеса. Лучший способ - сформировать подобный список самостоятельно, основываясь на целях и задачах бизнеса.

Теперь - поговорим о базовых KPI, которые лежат в основе любой системы оценки эффективности интернет-маркетинга.

1. СR - Conversion Rate

CR (коэффициент конверсии или просто конверсия - “в народе”) - выраженное в % количество посетителей сайта, которые совершили целевое действие.

Примеры целевых действий:

  • запись на услугу
  • покупка
  • скачивание прайс-листа / программы обучения
  • регистрация

Целевое действие = желаемое для компании действие клиентов.

Какой действие назначить целевым - решать бизнесу.

Важно не путать Conversions и Conversion. Первые - измеряются в штуках, это метрика.

Второе - в процентах, это KPI.

Conversions = целевые действия

Conversion = CR

Чтобы увеличить конверсию сайта - получить больше обращений без роста бюджета - попробуйте умный чат Bitcdp. Это бесплатно, нужна только регистрация.

Формула CR:

CR = Количество целевых действий / Количество посетителей сайт * 100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

2. CTR - Click-Through Rate

СTR (показатель кликабельности) - выраженное в % отношение кликов по ссылке к количеству показов ссылки (рекламного объявления).

Чаще всего CTR используют для оценки эффективности платного трафика.

Но здесь скорее формат “включает, но не ограничивается” - CTR можно применить для любого элемента на сайте. Например, чтобы сравнить разные варианты CTA или баннеров.

Формула CTR:

CTR = Количество кликов на ссылку / Количество показов ссылки *100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

3. BR - Bounce Rate

BR (показатель отказов) - % пользователей, которые покинули сайт, просмотрев 1 страницу и не совершив целевых действий.

BR наглядно демонстрирует интерес пользователя с контенту или предложению.

Причин высокого % отказов много - несоответствие креатива и содержания посадочной страницы, долгая загрузка страницы, элементы, перекрывающие текст…

Непродуманное использование виджетов повышает BR:

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

Яндекс Метрика и Google Analytics рассчитывают BR по-разному.

Я.Метрика: засчитывает сеанс в отказ, если посетитель сайта просмотрел 1 страницу и не совершил целевых действий. Время на странице - менее 15 секунд.

GA: отказ, если посетитель бездействует на странице без учета времени.

Формула BR:

BR = Количество сессий с просмотром 1 стр / Общее количество посетителей * 100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

4. CPC - Cost per click

CPC (цена за клик) - стоимость клика на объект (баннер, кнопка, пост).

Стоимость клика - это верхнеуровневая метрика.

Ориентироваться только на цену клика, в отрыве от других метрик и KPI - не очень классная затея.

Важнее - не количество кликов, а конверсия (CR). Количество целевых действий - первично.

Формула CPC:

CPC = Затраты на рекламу / Количество кликов

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

5. CPA - Cost per action

CPA (стоимость целевого действия) - метрика, которая показывает стоимость целевого действия на сайте. Например - стоимость регистрации, заявки на тест-драйв, записи на сервис и т.д.

CPA не стоит путать с CPL: это разные метрики. Про CPL расскажем далее.

CPA особенно важен, когда Вы знаете жизненный цикл клиента. Возможно, на первый взгляд РК может показаться неэффективной (слишком дорогое целевое действие). Но в дальнейшем клиент потратит больше денег на повторные покупки.

Формула CPA:

CPA = Стоимость рекламы / Количество целевых действий с рекламы

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

6. Leads и CPL - Cost per lead

CPL (стоимость лида) - метрика, которая отражает стоимость квалифицированного лида.

Lead - это потенциальный клиент, заинтересованный в приобретении товара/услуги.

Не каждое обращение с сайта = лид.

Признаки, по которым обращение признаем лидом мы:

  • уникальность (не было обращений за Х дней)
  • выраженная потребность
  • наличие корректных контактных данных.

Типы лидов:

  • MQL (Marketing qualified leads) - квалифированные маркетинговые лиды. Степень готовности лидов стать клиентами - не определена, требуется дальнейший “прогрев” со стороны отдела продаж.
  • SQL (Sales qualified leads) - квалифицированные лиды для отдела продаж. Отличаются высокой степенью заинтересованности и готовности к покупке. Часто такие лиды называют целевыми.

А еще - отдел продаж часто любит говорить так:

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

Чтобы упростить квалификацию лидов на сайте - подключите чат-бота.

Хорошо продуманный сценарий чат-бота позволит выявить потребность клиента и собрать контактные данные без привлечения сотрудников отдела продаж.

Кстати, сейчас мы предоставляем доступ к умному чат-боту Bitcdp и готовим индивидуальный сценарии для сайта БЕСПЛАТНО.

Зарегистрируйтесь, чтобы получить доступ.

Формула CPL:

CPL = Рекламный бюджет / Число квалифицированных лидов

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

7. CAC - Customer acquisition cost

САС (стоимость привлечения клиента) - сумма, которую вы в среднем тратите на привлечение одного клиента.

Стоимость привлечения клиента должна быть меньше, чем средний чек (AOV) и LTV.

На языке маркетинга это записывается так: CAC < AOV, CAC < LTV.

Что такое AOV и LTV - подробнее рассказываем далее.

Значение CAC можно считать хорошим, когда соотношение LTV:CAC = 3:1.

Много аббревиатур, но логика проста: чтобы оставаться “в плюсе”, прибыль с клиентов должны превышать стоимость привлечения этих клиентов.

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

Не путайте CAC и CPA: CPA учитывает только расходы на канал трафика, а CPC - расходы на рекламу и иные вложения компании (заработную плату специалистов в штате/на аутсорсе, обслуживание и покупку оборудования).

Формула CAC:

САС = Расходы компании на привлечение клиентов / Количество привлеченных клиентов *100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

8. AOV - Average order value

AOV (средний чек) - метрика, которая показывает среднюю сумму заказа / покупки клиента.

При расчете AOV важно не совершить “детскую” ошибку: отслеживая динамику выручки, “забыть” про изменение количества клиентов в большую или меньшую стоимость.

Средний чек за период должен быть меньше, чем стоимость привлечения клиента за этот же период.

AOV, в целом, демонстрирует покупательскую способность аудитории, лояльность клиентов, эффективность маркетинга компании. Логично, что бизнес должен стремиться к увеличению AOV.

Формула AOV:

AOV = Выручка / Количество заказов (покупок)

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

9. LTV - Lifetime value

LTV (пожизненная ценность клиента) - это прибыль, которую средний пользователь принесет за все время взаимодействия в компанией.

LTV - это важный стратегический показатель. Знание LTV позволит по-иному посмотреть на CAC и AOV и грамотно сформировать рекламный бюджет.

А еще - рассчитать прибыль, которую клиенты потенциально принесут в будущем.

LTV наглядно демонстрирует выгоду от удержания клиентов - как минимум, на основе потенциальной потери прибыли.

У этой метрики есть разные обозначения – LTV, CLV, CLTV. Однако суть термина остается неизменной.

Формула LTV: от простого к сложному:

LTV =

= Средний чек * Частота повторных покупок * Продолжительность жизни клиента

= Средняя прибыль от одного клиента * Продолжительность жизни клиента

= ((Среднее кол-во продаж в месяц * AOV) * Доля прибыли в выручке) * Средняя продолжительность жизни клиента

= Доход за период / количество клиентов за период

10. AR - Abandonment Rate

Abandonment Rate - доля упущенных обращений / звонков / брошенных корзин и т.д.

KPI, который показывает % прерываний целевого действия - со стороны клиента или со стороны компании. Чаще всего применяется к звонкам - для оценки качества работы колл-центра или отдела продаж.

До простого досадный пример, как упустить 150 лидов с сайта, рассказали здесь. Основная проблема - человеческий фактор.

А здесь можно зарегистрироваться и получить бесплатный доступ к умному чату, который закрывает до 80% обращений с сайта без привлечения операторов.

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

11. ROI (ROMI) - Return on (marketing) investment

Знакомьтесь: настоящий король маркетинговых KPI.

ROI (окупаемость инвестиций) - коэффициент, который иллюстрирует уровень доходности и убыточности бизнеса, учитывая сумму вложенных в этот бизнес инвестиций.

ROMI - учитывает окупаемость только маркетинговых инвестиций (рекламный бюджет на привлечение клиентов, изготовление полиграфии, оплату специалистов по маркетингу в штате / на аутсорсе, но не включает затраты на производство товара.)

Инвестиции, которые учитываются при расчете ROI: расходы на зарплату сотрудников, маркетинг, аренду помещения, закупку материалов, сырья, покупку ПО и сервисов, которые необходимы для работы.

Важно: ROI/ROMI это относительная метрика, которая не отражает всю ситуацию в бизнесе в отрыве от других показателей (CAC, AOV, TLV - о них рассказали выше).

Например, высокий ROI может быть при небольших расходах на рекламу. При этом - реклама принесла мало заказов, а компания получила совсем небольшую прибыль с этих заказов.

Каким должен быть показатель ROI:

  • ROI = 100%. Инвестиции окупились, вы заработали в 2 раза больше, чем потратили. На каждый вложенный рубль - получили рубль прибыли.
  • ROI < 100%. Инвестиции не окупились. На каждый вложенный рубль Вы получили 0,х руб. прибыли. Например, ROI 90% - 100 рублей вложили - 90 рублей заработали.
  • ROI > 100%. Инвестиции окупились и принесли прибыль. Например, ROI 400% - 100 рублей вложили, каждый вложенный рубль принес 4 рубля прибыли.

Когда ROI “не работает”:

  • проект запущен недавно: на начальных этапах развития бизнеса траты, как правило, превышают инвестиции. Со временем (в случае позитивного варианта развития событий) это корректируется.
  • при работе с товарами особого спроса (эксклюзивные товары) и некоторые товарами предварительного выбора (квартира, автомобиль) - когда цикл сделки длительный.
  • при одновременной продаже товаров разных ценовых категорий. В этом случае продажа одной дорогостоящей позиции сместит показатели.

Формула ROI:

ROI = (Доходы - Расходы) / Расходы * 100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

Доход = Валовая прибыль.

Валовая прибыль = Выручка — Себестоимость товара или услуги

Расходы = Все инвестиции.

Полученное соотношение показывает, сколько прибыли приходится на единицу затраченных средств.

Формула ROMI:

ROMI = (Доходы от маркетинга - Расходы на маркетинг)/ Расходы на маркетинг * 100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

12. ROAS - Return on Ad spent

ROAS - показатель рентабельности расходов на рекламу.

ROAS потребуется Вам, чтобы оценить эффективность digital-каналов.

Кроме того, ROAS позволит выявить, как влияют на деньги различные аспекты - изменение настроек РК, изменение бюджета на РК и т.д.

Каким должен быть показатель ROAS:

  • ROAS = 100%. Реклама окупилась, но прибыли не принесла (сработали “в ноль”).
  • ROAS < 100%. Вложения не оправдались, компания ушла в убыток.
  • ROAS > 100%. Все отлично, кампания принесла прибыль.

Обратите внимание:

  • Когда ROAS = 100%, вы работаете “в ноль”.
  • Когда ROI = 100%, ваши вложения удваиваются.

Формула ROAS:

ROAS = Доходы / Расходы *100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

13. ДРР - Доля рекламных расходов

Да, это первая русскоязычная аббревиатура в нашей подборке KPI и метрик 🙂

ДРР (доля рекламных расходов) - это выраженное в % отношение суммы расходов на рекламу к доходу, который она принесла.

Давайте проще:

Бюджет РК: 100 000 рублей

Рекламная кампания принесла заказов на сумму 500 000 рублей.

ДРР = (10 000 / 100 000) * 100 = 10%

Таким образом, на рекламу в периоде ушло 20% дохода.

Важно отслеживать ДРР в динамике: это позволит вовремя распознать ситуацию, когда оборот растет, а прибыль падает.

Формула ДРР:

Формула ДРР - по сути, перевернутая формула ROAS.

ДРР = Расходы на рекламную кампанию / Доходы от рекламной кампании * 100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

14. SOM - Share of market

SOM (доля рынка) - это показатель, который характеризует положение компании на рынке относительно конкурентов.

SOM, как и ДРР, нужно анализировать в динамике. Наблюдая за изменением доли рынка конкурентов, можно корректировать цели и задачи своей компании.

Формула SOM:

SOM = (Объем продаж компании / Суммарный объем продаж компании и ее конкурентов) * 100%

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

Не путайте SOM (share of market) - долю рынка и SOM (Serviceable & Obtainable Market) - реально достижимый объем рынка, который вычисляется в методике TAM SAM SOM.

14 главных digital-метрик и KPI для маркетолога

Наш список метрик и KPI для маркетолога очень компактный - базовый. Безусловно, его можно продолжить.

Если интересно, можем рассказать в следующих статьях про метрики Unit-экономики: как мы (не без трудностей) осваивали их, где ошибались и как готовили Unit-экономику для своего проекта.

Как и прежде, буду рад пригласить вас на БЕСПЛАТНОЕ тестирование классного умного чата.

Нужно только зарегистрироваться.

До связи!

Антон Ростовцев,

6161
44
11
реклама
разместить
6 комментариев

Ну это очередное перечисление метрик, таких статей на VC миллион. Как эти метрики с ЗП маркетолога связать, можно пример?

1

Еще есть метрика: Сколько раз ходил покурить

1

Не понимаю почему в 8 пункте про AOV есть предложение:

"Средний чек за период должен быть меньше, чем стоимость привлечения клиента за этот же период."

Почему меньше, вроде логично что со среднего чека нужно получать больше, чем затрачивать на привлечение клиента?

Очевидно, что опечатка)

Средний чек это ARPPU, а не это вот)

Очень полезный материал. Мы как раз начали активно заниматься рекламной кампанией, дистрибуцией контента, и наняли для этого новых маркетологов. Возьмем некоторые идеи на вооружение.

Вот такие метрики и показатели KPI у нас, кстати, прямо определяют зарплату маркетолога. Рассчитываем всё в собственной автоматизированной системе — https://clck.ru/39jddq — ссылка на решение, если интересно.

Думаю, важно еще добавить, что даже такие удобные показатели могут в компании не сработать, если маркетолог не видит, как их считают и как за них вознаграждают.