{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Покупатели раскусили приемы маркетологов с триггерами и болями, как продавать дальше?

Сегодня недостаточно обещать покупателям решить их проблему. Конкуренты используют ± те же техники, боли и триггеры, а клиенты уже понимают, что скрывается за бесплатным вебинаром или PDF-подарком. Меня зовут Елена Попова, я маркетолог и руководитель консалтингового агентства ADVICE. Если вы все перепробовали и кажется, что ничего не работает, есть способ обойти «иммунитет» покупателей, чтобы не демпинговать, — в этом помогают воронки впечатлений.

В рамках классического понимания воронки продаж маркетологам и продавцам уже давно тесно, к тому же потенциальные покупатели, попадая в воронку, иногда сознательно не доходят до ее конца. Когда-то у людей выработалась баннерная слепота, теперь они четко видят, что прогревающие цепочки постов, бесплатные чек-листы существуют для того, чтобы заставить их что-то купить. Нам, маркетологам и продавцам, пора менять подход, чтобы продолжать привлекать и удерживать покупателей.

Что такое воронка впечатлений

Обычно маркетинг строится на болях клиентов. Сегодня это выглядит манипулятивно, люди все меньше «ведутся» на такие предложения. Они просто уже раскусывают их, понимают, что им пытаются что-то продать, надавив на проблему.

Слева — устаревший маркетинг, построенный на давлении на читателя, справа — вариант лучше. Кажется, что в этом объявлении ничего нет: где текст, который привлечет клиента? Но в этом-то и вся фишка — мы не тянем человека за руку

Воронка впечатлений уже работает, не дожидаясь, пока мы сформулируем ее понятие и концепцию. Она появилась в процессе развития экономики: сначала была сырьевая, она переросла в товарную. В начале 2000-х появилась экономика услуг, то есть на оказании услуг можно было заработать больше, чем на продаже товаров. Сейчас полным ходом развивается экономика впечатлений.

Переход из товарной экономики в экономику услуг можно показать на примере ниши «путешествия». Раньше люди обращались в определенное агентство, чтобы купить тур, например, в Турцию. Они могли заглянуть в еще пару офисов, чтобы сравнить цены, но чаще покупали у проверенного продавца. Далее появились агрегаторы туристических услуг — они собирают в своей системе предложения разных турагентств. Людям больше не приходится ходить по офисам, можно сравнивать десятки предложений в одном месте.

Экономика впечатлений — это работа над лояльностью, доверием клиентов. Происходит это через впечатления — положительный опыт от взаимодействия с продавцами. Для этого стандартные инструменты маркетинга усиливаются дополнительными приемами, чтобы покупатель не только решал свою проблему с помощью нашего продукта, но и испытывал эмоции.

Например, в случае с агрегатором туристических услуг переход к экономике впечатлений, эмоции может вызывать блог, где не просто рассказывают о направлении и продают его, а публикуют смешные тесты, не только обучающий, но и развлекающий контент.

Воронка впечатлений — это не другая воронка, которую нужно создать с нуля, а усиленная версия уже существующей. Ее задача — сделать продажи более этичными, дружелюбными и в то же время прибыльными для продавца. Это важно, потому что так мы не давим человеку на больное, а решаем проблему + даем больше, чем он ожидал.

В классическом понимании воронки продаж мы долго учились продавать результат, а не технические характеристики. Допустим, предлагая пылесос, мы говорили не о мощности всасывания, а о создании безопасного пространства для ребенка. В воронке впечатлений мы сверх того продаем эмоции от знакомства или приобретения продукта. Они могут быть частью пути в решении проблемы, либо дополнительной плюшкой, которая удивляет, развлекает, обучает, отвлекает клиента от происходящего в мире.

Например, в случае с тем же пылесосом это может быть выезд специалиста на дом, который покажет, какую насадку лучше использовать для конкретного участка в вашей квартире.

Что такое впечатления

Впечатления — это положительный опыт от взаимодействия с продуктом или продавцом. Они создаются с помощью WOW-эффектов и триггеров.

В психологии триггером называют стимул, который напоминает о травме, негативном опыте. Например, ребенок боится уколов, и человек в белом халате пугает и напоминает о боли. Да, белый халат — это триггер. В маркетинге стимулы используют, чтобы напомнить человеку о проблеме и предложить решение в виде своего продукта. Если сильно давить на «боли», то у клиента появятся негативные ассоциации с товаром и брендом.

Но триггеры можно использовать и в позитивном ключе. Возможно, вы видели, что в клиниках детские врачи надевают забавные яркие шапочки, наклеивают пластырь с супергероем, дают грамоту за смелость. Теперь ребенок, увидев белый халат, вспомнит о грамоте и Торе на плече — врач уже не так пугает. Здесь белый халат выступает позитивным стимулом.

Как можно создать впечатления:

✅ Персонализированный контент — письма, посты, статьи, написанные под запросы клиентов от первого лица, обращенные к ним, подкрепленные экспертным мнением.

Письма рекламного агентства Yagla приходят от имени его основателя Александра Алимова. Такой подход добавляет доверия, ведь за качество информации в письме он отвечает репутацией.

✅ Неожиданные заявления, разрыв шаблона, действия и слова, не характерные для вашей ниши или рынка.

Производитель удобрений John&Co разместил на улицах Франции рекламные щиты, со словами, что их продукт — это shit 💩😮.

✅ Сообщество вне политики, безопасная среда для общения, где токсичность сразу пресекается.

В последний год, когда внешние события слишком плотно вошли в нашу жизнь, появились ситуации, которые мы не можем контролировать — в сообществах стала преобладать атмосфера поддержки. Разумеется, кроме сообществ, которые существуют за счет разногласий. В продуктовых каналах появилось дополнительное правило «здесь политику не обсуждаем» — то есть впечатление в виде ощущения безопасности и спокойствия уже используются.

✅ Ощущение причастности к чему-то значимому, например, к экологичному или здоровому образу жизни, благотворительности.

Пример — пекарни. Люди покупают здесь не только хлеб, а ощущение, что они купили натуральный продукт, сделанный тут же руками доброго пекаря. Хлеб им положили в бумажный крафтовый пакет, а не в пластиковый, и они несут его домой с предвкушением сделать аппетитный бутер с авокадо на хрустящей корочке.

✅ Ощущение причастности к чему-то публичному, обсуждаемому, например, флешмобу, рекорду, конкурсу.

Перед премьерой фильма «Человек-паук: Через вселенные» Макдональдс запустил фотоконкурс с #зависайсхэппимил . Нужно было сделать фото, будто ты прилип к вертикальной поверхности и завис, как супергерой, а в кадр обязательно должна была попасть коробка от хэппи мил. Разыгрывались «паучьи» призы и скидки на билеты. Похожий конкурс к выходу фильма проводил и производитель графических планшетов Wacom.

Как WOW-эффекты и триггеры встраиваются в воронку

WOW-эффекты и позитивные триггеры полезно использовать на каждом этапе воронки продаж. Вот как это может выглядеть у компании, которая занимается отделочными работами.

Знакомство. Находим способы зацепить рекламой, используя неожиданные и непривычные решения.

В рекламном посте сразу представляем мастера, размещаем его фото и рассказываем от первого лица, что он помогает подобрать материал, найти способы сэкономить, чтобы вписаться в бюджет и не потерять в качестве. Реальное фото добавляет доверие, у клиента создается впечатление, что он уже говорит с этим человеком, может представить его у себя дома. Так проще пойти на контакт.

Прогрев. Вместо того чтобы увеличивать ненужное число касаний, мы формируем у клиента ожидание каждого следующего шага. Так у него появляется интерес «а что же будет дальше?». Здесь впечатления работают на полную.

Вариантов уйма — гайд по материалам, калькулятор на сайте, чат-бот, который подбирает краску или обои, исходя из бюджета. Геймификация поможет клиенту расслабиться и пройти этап прогрева ради фана и дополнительной информации по его проблеме.

Продажа. Не финал, в котором все вытирают пот со лба, а яркое событие, которое поднимает покупателю настроение.

Специалист приезжает на замер и консультацию, показывает материалы и фото проектов с ними, дает их пощупать, предлагает хотя бы два варианта под бюджет клиента. На этом этапе мы не боремся и не торгуемся, а становимся на одну сторону с покупателем.

Использование продукта. Клиенты часто не ожидают, что после покупки у продавца будет к нему какой-то интерес. На этом этапе мы показываем, что не бросаем человека один на один с продуктом, а помогаем разобраться с вопросами, продолжаем заботиться о нем.

После отделочных работ можно показать, как очистить стены от фломастеров или защитить углы от кота.

После продажи. Продолжаем поддерживать отношения, добиваемся лояльности, рекомендаций и повторных продаж. Клиенты сами будут ждать, что же еще мы им предложим.

Важно поддерживать связь с клиентом. Это могут быть соцсети или рассылка, главное — не быть навязчивым и не продавать каждым сообщением. Контент может быть посвящен вдохновению в ремонте и дизайне, чтобы подписчики могли делиться полученными идеями с друзьями, и таким образом рекомендовать компанию.

Делайте чуть больше, чем от вас ожидают.

Воронка впечатлений помогает увеличить прибыль до 30–40%

В последние четыре года я все активнее внедряю wow-эффекты в воронки, которые проектирую для клиентов. Так появился продукт «воронка впечатлений»: сначала я навожу порядок в существующей системе продаж, она выступает в качестве основы, а затем совершенствую ее с помощью WOW-эффектов и триггеров. Покажу на примере.

Прошлым летом я с нуля собрала воронку впечатлений для онлайн-курса по ландшафтному дизайну. В августе-сентябре, несмотря на события, ее реализовали, а зимой оценили результаты запуска:

Конверсия регистрации в воронку выросла на 17%.

Вовлеченность аудитории в воронке выросла на 20%.

Эффективность дожимной серии выросла в 3 раза.

Конверсия отдела продаж выросла на 50% — итоговая выручка 2,5 млн ₽.

Как выглядела эта воронка:

1 этап. Привлечение внимания — дизайн-игра

Как звучало бы рекламное сообщение в стандартной воронке: «записывайтесь на наш курс, чтобы больше не приходилось смотреть на унылый сад». В нем мы давим человеку на боль и напоминаем ему, что сад у него так себе.

Мы же решили не нервировать людей и предложили им развлечься на дизайн-игре. Человек, которому до лампочки сад, кустарники и прочее, не станет играть. А вот тот, кто ищет способы навести красоту, увидит в этом предложение возможность решить проблему. Нам необязательно ее называть — достаточно намекнуть на инструмент и предложить не засучивать рукава, а поиграть в решение проблемы.

2 этап. Прогрев. Тест в чат-боте с подарками

В игровом чат-боте отправляли небольшое обучающее видео от эксперта курса, затем участники проходили тест. За правильные ответы они получали бонусные материалы. Азарт и возможность получить больше повышали вовлеченность. Плюс, клиентам было интересно, что же будет дальше? А дальше они переходили на следующий этап с тем же любопытством и вовлеченностью.

3 этап. Продажа. Секретный вебинар

Чтобы продать основной продукт, мы использовали секретный вебинар, который проходил вечером 21 сентября. Так совпало. Я долго не решалась спросить о результатах, потому что при всей проработке этого этапа к такому подготовиться было невозможно. Однако конверсия отдела продаж все же выросла на 50%. Жалею лишь о том, что не узнали, сколько она могла бы быть, если бы не мобилизация.

4 этап. Продукт. Онлайн-конструктор

Когда основной продукт куплен, останавливаться нельзя — предлагаем сверху чуть больше. В этом кейсе мы использовали бонусный онлайн-конструктор для сбора композиций из растений. Он был полезен и на самом курсе, и в дальнейшем для проектов покупателей.

5 этап. После продажи. Чат-бот

Далее клиент попадает в автоворонку, где знакомится с остальными продуктами. В ней мы предусмотрели чат-бота, где делимся полезной информацией, а не только продаем.

За счет того, что эти инструменты вовлекали подписчиков и прогревали без участия самого эксперта и владельца бизнеса, его удалось освободить, дать отдохнуть и подготовиться к этапу продаж.

Сама я тоже использую впечатления в своей работе: у меня есть бизнес-игра «Путь к Wow!», которая стала частью воронки в продаже моих услуг.

С участниками мы через развлечение и общение придумываем, как объединить их разрозненные продукты в продуктовую линейку, выстроить связную систему продаж, где одно действие ведет к другому. Это не брейншторм, где нужно придумать как можно больше решений, а игра, где достаточно расслабиться и генерировать идеи. На нее проще согласиться, чем на консультацию, которая, наверное, создает впечатление строгого разбора и тяжелой работы.

Суть игры: каждый сектор — определенный этап на пути клиента. Игрок бросает кости, делает ход и берет карту. На ней он видит описание WOW-эффекта и пример применения. Его задача — придумать, как он может реализовать предложенную идею для своего бизнеса.

Эта игра — тоже пример использования впечатлений, когда банальная консультация о продажах превращается в 2–3 часа веселья. Здесь не надо строить из себя серьезного бизнесмена, наоборот, мы фантазируем, придумываем решения на грани адекватного, удивляемся тому, насколько по-другому можно смотреть на бизнес.

А какие необычные решения уже есть у вас?

Если не хотите зависнуть в положении «у нас все как у конкурентов», внедряйте впечатления в свою воронку продаж. Если нужно больше идей, примеров и инструкций — подпишитесь на мой канал «Елена Попова и ее воронки впечатлений». Вместе с подписчиками придумываем wow-эффекты для разных ниш, возможно, мы уже сделали это для вашей.

0
27 комментариев
Написать комментарий...
ZIPA

Добавьте к любому продукту кота и продукт получит внимание

Ответить
Развернуть ветку
Камила Сайдумова

Интересно про игры, надо попробовать. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Игры - великолепный прием! Если есть вопросы про них, с радостью отвечу здесь или в следующей статье!

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

А стоимость создания игры не была равна в итоге дополнительному доходу, как и остальные танцы с бубном?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Рост конверсии был от 30%. Если стартовый доход 50 тыс, то я первая буду отговаривать от сложных схем. А вот когда нужно вырасти с нескольких миллионов, без «танцев с бубном» уже не обойтись.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Этот верно

Ответить
Развернуть ветку
Дима Дьяконов

Игры, опросы, тесты, все вот это, что заканчивается "оставьте ваш номер/почту для получения результата" - лютая хрень

В гробу я видел таких маректологов. Принципиально не покупаю на сайтах, использующих такие техники уничтожения моего ценного времени

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

А я такую механику и не использую))
Игры могут развлекать, могут обучать, а могут помочь найти или выбрать решение.

И, конечно же, только вам решать, на что тратить время 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

А альтернативный путь клиенту, кликнувшему по рекламе оставляете, типа не хочу играть и делать прочую мутотень, дайте заплатить и получить? Интересно было бы сравнить со всеми вывертами, что делают маркетологи, может там плюс конверсии неочевиден и можно ограничиться таргетологом.

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Если бюджет клиента позволяет, прямую рекламу тоже тестируем. Конверсия была выше только один раз, на услуги клининга. Но там и воронку впечатлений не делала))

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

В общем в простых как кол тематиках эмоции особо не продашь. Интересно, а медицинскую тематику, например рекламу лекарства можно завернуть в эмоцию или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Можно, наверное, но оочень осторожно. Не уверена, что взялась бы 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Павел Шкутко

Ну да, там и таргетинг фиг настроишь. Тематика хуже алкоголя, мне иногда кажется алкашку в большем количестве мест можно рекламить, чем медтематики

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Один раз с мед работала. Мы посевами продвигались, но все равно 20 раз формулировки перепроверяли

Ответить
Развернуть ветку
Kristina Samoilova

Вроде пятерочка тоже сделала игру для клиентов, но не думаю что там супер много людей в это играют и пользуются этим

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

7/10

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Ты все маркетологов оцениваешь?)

Ответить
Развернуть ветку
Павел Иванов

Да, это тяжёлая работа, но кто-то должен её делать

Ответить
Развернуть ветку
Лилия Батталова

Про этичный маркетинг очень здорово. Прям больно видеть рекламу для молодых мам, людей с лишним весом, где не то что давят, а ковыряют больное...
А есть ниши, для которых впечатления и эффекты не подойдут? b2b например

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Для b2b впечатления подходят, ведь в компаниях тоже работают живые люди. Не подойдет, если в вашей сфере только тендерные продажи, в этом случае сработает на выстраивание отношений, но не напрямую на принятие решения о покупке.

И естественным монополиям впечатления нужны скорее не для продаж, а для позитивного имиджа. Налоговой инспекции, например)))

Ответить
Развернуть ветку
Антонина Данилова

Елена, а расскажите, где вы реализуете игры и как их собираете? Тоже в чат-боте Телеграм или на сторонних площадках?

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Антонина, игры могут быть разными)) в чат-ботах, в социальных сетях, даже в книгах и гайдах.
Моя игра “Путь к WOW!» - это полноценная настолка, а ее онлайн-версия реализована в Miro

Ответить
Развернуть ветку
Aleksey Golovkin

Привет)
В целом конечно интересно и безусловно имеет место быть, но звучит как-то прям ну натянуто что ли.... Да даже очень натянуто)) при всем уважении разумеется!) +тема заезженная))

Во-первых, было бы неплохо получить больше инфы, касаемо кейса с онлайн-курсами, что вообще они там делали и как все это, помимо wow-подхода, влияло на конверсии?
А, во=вторых, было бы правильно подробно объяснить читателю, где конкретно применим подход, хотя бы в каких сегментах рынка, а где лучше не делать так никогда, либо делать крайне осторожно))

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Алексей, спасибо за вопросы!

Кейс подробнее описывала здесь: https://vc.ru/640937

Второй вопрос тянет на отдельную статью, беру на заметку 🙂

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Елена Попова
Автор

Найдете, кто платит, поделитесь, пожалуйста 🙏🏻 я за вами в очереди туда буду)))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда