(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(34004010, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(34004010, 'hit', window.location.href);
(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/top.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-top'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingTop']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/cGpW', text: 'MOAB – бесплатный аудит и прогноз трафика для SEO', button: 'Заказать', color: '#fcf1f0', img: '', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);

Проверено MOAB: стоит ли доверять отчетам о позициях в SEO?

Недавно в Яндекс.Вебмастере появился новый отчет с данными о «средней позиции» запроса в выдаче. Мы сравнили среднюю позицию по Яндексу с данными популярных сервисов — MOAB Tools, Rush, Pixel, Topvisor. Насколько велика погрешность сервисов, занижаются или завышаются позиции — читайте в нашей статье.

Не пугайтесь, это просто Sexy Legs Contest (Конкурс секси ножек), 1930-е годы, США

Как построено исследование

Мы в MOAB развиваем собственный сервис мониторинга позиций — MOAB Tools Top, и давно знаем, что 100% точности в отчетах обеспечить невозможно. Интересно было взглянуть, как обстоит дело у коллег — особенно когда под рукой есть «эталон» в виде позиций от Яндекса.

Основа нашего небольшого эксперимента — вот такая табличка. Давайте посмотрим, как она устроена.

Итак, для начала мы выгрузили из Вебмастера около 800 случайных коммерческих запросов вместе с информацией о средней позиции (столбец С). Сами запросы мы затерли, так как они собраны из различных коммерческих проектов, которые мы продвигаем.

Затем мы сняли позиции для этих фраз в четырех сервисах — MOAB Tools Top, Rush Analytics, Pixel Tools, TopVisor — это столбцы E-H. Таким образом, у нас есть информация о позициях из 4 сервисов и Яндекс.Вебмастера на одну и ту же дату — 14.06.

Следующий важный блок столбцов — J-M, в нем мы сравниваем разницу между средней позицией в Вебмастере и каждым из сервисов: если значение отрицательное, это значит, что сервис занижает позиции, если значение положительное — завышает (фактически, применяется формула С2–J2, K2, L2, M2).

Есть еще несколько столбцов с данными:

  • B — частотность запроса,
  • D — средняя позиция по 4 сервисам (Average от E-H),
  • I — ручная проверка части наиболее частотных запросов через инкогнито.

Результаты: можно ли доверять сервисам мониторинга позиций?

Верить никому нельзя. Мне — можно.

Леонид Броневой/Мюллер, «17 мгновений весны»

На вкладке «Сводка» — результаты нашего исследования.

С некоторой долей условности мы приняли:

  • средняя позиция в Яндекс.Вебмастере — это «условная» истина,
  • разница более 3 позиций в любую сторону между данными сервиса и ЯВМ — это завышение/занижение позиции.

В итоге мы смогли вычислить, по какому количеству фраз тот или иной сервис завышает или занижает позиции:

Выводы

  • На массиве в 835 фраз данные условно «неверные» для ~20% фраз.

Pixel и TopVisor дают практически одинаковое значение в 136 и 137 битых фраз, MOAB Tools — 165, Rush — 175. Впрочем, не стоит придавать большого значения этой разнице — массив в 835 фраз небольшой, на выборке в 100-200к фраз, вероятно, разница была бы незначительной в относительных цифрах.

  • В данном случае важен тот факт, что все сервисы немного искажают реальность.

Поэтому важно следить не за позицией по конкретному слову, а за общим трендом по статистически достоверному семантическому ядру.

Это, к слову, повод посмотреть в отчеты вашего подрядчика — даже для небольших региональных сайтов объем ядра редко бывает меньше 1000-1500 фраз, для крупного ECOM — это сотни и десятки тысяч фраз, как, например, в этом случае. Имея обширное ядро, вы сможете достоверно отслеживать тренд, игнорируя «шум» от погрешности вашего мониторинга.

  • Мы также обратили внимание на такое явление, как «выпадение».

Каждый из сервисов для части фраз не находит искомый сайт в топ-100, хотя по данным ЯВМ этот сайт обычно в топ5-10. Более того, этот баг наблюдается именно в Яндексе, достаточно давно (как минимум с зимы), и, что самое интересное, для каждого сервиса «выпадение» наблюдается для разных фраз.

Пример выпадения у Rush:

Пример выпадения у MOAB Tools:

Причем проблема не техническая — мы проверяли выдачу, которая отдается нашему парсеру — в ней действительно нет искомого сайта, при этом при ручной проверке он одновременно есть.

Поскольку часть фраз выпадают также у коллег, какого-то рецепта лечения проблемы, пока, видимо, не найдено.

Именно поэтому, к слову, не имеет смысла искать некий «волшебный», правильный сервис — в зависимости от выборки, погрешность будет везде, нужно просто работать с данными, объем которых позволяет игнорировать шум.

Что же в итоге: позициям больше веры нет?

Раньше позиции в SEO были краеугольным камнем, вокруг них строилось вообще всё — деньги, KPI, стратегия. Сейчас это больше технический инструмент анализа ситуации для специалистов.

Говоря образно, врач не может назначить лечение, имея на руках только один анализ, каким бы важным он не был, — нужно смотреть на картину в комплексе.

То же самое и в SEO: нужно смотреть на трафик, позиции, сезонность, поведение конкурентов, алгоритмы самих поисковых систем — любой источник данных будет показывать лишь часть картины.

P. S.

Впрочем, если затрудняетесь интерпретировать данные самостоятельно — обращайтесь в SEO-отдел MOAB — поможем.

(function (d, ver) { var s = d.createElement('script'); s.src = window.__specials_cdn + 'SpecialBranding/bottom.min.js?' + ver; s.async = true; var container = d.getElementById('special-branding-bottom'); if (container) { s.onload = function () { new window['BrandingBottom']({ container, content: { theme: 'light', link: 'https://go.vc.ru/cGpW', text: 'MOAB – бесплатный аудит и прогноз трафика для SEO', button: 'Заказать', color: '#fcf1f0', img: '3ab5dc27-8609-5538-b129-3fc6c91dc9ac', }, }); }; } d.body.appendChild(s); })(document, '__specials_version' in window ? window.__specials_version : 0);
0
11 комментариев
Написать комментарий...
Виктор Петров

Тянут-то все эти позиции по xml? А xml и серп - это две большие разницы, серп без персонализации не бывает.
Второй момент – Яшу практически всегда дичайше трясёт. В течение суток можно побывать в топ-10 - и вовсе вылететь из выдачи. Так что момент снятия позиций тоже имеет значение.
Так что брать позиции как основной kpi - не самая разумная идея в любом случае. Это просто второстепенный и косвенный критерий для оценки.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

грешновато как то по хмл тянуть, там же абсурд а не позциии
а в остальном согласен, да

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А почему абсурд? Кмк, единственный доступный вариант всё-таки. Альтернативы видятся сильно сложнее в реализации и затратнее, а для оценки не намного полезнее.
Есть у меня гипотеза, что ключик тут всё таки - это персонализация. Топы для нецелевой аудитории - сильно хуже, чем пребывание в топ-15-20 для целевой. А вот с этим никакая система мониторинга позиций сейчас никак не справится. Нет средств.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дамарнацкий

Твоя гипотеза верна) Скрин из Вебмастера, из отчета "Ниша сайта" - > "Видимость в поиске"

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Ну вот да. Понять бы ещё, как они аудиторию сегментируют, по каким критериям. Не думаю, что там что-то очень сложное, наверняка самые простые и поверхностные характеристики вплоть до какого нибудь "процента ботности" или "трастовости".

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Александрович

В саппорте Rush Analytics нам писали в оправдание порой очень долгих съемов позиций, что в отличие от конкурентов они парсят выдачу, а не юзают xml. Но так ли это на самом деле - неизвестно.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

Это я тоже слышал. Ну, может реально парсят, только и тут вопросов очень много.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Исерсон

да, мы тоже используем только прямую выдачу, считаю это наиболее верным подходом

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Петров

А как с персонализацией/сегментацией справляетесь? Скажем, вот берем поведенческих ботов, отправляем на выдачу, все равномерно находят сайт в топах, буратинят. Метрика фиксирует их как людей.
Параллельно снимаем позиции через xml или даже глазками, через "инкогнито". Дай бог сайт в топ-20, какие там топы.
Выходит, Яша всё достаточно грамотно пропалил, и делает это на регулярной основе.
Как понять, что серп - не такое вот?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Черников // SEO

Илья спасибо за обзор по съёму. Вопрос, по позициям ясен, а почему не брали в расчет стоимость съема? Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
MOAB
Автор

не было такой цели, по сути это тема для отдельной статьи. Тут впрочем надо отметить, что функциональные возможности сервисов тоже разные: кому то нужно просто апи с позициями, и это вопрос только цены, кому то нужен продвинутый интерфейс, как, например, у коллег из ТопВизора, и анализировать цену в отрыве от возможностей тоже неправильно, как нам кажется.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда