Черный PR на репутацию. Как он работает и как защищаться

Нередко потенциальный клиент смотрит информацию, отзывы, рейтинги перед посещением заведения или покупкой какого-либо товара. Именно поэтому большинство компаний с самого начала укрепляют свое инфополе для того, чтобы ЦА могла найти нужную информацию и сделала выбор в их сторону (как это сделать, писал в ранних статьях).

Учитывая значимость рейтингов, многие компании, помимо работы над собственными рейтингами, отзывами, да и вообще репутацией, начинают работать над репутацией своих прямых конкурентов. Заказать черный пиар на своего коллегу/соседа, в наше время, несложная штука. Поэтому, часто наблюдаются такие явления как: один ресторан опускает рейтинги соседнего ресторана в Яндекс картах, фитнес клуб опускает рейтинги соседних фитнес клубов, микрофинансовые организации уничтожают своих конкурентов на отзовиках, определенные лица льют грязь на политиков, чиновников, бизнесменов и т.д.

<p>Суть черного PR в репутации - понизить рейтинг объекта в глазах потребителя.</p>

Суть черного PR в репутации - понизить рейтинг объекта в глазах потребителя.

Важно отметить, что здесь мы обсуждаем, как атакуют репутацию компаний, персон, брендов в рамках контента (отзывы, статьи, комментарии и т.д.) который делается и находится по запросу атакуемого объекта. То-есть мы обсуждаем не как делаются очерняющие статьи в СМИ, а как проводится работа по черному пиару по определенным запросам в поисковой выдачи Yandex, Google, Youtube, социальных сетей и других ресурсов где есть внутренний поисковик.

Для чего это делается? Все просто! Учитывая, что, создавая негативную репутацию конкурента, Вы выглядите всегда лучше для потенциального клиента, то данный процесс – вложение, которое с лихвой окупится в ближайшее время.

К примеру:

1) Если потенциальный клиент ищет где можно покушать в ближайшем месте, но не знает района где находится, то он скорее всего откроет яндекс карты и посмотрит ближайшие к нему кафе/рестораны, на глаза попадается в первую очередь - рейтинг, после – средний чек. Скорее всего, из нескольких заведений с одинаковой ценой, человек выберет, то, что рекомендуют другие и имеет максимальное количество звезд.

2) Другой вариант, два фитнес клуба находятся в одном районе и в одном ценовом диапазоне. Если человек будет выбирать куда пойти не по рекомендациям знакомых, то, учитывая, что покупка абонемента подразумевает под собой вложения не маленьких денежных средств и длительное посещения одного заведения, человек посмотрит всю информацию о клубе: отзывы, статьи, обзор самого клуба и т.д., разумеется выбор падет на тот клуб у которого рекомендации будут лучше.

Выбор падет на тот объект у которого рекомендации будут лучше.
Выбор падет на тот объект у которого рекомендации будут лучше.

Здесь, я хочу рассказать о том, как делают черный пиар и что нужно делать, если его заказали против Вас.

Черный пиар, действия и противодействия.

Черный пиар, действия и противодействия.
Черный пиар, действия и противодействия.

По сути, все, что я писал ранее о работе с репутацией (здесь) можно перевернуть. Это и будет черный пиар. Есть некоторые тонкости, но затопить конкурента можно и без них. Далее, предлагаю рассматривать в отдельности различные атаки и как противостоять этим атакам.

Разновидностей атак на бренды-конкурента очень много, мы рассмотрим самые популярные.

Отзывы

Наипростейший инструмент и очень влиятельный, если взять 1000 негативных отзывов и пустить весь этот шлак на конкурента, то ему будет не до веселья. Все очень просто: 1. Пишутся отзывы 2. Размещаются на всевозможных сайтах 3. Регистрируется карточка конкурента, если нужно. После, отзывы везде и созданные рейтинги сложно изменить.

Противодействие: Удаление отзывов мы не рассматриваем, поскольку это долго и не эффективно, пока Вы общаетесь со службой поддержки и пытаетесь доказать, что какой-то отзыв нужно удалить, на Вас еще три раза успеют заказать негатив.

Обычно, когда кому-то хотят нагадить, заказывают 3-4 партии негативных отзывов, заливают их и заканчивают, похоже, что в конкурентной войне мало кто планирует играть в долгую , просто есть желание сиюминутно нагадить.

Здесь, лучшая тактика – смещать негативные отзывы на конкретном ресурсе. В идеале, нужно самостоятельно зарегистрировать карточки своей компании на всех ресурсах и создать себе репутацию с нуля. Дальше, поддерживать свои рейтинги и отслеживать новые упоминания о себе. В этом случае, если негатив от конкурента начнет появляться, то у Вас будет возможность реагировать незамедлительно, Вы можете пробовать удалить появившийся отзыв и самое главное, Вы можете в зависимости от количество негатива, накидывать нужное количество позитива, чтобы рейтинги не опускались, а негатив не оставался на первых строчках отзовика. Отслеживать новые отзывы можно, как и в ручную, так и через систему мониторинга. Если Вы только проснулись, а у Вас уже тонна негатива, то «дорогу осилит идущий» начинайте потихоньку выравнивать ситуацию, кстати в прошлых моих статьях Вы можете прочитать, как работать с размещением отзывов (статья 1 и 2)

Частый вопрос: "Есть такой тип потребителя, который специально ищет негатив и отталкивается от него в сторону покупки. Они специально забивают в поисковую систему запрос: «Ваш бренд негативные отзывы». Что делать в этом случае?"

Если Ваши клиенты оставляют негативные отзывы, а еще и конкурент устраивает Вам черный пиар день за днем, то лучшей фишкой будет следующий вариант: найдите небольшой тематический форум или сделайте свой личный сайт с веткой дискуссии, как на форумах. Важно помнить, если Вы работаете на стороннем форуме, то могут быть проблемы из-за того, что это не Ваш подконтрольный ресурс и на Вами созданной ветки дискуссии, которую Вы не сможете удалить, может начаться волна хэйта, где Вас начнут полевать грязью и Вы сами себе сделайте негативный ресурс, который еще и выйдет в TOP за счет поведенческих факторов.

Окей, допустим Вы решились, что дальше? Сначала Вам нужно сделать заголовок ветки, по типу «негативные отзывы о «Ваш бренд», правда или клевета?» или «почему делают черный пиар на «Ваш бренд» и откуда так много негативных отзывов». После заголовка Вы можете оставить вступление от автора ветки (то-есть от Вас) написать историю глазами евангелиста, например: «занимаюсь в фитнес клубе, но подруги отказываются со мной заниматься, так как в интернете о нем много негатива, а я выдумываю, поскольку уже купила абонемент и чтобы не скучать заманиваю всех к себе. Поэтому я решила посмотреть, что пишут люди в интернете, проанализировала и поняла, что идет одна клевета и т.д., и т.п., хочу поднять тему, неужели такое сплошь да рядом ??»

Далее, как Вы понимаете, Вам нужно развить ветку дискуссии, сообщений на 100, в таком формате, чтобы любой, кто прочитает данный контент, поверил в него, не заметил фальши и был на Вашей стороне.

Что это даст? Если, Ваша Ц.А. вбивает «Ваш бренд негативные отзывы» (это можно узнать, как вариант, из подсказок поисковика) то, данный контент будет появляться на первых местах и он будет играть Вам на руку, поскольку информации там много и человеку будет достаточно прочитать все это дело и принять решение, а поскольку контент играет на Вас, то это будет отличная уловка - заманить даже такого потребителя.

Подконтрольные ресурсы

Серьезно могут усложнить ситуацию фэйковые сайты-отзовики или социльные сети с негативной информацией, которые сделали против Вас. Вот несколько примеров: https://vk.com/antisunlight https://vk.com/speak.up_busters http://mts-otzyvy.ru http://megafon-otzyvy.ru

Как Вы понимаете, делается все это довольно просто, дальше, злоумышленник просто накручивает социальные и поведенческие факторы, оптимизирует все, что нужно и воуля. Вся это негативная информация уже красуется в топе по Вашему запросу.

Противодействие: Желательно в самом начале сделать себе подспорье из своих подконтрольных сайтов (написано об этом здесь) а дальше, поддерживать их на топовых позициях, в таком случае, как бы конкурент не старался, он не сможет выдвинуть в топ всю созданную тону гO_oвн@ о Вас. Если Вы только проснулись, а у Вас уже весь негатив в топе, то придется постараться. Нужно будет все-равно создавать свои подконтрольные ресурсы и продвигать их в TOP выдачи, вытесняя негатив (здесь все написано). Если отзывы сместить можно быстро, то такой черный пиар нужно прорабатывать долго, смещение негатива в поисковой выдачи (SERM) не легкая работа.

Статьи

Вот, что тоже может усложнить ситуацию в видимой зоне.

Здесь речь идет не о статьях в СМИ, а скорее о статьях в нишевых сми, если можно так назвать. Статьи размещаются в таких журналах как: SPARK, PIKABU, JOYREACTOR и т.д. если на Вас заказали такой черный пиар, то лучше быть во все оружие, поскольку сместить такие статьи сложно. Обычно происходит следующим образом: пишется статья, которая очерняет конкурента по полной, после, она выкладывается, например, на pikabu и ее слегка подталкивают. Если статья заходит читателем, а там тысячи хейтеров, хоть делай отдельную услугу «заказать 1000 хейтеров», то за счет ПФ, статья так вырастет, что выйдет на первые строчки по Вашему запросу буквально за пару недель и такую атаку проработать будет уже сложно.

Противодействие: заказать такой черный пиар на Вас могут, но главное не сделать такой финт ушами самому. Такое бывает за счет конченного клиентского сервиса или продукта, поэтому следите за своим делом.

Далее, разумеется, как Вы уже поняли, лучше всего с самого начала подготовиться и сделать собственные статьи, которые продвинуться в топ поисковой выдачи. Лезть на такие ресурсы, как пикабу без годного контента не стоит, поэтому тут два варианта: 1. Укреплять свое инфополе и следить за атаками через систему мониторинга, и как только Вы заметите телодвижение в Вашу сторону – реагировать.

Можно, договориться с модераторами почти любого сайта, чтобы удалили негативную статью, также на многих сайтах представлен платный формат, соответственно, если негатив имеется на таком ресурсе, как пикабу, то Вы можете сделать платное размещение статьи и поднять ее Выше той, что была. Тем самым сменив URL в поисковой выдачи

2. Сразу сделать, как можно больше статей и разместить их на всевозможных ресурсах, разумеется, статьи должны быть очень крутыми и под аудиторию того сайта на котором вы планируете размещаться. Вот, кстати, простой и неплохой пример https://pikabu.ru/story/klientoorientirovannost_marshall_5113328

- Сфабрикованная грубость.

Есть множество фишек в репутационном черном пиаре, если данная статья будет интересна, то я её продолжу. Расскажу об одном, изощренном методе. Страницу объекта, на которого заказали черный пиар, делают в социальных сетях под видом оффициальной страницы в VK, твиттере, или еще где. После, начинают постить и писать всякую жесть, чтобы оттолкнуть потенциального клиента, разумеется такие страницы всячески оптимизированы под поисковый запрос и находятся довольно быстро. После, клепают компромат, это выглядит следующий образом: злоумышленник фабрикует фэйковое общение между Вами и клиентом, который, якобы обратился в службу поддержки. Разумеется, в ходе разговора, от страницы компании начинает идти ругань и мат в сторону клиента. После, делаются скриншоты и это общение появляется на всех отзовиках .

Противодействие: здесь нужно отслеживать. Когда заказывают черный пиар, задача исполнителя вывести негатив в видимые зоны по определенному запросу, соответственно, если Вы грамотно настроили систему мониторинга, то любой созданный материал против Вас (группа, сайт, отзыв, статья и т.д.) будет вами находиться, и Вы можете моментально реагировать, иначе, будет худо. Тут важно всегда мониторить появляющуюся информацию о Вашем бренде.

В заключение скажу, что сейчас действительно происходит много информационных атак, пусть для кого-то это мелочь, но я встречал компании, которые теряли клиентов из-за таких вот действий конкурентов. Заказывают черный пиар сплошь да рядом и важно понимать, как с этим работать. Как вы уже поняли, лучший вариант – сделать себе идеальную репутацию и контролировать свое инфополе. Так будет лучше, нежели, как поступают многие – забить болт, а потом разгребать.

Что же, вот и подходит к концу данная статья, надеюсь Вы узнали что-то новое.

Если Вам понравился материал поставьте добрый лайк, посоветуйте его нуждающемуся коллеге. И если есть, что обсудить - пишите. До скорой встречи. Grazie.

Байков Дмитрий (Head of reputation management projects) Компания - Puppet-agency.ru

Почтовый ящик: di@puppet-agency.ru

3232
24 комментария
13
Ответить

Да, не скажу, что это отображает суть статьи, но похоже Вы в том направлении. 

Ответить

Начал читать блог Димы, еще с первой статьи) зацепил... С каждым разом все лучше раскрывает репутацию в интернете, особенности услуги, как заказать отзывы для продвижения своей компании и т.д.) А тут еще черный PR подъехал, годный материал.

4
Ответить

Сослан, теплые слова всегда греют. 

Ответить

Интересный пост, возьму на заметку ) Никогда не думал, что кто-то может заказать плохие отзывы

2
Ответить

Мне 2 раза подписчиков накручивали. Просыпаешь утром, а там +20000.

1
Ответить

Тут уже война из грязевых снежков идет, пора учиться уворачиваться. 

Ответить