Как правильно выстроить мотивацию маркетолога?

Мотивация маркетолога 
Мотивация маркетолога 

Грамотный маркетолог - владение инструментами продвижения, аналитики, навыками погружения в направление, продукт. Глубокая работа с документами, проведение кастдевов по работе компании.

Понимание, что результат - не количество написанных по единому шаблону, согласованных на автомате постов, статей, материалов для публикации в социальных сетях.

С какой целью написаны тексты? Для кого? Выдержана специфика продвижения на разных площадках или все материалы под одну гребенку для галочки и массового постинга? Продумана стратегия продвижения или “директивы на отвали”? Как построено управление репутацией компании в инфопространстве?

Любой контент - снаряд. Бывает разного калибра, стоимости. Важно принципиальное понимание на кого направлен контент - стоит ли "бить" снарядом по пустой местности, есть ли в этом смысл и рентабельность?

Фиксированная оплата труда, серьезно? Что будет мотивировать достигать стратегические цели компании и увеличивать прибыль? Зачем вам просто содержать отдел маркетинга?

Система оплаты: оклад + процент за вход лида - тоже не вполне эффективна. Сложно гарантировать качество привлеченной аудитории. Как выстроить мотивацию специалиста так, чтобы получить необходимое количество заявок?

Материальная мотивация маркетолога в штате компании

Если добился результата, может удержать в течение длительного времени - это стоит отметить.

Когда зарплата растет ВМЕСТЕ с прибылью компании, специалист мотивирован сделать все необходимое для роста своего дохода. Это выгодная позиция как для работников, так и для бизнеса.

Частый вопрос клиентов при разработке систем мотивации маркетологов:

Связать KPI с привлечением лидов или с продажами?

Собственник бизнеса

Давайте подумаем. Один из результатов работы - привлечение оговоренного числа целевых лидов. Но где гарантия, что при попадании в портрет целевой аудитории произойдет конвертация в клиентов, которые сделают заказ?

Отдел продаж может функционировать без подразделения маркетинга или маркетолога. Но хотя бы один из сотрудников должен иметь четкое понимание, как провести анализ целевой аудитории, конкурентов. Это как минимум.

Далее на основе полученных данных знать, как выстроить диалог с потенциальными покупателями.

Иначе, кто даст детальное описание портрета клиента, его болей, проблем и желаний на основе анализа целевой аудитории? Кто выявит сильные, слабые стороны конкурентов?

Извечная тема борьбы отделов. Снабжения-продаж, продаж-производства, продаж-маркетинга.

Две стороны медали. Маркетологи приводят нецелевые лиды, гонят на автомате. Менеджеры по продажам теряют эти самые лиды по причине отсутствия нужных компетенций в сфере продаж, построения коммуникации с клиентами.

Поэтому конвертация лидов в заказчиков зависит и от маркетологов, и от менеджеров по продажам. Соответственно при разработке системы мотивации стоит это учесть.

KPI для штатного маркетолога

Качество, эффективность работы маркетолога помогут оценить метрики в комплексе по количеству:

привлеченных лидов;

  • целевых действий клиентов;
  • заказов с сайта;
  • запросов в директ, личные сообщения;
  • регистраций на мероприятия, вебинар;
  • подписок в блог, которые остаются «читать», я не отписываются в тот же день, если не видят взаимности.

За выполнение плана по привлечению лидов и конверсию в продажи стоит рассчитать процент. Руководитель должен обеспечить продуктивное взаимодействие отдела маркетинга и продаж, чтобы увеличить показатели результативности.

Материальная мотивация проектного маркетолога

Проектный специалист должен получать оплату за результат. Подойдет система премирования на основе достижений, вознаграждение за выполнение проектов в срок, в рамках установленного бюджета, а также возможность роста, развития в карьере.

Например, если проектный менеджер увеличивает объем продаж на 10% за квартал, получает премию в размере 10% от своей базовой зарплаты. Справедливо и есть желание увеличить этот %, потому что именно от него зависит личный доход.

Нематериальная мотивация

В некоторых случаях нематериальная мотивация более эффективна, но лучше ее совмещать с материальной.

Как показала практика ежедневного подбора релевантных кандидатов, людям важны:

  • формат, график работы;
  • условия труда;
  • доброжелательная, комфортная атмосфера в коллективе;
  • признание результатов, обоснования похвала;
  • возможность обучения, повышения квалификации, профессионального роста.

В частности, для штатного сотрудника важна перспектива роста до позиции директора по маркетингу и развитию, который будет влиять на стратегические решения по масштабированию компании.

В функционал добавится руководство подразделениями, относящимися к развитию компании. Контроль промежуточных, конечных результатов их деятельности, принятие финансовых, кадровых решений и выстраивание стратегического маркетинга.

Если вы не сможете предоставить такую возможность штатному маркетологу, то специалист, достигнув карьерного потолка, уйдет в другую компанию или займется проектной деятельностью.

Подведём итоги

При разработке рабочей системы мотивации для маркетолога:

1. Определите понятные, конкретные цели. «Утром деньги, вечером стулья». Результат - алгоритм достижения, а не процесс - возможный результат.

2. Предоставьте штатному маркетологу возможность для профессионального развития, обучения, повышения квалификации при необходимости. Участие в конференциях, тренингах помогут совершенствовать навыки, быть в курсе последних тенденций в маркетинге с учётом специфики вашего бизнеса.

3. Оценивайте, признавайте достижения. Поощряйте старания, отмечайте успехи. Но только заслуженно, чтобы сотрудник понимал прямую связь своего труда с конечным результатом.

4. Создайте и поддерживайте условия для эффективной работы маркетолога в команде. Обеспечьте необходимую коммуникацию с другими сотрудниками, подразделениями в целях достижения общих целей.

5. Предоставляйте свободу для творческого полета, которая может выражаться в интересных, разнообразных задачах. Поможет сохранять мотивацию, стимулировать творческое мышление, проявить креативную сторону экспертности.

6. Дайте возможность самостоятельно принимать решения, реализовывать идеи в определённых рамках. Доверие, относительная автономия помогут сотруднику почувствовать ценность для команды, осознать уровень ответственности за результаты своей работы. «Доверяй, но проверяй».

7. Регулярно разбирайте работу маркетолога, предоставляйте обратную связь о том, что получилось, а что хотелось бы усилить. Установите контроль промежуточных результатов.

Чаще всего маркетологи как специалисты, не уникальны. Уникальным должно быть желание погружения в область, которую пришел развивать. Иначе, шаблоны не сработают.

Приходят с базовым набором знаний и владеют похожими техниками, инструментами развития компании. Отличаются только уровнем профессионального опыта, компетенций, позволяющих быть исполнительными, системными, продуктивными.

Собственник бизнеса или руководитель компании, заинтересованный в долгосрочном сотрудничестве со штатным маркетологом, может помочь сформировать уникальность эксперта.

Раскрыв специфику бизнеса, найти время для глубокого погружения в процессы. Дать стимул развития внутри компании.

Возможности, которые дает компания, будут определять, станет ли маркетолог уникальным специалистом, вырастит ли в карьере до коммерческого или директора по развитию, или останется линейным сотрудников, выполняющим поручения сверху.

Друзья, что думаете по мотивации маркетологу? Что сработает?

Елена Уварова 
Стратегический бизнес-партнёр в сферах HR, маркетинг, продажи.

e-mail: uelena@hrbiz. ru

тел. : +7 (964) 793-70-84

Читайте также:

1212
4 комментария

Подметила для себя, что все маркетологи почему то начинают взаимодействовать со мной, как с клиентом, по одному алгоритму и уже не хочется их слушать. Большая редкость, если человек действительно слышит твой запрос

2
Ответить

Много работала с разными маркетологами. Одни больше любят цифры, чёткость, системость. Другие более творческие натуры, владея навыками анализа метрик, больше любят креатианые, нестандартные задачи, проекты, где можно запустить полет фантазии. Считаю, так же и с мотивационными рычагами - стоит выбирать индивидуально, учитывая личностные качества эксперта.

1
Ответить

Елизавета💯
Только индивидуально - разработанная система мотивации работает.

1
Ответить

Маркетологи - шарлатаны

1
Ответить