Ключевая ставка 15%. Что делать бизнесу?
Новые кредиты под 20–30% — не вариант. Когда хочется затянуть поясок, но тот уже тесно врезался в спину. Хочется резать косты, а резать уже нечего. Что делать-то?
Когда внутренняя сова хочет резать косты, ужиматься по полной и паниковать — есть решения, которые помогут не только остаться на плаву, но и преумножить. Советы актуальны для компаний, которые привлекают клиентов через сайт.
N1. Сделать аудит используемых решений у сторонних подрядчиков
Самое простое, что можно проаудировать — сайт. По статистике, на 90-95% сайтов есть ошибки, исправив которые можно повысить конверсию. То есть, малыми вложениями повысить продажи.
Что я встречаю чаще всего:
- Проблемы в мобильной версии: картинки, описания вылезают за пределы блока, сложная навигация, глючное меню.
- Долгая загрузка сайта из-за неоптимизированных картинок, подключенных видео, множества лишних запросов.
- Неудобная шапка сайта. Отдельная тема — корзина на интернет-магазинах, которую, порой, сложно найти.
- Запрятанная информация об оплате, доставке, возврате.
- Нет информации о юрлице, команде, договоре.
- Нет цветового выделения CTA-кнопок, визуально не считывается куда нажимать для заказа.
- Нет опций, когда по логике они должны быть.
- Очень длинный и запутанный процесс заказа товара/услуги. 3-5 шагов корзины, когда достаточно одного.
- Недостаточно информации для принятия решения.
Когда на вашем основном инструменте продаж — ошибки, эффективность рекламы может быть существенно ниже. Поэтому, срочно искать несколько сотен тысяч сверху чтобы перебить рекламу конкурентов может быть совершенно неэффективным.
Лучше доработать сайт, а за счет повышенной конверсии — наоборот, снизить рекламный бюджет.
N2. Внедрить A/B тестирование, сбор мнений
Даже самые опытные эксперты в области создания сайтов могут ошибаться. Чтобы понимать какое именно действие повысило продажи — стоит тестировать гипотезы, а не внедрять обновления которые “как нам кажется — помогут”.
Работать с этим надо так:
- Делаем аудит сайта, опрашиваем аудиторию
- Создаем список гипотез для тестирования. Тут цвет поменять, там размер кнопки, здесь текст, на такой-то странице картинку.
- Создаем версию страницы с 1 улучшением.
- Запускаем рекламу, ждем неделю-две, сравниваем результаты, выбираем лучшую.
- Запускаем следующую гипотезу.
Также есть прекрасные сервисы, которые позволяют ненавязчиво собирать обратную связь от пользователей сайта. Это можно делать при попытке закрыть сайт, после оформления корзины, после определенного времени на сайте. Главное — ненавязчиво.
N3. Сделать аудит рекламных кампаний, тестировать новые площадки для рекламы
Когда денег много — ими можно привыкнуть швыряться. Во время дорогих кредитов это, увы, неслыханная роскошь. Почти во всех рекламных кампаниях есть ключи, которые почти не приносят продажи, а клик — дорог.
Пара-тройка аудитов РК от разных агентств вряд ли прохудит ваш карман, а вот добрую службу сослужить может. Вы получите список гипотез, которые можно тестировать: расширять ядро, отключать ключи, менять обьявления, картинки, видео. Что-то из этого, примененное с головой, сработает.
N4. Повысить удовлетворенность пользователей
Облизывайте больше, дарите небольшие подарки, делайте так, чтобы о вас хотелось говорить. Есть целая отрасль — UX, которая занимается повышением удовлетворенности пользователей. В России, к сожалению, она не сильно популярна, хоть и выросла за последние 10 лет в 20+ раз.
Конкретнее? Можно пройти весь путь к заказу вместе с аналитиком, составить CJM — визуальную схему, на которой будут видны ожидания, боли, сложности, эмоции, барьеры и ожидания каждого этапа заказа.
Дальше:
- попробовать сократить количество этапов до принятия решения
- добавить плюшек на этапах сомнений
- доработать сайт, чтобы каждый этап был понятен
- внедрить способы дать обратную связь на каждом этапе
- отстроиться от конкурентов
- добавить эмоций: немного доработать фирстиль, убедиться что каждый контакт с клиентом передает миссию бренда.
Отдельно скажу про миссию бренда. Да, это звучит слегка высокопарно, но если пользователь не видит разницы между вашим «Рога и копыта» и компанией конкурента «Копыта и рога» — с чего ему заказывать у вас?
Поэтому, быстро выделившись дизайном и фирменным стилем на фоне конкурентов, которые просто просят деньги, у вас будет шанс запомниться.
N5. Повысить факторы доверия к сайту
Верите, что немного поменяв тексты на сайте — можно получить до 3-10 раз больше конверсий, продаж? Даже если до этого тексты были неплохи. Нет? А это так и есть! И так не только с текстами.
Например, если добавить несколько дополнительных блоков — отзывы, подробные фото до и после оказания услуги, интерактивный калькулятор, онлайн-запись, команду, подробные документы и так далее, можно опять-таки в разы повысить конверсии без вливания сотен тысяч в рекламу.
Для каждого бизнеса список факторов, повышающих доверие — индивидуален. Для услуг это одно, для магазинов другое, для производств — третье. Тут, тут и тут (3 части) можно бесплатно почитать о том, как повысить факторы доверия и продавать больше за счет минимальных вложений в доработку дизайна.
N6. Вкладывать больше в самые эффективные решения
Вы знаете, что контекст, статьи, SEO и несколько других каналов приносят вам продажи. Но стоит ли, например, участвовать в конференциях, если с этого канала нет подтвержденных лидов?
Быть может, стоит отделить рекламу и действия, направленные на повышение узнаваемости от действий, которые приносят непосредственно продажи? И среди этих действий также выбрать самые конверсионные.
Стоит обратиться к грубой статистике и сначала просеять самые конверсионные каналы, максимизировать свое присутствие в них, лишь потом — думать о бренде.
N7. Внедрить оценку эффективности сотрудников / умную CRM
Да, возможно это прозвучит тривиально, однако многие задумываются об эффективности тогда, когда компания уже летит в тартарары.
В моем понимании, у руководителя, проджектов и продактов всегда должно быть четкое понимание кто и что делает, в какие сроки это будет сделано, из-за кого крупный проект в очередной раз стоит, когда придут деньги и что будет дальше.
Нет, не стоит заваливать всех бумажной работой, заставлять писать отчеты и все в таком духе. Обычная, хорошо внедренная CRM с перекрестной оценкой действий сотрудников решит вопрос за пару месяцев.
N8. Внедрить простые, понятные регламенты
В сфере разработки при переносе сайта на хостинг заказчика в моем регламенте предусмотрено 73 действия. Вопросов два:
- У кого такой же регламент?
- Какова вероятность что без регламента кто-нибудь что-то да забудет?
Это я к тому, что вероятность накосячить, сыграть в человеческий фактор крайне велика в любом бизнесе. Из-за чего тут потеряем клиента, там потеряем клиента, что может выливаться в совокупные потери 10-30% людей, готовые уже были готовы заплатить.
Четкая работа по регламентам позволяет этого избежать и не ограничивает творческих людей. Важно помнить что регламент должен быть написан простым языком и до внедрения его надо не раз проверить.
N9. Внедрить полноценную, сквозную аналитику
На моей практике, в России даже у среднего и крупного бизнеса часто нет сквозной аналитики. Зачем она, если итак продается?
А аналитика особенно нужна, чтобы:
- Точно понимать откуда пришел покупатель
- Какие сегменты что покупают
- Повышать бюджеты на конверсионные каналы
- Снижать бюджеты и отключать низкоконверсионные
- Правильно тестировать гипотезы
Да, настройка аналитики и ежемесячные платежи это часто >20000р/месяц, но эти знания того стоят. Если в какой-то момент придется ужать пояса — вы точно будете знать что резать первым.
N10. Сравнить себя с конкурентами, расширить спектр товаров/услуг
Как часть аудита — можно сделать подробное сравнение своих услуг с услугами конкурентов.
Что из этого можно понять:
- В каком месте у конкурента бизнес-процесс проще
- Как конкуренты обслуживают клиентов
- Какие доп. услуги стоит добавить, для теста
- Как расширить ассортимент, для теста
- Как упростить процесс заказа
- И многое другое…
В общем, обзор конкурентов, сделанный год-два назад — может быть совершенно не актуален. Сделать выводы из нового может быть крайне полезно в текущих реалиях.
N11. Найти партнеров
Если вы создаете только часть услуги, которая нужна пользователю — предложите ему больше вместе с партнерами. На своем опыте я убедилась, что клиенты крайне редко заказывают дизайн сайта, большинству нужен сайт под ключ.
Когда расширять штат — не вариант, стоит подумать над:
- Поиском партнеров, которые помогут создать добавочную ценность.
- Партнерством с конкурентами для обмена заказами.
- Созданием партнерской сети. Например, может быть гораздо выгоднее выполнять заказы в своем районе/городе, чем мотаться на край света.
- Участием в существующих партнерских сетях
N12. Рассмотреть другие модели работы
В конце концов, все не ограничивается обменом денег на услуги или товары. Да, деньги в руки универсальнее, однако есть и другие варианты.
- Работа за небольшую фиксированную оплату +% от дохода компании клиента.
- Работа за фикс + доля в компании клиента.
- Продажа неспецифических лидов.
- Дополнительные методы оплаты для клиента: банковская рассрочка, кредит.
- Тендеры, конкурсы.
Подытоживая, хочу сказать что резать косты и ужиматься просто потому что так надо — худший выбор из возможных. Любой кризис это способ стать лучше, узнать о клиентах больше, предложить лучший сервис, улучшить свое положение на рынке за счет тех, кто паникует.
C вами была Елена Нексман — аудитор, UX/UI дизайнер. Подписывайтесь на блог на VC или на телеграм канал для заказчиков, чтобы не пропустить новые посты и получить бесплатный аудит сайта до 15.11. Если у вас есть вопрос или нужна консультация по решению для сайта — пишите лично.
Понравилась статья? Поставьте лайк, отправьте коллеге, другу, напишите комментарий 🙃 Мне будет приятно.
Спасаться от ставки 15% с помощью лендосиков и сеошечки - это как лечить рак подорожником.
Так а кто это предлагает? :)
Сеошечка это точно игра вдолгую.
А вот лендосик застройщику очень помог, например. При современном, хорошем основном сайте. Но и лендосик не панацея - лучше улучшить то, что есть, чем пилить новое.
Подставьте вместо сеошечки любой из ваших пунктов, кроме п12.
А вот лендосик застройщику очень помог, например.*Пока помог.
Поддерживаю только п12, но нужно немного поправить: рассмотрите другие модели зарабатывания денег, закройте любой "бизнес" нахер и делайте то, что приносит бабло прямо здесь и прямо сейчас, это единственное для чего годятся экономики такого типа.
Пока помог = окупился в сотни раз :)
Затраты пара-тройка сотен, реклама начала приносить в 3 раза больше лидов. А раз окупился - значит, можно пожить поспокойнее и переждать времена диких ставок.
Бабло прямо сейчас - тоже хорошая идея, но, боюсь, в Бизнес Молодости уже сотни таких бегают...
окупился в сотни раз
У вас тут где-то математика не сошлась.
в Бизнес Молодости уже сотни таких бегаютВы, видимо, не очень следите за тем, что происходит в государстве, если считаете что быстрое бабло в России зарабатывается людьми, которые бегают в БМ. Оно зарабатывается совсем в другом месте и другими людьми, и бизнесом это назвать можно с трудом.
А сколько вы думаете зарабатывает застройщик? :)
Вот пару сотен на сотни раз умножьте и примерно будете понимать.
Быстрого бабла без риска не бывает, а кому этот ваш риск нужен?
Так я умножил, копейки какие-то вышли у меня. 200 тысяч долларов что ли итоговая сумма? И это же доход, а не прибыль, так что ничего там "в сотни раз" не окупилось.
Быстрого бабла без риска не бывает, а кому этот ваш риск нужен?Верно мыслите. Только проблема в том, что в таких экономиках если вам риск не нужен, то и денег вы нихрена не заработаете. При подобном уровне инфляции бизнес может только выживать, и далее возникает вопрос - зачем 10-15 лет тянуть лямку за выживание, когда проще продать все активы и купить валютных бондов по ставке 8%+?
100-200 тысяч долларов это одна квартира. А квартир там тысячи :) Так что даже прибыль гораздо больше, не то что доход.
Зачем тянуть лямку? Вы говорите о каких-то страданиях. Не нравится работать тут? Работайте забугор, кто ж запрещает? Или нынче компанию/счет в Грузии или Казахстане открыть сложно? (нет)
Я отвечаю на прямой вопрос, поставленный вами же:
Ключевая ставка 15%. Что делать бизнесу?Правильный ответ: продать бизнес и купить валютных бондов. При чем тут страдания какие-то? Это чистая математика.
И, кстати, пример с застройщиком - это читерство в том смысле, что это одна из немногих дотационных отраслей. Но дотации скоро перестанут покрывать инфляцию даже тут.
Помните, что было последний раз при ключевой 20%? Бакс чуть полтинником не стал. Так что я бы не стала так уверенно утверждать, что валютные бонды нынче панацея.
Кроме застройщиков есть банки - они зарабатывают, смотрим на прибыль Сбера. Остальные ЧП могут немножечко скрывать. Кроме банков есть производства, у которых расцвет.
Всегда находятся те, кто находит силы и способы расти. Я всего лишь предлагаю оказаться в их числе, занявшись правильным маркетингом.
Потому для инфляции важна не ставка, а торговый баланс страны. Торговый баланс РФ будет исключительно падать в ближайшие годы. Ставка в данный момент - это просто индикатор низкого торгового баланса, и способ немного отжать рублевую массу от бизнеса в пользу тех, кого надо.
Кроме застройщиков есть банкиС нетерпением хочу увидеть посетителей vc.ru, способных открыть свой банк в РФ.
Кроме банков есть производства, у которых расцвет.Всегда находятся те, кто находит силы и способы расти. Я всего лишь предлагаю оказаться в их числе, занявшись правильным маркетингом.
Чтобы не вдаваться в рассуждения о том, что высокую инфляцию можно победить маркетингом (sic!), я предлагаю вам посмотреть на Аргентину. Там уже 15 лет инфляция, и тоже есть много бизнесов, которые растут, измеряя свой рост в песо.
Там - не тут.
У нас же нет инфляции по 130% в год.
Так там тоже не было. Она была 15-20% в течение 15 лет, пока не ебануло окончательно.
Ну как что-нибудь такое случится - так вспомним что был такой Хъй Петрович, который знал! ЗНААААЛ!
Но я думаю это уже не при нашей жизни будет.
Бояться можно много чего - вдруг кирпич на голову упадет. Или хуже того - метеорит?
Вы знаете, Лена, есть такая дисциплина - стратегическое планирование. Так вот если вы ее не применяете при принятии бизнес-решений, то вам упадет и кирпич, и метеорит, а потом в конце еще придет Хъй Петрович, даст пендаля и скажет: "Я ЖЕ ЗНААААЛ!".
Мораль моих высеров под вашим постом в том, что тактическими решениями нельзя заменить стратегические.
Стратегически разумно держать прибыль в разных кубышках, а тактически нужно ее еще заработать, чтобы в эти кубышки разложить.
Я помогаю в тактике, для стратегий есть инвестконсультанты :)
Причем здесь ставка 15%? для привлечения внимания?
Чем выше ставка - тем труднее бизнесу брать кредиты для покрытия кассовых разрывов: на ЗП с ожиданием оплаты по заказам, на закупку товаров итп.
Поэтому нужно минимальными бюджетами улучшать маркетинг, чтобы не было необходимости кредитоваться.
Если компания живет тем, что берет кредиты по уплату зп. То единственное, что я могу сказать сотрудникам этой компании: бегите!!
Ольга, а насколько глубоко вы погружены в бизнес, связанный с услугами? Где ФОТ составляет 60-80% от оплаты труда.
Там кассовые разрывы 1-2 раза в год - норма. Представьте себе заказ на 8 месяцев, по которому вносят оплату 50/50.
И зачем бежать, если одна из таких компаний существует с 94 года и пережила все кризисы.
Я погужена в бизнес со стороны финансов.
Не знаю какую сферу услуг Вы рассматриваете, но те компании с которыми я работала и которые занимаются предоставлением различного рода услуг как раз меньше всего завязаны на постоянном кредитном финансировании.
Вот производство да. Но и здесь, на мой взгляд кредиты они берут не на ФОТ.
Реальная ситуация.
Компания существует с 94г, финучет в 1С, предоставляют услуги стоимостью от 800 тыр до 20 млн, 40 сотрудников, 1 кассовый разрыв в год - стабильно.
Кредитуется или у соучредов, или у банков, растет +20-30% год от года стабильно.
Если порубить рекламу, например, уменьшить промо-активности - кредиты не будут нужны, но рост может быть от -5% до +5%.
И это, на мой взгляд, еще они не очень активно растут. Могли бы расти на 50-70% в год - но там риски уже крайне высоки в условиях текущей экономики.
Заказ представила. Условно говоря в компаниях, продающих услугу 30% от продажной стоимости услуги - это ФОТ. На 70% при условии опять таки, что это услуги, а не работы прожить можно.
А если ФОТ 60-80%? Да, маржа минимальна, но ради роста ей жертвуют.
Мне кажется такой компании банки очень неохотно кредит дадут, или да под конскую ставку.
Да, о чем и речь. Что с учетом ставки рефинансирования в 15% - конечная ставка для клиента будет конской.
Поэтому в статье я рекомендую активнее поработать с маркетингом, чтобы продолжать расти дальше, а не ужиматься.
Комментарий недоступен
Увы, да.
Сегодня говорила с владельцами веб-студий и они говорят следующее: когда ФОТ у тебя составляет бОльшую часть затрат, время от времени приходится перехватывать у банка денег на покрытие кассового разрыва. И чем выше ставка - тем больше потом платить.
Если бизнес успешный, значит спокойно можно оплачивать с прошлой прибыли.
Откуда у вас такие сведения?
Знаете о таком правиле, что если бизнес развивается только на свои деньги - он развивается медленно? Кредиты же существуют не только для открытия бизнеса, даже нефтегиганты ими активно пользуются
Из опыта работы. Причем тут нефтегиганты и малый бизнес. Есть разные схемы работы, желательно кредиты брать крайнем случае
Вы в курсе, что в большинстве компаний быстрый рост обеспечивается именно за счет кредитов?
Хочешь расти медленнее и за свои - окей, не вопрос, но другие уйдут вперед.
Фирмы, которые набрали базу и существуют не один год кредитами пользуются неохотно или когда есть уверенность, что точно заплатят. Еще и кредит получить непросто.
Да, заплатят точно, но высокая ставка радости не добавляет.
Комментарий недоступен
Как студийный бизнес, который я приводила в пример, может работать по модели купи-продай, если они производят результаты труда? Они же не аутстафферы...
Мне кажется эта ставка вообще на всех сказывается
Увы, так и есть. Просто на ком-то прямо сейчас, а кто-то увидит разницу со временем
Есть ли какие-то отрасли или типы бизнеса, для которых a/b тестирование будет более эффективным, чем для других сегментов? Или это эффект от него будет везде одинаковыми
?
Любая высококонкурентная отрасль.
Там где конкурентов почти нет (например, оптовое производство сложных изделий) пойдет и то, что сделает просто нормальный дизайнер. А вот в каком-нибудь ремонте или услугах для населения, медицине - без A/B тестов хороших результатов не получить.
Интересно посмотреть на регламенты. Какие есть?
Как составить регламент можно почитать тут https://vc.ru/hr/226370-reglamenty-uproshchaem-rabotu-s-zakazami-v-5-raz, а свои я, наверное, скоро начну частями выкладывать :)
Спасибо! Натолкнули на мысль изменить первый экран
Тестировать первый экран - хорошая мысль.
Можно пробовать ту же Yagla или ее аналоги.
Что делать? Валить.
Главное не валить по кругу.
Тут плохо - там хорошо, потом там плохо - тут хорошо. Сколько из сваливших вернулось?
Я придерживаюсь мысли что надо строить и там, и тут - во всем этом поможет адекватный маркетинг. Главное не поддаваться панике, просто работать, действуя согласно аналитике.
Что сделать чтобы больше заработать? Надо больше зарабатывать. Будет как обычно, часть бизнесов закроется, часть уйдёт в тень поглубже. Через годик-два начальство сделает круглые глаза, как у нас закрылось половина бизнесов? Чьёрт побъери, давайте проведем совещание по этому поводу!
Да, надо больше зарабатывать :)
Все гениальное - просто.
А в статье я отвечаю на вопрос КАК зарабатывать учитывая меняющийся рынок и КТО заработает.
Да, вы молодец. Это я так, грущу просто.
А чего грустить? Вперед и с песней. Все в конце концов улучшается, вон за мамонтом уже бегать не надо по холодине.