Гарантированно работает: как заказать сайт и остаться довольным???
Всем привет! Я Евгений Чуранов, директор по маркетингу WebCanape и эксперт Яндекса по обучению. Сегодня я поделюсь новым чек-листом для тех, кто хочет получить эффективный сайт для бизнеса, и при этом не потерять время, деньги и нервы.
24% агентств не выясняют потребности заказчика!
В прошлом году коллеги из Рейтинга Рунета опубликовали исследование с «сенсационными» выводами. Оказалось, что четверть российских digital-агентств штампуют коммерческие предложения, не вникая в потребности заказчика.
Интересно, сколько раз менеджеры этих агентств слышали от потенциальных клиентов «просто сделайте КП»? В комментариях я предложил копнуть глубже и узнать, а много ли заказчиков с готовностью отвечают на вопросы о целях бизнеса в интернете и предоставляют контент. Судя по реакции коллег, попал по больному.
Простой пример: вы планируете ремонт и обращаетесь в дизайн-бюро. «Делайте, что хотите, вы же профессионалы, а у меня дела поважнее», говорите вы. Доверяете выбирать обои, мебель и все остальное. Странная ситуация, согласитесь. А в случае с разработкой сайтов так происходит постоянно.
За 15 лет работы с малым и средним бизнесом мы в WebCanape научились добывать у клиентов нужную информацию и даже формулировать самим себе ТЗ. Но если заказчик приходит уже подготовленный, то сайт он получает быстрее, дешевле и лучше.
Что нужно сделать, чтобы попасть в число именно таких клиентов и разработка не превратилась в бесконечные суету и поиски, читайте в подробном чек-листе для заказчиков.
А зачем вам сайт?
Прежде чем обращаться в digital-агентство, обсудите со своей командой и ясно сформулируйте, чего вы ждете от сайта. Если этого не сделать еще на старте, то ни с первого, ни со второго раза объяснить разработчику, чего именно вы от него хотите, не получится. Согласования и переделки затянутся на месяцы.
Решите:
- Для чего вы создаете сайт?
- Кто и зачем на него должен прийти?
- Кто ваши конкуренты?
На первый взгляд все просто, но есть нюанс: разработчикам недостаточно пары предложений в ответах, поэтому формулируйте подробно.
Какие бизнес-задачи будет решать сайт
Заказчики часто затрудняются с ответом, хотя от него очень многое зависит. «Чтобы был» — ответ неправильный.
Точно сформулируйте задачи, например:
- старт онлайн-продаж;
- сбор контактов потенциальных клиентов;
- информирование своей аудитории;
- автоматизация каких-то бизнес-процессов.
Вот пример хорошего запроса на разработку:
«Мы сеть ювелирных салонов «Кольцо Всевластия», работаем только в офлайне в регионе Гондора. Хотим масштабироваться на все Средиземье и начать продавать онлайн. По нашему бизнес-плану сайт должен к концу 2024 года приносить не меньше 5000 продаж для новых клиентов и 2000 повторных продаж для постоянных покупателей».
Некоторые организации — образовательные, медицинские, строительные — по закону должны иметь свой сайт. Если это ваш случай, то так и скажите.
Если сайт уже есть, покажите его. Объясните, какие функции он выполнял, что не устраивает и почему вы хотите его обновить или даже заменить.
Кто они — ваши клиенты
Описание своей аудитории, наоборот, проблем у заказчиков не вызывает, но и тут мимо. Самый популярный ответ: «женщины и мужчины в возрасте 25-75 лет». Проблема в том, что под такие характеристики подходит большая часть населения страны.
Составьте более конкретное описание, отвечая на такие вопросы:
- Кто основной пользователь вашего сайта: будущие или нынешние клиенты, партнеры, дилеры, потенциальные сотрудники?
- Где они живут, в каких регионах или городах?
- В каких ситуациях ваш товар или услуга будут им полезны?
- Что они должны сделать на сайте: оформить заказ, оставить контакты, узнать цены или адреса офисов, откликнутся на вакансию?
В WebCanape однажды обратился клиент из Домодедова, чтобы сделать сайт доставки цветов по Москве. Мы его разработали и запустили, но бизнес в гору не пошел: успешно конкурировать с крупными столичными сервисами доставки оказалось невозможно. Тогда мы сделали акцент на то, что это салон цветов с быстрой доставкой именно по Домодедово и сконцентрировались на местной аудитории. Дела пошли гораздо лучше.
Как у конкурентов, только лучше
Хотите обогнать конкурентов? Покажите их сайты, тогда разработчики быстро оценят структуру и обязательный функционал.
Как-то мы разрабатывали сайт для компании в сфере ремонта. Анализ конкурентов показал, что калькулятор стоимости — важный элемент, но клиент наотрез отказался добавлять этот модуль. Несколько месяцев SEO-продвижение не давало никаких результатов. И только после того, как мы убедили заказчика поставить калькулятор на сайт, позиции в поисковиках стали быстро расти.
Если у интернет-магазина вашего прямого конкурента куча фильтров по характеристикам товаров, возрастанию и убыванию цены, производителю, материалов, а у вас бесконечный каталог-листалка — вы идете не в том направлении.
Если же у конкурентов с сайтами все плохо, то вам будет легче не повторять их ошибок.
Контент для сайта
Получение материалов от заказчиков часто превращается в «увлекательный» квест. В малом бизнесе информация редко систематизирована и собрана в одном месте. Гораздо чаще выясняется, что фотографии товаров или выполненных работ есть только на телефоне у менеджера, информация о компании — у бухгалтера, потому что у нее дочь на филфаке, а нужные документы на рабочем столе у директора.
Пока все это найдут и соберут, могут пройти недели или месяцы, а запуск сайта будет откладываться. Чтобы не оказаться в такой ситуации, подготовьте все заранее по нашему списку, так вы быстрее получите и КП, и готовый сайт.
1. Фирменный стиль
Если фирменный стиль есть, то и сайт должен ему соответствовать. Найдите логотипы в разных разрешениях и форматах, подготовьте брендбук со шрифтами и цветами. Если этого нет, то пришлите digital-агентству свою полиграфию. По ней дизайнеры максимально приблизят сайт компании к устоявшемуся стилю.
Если же визуальной опоры нет, то заложите время и бюджет на разработку отдельных элементов фирменного стиля.
2. Описание компании
Интернет кишит одинаковыми сайтами, такими же безликими, как парикмахерская «Ирина» в спальном районе. Чтобы посетитель вашего сайта быстро понял, куда он попал и нашел нужную информацию, обозначьте:
- вашу ценность и заслуги;
- сильные и слабые стороны;
- кто ваш клиент, а кто — нет;
- какие специалисты у вас работают;
- как идет производство;
- важные факты о компании.
В крупном бизнесе это делает маркетолог. Если у вас его нет, то придется формулировать самостоятельно. Как это сделать? Обсудите эти пункты со своими продажниками и другими сотрудниками, а потом соберите информацию в один документ.
Как правильно описать компанию на сайте, чтобы расположить к себе клиентов, мы подробно рассказали в отдельной статье.
3. Ваш товар или услуга
Я уже писал, что самая частая причина низкой конверсии в неумении предпринимателей достойно показать свой продукт на сайте. Конечно разработчик может в этом помочь, но ему точно потребуются:
- наименование и суть продукта;
- его ценность для покупателя;
- причины купить именно у вас, а не в соседнем магазине;
- описание того, кому продукт подходит, а кому — нет;
- отличия от конкурентов;
- цены и сроки;
- успешные кейсы;
- ответы на частые вопросы.
4. Реальные отзывы
Бывает, заходишь в отзывы на сайте и сразу понимаешь, что ни одного реального там нет. Почему так происходит? Потому что у заказчика так и не дошли руки их получить. А когда пришло время запускать сайт, разработчик разместил сгенерированные тексты с портретами из фотостоков. Ведь нельзя оставлять блок с отзывами пустым.
Вызывают ли такие сайты доверие? Нет. Поэтому потратьте время на сбор отзывов с Яндекс Карт, отзовиков или соцсетей, просите клиентов записывать короткие видео или присылать отзывы в мессенджерах.
5. Фотографии и видеоконтент
Каждое агентство слышало от клиентов: «Изображения пришлем позже, возьмите пока из Яндекса». И присылают, например, вертикальные фотографии, когда вся верстка сделана под горизонтальные. Берегите свои деньги и время на переделку сайта — готовьте контент заранее.
Кстати, содержание фото для сайта зависит от того, чего вы хотите:
- продавать товары — делайте фото с разных ракурсов, на нейтральном фоне и в работе;
- повысить доверие — покажите офис, салон или производство;
- рассказать об услугах — подготовьте изображения в формате «до и после»;
- привлечь кандидатов на работу — покажите коллег за работой и на неформальных мероприятиях.
Изображения плохого качества или фото сотрудников из отпуска в ваших интересах работать не будут. Лучше проведите профессиональную фотосессию. Это обойдется дешевле, чем спешная переделка перед запуском проекта.
6. Информация для клиентов
Заранее подготовьте ответы на вопросы клиентов о том, где купить товар или как оплатить ваши услуги.
Какая информация должна быть на виду:
- способы оплаты и доставки;
- доступные тарифы;
- условия возврата;
- ваши адреса и контакты;
- часто задаваемые вопросы.
Если разработчик все это получит в последний момент или уже после выкладки сайта, то начнется новый виток переделки макетов, их согласований, верстки, а значит дополнительных расходов вам не избежать.
Заранее встаньте на место своего клиента и продумайте, какая информация понадобится для покупки, заказа или совершения нужного вам действия. Передайте это подрядчику в начале работы над сайтом, чтобы учесть важное еще на этапе дизайна.
7. Юридические данные
Реквизиты, типовой договор, сертификаты, лицензии или оферта — все это нужно для большинства сайтов. Для отдельных категорий, например застройщиков или клиник, есть перечни обязательных для размещения на сайте документов.
Это кажется абсолютной внутрянкой, но и с ней лучше не затягивать. Ведь на макетах нужно определить для них место, продумать комбинацию с другими элементами.
Функционал сайта и доступы
Подключение сторонних сервисов разработчики, конечно, берут на себя, но решить, какие из них вам необходимы сможете только вы. Как и найти нужные пароли и доступы.
1. Модули и сервисы
Сайт можно нафаршировать десятками дополнительных функций. А можно и не фаршировать — часто это дорого и бесполезно.
Типовые функции посоветуют разработчики, например, онлайн-кассу или сервисы сбора данных для аналитики. А вот опции, характерные именно для вашей ниши, лучше предложить самостоятельно.
Это могут быть:
- калькуляторы стоимости доставки;
- личный кабинет пользователя;
- интеграции с CRM-системой или товарной базой 1С;
- сквозная аналитика или коллтрекинг;
- интеграция с маркетплейсами;
- API для мобильных приложений;
- RSS-выгрузки.
2. Доступы и пароли
Итак, информацию всю собрали, сайт сделали, а у кого доступы к домену и хостингу? Как правило, об этом задумываются перед самым запуском. Увы, ситуация, когда человек с заветными паролями недоступен — нередкость. Будьте счастливым исключением, заранее уточните, какие доступы потребуются и найдите их.
Зачем вам это все надо?
Время — деньги. И каждая новая итерация правок — тоже деньги. Если до заказа разработки, вы вдумчиво подойдете к подготовке и сбору нужной информации, то точно сэкономите не только финансы, но и время, и нервы. Проверено многократно.
Мы в WebCanape делаем все, чтобы помочь клиентам сориентироваться: заранее высылаем шаблоны и чек-листы, создали обучающий курс. И этот материал — еще один шаг к лучшему взаимопониманию между агентством и заказчиком.
Вот чек-лист, который поможет систематизировать информацию и быстро сделать эффективный сайт для вашего бизнеса.
Хотите сделать или обновить сайт? Мы готовы помочь! Пишите в телегу https://t.me/canapesale звоните по телефону: 8-800-200-94-60, или отправьте запрос на электронную почту rop@web-canape.com
Было полезно и интересно?
Делитесь этой статьей со своим маркетологом и подписывайтесь на авторский Telegram-канал «Сомелье Маркетинга». Только актуальные исследования и рабочие кейсы.
Вам это может быть интересно:
Хочу сделать сайт!
А из кого у вас состоит команда, которая работает над сайтом?
Татьяна, спасибо, что читаете нас)
На счет вашего вопроса, тут ответ зависит от бизнес-задачи.
Если это условно сайт-визитка для отчетности, то тут команда состоит из менеджера, дизайнера, программиста, контент-менеджера и тестировщика.
Если задача сайта - это лидогенерация, то в процесс подключаются маркетологи, сеошники и т.д.
Если проект предполагает высокие нагрузки, тут еще девопс. Ну и т.д.
У нас все эти люди есть, все работают в штате.
Таня, вроде сайт же вы обновили? Или нужен еще один?)
Кейс. Я бизнес ассистент, совершенно тупой что бы начать свой бизнес, но погружен в бизнес моего шефа, и в его подарки для жены и любовниц. Шеф сказал нам нужен сайт - закажи. Я нашел вас, позвонил
Вы мне А зачем вам сайт? - Шеф поручил заказать
Ваш ответ мне было бы интересно услышать?
Спасибо за вопрос, такой кейс довольно распространенный. В этом случае задача менеджера постараться вытащить из ассистента максимум информации, показать наши кейсы и примеры работ и вывести шефа на созвон.
В противном случае (таких было много), на выходе часто получается сайт, которых хотел бы видеть ассистент, а не шеф. Ну и пошло поехало...
вот мне интересно присылая такие стремные фотки для сайта на что надеется заказчик
Нам это тоже всегда интересно. Аналогично с описаниями товаров, компании и т.д.
Забавно бывает, когда присылают фото сотрудников, а там кто-то из руководителей сфоткан где-то в бане или на огороде)