«Создание ТЗ длиной в год.
Департамент нашего постоянного клиента попросил сделать объём по фикспрайсу. Мол, требования понятны, функционал простой, мы сами нарисуем макеты, вы только сделайте. Собрать ТЗ на „понятные" требования и подписать на них договор удалось только через год (!), ведь у заказчика есть работа, кроме согласования ТЗ, читать большой документ сложно и долго — пока обсуждаешь одну часть документа, забывается другая, через какое-то время нужно отредактировать уже ранее написанные части и т. д.
В итоге через два месяца разработки увольняется один из функциональных заказчиков, а „понятные и простые" требования после уточнения стали настолько сложными, что даже заказчик начал теряться в методике расчёта, которую сам же и предложил».
После подобных кейсов становится ясно, что строгое ТЗ даёт лишь иллюзию контроля. Оценка такого ТЗ по фикспрайсу не имеет смысла.
Неудивительно, что составленные по таким ТЗ коммерческие предложения могут содержать в себе допущения по срокам и качеству.
Одни подрядчики не учитывают реально существующие проблемы (занижают риски). Другие, наоборот, любят «напустить страху», учитывают сложности, которых нет. Проводя тендер, каждый подрядчик будет думать: «Нужно ли мне делать КП на основании ТЗ или стоит переосмыслить его в меньшую или большую сторону?»
Грамотная статья.
Статью не читал, но отвечу на заголовок. Разработка может и должна (на начальной стадии а-ля стартап) быть дешёвой!
Главное найти ребят которые:
А) сделают что бы работало
Б) доделают работу до конца.
Продукт можно и нужно делать из говна и палок, но главное чтобы работало. Все сказанное относится к стартапу и мвп
Вот дешевые ребята вам и сделают, чтоб работало через пень-колоду, а потом пропадут в ответственный момент. В разработке важно не продать картинку и не сделать MVP, а уметь поддерживать и развивать продукт на длинной дистанции инкрементально. Иначе это все баловство и хобби-проекты.
decision maker'ам - то ли на русском хотел написать, то ли на английском. Сами запутались. Эх.
За "decision maker'ов" таким писателям пора уже hand‘ы поотрывать. Share'ите этот пост и ставьте ваши like'сы. 🤦🏼♂️
Спасибо за статью.
Хочется уточнить пару моментов.
Сначала вы упоминаете оценку по принципу "издержки плюс": зарплата, автотесты и тд + маржа = получаем цену. А потом пишете про возврат на инвестиции.
1. Если у меня нет цели вернуть инвестиции, например, в b2b делаю внутреннюю страницу к юбилею компании, хочу порадовать сотрудников, не планирую отбивать эти затраты (или считать возврат инвестиций на радость 😀)
Как вы бы рекомендовали подойти к расчёту цены в этом случае? [мне кажется "издержки плюс" хорошо подойдут в этом случае]
2. Если разработка софта стоит 1млн рублей (по методу издержки плюс, с учётом всех упомянутых вами аспектов), но в одних руках этот готовый софт заработает 500 тысяч, а в других – 40 млн рублей. Должен ли этот софт стоить по-разному?
[заранее поделюсь совими соображениями: кажется, в идеальном мире – нет, не должен, а в реальном – софт начинает стоить заказчику дороже, если на проекте "есть деньги"]
Интересно услышать ваше мнение, спасибо.